Новости

Духовные стихи // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ДУХОВНЫЕ СТИХИ, музыкально-поэтические произ­ведения религтозного содержания, исполняемые за предела­ми богослужения. Первые образцы появляются на ранних этапах христианизации Руси.

Возникновение большого количества произведений следует относить не ранее чем к XV в. Духовные стихи формировались 2 традициями: книжной и устной. Поэтому в стилистическом отношении они неодно­родны. В поэтических текстах заметно смешение русского и церковнославянского языка, сочетание норм литургического произношения и народно-песенной фонетики. В напевах Духовных стихов интегриро­вались интонации богослужебного пения, эпического и об­рядового фольклорных пластов, народной лирики, кантовой культуры, романса, наконец, современной песни.

Покаянные (умиленные, слезные, прибыльные) сти­хи дают начало книжной ветви Духовным стихам. Их основу составля­ет мотив покаяния грешной души. Название «прибыль­ные» выявляет предназначенность — не входящие в церковные обряды. Они возникли в монастырской среде на основе ли­тургической поэзии и музыки. Духовные стихи устной традиции на начальном этапе находились в тесном стилистическом взаимодействии с эпическими жанрами фольклора. Поэтому в них заметна повествовательность в изложении поэтической фабулы, опора на речитативно-декламационные попевки в напевах.

Кульминационной фазой развития Духовных стихов раннего этапа яв­ляются XVI — первая половина XVII в. В это время расширяется их репертуар, в связи с освоением новых земель происхо­дит географическое распространение, в том числе на территории Сибири. Доминировавшая ранее в Духовных стихах устной традиции былинная стилистика обогащает­ся лирическими средствами выразительности. Более экспрессив­ным становится поэтический строй, широкая распевность про­никает в мелодику. В покаянных стихах второй половины XVI в. происходит циклизация путем объединения образцов по гласам. В XVII в. появляются самостоятельные сборники данно­го жанра. На рубеже XVII—XVIII вв. покаянный стих постепенно угасает. Книжные традиции бытового духовного пения дополняются новым жанром — псальмой. Так ста­ли называть песни с рифмованным текстом силлабического стихосложения в многоголосном, как правило — трехго­лосном, изложении. Псалмы довольно скоро проникают в народную среду. В результате устного бытования в текс­тах упрощается поэтический строй, в напевах объединяются интонации польской, украинской, русской народной песенности и культовых песнопений. Таким образом, в XVIII в. наблюдается взаимопроникновение фольклорного и книжного пластов. В это время основными носителями Духовных стихов становятся старооб­рядцы, стремившиеся к сохранению традиционных образцов духовного творчества. Особую разновидность Духовных стихов  состав­ляют сектантские роспевцы, в содержании которых отражены обрядовые и мировоззренческие особенности хлыстовства и духоборчества. Духовные стихи продолжают создаваться и в настоящее время светскими и церковными авторами. Среди последних Роман (Матюшин) и старец Николай Гурьянов, чьи произведения завоевали особую популярность.

Содержательное многообразие Духовных стихов  обусловлено большой источниковой базой. Так, с ветхозаветными сюжетами связаны популярные в Сибири «Стих о потопе», «Плач Иосифа», «О Содоме», переложения 26-го и 145-го псалмов. Новозаветные стихи образуют своеобразный христологический цикл в соответствии с евангельской хро­нологией событий («Рождеству Христову», «Лазарь», «О Закхее», «И вот Господь наш, угасая», «О воскре­сении Христа»). Сюжеты таких стихов, как «Райская птичка», «Иоасаф-царевич», восходят к агиографической литературе, в которой даются описания житий святых. Содержательным источником Духовных стихов «О трех гробницах», «Пошла мать Мареюшка», «Голуби», «Вы, старцы», «К неумолимой смерти» являются апокрифические предания. Сюжеты Духовных стихов могли опираться и на не столь давние исторические события. В частности, раскол РПЦ получил отражение в старообрядческих памятниках «Плач Израиля», «О гонении», «О прото­попе Аввакуме», «Боярыня Морозова».

Духовные стихи могут исполняться по рукописным или печатным стихарникам;  функционировать как устно-письменные образцы, когда мелодия воспроизводится по памяти, а поэтический текст — по записи; наконец, подобно народным песням, пе­редаваться из уст в уста в виде вариантов. Духовные стихи могут применяться в качестве заклички дождя, быть приуро­ченными к свадебному или похоронному обряду и т. д. Но осо­бенно широко они используются как лирико-бытовые произведения: звучат в часы досуга, во время праздни­ков, общинных собраний, совместных трапез.

Специфика внебогослужебных жанров в Сибири фор­мировалась в результате интеграции различных традиций, что было связано с миграцией населения из разных реги­онов России. Наибольший интерес представляют Духовные стихи, распространенные в среде самобытных групп сибирских старове­ров: алтайских «поляков», бухтарминских и уймонских «ка­менщиков», семейских Забайкалья и др. В сибирском репер­туаре Духовные стихи преобладают книжные по происхождению памятники, подвергшиеся вторичной фольклоризации; популярны стихи эсхатологического содержания, повествую­щие о кончине мира, Страшном суде, наказаниях за гре­хи. Распространены произведения лирического содержания, передающие различные эмоциональные переживания, вызванные размышлениями о смерти, тоской по родным местам, восхищением природой. Среди широко бытующих сибирских образцов — «Пташка», «Райская птичка», «Ангелу-хра­нителю», «Гора Афон», «Не ропчи». Все они представ­ляют позднюю, романсовую, традицию внебогослужебного духовного пения. В то же время в Сибири сохранились и стихи старшей традиции: «О блудном сыне», «О Лаза­ре», «Плач Иосифа», «Соберемся, братие, на Сионску гору», «Патракеева дочь».

Сложный генезис, неоднородная жанровая структура, своеобразные принципы бытования позволяют рассматри­вать Духовные стихи как одну из важнейших разновидностей религиозного фольклора, как составляющую древнерусского певчес­кого искусства, часть русской духовной поэзии, как вырази­теля мировоззрения русского народа.

Лит.: Казанцева М.Г. Покаянные и духовные стихи Урала // Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-си­бирского старообрядчества. Новосибирск, 1999; Мурашова Н. С. Духовные стихи //Музыкальная культура Сибири (Традиционная культура сибирских переселенцев). Новосибирск, 1997. Т. 1, кн. 2; Она же. Духовные стихи старообрядцев Алтая // Традиции духов­ного пения в культуре старообрядцев Алтая. Новосибирск, 2002; Она же. Историческое развитие духовного стиха и проблемы его типологии // Православные традиции в народной культуре вос­точно-славянского населения Западной Сибири в конце XIX—XX вв. Новосибирск, 2005.

Н.С. Мурашов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири