ХАКАСЫ (самоназванные тадар), коренной народ в Хакасии (65 421 человек), всего в России 75 622 человек (2002). Доля городского населения 43,3 %, сельского - 56,7 %. Язык хакасский, относится к тюркской группе; им владеют 46 502 человек (61,49 %). Численность хакасов (тыс. человек): 1897 - 42,7; 1926 - 45,6; 1939 - 52,0; 1959 - 56,0; 1970 - 65,4; 1979 - 69,2; 1989 - 78,5; 2002 - 75,6., в том числе в Хакасии - 65,4.
Современная письменность основана на русской графике. Литературный язык сложился главным образом на основе качинского и сагайского диалектов. На хакасском языке издается газета «Хакас чирЬ», литературный альманах «Ах тасхыл», учебники, художественная и публицистическая литература. Верующие - православные и шаманисты.
Хакасы разделяются на 5 этнографических групп: качинцев, кызыльцев, сагайцев, койбалов, шорцев. В 1987 от общей численности хакасов сагайцы составляли 68,1 %, качинцы - 20,6, шорцы - 4,9, кызыльцы - 4,2, койбалы - 2,2 %.
До 1917 хакасы именовались татарами (минусинскими, ачинскими, абаканскими). Постановление об общем для всех наименовании «хакасы» было принято на 1-м съезде коренного населения (6-7 апреля 1917) по инициативе С.Д. Майнагашева. На второмсъезде хакасского народа (20-30 июля 1917) было утверждено решение об образовании союза инородцев Минусинского и Ачинского уезда под названием «хакас». Принятый этноним отождествлял коренных жителей Хакасии с енисейскими кыргызами, которые в китайских источниках династии Тан (IX-X вв.) именуются «хягасы».
Процесс формирования хакасского этноса включает несколько этапов. Начальный, или кыргызский, этап относится к XVII в. В это время идет формирование народности, в состав которой входят близкие по языку и культуре племена и более мелкие родовые единицы. Это объединение возглавлялось кыргызами и носит в источниках название Кыргызской земли. Кыргызы в сношениях с русскими утверждали, что они и их кыштымы (данники) составляют «одни люди, род и племя». В XVII в. Кыргызская земля представляла собой федерацию 4 племенных княжеств: Алтысарского, Алтырского, Езерского и Тубинского. Кочевья кыргызов-алтысаров располагались на обширной территории верхнего течения Чулыма, включая его истоки Белый и Черный Июсы. Центр княжества находился на Белом Июсе, где имелся «каменный городок». Кыштымами алтысаров были кызыльцы, басагары, ачинцы, аргуны, шусты, камлары и другие этнические группы, обитавшие в бассейне Чулыма. Территория Алтырского княжества располагалась в бассейне реки Абакан. Центр владений алтырцев находился на Нине, притоке Уйбата. Их кыштымами были сагайцы, бельтыры, табынцы, кузнецкие татары, кучугуты, часть саянских. Езерское княжество располагалось на левобережье Енисея с центром на реке Ерба. Езерскими кыштымами были арины, ястынцы, тинцы, качинцы, жившие близ Красноярска. Тубинское княжество располагалось на правобережье Енисея. Центр кочевий тубинцев находился на реке Упса (Туба). Им были подвластны байкотовцы, котты, камасинцы, канские татары, койбалы, кайдынцы, кашинцы и другие этнические группы правобережья Енисея.
В начале XVII в. кыргызы находились в даннической зависимости от монгольского государства Алтын-ханов, территория которого находилась к западу от верховьев Селенги и озера Косогол до верховьев Иртыша, с центром у озера Убса-Нур. Политическое влияние алтын-ханов распространялось на Туву и Минусинскую котловину. С появлением русских на Енисее началось постепенное включение в состав русского государства кыргызских кыштымов. Переход под покровительство русского царя избавлял их от многоданничества. Однако на протяжении всего XVII в. многие ясачные волости именуются в документах «немирными», ибо они часто уходили к кыргызам, воевали против русских, отказывались платить ясак. Русские служилые люди закладывают целый яд острогов, в том числе Кузнецкий (1617), Красноярский 1628), Канский (1636), Ачинский (1641). Кыргызы и их кыштымы оказали упорное сопротивление русскому продвижению на юг. После падения государства Алтын-ханов, с 1667 Кыргызская земля попала в зависимость к Джунгарскому ханству. При вооруженной поддержке джунгарских отрядов кыргызы переходят в наступление, нанося значительный ущерб русским городам и поселениям. Такое положение длилось до начала XVIII в., когда в 1703 большая часть населения Кыргызской земли была уведена в Джунгарию. На Енисее наступает успокоение, и русские осваивают Минусинскую котловину. В 1707 закладывается Абаканский острог, в 1718 - Саянский. 20 августа 1727 был заключен с Китаем Буринский пограничный трактат, по которому китайский император признал права России на бывшие владения енисейских кыргызов. Тем не менее вплоть до падения Джунгарского ханства в середине XVIII в. некоторые этнические группы хакасов (бельтиры, часть шорцев) оставались двоеданцами. Они платили ясак и России, и Джунгарии.
На втором, российском этапе (XVIII—XIX вв.) формирование хакасской народности шло на основе сплочения остатков кыргызов (вошедших в состав качинцев, кызыльцев и сагайцев в качестве родов-сеоков), кызыльцев, качинцев, аринцев, койбалов, сагайцев, бельтиров, части шорцев и др. После присоединения хакасской территории к России происходит концентрация ее населения в основном на левобережье Енисея. Койбалы переходят с правобережья Енисея на его левобережье. Часть качинцев переселяется из-под Красноярска на юг, в пределы нынешней территории Xакасии. Однако некоторые племена кыргызских кыштымов (камасинцы, байкотовцы, канские татары и др.) остались на правобережье Енисея, смешались с русскими и ассимилировались в их среде.
В XVIII в. управление хакасами было разделено между воеводскими канцеляриями Красноярска, Кузнецка, Томска. Земли качинцев, аринцев, яринцев, койбалов, кайдинцев оказались подведомственными красноярским властям; сагайцы, бельтиры и другие этнические группы верхних бассейнов Абакана и Томи (жившие к западу от реки Уйбат) отошли к Кузнецку; коренное население верхнего Причулымья (кызыльцы, ачинцы, басагары и др.) причислили к Томску, а затем к Ачинску. Административное расчленение Xакасии закрепляло и углубляло ее раздробленность, затрудняло процессы завершения консолидации хакасской народности.
По административной реформе 1822 хакасы вошли в состав Енисейской губернии (Ачинский и Минусинский округа). Их причислили к разряду кочующих и у них были образованы степные думы: в Ачинском округе — Кызыльская, в Минусинском — Дума соединенных разнородных племен, или Сагайская (позже Аскызская), Качинская и Койбальская. Дума осуществляла административное управление и состояла из административных родов или улусов. В 1858 Койбальская дума была упразднена и население ее на правах административного рода приписано к Думе соединенных разнородных племен. В 1880-е гг. думы стали именоваться инородными управами: Кызыльской, Абаканской (Качинской), Сагайской, или Аскызской. В 1913 после землеустройства инородной управы были преобразованы в волости — Кызыльскую, Усть-Абаканскую, Аскызскую, а население переведено из разряда кочующих в оседлые. На протяжении XIX в. происходили изменения в численности этнических групп хакасов. В 1820-е гг. в общей численности хакасов преобладали качинцы — 36,6 %, сагайцы (с бельтирами) — 32,7, кызыльцы — 22,6, койбалы — 5,1, шорцы — 3 %. К 1897 положение изменилось: численно стали преобладать сагайцы (с бельтирами) — 46,7 %, доля качинцев уменьшилась до 31,3, кызыльцев — до 16,7, койбалов — до 2,7, шорцев — до 2,6 %. Койбалы были частично ассимилированы в среде качинцев и сагайцев. Качинцы, оставшиеся под Красноярском, обрусели.
На 3-м, советском этапе идет дальнейшая консолидация этноса под официальным именем «хакас». Между территориальными группами хакасов сохранялись различия в хозяйственном укладе в зависимости от их расселения по 3 основным географическим зонам — степной, лесостепной и горно-таежной. Качинцы были наиболее выраженными степняками-скотоводами. Койбалы в прошлом, когда жили на правобережье, в лесной зоне, были охотниками, но переселившись на степи левобережья, стали скотоводами. Земледелие у хакасов получило наибольшее развитие у сагайцев, бельтиров, кызыльцев, жителей подтаежной, лесостепной зоны. Обитание в тайге и занятие охотой было характерно для шорской группы хакасов. Они чаще других групп хакасов занимались бортничеством, сбором кедровых орехов и другими таежными промыслами. Особенностью кызыльцев было занятие пчеловодством, а из отраслей животноводства у них получило заметное развитие свиноводства.
В течение XX в. произошла коренная ломка всех видов традиционной деятельности хакасов. Существовавшие ранее скотоводство и земледелие в рамках возникших колхозов и совхозов значительно видоизменились, появились новые отрасли хозяйства. Земледелие, после распашки степей, продвинулось из предгорий в центральную часть Xакасии, недостаток там влаги компенсировался строительством ирригационных сооружений, повсеместно распространялись свиноводство, птицеводство, огородничество, овощеводство. В ходе консолидации исчезли различия и в других сферах материальной культуры. Национальная кухня сохраняется и сейчас, но для нее характерно большое единство по всей территории расселения народа. В любом районе можно встретить один и тот же набор блюд: крупяной суп — чарба егре, ячменный суп — к|че егре, толокно — талиан, кровяную колбасу — хан, напиток из кислого коровьего молока — айран и т. д.
Одежда хакасов представляла собой единый тип еще до начала XX в., однако существовали и некоторые локальные различия в элементах покроя, отделки. Например, женские платья у качинцев имели более широкий подол, чем у сагайцев. На наплечниках и обшлагах рубах у качинцев орнамент вышивался более широкой полосой, чем у сагайцев. Передний подол у хакасских платьев обычно короче заднего, но у качинцев эта разница в длине была заметнее, чем у сагайцев. При повязывании платка на голове качинки делали более широкую складку, чем сагайки. Среди шорцев чаще встречались войлочные полушубки, более удобные для пешей охоты или лыжного хода, чем длиннополые шубы степняков, приспособленные для верховой езды. Однако эти отличия не выходили за рамки единого общехакасского типа одежды. В целом во всех областях материальной культуры наблюдается большое единство в рамках всего этноса, а имеющиеся различия проявляют тенденцию к уменьшению или исчезновению.
Духовная культура хакасов представлена памятниками фольклора. Многообразны его жанры: героического сказания (алыптыи нымахтар) и сказки (нымахтар), легенды и предания (кип-чоохтар), пословицы (с|спектер) и поговорки (чоох-чаахтар), загадки (сиспектер), лирические песни (тахпахтар, ырлар). Наиболее распространенным жанром является героический эпос. Передаваясь изустно из поколения в поколение, героический эпос несет следы различных исторических эпох. В них мы находим борьбу добра и зла, рассказы о жизни и подвиги богатырей. Повествование в эпосе облечено в высокохудожественную поэтическую форму. Xранителями и распространителями героических сказаний, как и многих других жанров фольклора, были сказители-хайджи. Xайджи вел свое повествование речитативным горловым пением (хай), аккомпанируя себе на музыкальном инструменте — чатхане.
Лит.: Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957; История Xакасии с древнейших времен до 1917 г. М., 1993; Кривоногов В.П. Xакасы. Абакан, 1997; Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т. М., 2004. Т. 4.
В.К. Чертыков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей