Новости

Литература Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЛИТЕРАТУРА СИБИРИ. Становление и развитие сибирской словесности на протяжении XVII-XX вв. сопро­вождалось формированием местных «культурных гнезд» и писательских сообществ. Сложные и многообразные связи литературы Сибири и магистральной линии русской литературы определяли следующие процессы. Во-первых, введение в на­учный и читательский оборот общенациональной литературы исторических источ­ников местного происхождения (так, летопись С.У. Ремезова стала основой первых глав «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера (1750); переданный в 1820 Г.И. Спасским Н.М. Карамзину материал Строгановской летописи был включен в описание похода Ермака в IX т. «Истории государства Российского»). Разновидностью этого процесса является использование столичными литера­торами сочинений писателей-сибиряков в качестве фак­тографического источника, например, роман И.К. Калашникова «Камчадалка», повлиявший на замысел романа Н.А. Некрасова «Три страны света». Во-вторых, записки путешествий по Сибири участников академических экспедиций - XVIII в., в XIX в. - чиновников, ссыльных, писате­лей, в частности, сочинения И.А. Гончарова и А.П. Че­хова. В-третьих, социокультурная ситуация, связанная с адаптацией писателя-сибиряка к столичной литературной среде (например, Н.А. Полевого, И.Т. Калашникова, И.В. Федорова, И.А. Кущевского, Г.Д. Гребенщикова и других).

Возникновение литературы Сибири, XVII век

Возникновение литературы Сибири в XVII в. почти исключитель­но связано с деятельностью Тобольской архиепископии (осно­вана в 1621). По инициативе первого архиепископа Киприана (не исключено, что им самим) в 1622 составляется Синодик Ермаковым казакам - прославление Ермака «со товарищи». В Есиповской летописи говорится, что основой Синодика стало принесенное участниками «си­бирского взятия» «написание». Это казачье «написание» дало жизнь всей традиции сибирского исторического повествования первой половины XVII в. - Синодику, Строгановской и Есиповской летописям. Автором «написания» мог быть один из «то­варищей» Ермака - Ч. Александров.

На развитие исторического повествования за Уралом в XVII в. интенсивно воздействовал фольклор, что нередко приво­дило к формированию многосоставной структуры про­изведения (см., например, прозаическое вкрапление в составе песни «Ермак взял Сибирь» из сборника Кирши Данилова; песня «Ермак в казачьем кругу» включает текст Тол­стовского списка Строгановской летописи). «Устные летописи» определяют художественную структуру и концепцию ге­роя в «Истории Сибирской» С.У. Ремезова и Кунгурском летописце.В Есиповской летописи разработана провиденциаль­ная версия похода Ермака за Урал как апостольской миссии распространения христианства. Антагонист Ер­мака Кучум изображен как «гордый царь» и покрови­тель идолопоклонников. Конфликт произведения отчет­ливо идеологизирован, его проблематика соотносится скорее с эпохой христианизации Руси, а не с реалиями национальной жизни конца XVI в. В конце XVII в. Есиповская ле­топись открывала собой обширный Сибирский летописный свод, известный также как «Описание о поставлении городов и острогов в Сибири».

[caption id="attachment_18583" align="aligncenter" width="225"] РАСПУТИН Валентин Григорьевич[/caption]

Этапной в осмыслении характера литературы Сибири, уяснении ее исторической и эстетической связи с общерусским литературным процессом следу­ет признать исследовательскую деятельность сибирских литературоведов, озна­меновавшуюся изданием в 1982 фундаментального 2-томного труда «Очерки русской литературы Сибири», обобщив­шего огромный конкретно-исторический материал и предложив­шего концепцию сибирской литературы «в русле единого об­щерусского процесса как своеобразную художественную систему, органически связанную с общими для России закономерностями социального и литературного разви­тия». По мере постепенной реабилитации в 1970-90-е гг. художественного и идеологического наследия областников стало возможным издание в 1977-92 писем Г.Н. Потанина (в 5 т.), в 1997 романа «Тайжане», в 1969-88 - «Литературного наследства Сибири» (в 8 т.), в 1979-90 - иркутской серии «Литературные памятники Сибири». Одновременно возрас­тал интерес к самосознанию сибирской интеллигенции и в на­уке. В монографиях Б.А. Чмыхало «Молодая Сибирь: Регионализм в истории русской литературы» (1992) и Н.В. Серебренникова «Опыт формирования областни­ческой литературы» (2004) областническое мировоззрение рассматривалось как структурообразующий момент региональной литературной традиции. «Областническая» понималась здесь как системное ядро «областной» литературы.

С распространением в отечественном и зарубежном литературо­ведении различных геокультурных методик изучения текста (хронотоп, художественное пространство, семиотика ландшафта) в сибирской филологии 1990-2000 усилился интерес к «сибир­скому тексту» - тематическому субстрату, связанному с сибирскими реалиями (природным и этнографическим экзотизмом, каторгой и ссылкой, социальным утопизмом, колонизацией) и отразивше­муся в произведениях общерусской и региональной литературы в целом ряде сюжетов и мотивов. «Сибирский текст» (название, возникшее по аналогии с предложенным в 1984 В.Н. Топоровым понятием «петербургский текст») является реальностью поэтики и в равной степени при­сутствует как в классических произведениях, так и в сочи­нениях авторов-провинциалов.

Лит.: Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. М.; Л., 1928; Кёниг Г. Очерки русской литературы. СПб., 1862; Чужак-Насимович Н.Ф. Сибирский мотив в поэзии (От Бальдауфа до на­ших дней). Чита, 1922; Жеребцов Б.И. О сибирской литературной традиции. Наблюдения и заметки // Сибирский литературно-крае­ведческий сборник. Иркутск, 1928; Сватиков С.Г. Россия и Сибирь (К истории сибирского областничества в XIX в.). Прага, 1929; Круссер Г. Сибирские областники. Новосибирск, 1931; Степанов Н. П.А. Словцов (У истоков сибирского областничества). Л., 1935; Ан­дреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири: 2-е изд., испр. и доп. М.; Л., 1960. Вып. 1; Введенский А.А. Дом Строгановых в XVI-XVII веках. М., 1962; Дергачева-Скоп Е.И. Из истории лите­ратуры Урала и Сибири XVII века. Свердловск, 1965; Мирзоев В.Г. Историография Сибири (домарксистский период). М., 1970; Постнов Ю.С. Русская литература Сибири первой половины XIX в. Новосибирск, 1970; Азадовская Л. «Сибирский сборник» 1912 го­да (История несостоявшегося издания) // Сиб. огни. 1971. № 10; Яновский Н.Н. Голоса времени: Литературно-критические статьи. Новосибирск, 1971; Беспалова Л. Сибирский просветитель. Сверд­ловск, 1973; Сесюнина М.Г. Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев - идеологи сибирского областничества (К вопросу о классовой сущ­ности сибирского областничества второй половины XIX в.). Томск, 1974; Кунгуров Г.Ф. Сибирь и литература. 2-е изд. Иркутск, 1975; Утков В.Г. Гражданин Тобольска. Свердловск, 1979; Очерки рус­ской литературы Сибири: В 2 т. Новосибирск, 1982; Якимова Л.П. Многонациональная Сибирь в русской советской литературе. Ново­сибирск, 1982; Она же. Литература и литераторы Сибири. Ново­сибирск, 1988; Якимова Л.П., Юдалевич Б.М. Сибирский очерк, 20-70 годы. Новосибирск. 1983; Дворецкая Н.А. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII века). Новосибирск, 1984; Трушкин В.П. Пути и судьбы. 2-е изд., испр. Иркутск, 1985; Са- галаев А.М., Крюков В.М. Г.Н. Потанин: Опыт осмысления лич­ности. Новосибирск, 1991; Чмыхало Б.А. Молодая Сибирь: Регио­нализм в истории русской литературы. Красноярск, 1992; Between Heaven and Hell. The myth of Siberia in Russian Culture / Ed. by G. Diment and Y. Slezkine. New York, 1993; Рак В.Д. Русские литера­турные сборники и периодические издания второй половины XVIII века (Иностранные источники, состав, техника компиляции). СПб., 1998; Чередниченко И.Г. Николай Михайлович Ядринцев - пуб­лицист, теоретик и организатор провинциальной печати. Иркутск, 1999; Алтайский текст в русской культуре. Барнаул, 2002-2006. Вып. 1-3; Ромодановская Е.К. Избранные труды: Сибирь и лите­ратура. XVII век. Новосибирск, 2002; Сибирский текст в русской культуре. Сб. статей. Томск, 2002; Тюпа В.И. Мифологема Сиби­ри: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибир­ский филологический журнал. 2002. N° 1; Аблажей Н.Н. Сибирское областничество в эмиграции. Новосибирск, 2003; Сибирь в контек­сте мировой культуры. Опыт самоописания / Под ред. А.П. Казаркина. Томск, 2003; Серебренников Н.В. Опыт формирования областнической литературы. Томск, 2004; Анисимов К.В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX - начала XX века: Особенности становления и развития региональной литературной традиции. Томск, 2005; Шиловский М.В. Сибирское областничество в обще­ственно-политической жизни региона во второй половине XIX - первой четверти ХХ в. Новосибирск, 2008.

К.В. Анисимов

Читайте также:

«ИРТЫШ, ПРЕВРАЩАЮЩИЙСЯ В ИПОКРЕНУ»«КНИЖНОЕ ДЕЛО»

БУРЯТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 

БУРЯТСКИЕ ЛЕТОПИСИ

АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 

АЛТАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

АЛТАЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР

ДЕКАБРИСТЫ-ПИСАТЕЛИ В СИБИРИ

ЛИТЕРАТУРА ДЕТСКАЯ

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири