НАЛОГИ КОСВЕННЫЕ, налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков. Основные формы косвенных налогов — государственная фискальная монополия, акциз и таможенная пошлина. Достоинством косвенных налогов является способ их сбора: налог включается в цену товара или услуги, что затрудняет появление недоимок. Падая большей частью на предметы широкого потребления, косвенные налоги ложатся особенно тяжело на бедные слои населения, в расходах которых они составляют большую долю, чем в расходах богатых.
Наиболее доходным для бюджета объектом косвенного обложения традиционно выступал алкоголь. Первой формой взимания питейного дохода стала государственная монополия. Оставляя только за собой право продажи товара, государство получает возможность включать в его цену любую надбавку к себестоимости. При этом производителем вина могут выступать как государство, так и частные предприниматели. В России алкогольная монополия существовала уже при Иване III, во второй половине XV в. Частное производство и потребление вина разрешалось лишь в связи с праздниками при условии уплаты пошлины («явки»). Ограничения этого периода преследовали главным образом задачу сокращения пьянства.
Фискальная сторона дела выходит на 1-й план при Иване Грозном, после того как в 1552 начали появляться «государевы кабаки» — казенные заведения, предназначенные исключительно для употребления спиртных напитков. Частная продажа алкоголя преследовалась под именем корчемства. На начальном этапе (а в Сибири — на протяжении всего XVII и начало XVIII в.) государство в основном само осуществляло собственную монополию в форме «верной» продажи. Заведование кабаками возлагалось на выборных голов и целовальников, исполнявших эти обязанности «по доверию» общества, в качестве общественной обязанности. При «верной» системе каждая крестьянская или городская община обязывалась продать определенное количество вина и тем обеспечить государству известный доход. Возможный недобор этой суммы (при недостаточных объемах торговли) покрывался общиной в целом или выборными из собственного кармана. Поэтому общества старались заменить «верную» продажу сдачей винной торговли в откуп частному лицу.
Откупная система подразумевала проведение торгов, победитель которых гарантировал государству уплату заранее оговоренной суммы, а взамен получал право на весь доход, который он получит сверх цены откупа. Стремясь к увеличению этого дохода, откупщик оказывался заинтересован во всемерном развитии винной торговли. Поэтому считалось, что откупная система способствует распространению пьянства. На протяжении второй половины XVII в. она дважды запрещалась (решением Земского собора 1652 и указом 1681), однако восстанавливалась: в 1663 — частично, в 1705 — в качестве преобладающей системы. Государство уже не могло рисковать винным доходом. Накануне Петровских реформ он обеспечивал около четверти государственного бюджета.
Видя успех винного налога, правительство царя Алексея Михайловича попыталось перенести на косвенные налоги основную тяжесть обложения. В 1646 ряд налогов прямых был заменен соляным налогом, цена соли резко повысилась. Однако собрать расчетную сумму не удалось (поскольку потребление соли сократилось), возник дефицит бюджета. Поэтому в 1647 правительство вернуло прежнюю систему обложения (при этом попытка собрать «недоимки» прямых налогов за время действия соляного налога привела в 1648 к крупному восстанию в столице, известному как Соляной бунт). Тем не менее пошлины с продаваемой соли сохранились.
В правление Алексея Михайловича состоялись также 2 реформы системы торговых пошлин. Издавна в России существовали «осмничее», «мыт», «шестовое», «головщина», «мостовщина», «перевоз», «явка», «гостиное», «поамбарное» и другие подобные пошлины. Они взимались при перевозке, складировании и продаже товаров. Главной из этих сборов была таможенная пошлина (от татарского «тамг» — клеймо, налагаемое при продаже товара). Таможни существовали во всех городах, торговых селах, на ярмарках и взимали деньги с любых торговых операций. В каждой таможне были свои ставки, нередко различные для местных и иногородных торговцев. В Сибири во второй половине XVII в. взималось до 30 торговых, проезжих и т. п. пошлин. Из них крупнейшая — «десятая пошлина» (10 %), единая для всей территории Сибири. Она взималась с продажи привозных и местных товаров, а также с «явки денег» на покупку пушнины и других местных товаров, с «явки мехов», предназначенных к вывозу из Сибири. Во второй половине XVII в. произошла унификация торговых сборов. Таможенная уставная грамота 1653 и Новоторговый устав 1667 заменили все прежние налоги с торговли единой «рублевой пошлиной». Одновременно было положено начало системе отдельного обложения внешней торговли. Прежде русские и иностранные торговцы облагались пошлинами (как на внутренней, так и на внешней таможнях) одинаково. Упомянутые законы 1653 и 1667 закрепили более высокое обложение иностранных купцов: суммарные пошлины с них достигали 13 % цены товара против 5 % для русских.
В Сибири унификацию системы таможенных пошлин завершил указ 1698. Сократив число торговых налогов, указ одновременно закрепил обособленность Сибири. Он предписал взимать «десятую пошлину» за каждую торгово-промышленную операцию: покупка, продажа, ввоз в Сибирь или вывоз из нее. Привозные товары облагались пошлиной в одной из таможен на границах Сибири, а затем при их продаже населению или перепродаже другому купцу. Товары местного производства облагались при их продаже производителем («за промысел») и при вывозе («за перекуп»).
Новый импульс развитию косвенных налогов дал Петр I, преобразования которого требовали роста государственных доходов. В 1705 была восстановлена откупочная система взимания питейного сбора. Занялось государство и регулированием цен на соль, что в 1705 вылилось в государственную монополию. Промышленников обязали сдавать всю соль государству, которое продавало ее с двукратной наценкой. Новым объектом обложения стал табак, употребление которого разрешили в 1697. С 1698 монополией на торговлю табаком располагали иностранцы, в 1705 она перешла к государству. Торговля велась сначала на «верной» основе (через кабацких бурмистров и целовальников), затем — через откупщиков.
В 1724 вступил в действие первый российский таможенный тариф — систематизированный по группам товаров перечень пошлин, взимаемых государством с ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров. Если Устав 1667 заботился в основном лишь о защите отечественных купцов, то в Тарифе 1724 отчетливо проявляется идея протекционизма - охраны отечественных производителей. Для этого устанавливались высокие пошлины (до 75 % стоимости товара) на привозную продукцию отраслей, развитие которых император считал необходимым внутри страны. В то же время экспортные пошлины ограничивались 3 %.
Ближайшие преемники Петра I предприняли несколько мер, направленных на смягчение государственного регулирования и имевших разную степень успешности. В 1727 табачная монополия сменилась вольной продажей табака с уплатой акциза. В 1728 отменили и соляную монополию (с сохранением государственного регулирования цен), однако в 1731 пришлось ее восстановить. В том же 1731 произошел пересмотр таможенных ставок в сторону понижения. В целом система косвенных налогов четверть века после Петра I оставалась неизменной.
Значительное повышение роли косвенных налогов в бюджете страны связано с деятельностью П.И. Шувалова, фактического руководителя правительства в течение большей части правления Елизаветы Петровны. С конца 1740-х гг. косвенные налоги стали основным средством покрытия растущих расходов государственного бюджета. В конце царствования Петра I (1724) основным источником налоговых доходов бюджета выступала подушная подать (62,3 %), на косвенные налоги приходилось 37,4 % (из них питейный доход — 13,1 %, соляной — 8,9, таможенный — 15,7 %). Это соотношение примерно сохранялось в 1749; по итогам же правления Елизаветы в 1763 доля подушной подати спустилась (несмотря на абсолютный рост сборов) до 41,9 %, а косвенных налогов— выросла до 58,1 % (питейный — 32,3 %, соляной - 11,1, таможенный - 14,7 %).
Помимо неоднократного повышения сборов происходило укрепление откупной системы и утверждение в ней дворянского преобладания. В 1749 восстановилась табачная монополия (отданная в откупа). В 1753 Сенат разрешил помещикам, наряду с купечеством, брать на откуп питейные сборы. На следующий год последовало установление монополии дворян на производство вина, а в 1755 дворяне получили право без торгов брать в откуп те районы, куда поставляется вино с их заводов. За счет этого питейные откупа перешли от купцов к дворянам.
Основную выгоду из этого извлекли П.И. Шувалов и его компаньоны, сосредоточившие в своих руках львиную долю откупов по всей стране (в том числе за Уралом). Приближенный Шувалова, купец Шемякин, взял в откупочное содержание и таможенные пошлины (речь идет только о внешних таможнях, поскольку внутренние указом 1753 были уничтожены). Откуп Шемякина не распространялся на таможни по азиатской границе, для которых в 1762 издали особый тариф. Он оказался близок к общероссийскому тарифу 1757, и все же пошлины для торговли российско-азиатской устанавливались ниже, чем для европейской. Это оказало благотворное влияние: в 1760 Кяхтинская таможня, через которую шла основная торговля с Китаем, обеспечивала 20,4 % таможенных поступлений всей страны, в 1775 — 38,5 %.
С приходом к власти Екатерины II налоговая политика стала меньше учитывать корыстный интерес правителей, больше - интересы государственного бюджета и страны в целом. После неоднократных снижений казенной цены на соль из бюджета исчез соляной доход. Заботясь о здоровье народа, правительство пошло даже на допущение убытка от соляной торговли. В 1765 вышел манифест «об отдаче питейной продажи с 1767 на откуп во всем государстве», который восстановил конкурсную систему отдачи откупов.
С другой стороны, этот же манифест закрепил откупочную систему почти на всей территории государства (кроме западных губерний, находившихся на особом положении). К концу XVIII в. она действовала следующим образом. Сдача откупов производилась с торгов, раз в 4 года. Откупочная сумма определялась исходя из поступлений предыдущего года с добавлением некоторой суммы по согласованию правительства и откупщика. Третью часть годового платежа он обязывался внести сразу; остальное - после продажи вина. В пользовании откупщика оказывались все принадлежавшие казне кружечные дворы, питейные дома, магазины, а также право неограниченно открывать новые питейные заведения. Предельную цену продаваемого в них алкоголя устанавливало государство. Доход казны при этом получался за счет надбавки к себестоимости вина, передаваемого откупщику; прибыль откупщика - за счет разницы между ценой покупки у государства (или частников) и твердой розничной ценой. Размер прибыли откупщика прямо зависел от объема продаж.
Правление Александра I принесло разнообразные попытки либерализации косвенных налогов. Министр финансов Д.А. Гурьев попытался перевести их на акцизную систему. Указ 1811 разрешил, наряду с государственной, вольную продажу соли частным лицами при условии уплаты акциза (Устав о соли 1818 закрепил этот порядок). В некоторых регионах отсутствовал даже акциз: в Западной Сибири соляной налог взимался только на территории «акцизной полосы», а в Киргизской степи (Казахстан) соль добывалась бесплатно и облагалась налогом только при вывозе в акцизную полосу.
Переход к акцизной системе планировался и в питейной отрасли. Для начала Д.А. Гурьев решил восстановить казенное заведование государственной монополией (ликвидировать откупа). Согласно Уставу о питейном сборе 1817, заготовкой и оптовой продажей вина занималось исключительно государство, устанавливавшее единую цену. Розничная продажа отдавалась в руки частных лиц, плативших государству сбор за право торговли. Эта система относилась к 20 центральным губерниям Европейской России, однако и за Уралом на деле существовало нечто подобное - гибрид «верной» системы и откупов, при котором государство обходилось без откупщиков, однако лица, отвечавшие за исполнение государственного дохода, материально поощрялись, чтобы эта служба не была для них убыточной.
В 1816 началось снижение таможенных пошлин. При Екатерине II и Павле I таможенный тариф пересматривался трижды (1766, 1782, 1797), но общая протекционная направленность сохранялась. Напротив, тариф 1819 оказался весьма мягким. Это привело к банкротству некоторых фабрик, вследствие чего уже в 1822 последовало издание нового, резко протекционного тарифа. Один из товаров, подвергшихся особенно высокому обложению по тарифам конца XVIII в. и начала XIX в. — чай, ввозимый через европейскую границу. С 1822 его ввоз вовсе запретили. Таким способом правительство стремилось поощрить ввоз чая через Кяхтинскую таможню (торговля в Кяхте, где Китаю сбывались русские промышленные изделия, считалась исключительно выгодной для страны). И действительно, ввоз чая с 1800 по 1840 увеличился в 5,2 раза; в 1825 он обеспечивал 90 % кяхтинского импорта.
В 1826 вышел новый тариф, дополнительно усиливший протекционистские ставки. Это произошло уже в бытность министром финансов Е.Ф. Канкрина — человека, склонного по части финансов к осторожности, но не отступающего перед необходимостью реформ. В 1827, убедившись, что восстановленное его предшественником казенное управление винной продажей вызвало снижение питейного дохода, Канкрин восстановил откупочную систему. С 1847 она существовала под названием акцизно-откупного комиссионерства. Суть реформы 1847 сводилась к установлению государственного контроля над объемом вина, который откупщик продает сверх обязательной нормы. Половина прибыли от этой избыточной продажи переходила государству. Так Министерство финансов смогло преодолеть один из ключевых пороков откупочной системы, как правило, не позволявшей государству узнать размер прибыли откупщика.
Единственная отрасль, где при Канкрине состоялся переход к акцизной системе, — табачная торговля. В 1838 государство отказалось от монополии на его продажу, установив взамен акциз с готовой продукции (нюхательный и курительный табак). Акциз уплачивался производителями при выпуске табака с фабрики.
Временем серьезных перемен в системе косвенных налогов стало правление Александра II. Еще в 1845, вскоре после отставки Канкрина, началось снижение таможенных ставок. Оно продолжилось в 1850, когда вышел новый таможенный тариф. Следующие снижения тарифа в 1857, 1859 и 1861 затрагивали прежде всего чугун, железо, станки и оборудование, т. е. нацеливались на развитие промышленности. В то же время играли роль и общие теоретические соображения: весьма распространилось фритредерство - доктрина свободной торговли. Тариф 1868 дополнительно облегчил пошлины для тех товаров, ввоз которых не вредил отечественной промышленности. Режим беспошлинной торговли (порто-франко) установился в 1856—1862 на Дальнем Востоке.
В 1861, стремясь расширить потребление чая в народе, правительство разрешило ввоз его через европейские порты. Пошлины на чай здесь были установлены более высокие, чем в Кяхте, чтобы возместить преимущество более дешевого морского пути. Тем не менее морской импорт чая быстро превысил объемы ввоза его через Сибирь. Чай стал первым по доходности объектом таможенного сбора России. Пошлины на него колебались от 38 до 185 % стоимости.
Важнейшим событием стал закон 1860 об отмене откупов. Значительное распространение пьянства и злоупотребления, связанные с откупами, привели в 1858 к массовым крестьянским антиалкогольным выступлениям в ряде губерний. Положение о питейном сборе 1861 (вступившее в действие с 1863) установило акцизную систему. Акциз взимался не с готовой продукции, а с производителя алкоголя в зависимости от его производственных мощностей, производительности выкурки спирта и объема использованного сырья (измерением этих показателей занимались чиновники акцизного надзора). Частное производство алкоголя и прежде облагалось пошлиной, которая иногда именовалась акцизом. Но в условиях государственной монополии к цене продукта, уже содержащей акциз, все равно могла устанавливаться любая надбавка. Таким образом, исчисление акциза являлось налогом не с потребления, а с производства. Главное же изменение реформы 1861 состояло в отмене государственной монополии и допущении свободной торговли алкоголем. После этого акциз остался единственным средством вмешательства государства в цену товара - следовательно, именно в нем содержался государственный налог на потребление.
Так акцизная система стала во второй половине XIX в. господствовать в системе косвенных налогов. В форме акцизов возникали и новые косвенные налоги, связанные с распространением новых товаров. В 1848 появился акциз со свеклосахарного производства. Изначально он исчислялся с предполагаемого объема производства в зависимости от производительности оборудования и качества сырья. По правилам 1881 стал рассчитываться исходя из веса готового сахара.
В 1872 состоялась отмена государственная монополии на добычу и переработку нефти, и сразу последовало установление акциза «с фотогенового производства». 5 лет спустя (1877) его отменили в целях содействия нефтяной промышленности. Но в 1888 появился акциз «с осветительных нефтяных масел», т. е. все с того же керосина, активно вытеснявшего крестьянскую лучину.
Акциз «с зажигательных спичек» на первом этапе его существования (1849—60) имел полицейскую цель. С 1888 он вновь действовал, теперь — из фискальных соображений. В казну акциз поступал от производителей в зависимости от объема выпускаемого с фабрики товара. Кроме того, действовали акцизы с папиросных гильз и с разрезанной папиросной бумаги.
Последней реформой Александра II стала отмена соляного налога, привлекшая не меньшее внимание современников, чем ликвидация винных откупов. Налог, основной тяжестью ложившийся на крестьянство, перестали взимать с 1881. Основанием для этого стала необходимость соли для народного здоровья и для развития скотоводства.
Либеральные реформы Александра II удовлетворили ожидания общества, однако со временем потребовалось внесение поправок. Уже в 1877 состоялось 1-е повышение таможенного тарифа - из соображений борьбы с дефицитом бюджета. С этого же года стали повышаться пошлины по отдельным, прежде льготным, статьям (паровозы, чугун, железо, сталь). В дальнейшем такого рода повышения стали регулярными. Они объяснялись вновь вошедшим в силу протекционистским подходом, главным сторонником которого среди министров второй половины XIX в. считается И.А. Вышнеградский. Он добился принятия тарифа 1891, ставшего апогеем протекционизма. Его введение вызвало таможенную войну с Германией (1893—94), состоявшуюся уже в министерство С.Ю. Витте и завершившуюся взаимными уступками.
Питейная реформа 1861 первоначально дала благоприятный финансовый результат: винный доход рос такими же темпами, что и бюджет в целом. Однако во второй половине 1880-х гг. наблюдалось замедление роста винного дохода, снизилась и его доля в доходах бюджета. Ответом правительства стало восстановление в 1894 винной монополии. Спирт и водка изымались из частной продажи. Они могли продаваться только в казенных винных лавках, независимо от того, на каком предприятии (казенном или частном) изготовлены. В Европейской России монополия постепенно вводилась с 1895, на Сибирь распространилась в 1902—04 (не введена в Амурской, Приморской, Камчатской и Сахалинской областях). Повсеместно сохранились акцизы на пиво, портер, виноградное вино и брагу, на которые монополия не распространялась. Винная монополия Витте обеспечила возобновление роста питейного дохода, который, правда, отставал от темпов роста бюджета.
Так сформировалась система косвенных налогов, с которой империя Романовых подошла к своему кризису. В 1913 косвенные налоги (включая прибыль от винной монополии, что составляло особую статью бюджета) обеспечили 40,2 % государственных доходов и в 5 раз превзошли сумму сбора прямых налогов. В частности, табачный доход составил 78,8 млн, акциз с папиросных гильз и папиросной бумаги - 4,8 млн, с сахара - 149,2 млн, нефти — 48,6 млн, спичек — 20,1 млн, таможенный доход — 352,9 млн, сборы с питей (не подверженных монополии) — 53,7 млн руб., доход от казенной винной операции — 899,3 млн, расход на нее же - 235 млн.
Значительная бюджетная доля алкогольных поступлений отрицательно сказалась после введения с началом Первой мировой войны (1914) «сухого закона». Пытаясь возместить эту потерю, правительство в годы войны неоднократно повышало остальные налоги. Появился акциз на чай, а также временный налог на русский и персидский хлопок, перевозимый по железной дороге (американский хлопок в это время почти исчез с российского рынка).
Советская власть, национализировавшая крупное производство, в ноябре 1918 заменила акцизы начислениями к цене соответствующих товаров (и пополнила их перечень, в частности, нитками и тканями). Убедившись, что эти начисления сводятся к бухгалтерским расчетам между различными государственными учреждениями, в январе 1920 отменили и начисления.
Восстановление налоговой системы началось с переходом к новой экономической политике. Система косвенных налогов, установленная в начале 1920-х гг., напоминала дореволюционную, но оказалась несколько расширенной и уточненной с учетом изменений в потреблении товаров. Первым восстановили в 1921 акциз на виноградного вина. За ним последовали акцизы с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз и спичек. В 1922 акцизное обложение распространилось на спирт, отпускаемый для технических целей; на пиво, мед и прохладительные напитки; на нефтепродукты; на свекловичный и крахмальный сахар, восковые свечи, чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. В 1923—24 к акцизному обложению привлекли текстильные изделия путем обложения пряжи.
Существенная особенность нэпа — восстановление в феврале 1922 соляного акциза (существовал до 1927). В условиях нехватки на рынке прочих продуктов сельского потребления соляной налог стал важным способом получения денег от крестьян. По мере восстановления народного хозяйства акцизы на товары первой необходимости (соль, керосин) снижались; взамен возрастала роль акцизов на предметы излишнего потребления. В 1925 возобновилась продажа водки на условиях обложения акцизом. В 1927 под действие акциза попали парфюмерные и косметические изделия.
Одновременно с акцизами возрождалась таможенная система. Таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 последовательно усиливали обложение всех видов ввозимых в СССР товаров (сырье, полуфабрикаты, машины и пр.). Средняя тяжесть таможенного обложения по тарифу 1924 составляла 22—24 % стоимости товаров, по тарифу 1927 — 30—33 %. Установившаяся в итоге протекционная система не только защищала советская промышленность от иностранной конкуренции, но и стимулировала развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Значение таможенных пошлин для бюджета при нэпе снизилось по сравнению с начала века: с 26 до 15 % всех косвенных налогов. Снизилось и значение косвенных налогов в целом: в 1925/26 они обеспечили 55,4 % общей суммы налоговых сборов (менее четверти государственных доходов).
В 1930—31 в рамках централизации управления народным хозяйством состоялась налоговая реформа, коренным образом изменившая систему взимания косвенных налогов. Все акцизы объединились в налог с оборота (сюда же влились и некоторые прямые налоги). В условиях государственной собственности на основные средства производства этот налог стал номинальным. То же относится и к таможенным сборам, начиная с тарифа 1930 (он затем уточнялся в 1961 и 1981). По существу, косвенное обложение перешло к состоянию всеобъемлющей государственной монополии.
Крах советской системы означал необходимость воссоздать систему косвенных налогов заново. В 1992 появился 1-й таможенный тариф. В условиях хронического дефицита государственного бюджета основной задачей таможни стало пополнение казны. Преобладание фискальной функции по сравнению с протекционной сохранилось и в начало XXI в. Отчасти это объясняется требованиями Всемирной торговой организации, членства в которой Россия добивается. Доля таможенных платежей в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ 2005 составила 23,2 %, заметно увеличившись по сравнению с 2003 (12,2 %).
В начале 1992 появился закон «Об акцизах». Список акцизов включал, наряду с алкогольной продукцией, табачными изделиями и легковыми автомобилями, также шоколад, меховые изделия и одежду из натуральной кожи, автомобильные шины, изделия из хрусталя и фарфора, ковры, икру и рыбные деликатесы, ювелирные изделия. Вскоре появились акцизы на нефть и природный газ, просуществовавшие соответственно до 2002 и 2004. По состоянию на 2005 список подакцизных товаров включал: спирт и алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили и мощные мотоциклы, бензин, дизельное топливо и моторные масла. Современные акцизы играют меньшую роль, чем прямые налоги. В первые годы XXI в. их сборы обеспечивали 10-ю часть налоговых доходов, после отмены акцизов на нефть и природный газ доля сократилась до 3,6 % (в 2005).
Наиболее значительным современным акцизом является налог на добавленную стоимость (это универсальный, а не индивидуальный акциз). Во второй половине XX в. он получил повсеместное признание в мировой экономике. Его доля в налоговых доходах России 2005 — 21,1 %. НДС включается в цену любого товара и взимается при каждой его перепродаже; за счет этого под косвенное обложение подводятся не только избранные, но все товары вообще. Название налога связано с тем, что продавец имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги при производстве своего товара (кроме расходов на заработную плату). Таким образом, при каждой продаже облагается не вся стоимость товара, а лишь та ее часть, которая надбавлена последним продавцом; в результате с полной стоимости товара налог берется лишь единожды. При введении НДС в России в 1992 его ставка составляла 28 %, с 1993 — 20, с 2004 — 18 %.
Система косвенных налогов России начала XXI в. существенно отличается от дореволюционной (и по структуре, и по роли в государственном бюджете), но, как и до революции, соответствует мировым тенденциям в данной области.
Лит.: Кованько П. Главнейшие реформы, проведенные Н.Х. Бунге в финансовой системе России. Киев, 1901; Караваева И.В., Архипкин И.В. Косвенное налогообложение в России начала XX в.: этапы трансформации // Финансы. 2001. № 8; Такала И.Р. «Веселие Руси»: история алкогольной проблемы в России. СПб., 2002; Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX — начало XX в. М., 2006; Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. М., 2006.
А.К. Кириллов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей