ДУХОВНЫЕ СТИХИ, музыкально-поэтические произведения религтозного содержания, исполняемые за пределами богослужения. Первые образцы появляются на ранних этапах христианизации Руси.
Возникновение большого количества произведений следует относить не ранее чем к XV в. Духовные стихи формировались 2 традициями: книжной и устной. Поэтому в стилистическом отношении они неоднородны. В поэтических текстах заметно смешение русского и церковнославянского языка, сочетание норм литургического произношения и народно-песенной фонетики. В напевах Духовных стихов интегрировались интонации богослужебного пения, эпического и обрядового фольклорных пластов, народной лирики, кантовой культуры, романса, наконец, современной песни.
Покаянные (умиленные, слезные, прибыльные) стихи дают начало книжной ветви Духовным стихам. Их основу составляет мотив покаяния грешной души. Название «прибыльные» выявляет предназначенность — не входящие в церковные обряды. Они возникли в монастырской среде на основе литургической поэзии и музыки. Духовные стихи устной традиции на начальном этапе находились в тесном стилистическом взаимодействии с эпическими жанрами фольклора. Поэтому в них заметна повествовательность в изложении поэтической фабулы, опора на речитативно-декламационные попевки в напевах.
Кульминационной фазой развития Духовных стихов раннего этапа являются XVI — первая половина XVII в. В это время расширяется их репертуар, в связи с освоением новых земель происходит географическое распространение, в том числе на территории Сибири. Доминировавшая ранее в Духовных стихах устной традиции былинная стилистика обогащается лирическими средствами выразительности. Более экспрессивным становится поэтический строй, широкая распевность проникает в мелодику. В покаянных стихах второй половины XVI в. происходит циклизация путем объединения образцов по гласам. В XVII в. появляются самостоятельные сборники данного жанра. На рубеже XVII—XVIII вв. покаянный стих постепенно угасает. Книжные традиции бытового духовного пения дополняются новым жанром — псальмой. Так стали называть песни с рифмованным текстом силлабического стихосложения в многоголосном, как правило — трехголосном, изложении. Псалмы довольно скоро проникают в народную среду. В результате устного бытования в текстах упрощается поэтический строй, в напевах объединяются интонации польской, украинской, русской народной песенности и культовых песнопений. Таким образом, в XVIII в. наблюдается взаимопроникновение фольклорного и книжного пластов. В это время основными носителями Духовных стихов становятся старообрядцы, стремившиеся к сохранению традиционных образцов духовного творчества. Особую разновидность Духовных стихов составляют сектантские роспевцы, в содержании которых отражены обрядовые и мировоззренческие особенности хлыстовства и духоборчества. Духовные стихи продолжают создаваться и в настоящее время светскими и церковными авторами. Среди последних Роман (Матюшин) и старец Николай Гурьянов, чьи произведения завоевали особую популярность.
Содержательное многообразие Духовных стихов обусловлено большой источниковой базой. Так, с ветхозаветными сюжетами связаны популярные в Сибири «Стих о потопе», «Плач Иосифа», «О Содоме», переложения 26-го и 145-го псалмов. Новозаветные стихи образуют своеобразный христологический цикл в соответствии с евангельской хронологией событий («Рождеству Христову», «Лазарь», «О Закхее», «И вот Господь наш, угасая», «О воскресении Христа»). Сюжеты таких стихов, как «Райская птичка», «Иоасаф-царевич», восходят к агиографической литературе, в которой даются описания житий святых. Содержательным источником Духовных стихов «О трех гробницах», «Пошла мать Мареюшка», «Голуби», «Вы, старцы», «К неумолимой смерти» являются апокрифические предания. Сюжеты Духовных стихов могли опираться и на не столь давние исторические события. В частности, раскол РПЦ получил отражение в старообрядческих памятниках «Плач Израиля», «О гонении», «О протопопе Аввакуме», «Боярыня Морозова».
Духовные стихи могут исполняться по рукописным или печатным стихарникам; функционировать как устно-письменные образцы, когда мелодия воспроизводится по памяти, а поэтический текст — по записи; наконец, подобно народным песням, передаваться из уст в уста в виде вариантов. Духовные стихи могут применяться в качестве заклички дождя, быть приуроченными к свадебному или похоронному обряду и т. д. Но особенно широко они используются как лирико-бытовые произведения: звучат в часы досуга, во время праздников, общинных собраний, совместных трапез.
Специфика внебогослужебных жанров в Сибири формировалась в результате интеграции различных традиций, что было связано с миграцией населения из разных регионов России. Наибольший интерес представляют Духовные стихи, распространенные в среде самобытных групп сибирских староверов: алтайских «поляков», бухтарминских и уймонских «каменщиков», семейских Забайкалья и др. В сибирском репертуаре Духовные стихи преобладают книжные по происхождению памятники, подвергшиеся вторичной фольклоризации; популярны стихи эсхатологического содержания, повествующие о кончине мира, Страшном суде, наказаниях за грехи. Распространены произведения лирического содержания, передающие различные эмоциональные переживания, вызванные размышлениями о смерти, тоской по родным местам, восхищением природой. Среди широко бытующих сибирских образцов — «Пташка», «Райская птичка», «Ангелу-хранителю», «Гора Афон», «Не ропчи». Все они представляют позднюю, романсовую, традицию внебогослужебного духовного пения. В то же время в Сибири сохранились и стихи старшей традиции: «О блудном сыне», «О Лазаре», «Плач Иосифа», «Соберемся, братие, на Сионску гору», «Патракеева дочь».
Сложный генезис, неоднородная жанровая структура, своеобразные принципы бытования позволяют рассматривать Духовные стихи как одну из важнейших разновидностей религиозного фольклора, как составляющую древнерусского певческого искусства, часть русской духовной поэзии, как выразителя мировоззрения русского народа.
Лит.: Казанцева М.Г. Покаянные и духовные стихи Урала // Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества. Новосибирск, 1999; Мурашова Н. С. Духовные стихи //Музыкальная культура Сибири (Традиционная культура сибирских переселенцев). Новосибирск, 1997. Т. 1, кн. 2; Она же. Духовные стихи старообрядцев Алтая // Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая. Новосибирск, 2002; Она же. Историческое развитие духовного стиха и проблемы его типологии // Православные традиции в народной культуре восточно-славянского населения Западной Сибири в конце XIX—XX вв. Новосибирск, 2005.
Н.С. Мурашов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей