Новости

Ительмены // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ИТЕЛЬМЕНЫ, самоназвание итэнмэн, итанмехн, итенмелн («живущий, жители»), производное от «итэнмэн».

Большинство ительменов проживает в поселках Ковран, Тигиль, Палана, Хайрюзово Тигильского района Камчатского края, а также в Магаданской области. Численность (тыс. человек): 1697 — 12,7, 1738 - 8,4, 1897 - 2,8, 1926 - 4,2 камчадалов (в том числе 859 ительменов, указавших в качестве родного ительменский язык). В 1959 в РСФСР - 1,1 (в том числе в Камчатской области - 985), 1970 -1,3(1,1), 1979-1,3(1,2), 1989 - 2,4 (1,4). В 2002 в Дальневосточном федеральном округе — 3,0 (в том числе в Камчат­ской области — 2,3, в Магаданской области — 643).

Ительмены, наряду с коряками, чукчами и эскимосами, вклю­чают в материковую группу популяций арктической малой расы, в которой ительмены выделяются в особый тип, что согласу­ется с языковыми и культурно-генетическими данными. По некоторым признакам (более высокое переносье, менее плоское ли­цо, выступающие губы и др.) антропологи устанавливают связь арктической расы с тихоокеанскими монголоидами.

Язык ительменский. Традиционно относят к чукотско-корякской группе палеоазиатских языков, но отмечается отсутствие генетических связей с языками этой группы. В языковом отношении в прошлом составляли восточные, южные и западные группы. В настоящее время сохраняется западный язык и его диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Для большинства ительменов русский является род­ным языком. В 1932 на основе латинской графики был раз­работан ительменский букварь. В конце XX в. начинается возрождение ительменского языка. В 1988 был создан ительменский алфавит и учебники на основе южного диалекта.

Начало этногенеза ительмены связывают с мезолитной культу­рой рыболовов и охотников, характерной в целом для таежной полосы Сибири. Мезолитные истоки имела тарьинская неолитная культура, охватывавшая большую часть Камчатки и просуществовавшая до прихода русских (вторая половина XVII в.). Формирование ительменов шло в условиях контактов на юге с айнами, на севере — с коряками, предполагаются длительные этнокультурные контакты с американскими индейцами в прошлом. К приходу русских ительмены делились на 5 локальных подразделений: камчатскую, авачинскую, большерецкую, западную, хайрюзовскую. Ительмены были расселены на большей части полуострова Камчатка, а во второй половине XIX в. проживали только его на западном побережье. В результате культурных и брачных контактов русских и ительменов сложился субэтнос русских в долине реки Камчатки — ительменов-камчада­лов. Эпидемии, голод, ассимиляция русскими и военные столкновения с ними, междоусобицы привели к сниже­нию численности ительменов в XVIII — начале XIX в.

Традиционные верования — анимизм, тотемизм, фетишизм. Первопредком и создателем земли считался Ворон — Кутха. Мир считали вечным, плоским, населенным духами. Особо почитался хозяин моря Митг, дающий основной продукт питания — рыбу, в честь которого в ноябре проводился единственный ительменский праздник «очищения» (нусакум). С собирательством связана установка стол­бов-идолов в местах промысла. Фетишизм выражался в ношении амулетов в виде идолов. Шаманы (обычно женщины) не имели обрядовой одежды, бубнов и прочих атрибутов. Современные ительмены православные, христианизация на­чалась со второй четверти XVIII в.

Брак патрилокальный. Имели место кузенные браки, многоженство. Калым заменяла отработка у отца буду­щей супруги. Существовал обычай добровольной смерти.

Для ительменов характерно комплексное хозяйство, основу которого составляло речное рыболовство, пищевое и сырьевое собирательство (сарана, черемша и т. д.). Главным объектом промысла были лососевые, добывавшиеся с помощью запоров, острогов, снастей и т. д. Также ловили гор­бушу, кету, чавычу и др. Второстепенную роль играли сухопутная (в первую очередь пушной промысел — со­боль, лисица, песец, а также на бурого медведя и горно­го барана) и морская (на тюленей) охота и рыбная ловля (навага на льду, корюшка, мойва). Южные ительмены в XVIII в. охотились на китов с отравленными стрелами. Во второй половине XIX в. распространяется огородничество (карто­фель, овощи), появляется скот. Летом передвигались на долбленых лодках-батах, сцепленные вместе, они поз­воляли перевозить большие грузы. Зимой на собачьих упряжках, а также скользящих и ступательных (плете­ные «лапки») лыжах.

Традиционные поселения ительменов  в виде укрепленных острожков, со­ответствовавшие семейным общинам (тойонам), связан­ные кровным родством и общими рыболовными угодьями. Главой острожка являлся старейшина. Родственники (до 100 человек и более) жили в 1 каркасной полуземлянке с бревенчатыми стенами и плоской крышей с входом через ды­мовое отверстие. Летом семьи жили в отдельных шалашах пи­рамидальной формы на высоком свайном помосте. Позд­нее шалаш стали использовать в качестве хозяйственной построй­ки. На промыслах жили в легких каркасных постройках — дву-, односкатных и пирамидальной формы. К концу XVIII в. полуземлянку вытеснила русская изба.

Верхняя одежда заимствована у коряков. Ительмены носили глухую меховую одежду (парку), штаны, кухлянку с капюшоном и нагрудником, торбасы и камлею. Зимой кухлянка и штаны были двойные. Рукавицы изготав­ливали из камыса или меха. Промысловую обувь делали из рыбьей кожи. Зимний головной убор — шапки из птичьих перьев и меха, летний — деревянная шляпа и берестяная умб-ракула с завязками на затылке. Женщины носили па­рики из травы. Женской домашней одеждой был комбинезон (хоньбы), а мужской — набедренная повязка (махва).

Основу питания составляла рыба: юкола, чуприки (запеченная особым способом рыба), вяленая лососе­вая икра, квашеные рыбьи головы. Дополняли раци­он мясо и жир морских и сухопутных животных, птиц, коренья и ягоды. Употребляли галлюциногены: настойки из мухомора.

Развито танцевальное, прикладное искусство — вышивка, художественное плетение из травы и кожаных ремешков, тиснение по бересте, аппликация из меха, резьба по кости и де­реву. Из музыкальных инструментов известна дудка. Фоль­клор представлен сказками и мифами, главный герой которых Кутх. В 1989 создан Совет возрождения ительменов Камчатки «Тхсаном» и национальный ансамбль «Эльвель». В настоящее время сохраняет свое значение рыболовство, превратившееся в отрасль производства.

Лит.: Старкова Н.К. Ительмены. Материальная культура XVIII — 60-х гг. XX в. Этнографические очерки. М., 1976; Ис­тория и культура ительменов. Историко-этнографический очерк. Л., 1990; Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки: В 2 т. СПб.; Петропавловск-Камчатский, 1994; Орлова Е.П. Ительме­ны. Историко-этнографический очерк. СПб., 1999; Стеллер Г.В. Описание земли Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 1999; По-номаренко А. К. Древняя культура ительменов Камчатки. Петро­павловск-Камчатский, 2000.

В.В. Николаев

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири