САМУСЬ IV, поселение эпохи развития бронзы, 1-й половины II тыс. до н. э.
Расположено в черте поселка Самусь, в приустьевой части реки Камышки (правый приток Томи). Открыто в 1954 В.И. Матющенко. Исследовалось с перерывами до начала 1980-х гг., затем в 1990-е гг. Вскрыто более 6 тыс. кв. м площади. Обнаружены материалы степановской, самусьской культур эпохи бронзы, гребенч.-ямоч. историко-культурной общности. Наиболее значимы материалы самусьской культуры. Оригинальный керамический комплекс: ритуальная посуда, украшенная антропо-морфическими фигурами, изображающими птиц и соляр. символами. Предметы, связанные с развитым бронзолитным производством, — литые формы для изготовления ножей, кельтов, наконечников копий и т. д. Мелкая художественная пластика (изображения человека, медведя). Долговременные жилища отсутствуют, множество открытых очагов. Согласно одной из научных версий, памятник является производственным центром со следами культурной практики.
Лит.: Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч. 2 //Из истории Сибири. Вып. 10. Томск, 1973; Косарев М.Ф. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. М., 1974.
Поселение Самусь IV — археологический объект в черте и поблизости от поселка Самусь, крупный западно-сибирский бронзолитейный центр, имеет мировую известность, самый знаменитый из более чем десятка археологических памятников, расположенных на правобережной террасе реки Томи. Именно он дал название своеобразной Самусьской культуре бронзового века (XVI—XIII века до н. э.).
Поселение раскапывалось в 1955-58 гг., 1969-72 гг. В. И. Матющенко, 1995-96 гг. Е. А. Васильевым, всего было вскрыто 6 742 м² культурного слоя. Жители поселения на берегу Томи около 3,5 тыс. лет назад отливали втульчатые наконечники для копий, орнаментированные топоры-кельты, ножи. Отливки делались из привозных слитков в двустворчатых формах, почти полтысячи их обломков найдены в поселении, велось литьё по восковой модели.
Культурные связи с южными соседями повлияли на формирование их мировоззрения, в котором верования охотников и рыболовов переплетались с культурой землевладельцев и металлургов, что нашло отражение в их искусстве. Особенно интересны рисунки на культовых сосудах, многие из которых в оригинальном стиле передают образы людей и животных с символами солнца, огня.
Некоторые исследователи считают кетов потомками носителей Самусьской культуры.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей