КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, действия крестьян, направленные против различных форм принуждения или на повышение своего социального статуса.
Крестьянское движение принимало разнообразные формы в зависимости от методов борьбы (побег, невыполнение экономических требований властей, волнение, восстание, самоистребление), количества (индивидуальные и коллективные) и состава (автономные и коалиционные) участников, характера требований (оборонительные и наступательные). Нередко причинами крестьянского движения выступали усиление эксплуатации, ухудшение экономической и социальной конъюнктуры, наступление государства и представителей местных элит на социальные права крестьянства, основы их самоуправления, вероисповедания, произвол местной администрации. Крестьянское движение, его экономические и политические последствия, а также их интерпретация со стороны правящей элиты являлись базовыми факторами определения государством тактической и стратегической линии в решении аграрно-крестьянского вопроса.
Открытые выступления сибирких крестьян в XVII в. (Ницынская слобода — 1626, 1633, 1660; Невьянская- 1628, 1629, 1632, 1633, 1644, 1684; Тагильская - 1629, 1633, 1645, 1648; Ирбитская -1648, 1672; Краснопольская — 1672; Верхотурский уезд — 1673; Шадринская слобода — 1681—82; Бирюльская слобода — 1691—92; Чечуйский острог — 1693) вызывались увеличением размеров государевой десятинной пашни, «выдельного» хлеба, привлечением крестьян к выполнению незаконных, с их точки зрения, повинностей, низкими казенными ценами на хлеб, произволом приказчиков и воевод. Нередко крестьяне участвовали в совместно со служилыми людьми и посадскими выступлениях (восстания в Томске — 1648, 1687; Тюмени — 1654; Братске — 1658, 1696; восстание казаков и крестьян под руководством Н. Черниговского в 1665; волнения крестьян и служилых людей в Тарском уезде в 1668; бунт новоприборного Даурского полка из крестьян и гулящих людей в 1684— 85; красноярская «смута» 1695—1700) (см. Народные движения в Сибири в XVII в.).
Широкое распространение в Сибири в XVII в. получили побеги. Как форма протеста они сохраняли значение на протяжении XVIII—XIX вв., играя немалую роль в освоении новых территорий. Реакцией на рост налогового бремени и злоупотребления местной администрации явились выступления против работ на десятинной пашне крестьян ишимских слобод в 1714; Бердского острога в 1724—27, 1732; Курганской, Утятской, Усть-Суерской, Абатской слобод в 1760. Массовые выступления против налогового бремени в 1825—26 охватили ряд селений государственных крестьян Туринского, Тюменского, Тобольского, а также Ишимского и Ялуторовского округов. Первая половина XIX в. отмечена движениями государственных крестьян, вызванными попытками правительства изменить систему управления и налогообложения в деревне (картофельные бунты 1842—43). Острый характер носили волнения в духовных вотчинах Зауралья в 1720—60-е гг., особенно в 1762—64 в Далматовском Успенском монастыре («дубинщина») и в архиерейском селе Воскресенском, направленные против зависимости от духовных властей. В 1773—75 различные категории крестьян Зауралья приняли активное участие в Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева.
С конца 1670-х гг. старообрядцы начали прибегать к радикальному способу протеста — самосожжениям (см. самосожжения староверов в Сибири; Тарский бунт). Массовые антицерковные выступления аналогичной направленности произошли в 1782—84, когда тысячи исетских, ялуторовских, ишимских крестьян боролись за выход из православных церковных приходов с целью освобождения от поборов и притеснений духовенства.
Создание крупномасштабного металлургического производства на Урале и на Алтае в XVIII в. в условиях ограниченности рынка свободного труда привело к широкому распространению принудительных форм привлечения крестьян к выполнению отдельных заводских операций. Главной мерой, позволившей обеспечить заводы гарантированной рабочей силой, стала массовая приписка местного, преимущественно государственного, крестьянства к предприятиям. Прикрепление крестьян к заводам для выполнения работ явилось причиной массовых волнений приписных крестьян на протяжении XVIII — первой половины XIX в. в Зауралье и на юге Западной Сибири. В качестве мотивов протеста выступали тяжесть отработок, к тому же отрывавших крестьян от ведения сельского хозяйства; длительность переходов от мест жительства к месту работ; принуждение работать сверх установленных сроков и норм выработки, а также за умерших, выбывших, нетрудоспособных; произвол и злоупотребления со стороны заводской администрации. К числу наиболее крупных выступлений в Зауралье относятся: 1708—10 — волнения приписных к Алапаевским, Каменским, Уктусскому заводам; 1720-е гг. —движение приписных к Екатеринбургскому, Верх-Исетскому, Уктусскому, Полевскому, Пыскорскому заводам; 1750—60 — массовые волнения, охватившие практически все частновладельческие заводы Урала (для подавления протеста была создана следственная комиссия А.А. Вяземского — А.И. Бибикова); 1777, 1786, 1796 — неповиновения приписных Кыштымских и Каслинского заводов; 1779—81 — волнения приписных Авзяно-Петровских заводов; 1812 — волнения приписных к Верх-Исетскому, Нижне-Тагильскому и Горноблагодатским заводам. Постоянные выступления приписных крестьян стали одной из причин ликвидации в начале XIX в. системы приписки на Урале (приписные крестьяне были заменены непременными работниками).
Наиболее распространенными и массовыми в Колывано-Воскресенском горном ведомстве в конце XVIII — первой половине XIX в. были конфликты по поводу контроля над рабочей силой приписной деревни. Протесты по поводу порядка выполнения заводских работ: сроков, объемов, оплаты труда — давали возможность крестьянам опереться на законодательные акты, что значительно повышало их шансы на успех. Социальные движения такого рода (например, волнения 1781—82, 1797—98) были самыми массовыми; обычно завершались компромиссом, частичным удовлетворением крестьянских запросов. В ходе открытых выступлений против приписки, за возвращение в «прежнее» казенное состояние требования крестьян носили особенно радикальный характер. Они не имели юридических перспектив, поэтому у них не было шансов на победу. Показательно, что именно конфликты, в ходе которых крестьяне выступали против заводских отработок в целом, вызывали наиболее жесткую и бескомпромиссную реакцию властей, мобилизацию самых крупных воинских сил для подавления протеста (движения против приписки в селе Пачинском, прииртышских слободах в 1798, Чаусское волнение 1813, Ояшинское волнение 1831).
Нередким явлением в Колывано-Воскресенском ведомстве были конфликты между горной администрацией и крестьянством по поводу контроля над институтами и лицами мирского самоуправления. Стремясь минимизировать влияние на местное управление этого древнего института, администрация пыталась формализовать процедуру обсуждения и принятия решений в общине, настаивая на проведении лишь санкционированных властями сходов, регламентируя представительство на мирское собрание от селений. Внедрение «сверху» бюрократической формальности в деятельность общины вызывало ответную реакцию крестьян по защите мирских прав, порядков и обычаев. Конфликт мог разворачиваться между горными властями и крестьянской общиной в целом. В подобном случае власти стремились заменить общинное руководство, а крестьяне, напротив, защитить и сохранить его. Не исключалась и возможность конфликта между заводской администрацией, лояльной по отношению к ней мирской верхушкой (ее частью), с одной стороны, и крестьянским «обществом» — с другой. Последнее при этом создавало свои параллельные органы мирского самоуправления, точнее, оно производило замену не оправдавших мирского доверия лиц другими; однако легитимизация подобной процедуры зачастую становилась проблематичной.
[caption id="attachment_17942" align="aligncenter" width="100"] Члены бригады колхоза «Рот фронт» читают в газете постановление правительства о хлебозаготовках.1932 г[/caption]
После всплеска в 1930 крестьянское движение пошло на спад. Бандитские формирования были постепенно разгромлены. Попытки восстаний жестоко пресекались. Более тотальным стал политический контроль деревни. Враждебных режиму или потенциально опасных крестьян репрессировали. Число открытых выступлений уменьшилось, а затем они вообще прекратились. Социальный протест перешел в скрытые индивидуальные неосознанные формы (мелкие хищения, игнорирование указаний начальства, работа «спустя рукава», ориентация на труд в личных приусадебных хозяйствах), ставшие частью поведенческих стратегий сельского населения.
Лит.: Покровский П.П. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974; Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982; ГорюшкинЛ.М., Кучер В.В., Ноздрин Г.А. и др. Крестьянское движение в Сибири 1861—1907 гг.: Хроника и историография. Новосибирск, 1985; Горюшкин Л.М., Ноздрин Г.А., Сагайдачный А.Н. Крестьянское движение в Сибири 1907—1914 гг.: Хроника и историография. Новосибирск, 1986; Они же. Крестьянское движение в Сибири 1914—1917 гг.: Хроника и историография. Новосибирск, 1987; Гущин Н.Я., Ильиных В.А. Классовая борьба в сибирской деревне. 1920-е — середина 1930-х гг. Новосибирск, 1987; Мам-сик Т.С. Крестьянское движение в Сибири. Вторая четверть XIX века. Новосибирск, 1987; Побережников И.В. Массовые выступления крестьян Западной Сибири в XVIII веке. Новосибирск, 1989; Ильиных В.А. Соотношение форм классовой борьбы в сибирской деревне в условиях нэпа (1921 — 1927 гг.) Актуальные проблемы истории советской Сибири. Новосибирск, 1990; Шишкин В.И. Сибирская Вандея: вооруженное сопротивление коммунистическому режиму в 1920 году. Новосибирск, 1997; Красильников С.А. Серп и Молох. Крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930-е годы. М., 2003.
В.А. Ильиных, Г.А. Ноздрин, И.В. Побережников
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В СИБИРИ
АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 1917-19
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА на востоке России
КОЛОНИЗАЦИЯ АГРАРНАЯ СИБИРИ В XVII - НАЧ. XX в.
СОВЕТСКАЯ РЕПРЕССИВНАЯ ПОЛИТИКА В СИБИРИ
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИБИРИ
Крестьянский вопрос и крестьянское движение в России
Очерки по истории общественного движения и крестьянского дела в России
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей