ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые инострвнными инвесторами, а также зарубежными филиалами россйских юридических лиц в объекты (латинский objectum — в экономике: предприятия, организации, средства и факторы производства, элементы предпринимательской и других видов деятельности) в целях получения прибыли (дохода) — денежные и материальные ресурсы, поступающие юридическим и физическим лицам.
Значительная роль иностранного капитала в истории России связана с нехваткой внутренних накоплений в условиях более позднего по сравнению с другими странами перехода страны к капиталистической стадии развития. Активное проникновение иностранного капитала в Россию (в том числе на восток страны) началось после отмены в 1861 крепостного права. До середины 1890-х гг. оно было связано в основном с торговлей американских компаний и отдельных предпринимателей на Дальнем Востоке. Они снабжали Приамурье железом и машинами, участвовали и в освоении природных ресурсов. В 1860-х гг. «Олифант и К°», «Август Герд и К°» и частные предприниматели из США и Пруссии начали разрабатывать угольные месторождения на Сахалине (в 1872 по политическим соображениям добычу угля на острове передали российским компаниям). В 1871—91 котиковые промыслы на Командорских островах арендовала российско-американская компания «Гутчинсон, Коль, Филлипеус и К°», ежегодно платившая в российскую казну 100 тыс. руб.
В связи со строительством Транссибирской магистрали начался новый этап в деятельности иностранных инвесторов к востоку от Урала. Значительно усилилась роль иностранных фирм в сибирской торговле. Более 50 складов, около 600 агентств по сбыту и комиссионерств имелось в Сибири в начале XX в. Международная компания жатвенных машин (дочернее предприятие американское «Интернэшнл Харвестер»). Американская компания «Зингер» завозила швейные машины с запасными частями и другими необходимыми материалами. Более 20 зарубежных фирм, преимущественно датских, английских и немецких, поставляли оборудование для маслоделия. Одна только Сибирская компания имела в регионе около 40 отделений, при которых действовали техники-маслоделы и инструкторы, обучавшие крестьян. Эти же фирмы открывали конторы по скупке сибирского масла, которое они вывозили в Европу. Швейцарские промышленники братья Штуки, участвуя в финансировании сыроваренных заводов на Алтае, непосредственно контролировали деятельность 12 предприятий. Универсальную торговлю на Дальнем Востоке вели немецкие фирмы (самая известная — «Кунст и Альберс» — имела около 30 отделений).
В то же время дальневосточная торговля на протяжении 1890-х гг. перешла преимущественно к российским фирмам; иностранный капитал сосредоточился на горно-металлургической промышленности. Преимущественным вниманием иностранцев пользовались золотодобыча и производство цветных металлов. Основной формой проникновения иностранного капитала стала покупка в Сибири предприятий за наличные деньги и акции фирмами, созданными за рубежом и действующими по иностранному уставу (например, Нидерландско-сибирское общество золотоносных приисков, Нерчинская золотопромышленная компания). Наряду с компаниями, ориентированными на производство, создавались «синдикаты» — финансового общества для предварительного изучения местности, перспективной с точки зрения горной разработки. Одним из первых в 1899 в Лондоне образовался Сахалино-Амурский нефтяной и горнопромышленный синдикат для изучения нефтяных отводов на Сахалине. Некоторые из геолого-разведочных синдикатов переросли в производственные компании.
Приток иностранного капитала резко усилился с 1906—07, что дало основание публицистам писать о «необыкновенном нашествии на Сибирь иностранных предпринимателей». Особенно распространилось в эти годы участие иностранцев в акционерных обществах, русских по уставу и местопребыванию правлений (Северо-Восточное Сибирское общество, «Сибирская медь» и другие). Накануне революции в горной промышленности Сибири действовало 6 русских акционерных компаний с участием зарубежных капиталовложений, 10 русско-иностранных акционерных компаний, 30 единоличных иностранных компаний, 18 зарубежных акционерных обществ (в том числе 17 английских). Среди известнейших проектов, частично финансируемых англичанами, были Ленские золотые прииски. В 1916 при решающем участии банков США в Сибири возник англо-американский промышленный синдикат, объединивший 24 компании по добыче золота. Разработкой дальневосточных полиметаллических руд активно занимались немецкие компании. В 1909 на основе месторождений в районе дальневосточного поселка Тетюхе (ныне — Дальнегорск) появилось горнопромышленное общество «Тетюхе». Большая часть добываемой им цинковой и серебросвинцовой руды вывозилась в Европу на предприятия немецкой фирмы «Арон Гирш и сын».
Помимо горной промышленности иностранные предприниматели вкладывали средства в транспортную инфраструктуру. Англичане, французы и норвежцы напрямую финансировали крупные пароходства Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов. Часть иностранных капиталов приходила через российские акционерные коммерческие банки, среди собственников которых видную роль играли иностранцы: Сибирский торговый, Русско-Азиатский, Русский для внешней торговли, Торгово-промышленный, Петербургский международный коммерческий банки. Накануне Первой мировой войны эти банки взялись за финансирование крупнейшего каменноугольного проекта Сибири — «Копикуза». Разработка кузбасских копей потребовала дополнительных железных дорог на юге Сибири; их строительство финансировалось тем же синдикатом банков.
Всего за 1895—1917 в горной промышленности Сибири и Дальнего Востока начали действовать 53 российские компании с совокупным капиталом в 186,8 млн руб.; одновременно к операциям приступили 17 иностранных компаний с капиталом в 41,9 млн руб. (18,3% общей суммы капиталов). Точность этого показателя снижается, если учесть взаимное участие русских капиталов в иностранных компаниях и иностранных капиталов — в русских фирмах. Однако в целом он дает представление о значительной, но не решающей роли иностранцев в создании дореволюционной промышленности Сибири.
Первым ударом по иностранному капиталу стала конфискация немецкой собственности на территории России после начала Первой мировой войны. Затем большевики национализировали частную промышленность, в том числе иностранную. Но для восстановления производства в условиях разрухи советская власть решила привлечь иностранный капитал. С лета 1918 при правительстве действовала комиссия для выработки условий деятельности иностранного капитала в России. Использовать его решили на условиях концессии: иностранцы приобретают возможность запустить производство, окупить затраты и получить прибыль, после чего предприятие будет переходить в собственность Советского государства. 23 ноября 1920 СНК принял Декрет о концессиях, 30 июня 1921 при ВСНХ создан Концессионный комитет (впоследствии — Главный концессионный комитет, Главконцесском), статус которого к марту 1923 повысился до совещательного органа при СНК. Тем не менее в это время сознательно проводилась политика настороженного отношения к иностранному капиталу. Лишь в 1925 специальная комиссия (под руководством главы правительства А. И. Рыкова), изучавшая причины малого успеха концессий, рекомендовала Концесскому относиться к концессиям более доброжелательно. В это время намечается оживление концессионного дела по всей стране и на Дальнем Востоке.
Разрешая иностранным предпринимателям вести дело в России, советская власть оговаривала в концессионном договоре среди прочего объемы и темпы ввоза капитала (иногда — перечень объектов, которые должны быть построены), запрет на привлечение внутрироссийских капиталов, размеры концессионных отчислений (нередко — производимой продукцией), порядок реализации продукции (нередко закрепляя за собой преимуществ, право ее покупки). Концессионер обязывался соблюдать советское трудовое законодательство, нанимать основную часть рабочих из числа советских граждан. Государство оставляло за собой право досрочного изъятия предприятия у концессионера на условиях выкупа.
Многие иностранцы соглашались на эти условия, однако из тысяч заявок были удовлетворены лишь несколько десятков. Треть из них приходилась на «смешанные общества» (в которых контрольным пакетом владели советские органы), работавшие преимущественно в торговле. Общество «Сибико» с участием немецкого капитала возобновило экспорт сибирского масла. К пушной торговле на Охотско-Камчатском побережье и на Чукотке допускались американские фирмы («Олаф Свенсон и К°» и другие), без которых оказалось трудно наладить снабжение аборигенов.
Другая концесстонная форма — «чистые концессии» (полностью за счет иностранного капитала) — использовалась для более капиталоемких предприятий. Значительная часть заявок на концессии делалась предпринимателями, причастными к разработке соответствующих месторождений до революции. В 1926 возобновила работу горнопромышленная корпорация «Тетюхе» («концессия Бринера»). До революции она опиралась на немецкий капитал, в 1920-е гг. — на английский. Объем производства «Тетюхе Майнинг Корпорейшн» свинцового и цинкового концентрата быстро превысил 50% общероссийского производства этого сырья.
В ноябре 1925 был подписан концессионный договор на разработку Ленских золотых приисков. Компанию «Лена Голд-филдс» образовали 4 английские фирмы, до революции имевшие в России шахты и предприятия. Бывшая собственность 3 из них стала объектом концессии на условиях отказа фирм от претензий по национализации. Территория действия концессии простиралась от Дальнего Востока до Алтая и Урала, где «Лена Голдфилдс» обязалась построить несколько заводов по производству цветных металлов (медь, цинк, свинец), реконструировать ряд предприятий черной металлургии. Уже в 1926 компания вышла на уровень добычи Ют золота в год (30% общесоюзной добычи). Ее капиталовложения за время работы превысили 21 млн руб.
Однако к концу 1920-х гг. в руководстве страны возобладали антиконцессионные настроения. Восстановление промышленности, которому существенно содействовал иностранный капитал, завершилось, а дальнейшее ее развитие из политических соображений решили осуществлять за счет внутренних резервов. С конца 1920-х гг. прекратилась выдача новых концессионных разрешений. По отношению к уже действующим СНК в июле 1929 постановил, что любое нарушение концессионного договора должно использоваться как повод к его расторжению. В отсутствие нарушений предписывалось «проведение мер, способствующих скорейшей ликвидации концессий». Обычной практикой стало давление на концессионеров с использованием в том числе карательных органов и профсоюзов. В конце 1929 свернула деятельность компания «Лена Голдфилдс». В 1931 досрочно продали властям свои предприятия владельцы «Тетюхе». Главконцесском просуществовал до декабря 1937, но последние 7 лет роли не играл (будучи лишен права надзора за концессиями).
Вклад концессий в советское народное хозяйство оказался незначительным. Инвестиции концессионеров не превысили 1—2% от государственных капиталовложений в советскую промышленность. Доля концессионных предприятий в стоимости валовой продукции страны составила не более 1 %. Совсем иначе обстояло дело на Дальнем Востоке. При обилии природных запасов удаленность региона от центра страны мешала разрабатывать эти запасы и даже просто снабжать регион необходимыми товарами. Уже в концу 1917 и в 1918 советское правительство заявляло о готовности допустить американский и японский капитал на Дальний Восток на принципах концессии. После появления Главконцесскома создали особую Дальневосточную концессионную комиссию (Дальконцесском) в его подчинении. За все время действия (до 1931) Дальконцесском получил 156 концессионных заявок (5,8% всех поступивших в Главконцесском), а существовало на Дальнем Востоке 24 концессии (31,6% «чистых концессий» страны). Из них 23 (95,6%) имели сырьевую направленность, тогда как по стране этот показатель составлял 46—47 % (в европейской части развивалась преимущественно переработка). Доля концессий в производстве Дальнего Востока выросла с 1,1% (1925—26) до 4,2% (1930). Капиталовложения дальневосточных концессионеров в 1928/29 достигали 49% государственных капиталовложений в промышленность региона. За 1920-е гг. капиталовложения местных концессий в сумме с отчислениями в бюджет составили 41,1 млн руб. — 17% государственных средств, которые регион получил с 1923 по 1929.
Еще большим по сравнению с экономикой было политическое значение концессий на Дальнем Востоке. Учитывая притязания Японии на Северный Сахалин, советское правительство старалось за счет предоставления японцам концессий поддерживать хорошие отношения с соседом и в то же время привлекать капитал неяпонского происхождения, чтобы противостоять японскому влиянию в регионе. Ради этого советская сторона соглашалась подписывать договоры даже с заведомо финансово слабыми предпринимателями.
Первая концессия на Дальнем Востоке (американского золотопромышленника Д. Винта) начала работать еще до воссоединения РСФСР и Дальневосточной республики. Однако ни американские, ни японские золотопромышленные концессии на Дальнем Востоке так и не добились успеха. Не дала значительных результатов и деятельность других компаний — английских, норвежских и 1 финской. Крупными концессиями стали лишь «Тетюхе Майнинг Корпорейшн» и предприятия, связанные с Сахалином. Изначально договор на разработку северо-сахалинской нефти правительство СССР заключило с американцем Г. Синклером. Однако инженеров Синклера выслали с острова оккупировавшие его и уже добывавшие нефть японцы. После дипломатического урегулирования советско-японских отношений в декабре 1925 были подписаны договоры о концессиях на нефтяные и угольные месторождения Северного Сахалина. Начали действовать Северо-Сахалинское каменноугольное общество («Кита Карафуто Коогио Кабусики Кайся») и Северо-Сахалинское нефтепромышленное общество («Кита Карафуто Секию Кабусики Кайся»). Они продолжали существовать и после того, как концессии перестали рассматриваться в качестве ценного источника капиталов. Формальной датой их ликвидации считается 1944; фактически угольная работала до 1939, нефтяная — до 1943. Одновременно существовала и крупнейшая из 4 рыбных концессий, созданных японцами в 1928—29, — «Ничиро Гио Гио Кабусики Кайся». Японские концессии на Дальнем Востоке оказались в числе наиболее долго действовавших нэповских концессий.
К идее использования иностранных капиталов вернулись в конце 1980-х гг. 13 января 1987 принят закон «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм из капиталистических и развивающихся стран». Следующим шагом стал Указ Президента СССР от 26 октабря 1990 «Об иностранных инвестициях в СССР». В нем шла речь уже не только о совместных, но и о полностью иностранных предприятиях. Большие надежды возлагались на закон от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции» (СРП). На практике в 1990-е гг. при неустойчивых политическом положении и экономической конъюнктуре Россия оставалась непривлекательной для инвестиций. Иностранцы рискнули вложить средства лишь в несколько крупных проектов, среди которых «Сахалин-2» (1994) и «Сахалин-1» (1995). СРП по этим проектам были подписаны правительством РФ еще до принятия закона о СРП и оказались исключительно выгодны для инвесторов. Кроме того, эти соглашения давали инвесторам гарантии от последующего нежелательного для них изменения российского законодательства. В 2000 Счетная палата пришла к выводу, что эти соглашения ущемляют интересы страны. Начиная с 1999 в закон о СРП неоднократно вносились существенные изменения.
В начале XXI в. начался устойчивый рост иностранных инвестиций (ежегодными темпами в пределах 130—150%). Сегодня значительный объем иностранных инвестиций в тот или иной регион рассматривается как важный показатель его успешности. Особое внимание уделяется прямым инвестициям (участие в предприятиях в размере не менее 10% от собственного капитала предприятия), которые наиболее производительны. «Прочие инвестиции» — кредиты банков, частных организаций и иностранных правительств — не используются для развития производства. Они уходят из страны так же быстро, как пришли, и отчасти являют собой вывезенный из России и «отмытый» капитал.
Капиталы поступают не только с Запада (США, Германия, Кипр) и из Японии, но также из Республики Корея, Китая, Индии. Распространение их по стране и по Сибири неравномерно. Инвестиционной привлекательностью отличается Дальневосточный федеральный округ(ДФО). В 2003 на его долю пришлось 30,8% прямых иностранных инвестиций в Россию — 2,1 млрд доллров США. В 2005 этот показатель составил 5,9 млрд. В том же году Тюменская область получила иностранных инвестиций в размере 3,4 млрд долларов (накопленный объем иностранных инвестиций к началу 2006 составил в области 9,1 млрд долларов). Сибирский федеральный округ (СФО) по итогам 2003 уступал Дальнему Востоку по объему прямых иностранных инвестиций в 17,5 раза. Однако и здесь наметились благополучные регионы: почти девять десятых иностранных инвестиций в СФО приходится на Омскую область и Красноярский край. Отчасти это связано с политикой местных властей, предоставляющих льготы предприятиям с иностранным капиталом (за счет этого Омская область является одним из лидеров России по привлечению капиталов). Отчасти — с тем, что капиталовложения идут в наиболее доходные сырьевые отрасли, наименее подверженные политическим рискам (цветные металлы севера Красноярского края).
Сырьевой перспективностью объясняется и успех Сахалинской области, на долю которой по итогам 2005 пришлось 81,9% иностранных инвестиций Дальнего Востока (на 2 месте в ДФО — Якутия: 11,3%). Журнал «Эксперт» и рейтинговое агентство «Эксперт РА» совместно с группой Всемирного банка присудили Сахалинской области 1-е место в конкурсе на лучшие результаты по привлечению прямых иностранных инвестиций в регион за 1999—2004. Освоение месторождений нефти и газа на шельфе Сахалина только начинается. В 1999 плавучая буровая платформа получила первую нефть в рамках проекта «Сахалин-2». Ряд проектов находится на стадии подготовительных работ. Все работы на шельфе ведутся международными консорциумами, за счет чего более 80% всех иностранных инвестиций на Дальнем Востоке было направлено в 2005 на добычу полезных ископаемых. В это же время в Тюменской области 95% иностранных инвестиций поступало в обрабатывающие производства. Необходимостью разрабатывать месторождения «с нуля» и создавать для этого новые компании обусловлено то, что две трети дальневосточных иностранных инвестиций составляют прямые инвестиции, лишь треть приходится на «прочие» (по стране в целом наблюдается обратное соотношение). В структуре капиталовложений в нефтегазовые проекты Сахалина преобладают прямые иностранные инвестиции, тогда как по стране в целом инвестиции производятся главным образом за счет собственных средств предприятий и бюджетных средств, т. е. за счет российского капитала.
В 2006 активизировались начатые по инициативе российской стороны переговоры о переуступке «Газпрому» пакета акций компании «Сахалин Энерджи», являющейся оператором проекта «Сахалин-2». Летом 2006 Росприроднадзор заявил о многомиллиардном ущербе из-за нарушения «Сахалин Энерджи» природоохранного законодательства. 21 декабря 2006 иностранные акционеры компании (англо-голландская «Шелл», японская «Мицуи» и «Мицубиси») согласились продать «Газпрому» 50% + 1 акцию «Сахалин Энерджи» за 7,45 млрд долларов США. Национализация крупнейшего инвестиционного проекта западных компаний в России показала, что на новом этапе правительство не собирается привлекать зарубежный капитал любой ценой и намерено отстаивать интересы страны. В целом по итогам 1,5 постсоветских десятилетий иностранный капитал вернул себе прежнюю роль в российском хозяйстве: не решающую, но значительную.
Лит.: Разумов О.Н. Иностранный капитал в горной промышленности Дальнего Востока периода империализма (1895—1917 гг.) // Из истории буржуазии в России: Сб. статей. Томск, 1982; Он же. О соотношении и особенностях российского иностранного компонентов в акционировании горной промышленности Сибири и Дальнего Востока (1895—1917 гг.) //Сибирь на этапе становления индустриального общества в России (XIX — начало XX в.). Новосибирск, 2002; Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990; Горюшкин Л.М. Иностранный капитал в Сибири: история и современность //Зарубежные экономические и культурные связи Сибири (XVIII—XX вв.): Сб. науч. трудов. Новосибирск, 1995: Марьясова Н.В. Иностранный капитал на Дальнем Востоке России в 20—30-е годы (концессии и концессионная политика Советского государства). Владивосток, 2000; Баев О.В. Иностранный капитал в промышленности Кузнецкого бассейна (конец XIX — начало XX в.). Кемерово, 2004.
О.И. Волкова, А.К. Кириллов, А.С. Липин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей