ТРАКТ (почтовый) (от немецкого Trakt, от латинскогог tractus - путь, от traho - тащу, волочу), улучшенная грунтовая дорога, соединяющая важные населенные пункты; имела станции (постоялые дворы) и верстовые столбы. По тракту шли регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты (почтовый тракт с почтвыми станциями).
Во второй половине XVIII в. системой почтовых трактов и станций было связано большинство городов Сибири. От Томска в серудине XIX в. шло 37 трактов. Главный из них - Московско-Сибирский (см. Сибирский тракт), протянувшийся от границ Пермской губернии через Тюмень, Тобольск, Томск, Красноярск до Иркутска.
В Западной Сибири трудности для путешественника представляла лишь Барабинская степь, где на протяжении 440 верст дорога шла по болоту. Гати были устроены из тонкого фашинника и прутьев, засыпанных землей и покрытых дерном. Весной и во время осенних дождей гати размокали, повозки вязли в грязи и ломались. Большие хлопоты доставляло также весеннее половодье, когда выходили из берегов не только Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Енисей, Ангара, но и много мелких речек. В такое время на главном тракте до Иркутска насчитывалось 52 речные. переправы. Тура под Тюменью разливалась в ширину на 7 верст, а Обь - почти на 40 верст: от Колывани до станции Дубровинской. Зимой появлялись другие трудности: дорога обычно шла 1 колеей, и встречным было трудно разъехаться. Почтовые ямщики жаловались, что обозные не всегда выполняли правило, требовавшее уступать дорогу почте.
Передвигались по тракту не обязательно на лошадях. Например, по тракту Тобольск-Берёзов (вдоль Иртыша и Оби) летом основную часть пути совершали на небольших почтовых лодках с 1 кормчим и 2 гребцами. Только зимой здесь ездили в повозках. Весной и осенью по тонкому льду 170 верст между станциями Шеркальской и Берёзовом передвигались на нартах, запряженных оленями или собаками.
Другой Сибирский почтовый тракт под названием «Линейный» шел вдоль Киргизской степи, от границ Оренбургской губернии через Омск до Усть-Бухтарминской крепости. Почтовые станции располагались в редутах, форпостах и крепостях на степной границе. Главная часть пути до Усть- Каменогорска проходила по ровной местности. Большие затруднения доставлял разлив Иртыша и озер: затопленные участки приходилось объезжать. На участке от Усть-Каменогорска до Усть-Бухтармы среди горных массивов с крутыми спусками и подъемами почту возили верхом и на небольших тележках. Зимой приходилось пробиваться через глубокие сугробы.
От каждого губернского или областного центра почтовые тракты шли к окружным или уездным городам. Например, от Томска они шли на юг - к Барнаулу, Бийску, Кузнецку. В Восточной Сибири центром почтовых путей был Иркутск. От него тракты веером расходились на Кяхту (к китайской границе), Нерчинский Завод (далее на Шилку и Амур), Якутск (далее до Охотского порта).
Главную трудность при продвижении на восток представлял Байкал. На этом отрезке различались 2 пути - зимний и летний. Зимний проходил по льду Байкала, достаточно прочному на протяжении января-марта. Остальные 9 месяцев в году Байкал приходилось объезжать 200-верстным путем по крутым склонам хребтов Култу-ка, Хамар-Дабана и Шебутуя, через горные речки, сквозь снежные вьюги в горах. На перевале через Хамар-Дабан тракт превращался в тропу, по которой можно было проехать только верхом. Для сокращения этого пути во второй половине XIX в. построили Кругобайкальский тракт. От Верхнеудинска тракты на Кяхту и Нерчинск проходили по благоприятной местности.
Тракт от Иркутска до Якутска в своей основной части, на протяжении 2 тыс. верст, проходил вдоль реки Лены. Летом и зимой проезжали по самой реке, весной и осенью, а также во время ненастной погоды - берегом на верховых вьючных лошадях. За Якутском сообщение становилось более затруднительным. Если от Иркутска до Якутска почта доставлялась раз в 2 недели, то от Якутска до Охотска - раз в месяц, от Охотска до Камчатки - 2 раза в год (летом и зимой).
Почтовая дорога между Якутском и Охотском проходила по горной местности, прорезанной системой рек Амги и Алдана. Лошади для обслуживания редких станций (разнесенных одна от др. на 100—200 верст) пригонялись из далеких якутских улусов. Зимой для переезда от Якутска до станции Алданской ездили на санях лошадьми; далее до Чернолесной — верхом на лошадях; от Чернолесной до Аркинска — верхом на оленях; от Аркинска до Охотска — в нартах, пристегивая к каждой по 12 собак. Почта от Якутска до Охотска проходила летом за 18—26 дней, зимой — за 12—16 дней.
Почтовый обмен между Охотском и Камчаткой летом происходил по морю. Тракт действовал лишь зимой. Отправлялась по нему только легкая корреспонденция (до небольших посылок включительно). Почтовый тракт шел через тундры и горы. Весь путь по почтовому дорожнику составлял 3 766 верст. На нартах с оленями и собаками его проходили за 40—60 дней (перегоны между кочевьями длились 6—12 дней).
При передвижении по сибирскому почтовому тракту на лошадях использовались в основном почтовые кибитки. Зажиточные путешественники ехали в собственных экипажах. С 1830-х гг. стали использовать тарантас. Сидений в нем не было: на дно укладывались перины и тюфяки, а в изголовье — подушки. Пассажир ложился в тарантас и в таком положении совершал большую часть пути. В Сибири славились тарантасы, изготовленные в Казани.
Развивались и способы перевозки. В XVII в. преобладала система езды «на долгих» — без перемены лошадей на протяжении сотен верст. По мере обжи- вания тракта, обустройства станций через каждые 25—30 верст утвердился способ езды «на перекладных» («на почтовых»). Частая смена лошадей позволяла повысить скорость до 10 верст в час летом и до 12 — зимой. Эти цифры устанавливались в качестве официальных ограничений, но могли превышаться по соглашению ямщика и пассажира (до 18 верст в час). В 1787 почта доходила до С.-Петербурга от Красноярска за 64 дня, в сер.едине XIX в. от Иркутска — за 31 день (курьер проделывал тот же путь за 19 дней).
С постройкой Транссибирской магистрали роль Московско-Сибирского тракта снизилась. Однако второстепенные (подъездные) тракты сохранили значение; они существуют и поныне в виде автомобильных дорог.
Лит.: Почта и телеграф в XIX столетии. СПб., 1902; Базилевич К. Почта в России в XIX веке. М., 1927; Гольдфарб С. Иркутская почта: Очерк истории. Иркутск, 1998; Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII—XIX вв. Новосибирск, 2004.
О.Н. Катионов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей