КУРАЙСКИЙ ЭТАП ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ КУЛЬТУРЫ, завершающий этап развития древнетюркской археологической культуры, памятники которого принято относить к VIII—X вв.
После крушения Второго Восточного Тюркского каганата в середине VIII в. н. э. древние тюрки лишились своей государственности. В ходе междоусобной борьбы и восстания телесских племен была уничтожена тюркская аристократия. Однако восточные тюрки не были истреблены и сохранили этническую самобытность. Основные компоненты древнетюркской погребальной и поминальной обрядности, а также предметного комплекса претерпели определенные изменения. Памятники курайского этапа распространены на территории Горного Алтая, Тувы, Минусинской котловины и Монголии. Они представлены погребальными и поминальными комплексами. Погребальная обрядность восточных тюрок существенно не изменилась. Кок-тюрки хоронили умерших с верховыми лошадьми. Тело погребенного помещали на дне могилы или в подбое, в вытянутом положении, на спине, ориентировали головой на Юго-Запад, или на Север. Вместе с погребенным на дно могильной ямы или на ее уступе клали тушу от 1 до 3 коней. Между погребенным и конем устанавливалась перегородка из каменных плит или деревянных плах. Мужчин хоронили с оружием и воинским снаряжением, женщин — с украшениями и бытовыми вещами. В могилы ставили металлические и керамические сосуды с заупокойной пищей и питьем. Поверх могил возводилась каменная насыпь. Помимо захоронений взрослых мужчин и женщин в сопровождении верховых коней встречаются женские и детские погребения с баранами и одиночные захоронения женщин, а также кенотафы. По сравнению с предшествующим катандинским этапом культуры наиболее заметные изменения произошли в поминальной обрядности. Поминальные комплексы курайского времени представляют собой квадратные оградки из каменных плит и валунов, в центре которых в ямку устанавливался деревянный столб или каменная плита. Каменные плиты, или изваяния, изображающие и символизирующие умерших, в честь которых совершались поминки, устанавливали с восточные стороны от оградки. На площади оградок и вокруг них имеются следы поминальные тризны: остатки кострищ, обугленные кости животных, обломки керамических или металлических сосудов, а также отдельные предметы, преподнесенные поминаемому. Оградки засыпали камнями. Поминки могли совершать несколько раз. Утратив свое политическое господство над другими кочевыми племенами, кок-тюрки перестали возводить поминальные мемориалы в честь представителей высшей знати. По-видимому, поминальный обряд утратил воинскую идеологическую направленность, вернув первоначальное значение культа предков. К курайскому этапу относятся некоторые древнетюркские наскальные рисунки, на которых изображены конные и пешие воины в доспехах и охотники, стреляющие в диких копытных животных. Вероятно, к этому периоду должны относиться некоторые рунические надписи и тамговые знаки. Существенные изменения произошли в предметном комплексе древнетюркской культуры. Кок-тюрки сохранили свои военные силы и усовершенствовали вооружение. К этому времени относятся разные типы сложносоставных луков. Среди них были луки с одной парой срединных боковых накладок и луки с фронтальными плечевыми накладками. Значительно увеличилось типологическое разнообразие железных наконечников стрел, среди которых стало больше бронебойных форм. В ближнем бою воины могли атаковать противника копьями, палашами, боевыми топорами, защита состояла из щитов и ламеллярных панцирей. Определенные изменения произошли в облике воинского и конского снаряжения. К числу наиболее заметных относятся изменения в орнаментации предметов торевтики, которые стали украшаться растительной, зоо-, орнито- и ихтиоморфной орнаментацией и религиозной символикой (в частности, связанной с буддизмом и манихейством). Судя по историческим сведениям, в ходе кыргызско-уйгурской войны кок-тюрки выступили союзниками кыргызских каганов и приняли участие в разгроме Уйгурского каганата.
Лит.: Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981; Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л., 1984; Он же. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. Кемерово, 1994.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей