Новости

Горными округами управление // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ГОРНЫМИ ОКРУГАМИ УПРАВЛЕНИЕ, система центральных, местных ведомств, учреждений и должностных лиц, руководивших горнозаводскими районами России в XVIII - начале XX в.

Основы ведомственного управления заложены Петром I при создании в Петербурге центрального органа по заведованию добывающей и металлургической промышленностью — Берг-коллегии с подчиненными ей местными учреждениями и населенными про­изводственно-территориальными округами. Первым сибирким округом, оказавшимся сначала под властью Берг-мануфактур-коллегии, затем, с 1721, — Берг-коллегии стал Нерчин­ский. Он располагался в Восточном Забайкалье и являлся казенной (государственной) собственностью. Берг-коллегия осу­ществляла управление им с 1723 через Сибирский Обер-Бергамт (Екатеринбург), с 1725 — через Нерчинское горное начальство (действовало до 1756 в поселке Нерчинского завода). С упразднением Сибирского Обер-Бергамта (1734) нерчинские предприятия стали подотчетны Канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов в Екатерин­бурге. Указом от 3 апреля 1756 для управления Нерчинскими заводами была образована особая местная экспедиция. Главное наблюдение за ее деятельностью и распоряжение ею было возложено на иркутского вице-губернатора. Самым резуль­тативным периодом по экономическому и финансовому показателям в истории сереброплавильной промышленности Восточного Забайкалья явилось правление главного командира заводов генерал-майора В.И. Суворова (1761—74). Он напрямую подчинялся Сенату. Берг-коллегии отводилась роль наставника в горном и плавильном производствах, места сосредоточения счетов и ведомостей по округам. В помощь Суворову в поселении Нерчинского завода учреждалась Канцелярия Нерчинского горного начальства. В 1764—78 Нерчинский округ представ­лял собой обособленный производственно-территориальный район, во внутренние дела которого запрещалось вмешиваться уездным и губернским администрациям. По Учреждению о губерниях (1775) Екатерины II управление горным делом на местах во второй половине 1770 — начале 1780-х гг. перешло в ведение губернских казенных па­лат. Нерчинский округ первым в 1778 подвергся административной реорганизации. Он утратил горную автономию согласно ука­зу от 28 сентября 1778, подчинившему его ведению Сената и Берг-коллегии, а по полиции — иркутскому губернатору. Организация в 1787 вместо Канцелярии Нерчинского горного начальства Нерчинской горной экспедиции по времени совпала с передачей заводов Кабинету Его Императорского Величества. С 1787 начался кабинетский период в истории Нерчинского округа, а в организации управления округ был переориентирован на Колывано-Воскресенские предприятия.

Финансовый интерес Елизаветы Петровны к серебро­плавильному производству способствовал формированию с 1747 на юго-востоке Западной Сибири ведомственной системы управления горнозаводским хозяйством. После лишения наслед­ников А.Н. Демидова прав на предприятия цветной ме­таллургии в Верхнем Приобье последние поступили под управление центрального учреждения — Кабинета Его Императорского Величества. Для заведования округом с 1748 в поселке Барнаульского завода располагалась Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства (Горная канцелярия). Она представ­ляла собой многофункциональное учреждение губернского уровня власти, осуществлявшее общее и специализированное управление предприятиями и обслуживавшим их населением. Во главе Горной канцелярии стоял главный командир заводов. Непосредственное управление производством сосредоточивалось в горных конторах. Они составляли следующее звено ве­домственных органов, соответствовавшее в общегосударственной иерар­хии учреждениям уездного уровня. Окончательный состав из 8 горных контор (Барнаульская, Змеиногорская, Салаирская, Павловская, Сузунская, Локтевская, Томская, Колыванская) сложился на Алтае в конце XVIII — начале XIX в. В ведении контор находилось население горных и заводских поселений, состоявшее из горной администрации, мастеровых, работных людей, купцов, посадских, це­ховых, разночинцев. Последние 4 категории обладали правом иметь свои органы самоуправления. В административном цент­ре кабинетского округа функционировали в 1752—59 Барнаульская цеховая, в 1752—80 Барнаульская посад­ская избы. В сельской местности уездный уровень власти с 1760 представляли земские управители. У них концентриро­вались наиболее обширные хозяйственные, административные, полицейские, следственные и судебные (по мелким правонарушениям) полномочия в управлении населением, проживавшим в приписной де­ревне. Органы крестьянского самоуправления подчинялись земским управителям.

В 1779 вслед за Нерчинским округе административная реформа Ека­терины II распространилась на Колывано-Воскресенские (Алтайские) заводы. С закрытием Горной канцелярии в 1780 ее многочисленные и разнообразные функции отошли к облостным (с 1783 — губернским) учреждениям. Руководство заводами передано Казенному департаменту Колыванской области (с 1783 — Казенной палате Колыванской губернии). При них ор­ганизована Горная экспедиция. Начальник заводов (новое название должности) одновременно являлся областным правителем (губерна­тором). Он и Казенный департамент (Казенная палата) по горнозаводским делам находились в зависимости от Ка­бинета, по остальным вопросам состояли в ведении Се­ната. Реформа вывела приписных крестьян и посадское население (купцов и мещан) из-под опеки горной бюрок­ратии и переподчинила их общегражданскими учреждениям. В 1780—96 на Алтае не существовало должности земских управителей. Неизменными остались горные конторы, их роль в ведомственной системе окружного управления. Отраслевой кризис конца 1770 — середины 1780-х гг., выразивший­ся в падении производства серебра, стимулировал создание при начальнике заводов Горного совета. С 1785 он превратился в ежегодно созываемое собрание руководителей заводов и рудников, управляющих горными конторами. Горные советы регулярно проводились на Алтае до 1890.

Внедрение общегосударственных структур в систему управления гор­нозаводским хозяйством привело к утрате согласованности и оперативности действий ведомственных учреждений. Вско­ре Алтай оказался лидером в проведении контррефор­мы, опередив другие горные округа России. В 1785 в Бар­наул был назначен самостоятельный начальник заводов, свободный от обязанностей губернатора. В его прямое подчинение перешла Горная экспедиция. Ведущие позиции Колывано-Воскресенский горный округ занимал и в военизации управления горнозаводским хозяйством. Первым военным подразделе­нием на Алтае с 1762—64 стал Колывано-Воскресенский батальон на 523 штатские должности. За время своего су­ществования он неоднократно до 1871 менял названия, порядковые номера и численность. По примеру Алтая в 1771 был учрежден Нерчинский батальон. Под разными наименованиями военное подразделение использовалось в Нерчинском округе до 1851, пока его обязанности не перешли к Сводному батальону Забайкальского казачьего войска. В 1777 в Барнауле появилась постоянно действующая комиссия военного суда, в которой разбирались дела о преступлениях горных офицеров и служащих ба­тальона. С 1779 в ее компетенцию вошли преступления мастеровых, работных людей, позднее — урочных слу­жителей. С 1818 на Алтае действовали 3 комиссии во­енного суда: Барнаульская, Змеиногорская, Салаирская. В 1780-х гг. завершилось формирование ведомственной горной полиции. Она отвечала за порядок и спокойствие в Бар­науле и других промышленных поселках, выполняя функции общегосударственных полицейских структур.

Преобразования 1785 по обособлению кабинетского хозяйства от вмешательства общегосударственной администрации спо­собствовали окончательному утверждению ведомственных начал в управлении горными округами Сибири. На Алтае и в Восточном Забайкалье этот процесс протекал по-разному. С пере­дачей Кабинету в январе 1787 Нерчинских заводов там по образцу Колывано-Воскресенской была создана Нерчинская горная экспедиция, получившая автономию от областной администрации. Временное переподчинение Нерчинского округа Берг-коллегии (1796—1800, 1800—03) внесло своеобра­зие в ход административных реформ. Они происходили синхронно с переменами на казенных заводах. С сентября 1797 под управление Нерчинской горной экспедиции передано приписное крестьянское население. Затем в ее ведение перешли за­водские купцы и мещане. Контрреформа 1797 в Колывано-Воскресенском округе приобрела более отчетливые черты. Указ от 3 марта 1797 восстановил Горную канцеля­рию. Она во главе с начальником заводов вновь обрела полную власть над приписным населением. В управлении крестья­нами горная администрация опиралась на возрожденную должность земских управителей. Каждый из 9 земских управителей получил в заведование от 3 до 5 волостей крестьян. Губернским купцам и мещанам в 1797 было предло­жено или покинуть округ, или приписаться к заводам. Для приписного посадского населения за 1797—1802 бы­ла создана единая община, избиравшая общие органы самоуправления: ратушу, сиротский и словесный суды, шести-гласную думу, подчиненные Горной канцелярии.

Попытка Павла I соединить всю горно-металлургическую промышленность России под властью Берг-коллегии лишь на полгода (сентябрь 1800 — март 1801) вывела Колывано-Воскресенские заводы из ведения Кабинета, не затронув местного учреждения. Нерчинский округ после возвращения из Берг-коллегии в Кабинет в 1803 подчинен генерал-губернатору Сибири, на которого возложены функции главного начальника заводов. Глава окружного управления и Горная экспе­диция превратились в зависимые от него инстанции. С разделением Сибири в 1822 по инициативе М.М. Сперанского на Западную и Восточную подтверждены и уточнены обязанности восточно-сибирского генерал-губернатора по управлению Нерчинскими заводами. В истории Алтая административная реформа Сибири М.М. Сперанского оставила более заметный след. Она освободила посадское население Колывано-Воскресенского округа от приписки к заводам и передала его в ведение чиновников Томской губернии. Нерчинские купцы и мещане до 1861 остались на положении заводских. Реформа М.М. Сперанского ввела двойную административную зависимость для колывано-воскресенских крес­тьян. По суду и полиции они поступили в ведение уездных и губернских чиновников, что разрушило прежнюю административно-хозяйственную автономию горных властей. Результативность этих пре­образований была снижена за счет превращения земс­ких управителей в отдельных заседателей уездных полицейских орга­нов — земских судов; распространения на приписных крестьян порядка судопроизводства, принятого для сельского населения удельного ведомства (по делам крестьян на следствии и в суде присутствовали горные чиновники — депутаты); соединения должностей начальника заводов и том­ского губернатора.

Реформа М.М. Сперанского стимулировала разра­ботку «Учреждения об управлении Колывано-Воскресенских горных заводов» (утвержденного 16 апреля 1828) — всеобъемлющего законодательного акта, регулировавшего административно-хозяйственное устройство горного округа. Горные уставы 1842 и 1857 бази­ровались на нем и незначительно корректировали его. «Учреждение...» официально закрепило за Барнаулом статус горного города. Безрезультатно в 1840-е гг. горные власти пытались придать аналогичный статус поселениям Нер­чинского завода. По «Учреждению...» Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства была заменена Горным правлением — зрелой коллегиальной бюрократической структурой. Ей соответствовали горные конторы с более четкой дифференциацией обязанностей служащих и наличием специализированных отделений. Запаздывание в административном развитии Нерчинского округа местное руководство компенсирова­ло внедрением апробированных на Алтае учреждений различного уровня: Горного совета, горных контор, военно-суд­ных комиссий, горной полиции, земских управителей. До конца 1840-х гг. в Нерчинском округе было 6 горных контор: Нерчинская, Кутомарская, Александровская, Шилкинская, Газимуровская, Петровская. По примеру Колывано-Воскресенских заводов здесь функционировали 2 пос­тоянные комиссии военного суда; полицейские функции в промышленных поселениях выполняла специальная ведомственная полиция; управление приписной деревней вверялось 5 земским управителям (данные на 1845); судебными делами заводских крестьян за­нимались командированные Горной экспедицией (с 1842 — Горным правлением) ведомственные служащие, выполнявшие в уездных и губернских судах обязанности депутатов.

В 1830 кабинетские предприятия Сибири на усло­виях аренды были переданы в заведование Департа­менту горных и соляных дел Министерства финансов — так называемому горному ведомству России. Аренда продолжалась 25 лет (до 1855). Для этого периода характерны 3 тенденции в административно-хозяйственном развитии округа. Первая связана с завершением военизации горно-металлургической промышленности и ее управленческого персонала. Вторая тенденция выразилась в унификации управления кабинетскими заводами и казенными горными округами. С ориентацией на Уральские заводы бы­ло усовершенствовано верхнее звено окружного управления. Расширены возможности генерал-губернатора Восточной Си­бири как главного начальника Нерчинских заводов за счет создания в 1830 особого отделения по горной части при его канцелярии. На Алтае в 1830 введена должность горного начальника, ответственного за текущие дела в округе. За томским губернатором в ранге главного начальника заводов оставлено общее руководство промышленностью и надзор за деятельностью горной админис­трации. Упразднение должности главного начальника Алтайских заводов (новое название заводов введено в 1834) произошло по указу от 5 апреля 1864. Генерал-губернатор Восточной Си­бири освободился от обязанностей главного начальника Нерчинских заводов на 20 лет позднее (указ от 23 августа 1884). Третья тенденция связана с развитием казенной и частной золотопромышленности в Сибири.

С 1831 Министерство финансов возложило на главного начальника Колывано-Воскресенских заводов и Горное правление отвод площадей под прииски и надзор за частными предприни­мателями в Западной Сибири, Ачинском, Минусинском, с 1838 — Красноярском округах (уездах) Восточной Сибири. Оно поручило Барнаульской золотосплавочной в 1835 осу­ществлять сплав и «апробирование» золота частных лиц со всех сибирских промыслов. В 1834 на Алтае учреждено специализированное управление казенными промыслами, глава которого находился на положении управляющего горной конторы и подчинялся Горному правлению. В 1859 генерал-губер­натор Восточной Сибири добился изъятия Ачинского, Ми­нусинского, Красноярского округов (уездов) по частной золотопромышленности из ведения Алтайского горного правления и переподчинения их Главному управлению Восточной Сибири (ГУВС). Для этой цели в Иркутске было орга­низовано еще одно отделение при канцелярии генерал-гу­бернатора. С открытием Иркутской золотосплавочной в 1871 к ней отошли сплав и апробирование частного золота, добытого в Восточной Сибири, кроме близких к Барнаулу районов Енисейской губернии. В 1888 отделение частных золотых про­мыслов при начальнике Алтайских заводов и отделение по частной золотопромышленности при ГУВС упразднены.

25 лет аренды кабинетских предприятий Министерством финансов существенно сказались на судьбе Нерчинского округа, перепрофилированного в 1850—53 из сереброплавильного в золотодобывающий район России. Заслуга в этом принадлежит генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву-Амурскому. Другим крупным событием стало освобожде­ние в 1851 нерчинских крестьян от приписки к заводам и перечисление их в казаки Забайкальского казачье­го войска. Это привело к упразднению в окружном аппара­те власти всех структур, обеспечивавших заведование приписной деревней.

Буржуазное реформирование социально-экономических отношений в Ал­тайском горном округе в 1861—64 сопровождалось пере­стройкой административной системы, затянувшейся до 1871. Административные перемены состояли, кроме всего, в передаче населения под управление чиновников Томской губернии, преобразовании крестьянских органов самоуправления и создании их для бывших мастеровых и рабочих людей. Из окружного аппарата управления исчезли должности земских управителей, депу­татов по крестьянским делам, служащих горной полиции, военных судов. Административный центр горного округа с 1868 фактически ут­ратил положение горного города. Кабинетская бюрокра­тия в результате реформы 1861 лишилась монополии на власть в горных округах Сибири, т. к. из ее подчинения выведено население и полномочия сужены до управления производственно-хозяйственной сферой. Меньше всего рефор­ма затронула производственные структуры, ответственные за результативность работы промышленных комплексов и отдельных предприятий: Алтайское и Нерчинское горные правления, горные конторы. В течение 20 пореформенных лет сохраня­лись их прежняя структура и коллегиальный принцип принятия решений.

В 1881 Александр III предпринял смену руководства Министерства императорского двора и уделов, в которое с 1826 на правах отдельного ведомства входил Кабинет. Это позволило критически оценить бездеятельность центральных и местных кабинет­ских чиновников по управлению горнозаводским хозяйством после перевода промышленности на вольнонаемный труд. Административная реформа 1883 в Алтайском и Нерчинском горном округе ввела еди­ноличное и централизованное руководство производственными объектами, упразднила изжившие себя горные  правления и конторы, усовершенствовала управленческие модели, действовавшие на Алтае и в Восточном Забайкалье, существенно сократи­ла численность служащих. Специфика Нерчинского округа на­ложила отпечаток на стандартизированную административно-хозяйственную модель 1883. Она копировала алтайский вариант. Различия явля­лись следствием традиций, ориентации промышленности на зо­лотодобычу, практиковавшейся здесь урезанной численностью административно-технического персонала.

Реформа 1883 стала последней крупной административной реорга­низацией, ориентированной на горнозаводской сектор экономики кабинетских округов Сибири. На Алтае она выполнила роль административно-производственного эксперимента по подъему сереб­роплавильной промышленности. После его неудачи в 1890-х гг. остановлены основные заводы и прекращена работа на многих рудниках. Параллельно шел процесс ликвидации уч­реждений, обслуживавших горнозаводское производство. Он не завершился до 1917, хотя Алтайский округ уже в 1896 утратил в названии слово «горный». Восточное Забайкалье до 1917 оставалось золотодобывающим районом России и сохра­няло необходимый для этого набор окружных учреждений.

Во второй половине 1880-х гг. Министерство государственных имуществ (в ве­дении которого с 1874 находился Горный департамент) приступило к коренной перестройке местного горного управления. В 1888 за Уралом появились местные органы для заведо­вания частными и казенными горными заводами и промысла­ми: горные управления Томское и Иркутское. Территорию, подведомственную Томскому управлению, разделили на 6 горных округов: Тобольско-Акмолинский, Семипалатинско-Семиреченский, Томский, Северо-Енисейский, Южно-Енисейский, Ачинско-Минусинский. В ведении Иркутского управления оказались округа: Приморский, Амурский, Восточно-Забайкальский, Западно-Забайкальский, Ленский, Бирюсинский. Согласно закону 1892, задачи горных управлений включали, с одной сторо­ны, попечение о развитии горной промышленности вообще и ока­зание покровительства частной промышленности; общее наблюде­ние за правильностью работ в техническом отношении. С дру­гой — надзор за соблюдением техники безопасности и трудового законодательства, рассмотрение дел о несчастных слу­чаях. Непосредственное осуществление этой политики отно­силось к обязанности окружных инженеров и их помощников, а также маркшейдеров. Так в концу XIX в. система государственных органов по управлению горным делом в Сибири вышла да­леко за рамки кабинетских округов. В круг ее ведения повсеместно вошли и частные предприятия, набиравшие все больший вес в горнозаводской промышленности края.

Лит: Лоранский А.М. Краткий исторический очерк админис­тративных учреждений горного ведомства в России 1700—1900 гг. СПб., 1900; Нерчинский округ ведомства Кабинета Его Импера­торского Величества. Хабаровск, 1913; Жидков Т.П. Кабинетское землевладение (1747—1917 гг.). Новосибирск, 1973; Соболева Т.Н.. Разгон В.Н. Очерки истории кабинетского хозяйства на Алтае (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.): Управление и обслуживание. Барнаул, 1997; Пережогин А.А. Военизированная система управления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горно­го округа (1747-1871 гг.). Барнаул, 2005.

А.А. Пережогин, Т.П. Соболева

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири