ПОЛЯРНАЯ ДОРОГА («мертвая дорога»), железнодорожная линия Чум—Салехард—Ермаково—Игарка.
Строившаяся в 1947—53 ширококолейная железная дорога (рокада, северная широтная магистраль), призванная улучшить транспортную инфраструктуру и вовлечь в хозяйственный оборот природные ресурсы Севера. Предусматривалось продолжение трассы по направлениям Ермаково—Норильск, Игарка—Якутск— Берингов пролив, в перспективе — ряд ответвлений от магистральной линии на Полярное и Тихоокеанское побережья. Ранее, в 1930-е гг., на Азиатском Севере СССР от Тайшета до Чукотки и Колымы были созданы предприятия союзного значения: горно-металлургический комбинат в Норильске, лесоэкспортная Игарка, «Дальстрой». В годы Великой Отечественной войны и послевоенный период в Печорском бассейне в несколько раз выросла добыча каменного угля, на Ухте — нефти. Отсутствие постоянно действующих путей сообщения увеличивало расходы этих предприятий на перевозки грузов.
Первоначально планировалось построить в Обской губе в районе мыса Каменного пункт морского базирования (порт, судоремонтный завод, жилой поселок), а также железную дорогу от Воркуты к порту. В марте 1947 развернулись полевые изыскательные работы. 22 апреля 1947 Совет министров СССР поручил Министерству внутренних дел (МВД) строительство железной дороги Чум—Лабытнанги. В системе МВД создали Северное управление железнодорожного строительства № 501 (расформировано 12 февраля 1954). На 1-м участке станции Чум — станция Лабытнанги рабочее движение открыто в декабре 1948.
В ходе изысканий выяснилось, что строительство порта в районе Обской губы неосуществимо по причине ее мелководности и невозможности создания стабильного фарватера. В январе 1949 Совет министров СССР постановил изменить направление трассы. Теперь ее решили проложить через Салехард, Надым, Ермаково к Игарке с сооружением порта в районе последней и далее, в перспективе, до Норильска. Ориентировочная стоимость строительства № 503 железная дорога Чум—Салехард—Ермаково—Игарка протяженностью 1 482 км с паромной переправой через Обь и Енисей составляла 6 508 млн руб.
Строительство линии Салехард—Ермаково началось в марте 1949 со стороны Салехарда до станции Пур и в августе 1949 от Ермаково до станции Пур. Трасса проходила в приполярной тундре с небольшими отклонениями от Полярного круга к северу и югу. Проект был рассчитан на пропускную способность 6 пар поездов в сутки, с годовым грузооборотом по 1 млн т грузов в каждую сторону. Предусматривались простейшие решения мостовых переходов: малые мосты и трубы в основном деревянные, только на больших реках — на бетонных опорах с металлическими пролетными строениями. Пути предусматривалось укладывать старогодними рельсами.
После смерти И.В. Сталина Совет министров СССР принял предложение Л.П. Берии прекратить сооружение 20 объектов, в их числе линии Чум—Салехард—Ермаково—Игарка. Всего к началу 1953 на строительстве линии Чум—Салехард—Игарка освоено 3623,9 млн руб. капиталовложений, уложено 887 км главного пути. Численность спецконтингента на стройке № 501 достигала 45 702 человек (в 1947), № 503 — 29 832 человек (в 1949).
Лит.: Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: В 2 т. Омск, 2004. Т. 2; Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930—1953. М., 2005.
В.В. Ламин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей