ОКРУГАМИ СИБИРСКИМИ УПРАВЛЕНИЕ. Округа — административно-территориальная единица, введенная в Сибири в ходе реформы 1822 вместо уездов (иногда вместо термина «округа» используют «округ»; исходя из сложившейся практики, их можно рассматривать как синонимы). По мнению М.М. Сперанского, сложность и объем дел на окружном уровне (после волостного) возрастает, для этого должны быть созданы соответствующие учреждения: окружный суд, земский суд и казначейство. Вместе с тем не все вопросы могут решаться в рамках одного ведомства, они требуют объединения усилий всех управленческих структур. В связи с этим М.М. Сперанский предложил образовать общее окружное управление из руководителей учреждений административных, судебных и хозяйственных ведомств.
При этом должна учитываться численность населения округи; все округи (бывшие уезды) Сибири разделялись на 3 группы: многолюдные, средние и малолюдные, для установления в каждой особого набора учреждений, а в некоторых случаях — и образования отделения с особой администрацией. В Тобольской губернии к многолюдным округам относились: Тюменская, Тарская, Ишимская; к средним — Тобольская (с Деньщиковским отделением), Берёзовская (с Обдорским, Кондинским, Сургутским отделениями), Туринская (с Пелымским отделением), Ялуторовская, Курганская и Тюкалинская; малолюдные округи отсутствовали. В Томской губернии к многолюдным округам относились: Томская (с Тогурским, Чарышским, Бухтарминским отделениями) и Каинская; к средним— Кузнецкая, Колыванская, Чарышская и Барнаульская; малолюдные округи отсутствовали. В Енисейской губернии многолюдной была Енисейская (с Туруханским и Богучанским отделениями); средняя — Ачинская, Красноярская и Канская; малолюдный округ нет. В Иркутской губернии многолюдными были Нижнеудинская, Верхнеудинская и Нерчинская; средней - Иркутская, Киренская. В Омской области (до 1838) многолюдные - Омская, Петропавловская, Семипалатинская и Усть-Каменогорская. В Якутской области многолюдные округи отсутствовали, а к средним относилась только Якутская округа; к малолюдным - Олёкминская, Верховилюйская, Верхоянская и Среднеколымская. Особая структура вводилась в Троицкосавском пограничном управлении: общее окружное управление - пограничный начальник и присутствие (советник и 6 заседателей из казачьих чинов). В состав окружного управления входили Цурухайтуйское, Хороцайское и Тункинское отделения, которыми управляли пограничные приставы. В дальнейшем в структуру округ, их отделений и названий вносились изменения. В 1854 создаются Семипалатинская область и Область сибирских киргизов (в 1868 переименована в Акмолинскую область).
Управление многолюдными округами состояло из общего и частного. Общее, помимо окружного начальника, включало коллегиальный окружной совет и канцелярию. Введение таких советов должно было, по мнению М.М. Сперанского, ограничить произвол должностных лиц - глав генерал-губернаторств, губернских, областных, городских и окружных управлений. В окружной совет входили земский исправник, окружной судья, казначей, землемер, окружной лекарь, окружной стряпчий и представители от городского управления, к которым относились частные управы, медицинская часть, хозяйственное управление (городская дума), полицейское управление в лице городничего. Частное управление в многолюдных округах включало окружной суд, земский суд (по-прежнему больше административное, чем судебное учреждение), казенное управление (казначейство, землемерная часть и соляное управление), медицинская часть и прокурорские дела. В средних округах общее управление не создавалось, а действовало только частное. К нему относились: окружной суд (присутствие, состоящее из окружного судьи и 2 заседателей, и канцелярия из 5 штатских служащих и низших канцелярских служителей); земский суд, который контролировал деятельность органов крестьянского самоуправления, доводил до сведения населения указы властей и осуществлял другие административные функции. В его состав входило присутствие (земский исправник и 3 заседателя), а также канцелярия (6 человек). Казенное окружное управление состояло из казначейства и землемерной части. Медицинское управление включало окружного лекаря, старшего и младшего учеников и младшую повивальную бабку, канцелярских служителей. Наконец, в состав прокурорских дел входил окружной стряпчий. В отделениях округ все управленческие функции (прежде всего административного плана) возлагались на отдельного заседателя, который подчинялся окружному земскому суду, и 2 писцов. Так же просто строилось управление в малолюдных округах, где практически вся власть находилась в руках земского исправника.
Одним из главных учреждений в системе окружного управления стал земский суд, особенно после создания Министерства государственных имуществ в ходе реформы П.Д. Киселева, которая в Сибири шла медленно. Суды приводили в исполнение распоряжения казенных палат по управлению крестьянами и аборигенным населением, а в некоторых округах и поселенцами. На них возлагались обязанности: распределение ссыльных и надзор за ними; производство дел и вынесение окончательных решений по преступлениям ссыльных и бродяг. Введение системы окружного управления сопровождалось значительными трудностями. Например, окружные советы, созданные менее чем в половине сибирских округ, не смогли существенно ограничить произвол чиновников. Как отмечалось в материалах ревизий, надзор за деятельностью окружного управления не был обеспечен, т. к. оно само за собой надзирать не могло, а надзора стряпчего явно недостаточно. В Западной Сибири окружные управления не имели распорядительной власти, ограничивались представлением именных ведомостей по нерешенным делам во все окружные присутственные места, эти дела подолгу не рассматривались.
Значительные изменения в систему внесены во второй половине XIX в. в связи с отменой крепостного права. Функции мировых посредников в Сибири (кроме горных округов) возлагались на земских заседателей, а уездных мировых съездов - на особые присутствия в составе окружного судьи (председатель), исправника, окружного стряпчего и казначея. Такой порядок сохранялся в Иркутском и Приамурском генерал-губернаторствах, а в Томской и Тобольской губерниях в 1883 для надзора за крестьянским самоуправлением были введены специальные чиновники по крестьянским делам и окружные по крестьянским делам присутствия, состоявшие из чиновников по крестьянским делам и исправника. С 1898 в систему уездного управления введены должности крестьянских начальников, аналогичные земским начальникам Европейской России. Крестьянские начальники осуществляли также надзор за аборигенным населением и волостными судами. Закон от 8 марта 1904 предоставлял им право отстранять от должности письмоводителей инородных управ, определял порядок рассмотрения уездными съездами крестьянских начальников дел, решенных волостными и сельскими судами и волостными управами. В целом система окружного управления (в конце XIX в. вновь введено понятие «уезд»), созданная «Сибирским учреждением...», на протяжении XIX в. эволюционировала и постепенно принимала форму уездного управления в Европейской России.
Лит.: По записке ген.-ад. Анненкова об окружном или уездном управлении в Сибири. 1852; Корф М.А. Жизнь графа Сперанского, СПб., 1861. Ч. 1, 2; Вагин В.И. Исторические сведения о деятельности М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 г.: В 2 т. СПб., 1872; Прутченко С.М. Сибирские окраины: В 2 т. СПб., 1899; Дамешек Л.М. и др. М.М. Сперанский: Сибирский вариант имперского регионализма (к 180-летию сибирских реформ М.М. Сперанского). Иркутск, 2003.
Е.В. Зубов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей