КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СИБИРИ. Понятие культурная революция получило широкое распространение в общественной жизни и научной литературе. Авторство принадлежит В.И. Ленину, употребившему его в работе «О кооперации» (1923) и считавшему, что кооперирование крестьянства невозможно осуществить без повышения его культуры, своего рода культурная революция. Культурная революция — коренное изменение культурного облика страны.
В 1920—21 в регионе резко увеличилась сеть культурных учреждений всех типов. Восстанавливались школьные здания, начались занятия и перестройка школьной жизни на основе принципов единой трудовой школы. В 1920 в Сибири открылось вдвое больше школ, чем за предыдущие 5 лет, появилось более 5 тыс. пунктов ликбеза. Росло число читален, клубов, драмкружков. В регионе открылись несколько новых вузов и рабочие факультеты при них.
В связи с переходом к новой экономической политике возник разрыв между возраставшими потребностями культурных учреждений в ресурсах и экономическими возможностями государства. Учреждения культуры были сняты с государственного снабжения и переведены в основном на самообеспечение. Разразился финансовый кризис, в результате которого сложившаяся система учреждений фактически распалась. К началу 1923 в Сибири по сравнению с летом 1921 количество школ уменьшилось более чем вдвое, изб-читален — более чем в 6 раз, культурно-просветительских кружков — примерно в 14 раз, а пунктов ликбеза — почти в 70 раз. На рубеже 1923— 24 кризис в целом был преодолен, развитие культуры вступило в полосу относительной стабильности. Расширение сети учреждений сопровождалось повышением качества их работы. С 1922/23 по 1928/29 расходы на народное образование в местных бюджетах выросли в 7,3 раза. С 1925 доля затрат на просвещение стала самой крупной в местных бюджетах.
Стержнем культурной революции оставалась идеологическая работа, направленная на коммунистическое воспитание масс. Парткомы, советские и специальные культурные организации и учреждения первостепенное внимание уделяли так называемой политико-просветительской работе.
В Сибири ликвидация неграмотности как массовое движение началась в 1920 г. К началу 1940-х гг. неграмотность среди взрослого населения страны ликвидирована. Разъяснительная работа ориентировалась на усвоение активным населением принципов нэпа на беспартийных крестьянских конференциях, лекциях, беседах, началось издание массовой газеты «Сельская правда». Расширилась сфера партийного просвещения, что отчасти явилось следствием «ленинского призыва» (прием в партию после смерти Ленина большого числа активистов). Произошли изменения в атеистической пропаганде. Период «штурма», который проходил в первые годы революции и фактически являлся погромом Церкви, сменился более спокойной антирелигиозной работой, сосуществовавшей с политикой разложения религиозных организаций, предполагавшей, в частности, использование особых методов ОГПУ. Проводились специальные диспуты, читались лекции, работали кружки. В 1925 в регионе появились ячейки друзей газеты «Безбожник», а в 1928 оформился краевой орган «Союза воинствующих безбожников» (см. Антирелигиозная политика).
В 1920-е гг. сеть массовых культурных учреждений включала клубы, народные дома и пр. В 1924—27 число рабочих театров и киноустановок увеличилось в 7 раз. В деревне опорным пунктом культработы стала изба-читальня. В городах выросло число библиотек, фонды которых постоянно пополнялись новыми книгами и журналами и одновременно «очищались» от «устаревшей» литературы. Началась регулярная трансляция радиопередач, осенью 1925 в Новосибирске появилась мощная радиовещательная станция. С расширением масштабов политпросвещения улучшилось его качество (см. Культурно-просветительские массовые учреждения).
Новым явлением стал перевод периодической печати на хозрасчет и отмена бесплатности ее распространения. Лозунговая агитация, типичная для периода «военного коммунизма», сменилась обращением к конкретным темам жизни страны и региона. Увеличивалась популярность газет, росли их тиражи. Самыми известными были газеты «Советская Сибирь» и «Сельская правда», издававшиеся в Новосибирске. Большую роль в развитии печатных средств информации сыграло массовое рабселькорреспондентское движение (см. Рабочие и сельские корреспонденты).
Итог первого десятилетия культурной революции - оформление основ советской модели культурного строительства, базировавшейся на коммунистической идеологии. Культурные изменения имели в основном эволюционную направленность. На рубеже 1920-30-х гг. культурная революция стала носить характер тотальных и форсированных преобразований, адекватных лозунгам ускоренной технико-экономической модернизации страны.
Первым по значимости элементом культурного «скачка» стала программа введения всеобщего начального образования (всеобуч). Сибкрайисполком постановил начать всеобуч в Сибири с октября 1930 и резко увеличил расходы на эти цели. Для школ начали строить новые здания, приспосабливать жилые помещения, открывались интернаты. Чтобы удовлетворить потребность в учителях, была расширена сеть педагогических техникумов, открылись краткосрочные курсы, к преподаванию привлекались недавние выпускники школ. Введение таких мер имело противоречивый результат: количественные успехи сопровождались ухудшением качества обучения, что обусловило понижение общего культурного уровня кадров, в массовом порядке прибывавших на работу в промышленность, административные органы и в культурные учреждения.
В борьбе за всеобуч активно участвовали не только общественные организации, но и рядовые граждане. Возникло новое культурное движение. Наиболее активную роль в его организации играл комсомол. Культпоход выполнял функцию мощного пропагандистского фактора, способствовал внедрению в массы коммунистической идеологии, росту авторитета партии.
Программа всеобуча в Сибири была в основном выполнена к концу первой пятилетки. Общая численность учащихся удвоилась, в 1932/33 было охвачено обучением 95 % детей 8-10 лет. В городах почти все дети, окончившие начальную школу, продолжили учебу. Создавались условия для перехода к всеобщему 7-летнему обучению, которое в качестве основной задачи было предусмотрено вторым 5-летним планом. Восстанавливались средние школы, преобразованные в начале 1930-х гг. в техникумы, в больших масштабах велась подготовка и переподготовка школьных учителей. Ведущим направлением в этой работе стало заочное обучение в педагогических институтах и училищах. В 1936 только в Западной Сибири системой заочного обучения было охвачено более 8 тыс. учителей начальных классов.
Произошел кардинальный поворот от создания условий для добровольного обучения к обязательному начальному, а затем и 7-летнему образованию, закладывалась основа для перехода к всеобщему полному среднему обучению как общемировому цивилизационному стандарту. Одновременно школа вернулась к традиционным методам предметного усвоения знаний.
В 1930-е гг. продолжалась работа по решению важнейшей задачи культурной революции - ликвидации неграмотности. В свете новых задач достижения предшествующего десятилетия выглядели незначительными. После XVI партсъезда борьба с неграмотностью была объявлена наряду с всеобучем основным маршрутом культэстафеты. Широко внедрялись новые формы активизации работы - ударничество, шефство, соцсоревнование; в нее вовлекались все - от учителей до студентов и учащихся общеобразовательных школ. В Новосибирске начали издавать первую в СССР газету для начинающих читать - «За грамоту».
Решающее значение имело массовое вовлечение комсомольцев в дело ликвидации неграмотности. Особое внимание уделялось промышленным районам, в первую очередь новостройкам Кузбасса. В порядке шефства сюда в качестве культармейцев были направлены сотни работников из Москвы, Ленинграда, других центральных городов России. В Западной Сибири в 1928/29 учебном году насчитывалось 6 тыс. культармейцев, в 1929/30 - 100 тыс., в 1930/31 - 172 тыс. В 1928-30 в Сибири было обучено 1 645 тыс. человек против 502 тыс. в 1923-28.
Выделение всеобуча и ликбеза в качестве приоритетов государственной культурной политики подчеркивало нацеленность культурной революции на формирование новой социалистической общности - советского народа, представленного главным образом рядовой массой тружеников промышленности и сельском хозяйстве, т. е. основного населения городов и деревень. В сочетании с массовой политико-просветительской работой, а также деятельностью средств массовой информации указанные направления культурной политики обеспечивали создание нового типа управляемой культуры или адекватного «социалистическому строительству» культурного сопровождения.
Другие отрасли профессиональной культуры - высшее образование, наука, художественная культура - также подвергались радикальным культурным преобразованиям, что выражалось как в виде количественного приращения соответствующих учреждений, организаций, численность занятых в них лиц, так и в глубоком изменении содержания деятельности. Политическая нейтральность, присущая многим специалистам в 1920-е гг., рассматривалась в 1930-е гг. как несовместимая со статусом советского специалиста. Интеллигенция в массе своей становилась народной и советской не только по социальному облику, но и внутренне, т. е. мировоззренчески. За годы первых пятилеток ее большая часть пополнилась выходцами из массовых слоев трудящихся.
К концу 1930-х гг. в результате культурного «скачка», осуществленного в годы первых пятилеток, Сибирь по основным показателям массовой культуры преодолела отставание от центральных регионов страны. Сократился разрыв между региональной и общереспубликанской интеллигенцией по количественным, качественным и структурным показателям. Другой качественный результат культурных преобразований - за 20 лет большинство населения в результате направленного идеолого-пропагандистского воздействия и воспитания усвоило основные стереотипы социалистического мировоззрения в его советской форме.
Лит.: Соскин В.Л. Советская культурная политика в Сибири (1917—1920-е годы): Очерк социальной истории. Новосибирск, 2007.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей