УСТЬ-КУТ, город областного подчинения в Иркутской области, административный центр одноименного района. Расположен у впадения реки Куты в реку Лену, в 610 км к северо-востоку от Иркутска (воздушным путем). Через город проходит Байкало-Амурская магистраль. Здесь находятся крупный речной порт, аэропорт, железнодорожная станция. С 1631 — Усть- Кутский острог, потом — село Усть-Кут, статус города с 1954. Население (тыс. человек): 1959 — 21,3; 1970 — 33,2; 1979 — 49,6; 1989 — 61,1; 1998 — 59,6; 2002 — 50,0; 2007 — 45,8.
Первые зимовья на «Ленском волоке» с рекой Илим на реку Лену возникли во время похода В. Бугра в 1630. Первое зимовье в устье р. Куты на р. Лене поставлено енисейским атаманом И. Галкиным в 1631 г. Впоследствии зимовье обнесено частоколом, в начале 1640-х гг. поставлен острожек, который в конце XVII в. по чертежу С.У. Ремезова представлял собой четырехугольник, обнесенный острожной стеной длиной в 61 саженей с 1 проезжей башней, стоявшей на стыке восточной и западной сторон. В остроге размещался двор приказчика и государевы амбары. Возле острога находились 10 дворов судовых плотников, 2 двора казаков и двор попа. В 1720-е гг. острог перестроен, по описанию 1736 он стоит над рекой Кутой и имеет обветшалые укрепления кругом в 54 саженей. В 1700 в деревнях Усть-Кутской волости 55 дворов и 408 человека. В 1723 в самом Усть-Куте находилось 10 дворов и проживало 53 человек, в том числе 10 служилых людей и 36 судовых плотников. В 1740-е гг. в остроге жило 78 человек.
Острог поставлен для сбора ясака, но в середине XVII в. являлся только важной ленской пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Илима и Верхней Лены. Это важный транзитный пункт по дороге в Якутск, где строились суда для сплава вниз. Сюда стекалось много торговых людей, ежегодно в сер.единемая устраивалась ярмарка. В 1639 Е. Хабаров в 3 верстах от Усть-Кута основал солеваренный завод, дававший в конце века до 8 тыс. пудов соли в год. По преданию старожилов, в Усть-Куте захоронен Е. Хабаров, вернувшийся сюда после отстройки Албазина. В 1633 в долине реки Лены основаны соляные варницы, в районе которых и разместился будущий город. Усть-Куь стал крупной пристанью, через которую шли грузы с Ишима и Верхней Лены. С XVIII в. в окрестностях Усть-Кута начали добычу меди. В XIX в. основу экономической жизни Усть-Кута составляли хлебопашество, пушной и рыбный промыслы, добыча соли. К 1950 в Усть-Куте была проложена железная дорога. В 1954 в результате слияния поселков Усть-Кут и Осетрово возник город Усть-Кут. В 1962 открыта пристань Осетрово с речным вокзалом. Практически вся жизнь города связана с обслуживанием порта. Здесь также действуют такие организации, как Леналес, ЛЭП Усть-Илимская ГЭС— Коршуниха—Усть-Кут. Роль города возросла в связи с организацией Верхоленского ТПК. В Усть-Куте работают профессионально-техническое училище, речное училище (основано в 1970), Краеведческий музей, Музей истории транспорта. В 3 км от города расположен курорт Усть-Кут (основан в 1925).
Герб утвержден в 1974: в зеленом щите лазоревая перевязь слева, соединяемая в середине с правой лазоревой же полуперевязью. Левая перевязь обременена вверху серебряным якорем с расходящимися стилизованными серебряными же крыльями. Ниже правой полуперевязи черные цифры «1631 г.», в левом нижнем углу щита сидящая куница натурального цвета.
Лит.: Бандо Е.Г. Предбайкалье: Города и районы. кутск, 1976; Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989; Бояркин В.М. География Иркутской области. Иркутск, 1995; Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области. Иркутск, 1998.
Д.Я. Резун, Г.А. Цыкунов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей