СНАБЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ. В силу отдаленности от экономически развитых районов России население Сибири и Дальнего Востока удовлетворяло потребность в товарах народного потребления во многом за счет снабжения из центра страны. В условиях рыночной экономики этот процесс регулировался в значительной мере стихийно. С установлением советской власти задача Снабжения городского населения восточных районов вошла в перечень повседных забот государства. Экономический кризис начала 1920-х гг. создал ситуацию, когда уровень жизни городских жителей определялся не столько величиной их зарплаты, сколько наличием товаров и услуг, предлагавшихся в системе государственной, кооперативной, частной торговли, а также на «черном», то есть неорганизованном рынке. Постоянный дефицит товаров народного потребления вызывал рост цен, гиперинфляцию и, в конечном счете, административное распределение товаров по карточкам. С введением новой экономической политики карточная система была отменена, разрешена частная инициатива, что позволило жителям Сибири почувствовать некоторое улучшение снабжения. Однако дореволюционный уровень насыщения рынка еще не был достигнут. В 1925 в Сибирском крае товарооборот по товарам народного потребления составил 49% от уровня 1913. Население удовлетворяло свои потребности только наполовину. По ряду товаров этот уровень был еще ниже. Такое положение объяснялось не только недостатками в снабжении, но также низким покупательским спросом. Цены на большинство продуктов были непомерно высоки. По данным ВСНХ, в 1925 покупательская способность сибирского населения, как городского, так и сельского, сократилась в 1,5 раза по сравнению с 1913.
Свертывание нэпа создало новые серьезные проблемы. В снабжении городского населения во многом повторились трудности, наблюдавшиеся в период «военного коммунизма». В стране в конце 1920-х гг. разразился хлебный кризис, вызванный удержанием государством (за счет лимитов) низких закупочных цен. Административное регулирование цен привело к снижению уровня жизни городского населения. В городах Сибири и Дальнего Востока в 1928—29 возникли перебои в снабжении населения продуктами. Резко обострилась ситуация со снабжением хлебом. В июне 1928 в Новосибирске, Славгороде, в городах Кузбасса магазины осаждали толпы народа, очереди от 200 до 1 тыс. человек. В Красноярске в очередь записывались ночью. Среди населения стали распространяться слухи о восстаниях, забастовках, надвигавшейся войне. Весной и летом 1928 наблюдались панические настроения на предприятиях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Трудности со снабжением вызывали ропот и недовольство жителей, о чем постоянно сообщали в верхние эшелоны власти партийные, комсомольские и профсоюзные комитеты. Об этом же говорилось в секретных сводках Объединенного государственного политического управления ОГПУ. Массовые выступления протеста происходили в очередях за хлебом, их зачинщиками и активными участниками выступали в основном женщины. Зачастую недовольные люди от магазина направлялись к зданию, где располагались местные власти, митинговали. Иногда возмущенная толпа даже предпринимала попытки штурма зданий местных администрационных структур. Подобные случаи в 1928 зафиксированы в Барнаульском, Минусинском, Новосибирском, Томском, Славгородском округах.
В 1929 вводится карточная система снабжения городского населения. Скудные нормы выдачи продуктов, очереди также вызывали раздражение жителей. В 1932 была реорганизована вся система снабжения. На крупных предприятиях создавались отделы рабочего снабжения (ОРС), в городах формировались управления, контролирующие рабочее снабжение (УРС). На предприятиях местной промышленности продолжали действовать закрытые рабочие кооперативы (ЗРК). Прошло их укрупнение. В 1933 в Западной Сибири имелось 95 ЗРК и 87 ОРСов и УРСов. В снабжении населения государство декларировало так называемую классовую политику, прежде всего заботу об обеспечении рабочих. Кроме того, отдельные категории людей или отдельные стройки, регионы, важные с точки зрения государства, получали особый статус для снабжения. Так, в начале 1930-х гг. в Кузбасс, в том числе на Кузнецкий металлургический комбинат, направлялось от 50 до 60% продуктов, распределяемых в Западно-Сибирском крае. В целом провозглашалась задача приоритетного снабжения промышленных районов, но в условиях постоянного дефицита товаров народного потребления это оставалось на уровне деклараций. Ускоренный рост городского населения обострял проблемы его снабжения. Так, в конце 1931 в списках снабжаемого населения в городах Западной Сибири числилось 947 657 человек, к концу 1932 контингент вырос почти на 400 тыс. и составил 1341,6 тыс. человек. Несмотря на проведение ускоренной коллективизации крестьянства, позволившей государству аккумулировать в своем распоряжении сельскохозяйственные ресурсы, на протяжении 1-й половины 1930-х гг. не удалось удовлетворительно решить задачи снабжения городского населения Сибири и Дальнего Востока. Более того, в 1932/33 снабжение резко ухудшилось. В «Записке о потреблении рабочих в 1932 г.», направленной ЦУНХУ И.В. Сталину и В.М. Молотову, отмечалось, что в восточных регионах страны наблюдалось значительное сокращение ресурсов центрального снабжения, как продуктов питания, так и других предметов широкого потребления. Поступавших товаров, как правило, было недостаточно для всех, имевших карточки, поэтому ожидание в очередях, сокращение норм выдачи, просроченные, но не отоваренные карточки являлись постоянными спутниками нормированного снабжения. Выдачи по карточкам обеспечивали лишь от трети до половины действительных потребностей. В целом недостатки снабжения превращали удовлетворение насущных потребностей в одну из самых сложных проблем повседнной жизни населения.
В годы Великой Отечественной войны основными источниками поступления продовольствия в семьи горожан являлись: государственная торговля, где продукты приобретались по карточкам; система общественного питания, также включенная в нормированное снабжение; неорганизованный (колхозный) рынок, действовавший на основе свободных цен; личное приусадебное хозяйство (ЛПХ, преимущественно огородничество); самозаготовки (сбор ягод, грибов, дикорастущей зелени и т. д.). Некоторые предприятия выделяли на рабочее снабжение продукты, полученные вне централизованных фондов. В учреждениях государственной торговли и общественного питания приобреталось более 90% хлеба, крупы, макаронных изделий, сахара и сахарина. Преимущественно через столовые выдавались мясные и рыбные продукты, маргарин и прочие жиры, а также сливочное масло и молочные продукты. На неорганизованном рынке из-за высоких цен покупки производились лишь в крайних случаях. Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) служило основным источником поступления картофеля и овощей.
Сложной задачей являлось обеспечение трудящихся промышленными товарами. Их производство резко сократилось. Люди пользовались в основном вещами, приобретенными в довоенное время. Новые товары покупались крайне редко. За 1942—44 в рабочих семьях Сибири приобретение тканей и обуви хотя и увеличилось, но составляло в абсолютных размерах незначительную величину. По существу, это был рост в пределах нищеты. Предметы потребления приобретались как по ордерам в государственной торговле, так и на рынке по спекулятивным ценам. В 1944 рабочие Новосибирска купили на рынке 44% всей обуви, в городах Кузбасса — 66%, в 1945 — соответственно 49 и 74 %. Стоили эти товары очень дорого. Всего в 1942 рабочие семьи в Сибири смогли приобрести в расчете на 1 члена менее 0,5 м тканей, в среднем 1 пару обуви на 3 человек.
В сложных условиях решались проблемы снабжения населения в послевоенный период. Положение усугубила сильная засуха 1946. В стране сохранялась карточная система. Ее отмена в декабре 1947, развертывание государственной торговли способствовали укреплению покупательской силы рубля, расширению торговой сети, росту товарооборота. В Красноярском крае число магазинов в 1949 превысило предвоенный уровень. В Бурят-Монгольской АССР уже в 1948 реализовывалось населению такое же количество мяса и рыбы, жиров и некоторых других продуктов, как и в 1940. Расширение торговой сети продолжалось в 1950-е гг. В 1950 в Сибири насчитывалось 43,2 тыс. торговых предприятий, в 1958 — 52,9 тыс. Однако по снабжению населения продовольствием через государственную торговлю Сибирский регион еще значительно отставал от европейской части страны. Если принять розничный товарооборот в центральных районах СССР за 100%, то в Западной Сибири в 1959 он составил 66, а в Восточной Сибири — 76%.
Изменилось соотношение между основными источниками поступления продовольствия в семьи горожан. Повысилась роль государственной торговли и системы общественного питания. В связи с этим несколько снизилось значение колхозного рынка. Получили развитие коллективное огородничество и садоводство. Уменьшились поступления продуктов животноводства от ЛПХ. К началу 1960-х гг. сложился качественно иной, более высокий, чем в предыдущий период, рацион питания трудящихся. В 1-е послевоенные годы он включал ограниченное число продуктов. Преобладали картофель, хлеб, капуста, крупа. К концу 1950-х гг. мясо, рыба, молоко, сахар и кондитерские изделия стали постепенно входить в ежедневный рацион городских семей.
Развитие государственной торговли способствовало улучшению снабжения населения потребления товарами. В 1950 по сравнению с 1946 рабочие промышленных предприятий Сибири приобрели тканей в 3,2 раза, обуви на 84,5% больше. В 1950-е гг. меняется структура потребления непродных товаров. Покупки хлопчатобумажных тканей несколько уменьшаются, возрастают — шерстяных, шелковых и льняных тканей. Обуви в концу 1950-х гг. приобретается в среднем более 3 пар на 1 человека в год. При этом особенно заметно увеличиваются покупки кожаной обуви и сокращаются — резиновых изделий и валенок. В городах расширилась продажа товаров хозяйственного и культурно-бытового назначения, которые способствовали облегчению домашнего труда, увеличению свободного времени, культурному развитию трудящихся.
В целом в 1950-е гг. стал осуществляться и развернулся в 1960—70-е гг. переход от удовлетворения первостепенных нужд (в продуктах питания, одежде, обуви) к обеспечению широкого круга потребностей городского населения. Потребностный спрос начал ориентироваться не столько на объем, сколько на структуру предложения, повысились требования людей к качеству и ассортименту изделий. Сбалансированность доходов и их товарного обеспечения уже не могла достигаться путем соответствия общей массы товаров и денежных средств, которыми располагали трудящиеся. На повестку дня со всей остротой выдвинулась проблема учета потребностей людей, соответствия структур спроса и предложения.
В условиях рыночных реформ прилавки магазинов заполнились широким ассортиментом товаров, преимущественно импортного производства. Однако высокие цены на них и крайне низкая покупательская способность большинства населения привели к падению общего уровня потребления. В 1990-е гг. в рационе питания сибиряков резко уменьшилась доля мясной и молочной продукции, рыбы. Возросло потребление картофеля и овощей, выращенных на огородных и садовых участках. Многие семьи часто не имели возможности приобрести даже минимальную дневную норму продуктов. Одновременно обеспеченные группы населения достигли высоких потребительских стандартов. Подобная социальная дифференциация сохраняется и в начале XXI в.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей