Новости

Полярная дорога // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ПОЛЯРНАЯ ДОРОГА («мертвая дорога»), железнодорожная линия Чум—Салехард—Ермаково—Игарка.

Строившаяся в 1947—53 ширококолейная железная дорога (рокада, северная широтная магистраль), призванная улучшить транспортную инфра­структуру и вовлечь в хозяйственный оборот природные ресурсы Севера. Предусматривалось продолжение трассы по направлениям Ермаково—Норильск, Игарка—Якутск— Берингов пролив, в перспективе — ряд ответвлений от ма­гистральной линии на Полярное и Тихоокеанское побережья. Ранее, в 1930-е гг., на Азиатском Севере СССР от Тайшета до Чукотки и Колымы были созданы предприятия союзного значения: горно-металлургический комбинат в Норильске, ле­соэкспортная Игарка, «Дальстрой». В годы Великой Отечественной войны и послевоенный период в Печорском бассейне в несколько раз выросла добыча каменного угля, на Ухте — нефти. Отсутствие постоянно действующих путей сообщения увеличивало расходы этих предприятий на перевозки грузов.

Первоначально планировалось построить в Обской губе в районе мыса Каменного пункт морского базирования (порт, судоремонтный завод, жилой поселок), а также железную дорогу от Воркуты к порту. В марте 1947 развернулись поле­вые изыскательные работы. 22 апреля 1947 Совет министров СССР поручил Министерству внутренних дел (МВД) строительство железной дороги Чум—Лабытнанги. В системе МВД создали Северное управление железнодорожного строительства № 501 (расформировано 12 февраля 1954). На 1-м участке станции Чум — станция Лабытнанги рабочее движение открыто в декабре 1948.

В ходе изысканий выяснилось, что строительство порта в районе Обской губы неосуществимо по причине ее мелководности и невозможности создания стабильного фарватера. В январе 1949 Совет министров СССР постановил изменить направление трассы. Теперь ее решили проложить через Салехард, Надым, Ермаково к Игарке с сооружением порта в районе последней и далее, в перспективе, до Норильска. Ориентировочная стоимость строительства № 503 железная дорога Чум—Салехард—Ермаково—Игарка протяженностью 1 482 км с паромной переправой через Обь и Енисей составляла 6 508 млн руб.

Строительство линии Салехард—Ермаково началось в марте 1949 со стороны Салехарда до станции Пур и в августе 1949 от Ермаково до станции Пур. Трасса проходила в приполярной тундре с небольшими отклонениями от Полярного круга к северу и югу. Проект был рассчитан на пропускную способность 6 пар поездов в сутки, с годовым грузооборотом по 1 млн т грузов в каждую сторону. Предусматривались простейшие решения мостовых переходов: малые мосты и трубы в основном деревянные, только на больших реках — на бетонных опорах с металлическими пролетными строениями. Пути предусматривалось укладывать старогодними рельсами.

После смерти И.В. Сталина Совет министров СССР принял предложение Л.П. Берии прекратить сооружение 20 объектов, в их числе линии Чум—Салехард—Ермаково—Игарка. Всего к началу 1953 на строительстве линии Чум—Салехард—Игарка освоено 3623,9 млн руб. капиталовложений, уложено 887 км главного пути. Численность спецконтингента на стройке № 501 достигала 45 702 человек (в 1947), № 503 — 29 832 человек (в 1949).

Лит.: Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: В 2 т. Омск, 2004. Т. 2; Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930—1953. М., 2005.

В.В. Ламин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири