ГЛАЗКОВСКАЯ КУЛЬТУРА, была распространена в Прибайкалье, Приангарье (от истоков Ангары до Братска, верховья Лены и низовья Селенги). Выделена М.П. Овчинниковым (1904), переименована В.А. Городцовым (1916). Основной исследователь памятников Глазковской культуры— А.П. Окладников (1950-е гг.).
Глазковская культура представлена преимущественно материалами погребений. Как правило, глазковских могильники (за исключением Фофановского) содержат небольшое количество захоронений. Грунтовые могильные ямы стандартных для 1 человека размеров перекрывались на поверхности каменной выкладкой, овальной или лодкообразной формы. Иногда камнем заполняли и могильные ямы. На Байкале встречаются на поверхности каменные кольцевые кладки. На крупных некрополях (Фофановский, Верхоленский) могилы расположены рядами и группами. Умершие помещались в могилу на спине, в вытянутом положении, реже с согнутыми ногами, на заключительном этапе появляются захоронения в скорченном положении на правом боку, встречаются сидящие погребения, захоронения головы или погребения без головы, частично кремация. Могилы ориентировались по реке, преобладают погребенные, помещенные головой вверх по течению (иногда в противоположном направлении). Как правило, в могилу помещали 1 человека, коллективные погребения (2 или 3 погребенных) встречены в исключительных случаях, как и ярусные. Погребальный инвентарь отражает производственную направленность деятельности человека. Глазковские поселения представлены кратковременными стоянками (IX слой стоянки Улан-Хада). Жилища были, вероятно, наземными. Керамика Глазковской культуры представлена круглодонными, слегка профилированными в районе венчика сосудами яйцевидной формы. Характерной особенностью является изготовление их способом выбивания колотушки с нарезками, в результате чего на поверхности оставались зубчатые отпечатки. Края венчика украшены. Как правило, орнаментировалась верхняя треть сосуда. Типичны линии «жемчужин» по горловине, а также ряды, нанесенные отступающей палочкой, резные ряды и линии. На одном из сосудов Улан-Хады имеются изображения змей и крестов, встречаются антропо- и зооморфные изображения. На памятниках Глазковской культуры найдены предметы из бронзы. Это листовидные ножи (в том числе коленчатые), рыболовные крючки, шилья, иглы, украшения. Широко представлен каменный инвентарь: острообушковые топоры, асимметрично-овальные и треугольные кремневые ножи, разнообразные скребки, составные кинжалы и рыболовные крючки, проколки, шлифованные ножи и т. д. Обнаружено много костяных орудий (ложки, шилья, отжимники, иглы, игольники). В качестве украшений широко использовались зубы животных, а также шлифованные нефритовые кольца и диски, перламутровые диски из раковин и т. д. Уникальными произведениями пластинчатого искусства являются антропоморфические изображения из мамонтовой кости и рога, парные и одиночные, а также зооморфические фигурки. Основными занятиями носителей Глазковской культуры было рыболовство и охота, хотя находки костей собаки и овцы могут свидетельствовать о доместикации животных и зачатках скотоводства. Значительное количество убитых людей в могильниках может быть следствием нестабильности ситуации в Восточно-Сибирском регионе в тот период. Глазковская культура датируется концом III — началом II тыс. до н. э.
Лит.: Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч. I, II // Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л., 1950. № 18; Он же. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч. III // Там же. М.; Л., 1955. № 43; Хлобыстин Л.П. Бронзовый век Восточной Сибири // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей