ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ, выделение системы соподчиненных экономических районов страны или крупного региона, объективно отражающих сложившееся территориальное разделение труда. Основная цель экономического районирования — создание оптимальных условий для осуществления региональной социально- экономической политики (в том числе территориальные прогнозирования и планирования).
Первые попытки районировать Сибирь предпринимались в годы Первой мировой войны, когда в условиях милитаризации экономики потребовалось привлечение из восточных районов страны дополнительных сырьевых и прочих материальных ресурсов. Высказывались идеи о формировании «тыловых укрепрайонов», которые должны были, по мнению сторонников этих идей, содержать целый комплекс металлургического, машиностроительного, химического производств, способных составить основу военной промышленности. В этом плане Сибирь представляла большой интерес. Военны действия происходили далеко от ее территории, при этом она была богата природными ресурсами. В 1916 в правительстве обсуждался вопрос о разделении Сибири на 4 района: Кузнецкий, Енисейский, Иркутский и Приморский.
Следующий этап экономического районирования начался в 1920-е гг. Советская реформа районирования закладывалась в плане ГОЭЛРО, который предусматривал разбивку территории страны на ряд больших экономических районов. Такое районирование основывалось на территориальном разделении общественного труда и производства с учетом особенностей экономических, природных, сырьевых и энергетических ресурсов регионов. Формирование отраслей электроэнергетики рассматривалось в тесной связи с развитием других отраслей народного хозяйства. Позднее один из разработчиков плана ГОЭЛРО проф. И.Г. Александров возглавил секцию экономического районирования Госплана и выступил с идеями организации административно-территориального деления страны на основе экономического. Он опирался на теорию экономико-географического районирования, которая с начала 1920-х гг. активно разрабатывалась в академических кругах. Ее инициаторы, Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский и другие, рассматривали экономические районы в качестве единых территорий, которые бы имели максимально развитые внутрихозяйственные связи и в то же время специализировались в масштабе страны с учетом природных особенностей и экономических возможностей. В результате длительной дискуссии в 1921-22 Госплану удалось предложить правительству свое видение экономических районов страны. В октябре 1922 постановлением ВЦИК на территории Сибири предлагалось образовать 5 областей, граничащих на востоке с Дальневосточной республикой: Западно-Сибирскую (с центром в Омске), Кузнецко-Алтайскую (Томск), Енисейскую (Красноярск), Ленско-Ангарскую (Иркутск) и Якутскую (Якутск).
В апреле 1923 XII съезд РКП(б) одобрил проект нового районирования страны. Однако оно трудно увязывалось с исторически сложившимся административно-территориальном делением. Кроме того, оно не согласовывалось с курсом на централизацию экономического управления, особенно усилившимся в конце 1920-х гг. Поэтому в масштабе страны постепенно выделялись более крупные экономические районы, внутри которых осуществлялось административно-территориальное деление, хозяйственное и социальное планирование, перспективное размещение отраслей производства. При разработке первых пятилетних планов области и края рассматривались как своеобразные производственно-экономические комбинаты, самодостаточные в хозяйственном отношении. Главное внимание уделялось наличию топливно-энергетических и сырьевых ресурсов как базы развития производительных сил, формирования индустриальной структуры хозяйства. Учитывались и военно-стратегические аспекты хозяйственного развития. Крупные экономические районы в случае военных осложнений могли становиться военно-индустриальными базами регионального значения. С начала 3-й пятилетки (1938) стало правилом сочетать отраслевые и территориальные принципы планирования, общесоюзные планы стали разрабатываться в разрезе экономических районов. В восточных районах страны выделялись следующие крупные экономические зоны: Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Такое экономическое районирование сохранилось до настоящего времени. Тем не менее при разработке перспективных планов социально-экономического развития неоднократно предпринимались попытки изменить существующую структуру экономических районов страны. В 1956-57 специальная комиссия Госплана предложила следующий вариант деления территории Сибири и Дальнего Востока: Западно-Сибирский экономический район (Тюменская, Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская области и Алтайский край); Ангаро-Енисейский (Красноярский край, Иркутская область, Тувинская АО); Забайкальский (Бурят-Монгольская АССР, Читинская область); Дальневосточный (Хабаровский, Приморский края, Амурская, Сахалинская, Камчатская обл.асти); Северо-Восточный (Якутская АССР и Магаданская область). Эта схема районирования осталась в научных разработках, официального признания не получила. С 1957 в связи с организацией системы совнархозов (СНХ) на территории Сибири и Дальнего Востока сформировалось 7 экономических районов: в Западной Сибири - Западно-Сибирский и Кузбасский, в Восточной Сибири - Красноярский и Восточно-Сибирский, на Дальнем Востоке - Хабаровский, Дальневосточный и Северо-Восточный, включавший Магаданскую область и Якутскую АССР. Эта сетка экономических районов просуществовала до 1965, с упразднением СНХ утратила практическое значение.
В мае 2000 в стране образовано 7 федеральных округов. Их образование не снижает актуальности экономического районирования для целей государственного стратегического прогнозирования, разработки и реализации крупных межрегиональных программ. Возможны различные версии районирования. Ученые Института экономики и организации промышленного производства СО РАН предлагают выделять 4 экономических района: Северо-Запад Сибири в составе Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов; Юг Западной Сибири в составе Томской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, Алтайского края и Республики Алтай; Ангаро-Енисейский в составе Красноярского края, Иркутской области, Республик Хакасия и Тыва; Забайкальский район в составе Забайкальского края и Республики Бурятия. По другому варианту, Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край формируют Байкальский регион Сибири. Основа интеграции в предложенных вариантах - единство ресурсного потенциала, учет потенциальных возможностей и экономико-географического положения субъектов, их роли в экономическом пространстве России и мировой экономике.
Лит.: Александров И.Г. Основы хозяйственного районирования. М.; Л., 1924; Сибирь на пороге нового тысячелетия. Новосибирск, 1999; Долголюк А.А., Тимошенко А.И. Формирование концепции создания территориально-производственных комплексов в Сибири // Сибирь: проекты ХХ в. (начинания и реальность). Новосибирск, 2000; Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Зубков К.И., Побережников И.В. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI-XX века. М., 2004.
Т.Г. Ратьковская, А.И. Тимошенко
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей