ДАЛЬСТРОЙ, государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы. Создан в ноябре 1931 по постановлению ЦК ВКП(б) и СТО СССР. В 1938 передан в состав НКВД СССР и реорганизован в Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУ СДС) НКВД СССР «Дальстрой».
В 1951 вновь реорганизован в Главное управление лагерей и строительства Дальнего Севера (ГУЛ и СДС) «Дальстрой» МВД СССР. В 1953 Дальстрой передан в Министерство металлургической промышленности, в 1954—57 — в структуре Министерства цветной металлургии, после на его базе возник Магаданский совнархоз. Административный центр — поселок Магадан (с 1939 — город) в бухте Нагаева Охотского моря.
Дальстрой — один из крупнейших в СССР производственно-лагерных комплексов, созданных для освоения месторождений ценных минеральных ресурсов — золота, олова, кобальта, вольфрама, урана, ведения промышленного и гражданского строительства на северо-востоке СССР. Его территория была неподконтрольна обычным органам государственной власти. В 1932—35 она составляла 400-450 тыс. кв. км, в 1941 - 2 266 тыс., в 1953 -около 3 млн кв. км.
В 1932 для обеспечения трудовыми ресурсами работ на северо-востоке СССР создан Северо-восточный исправительно-трудовой лагерь (СВИТЛ), подчиненный непосредственно руководству треста, в 1938 он стал одним из управлений ГУ СДС НКВД. В 1931—41 формировалась система подразделений Дальстрой. В 1932—35 основное направление деятельности Дальстроя — создание транспортных коммуникаций. В 1932 в автодорожное хозяйство направлено 30,8% всех капитальных вложений (в золотодобычу — 20,3%), в 1935 — 36,6% (23%). Дорожным строительством занимались сектор строительных работ (с февраля 1932), Управление капитального и дорожного строительства (с января 1933), Управление дорожного строительства (УДС - с ноября 1933). В 1940 УДС разделено на УДС Севера (центр — Ягодное) — для прокладки дороги на северо-запад к Индигирке и на УДС Юга (центр — Магадан) — для развития сети имеющихся и прокладки новых дорог. Построены более 3,1 тыс. км автодорог (из них 902 км — классные автодороги и свыше 2,2 тыс. км — дороги облегченного типа) и нескольких мостов, не имевших аналогов в СССР. Опорной точкой системы автодорог в регионе стал порт в бухте Нагаева. Его строительство велось с января 1933 по начало декабря 1934. В 1936 Нагаевский морской порт включен в реестр портов СССР.
Параллельно развивалась горная отрасль Дальстроя. В 1932 на базе технического сектора создано управление по добыче полезных ископаемых, ставшее основой для организации в 1934 Горного управления, которое в 1935 было разделено на Северное (центр — Хатыннах) и Южное (Оротукан) горнопромышленные управления (ГПУ). Позже возникли ГПУ: в 1938 — Западное (Сусуман), Юго-западное (Усть-Утиная), в 1939 — Тенькинское, в 1940 — Чай-Урьинское, в 1941 — Янское (Якутия). В 1937 подразделения Дальстроя начали добычу олова на Чукотке, где в 1939 было организовано Чаунское районное ГПУ. В 1939 в структуре Дальстроя созданы 2 всесоюзных государственных треста — «Дальстройснаб НКВД» и «Колымснаб НКВД».
За 1932—40 предприятия Дальстроя добыли 314,5 тыс. т химически чистого золота и 2 666,7 т оловянного концентрата. В 1940 максимальная добыча золота — 80 т. На предприятиях Дальстроя широко использовался труд заключенных СВИТЛ, его структуры имелись в каждом производственном подразделении Дальстроя. Численность заключенных в конце 1932 составляет 9 928 человек, 1933 - 27 390, 1934 - 32 304, 1935 - 44 601, 1936 -62 703, 1937 - 80 258, 1938 - 93 978, 1939 - 163 475, 1940 - 176 685, 1941 - 148 301 человек. В 1940 доля заключенных превысила 81 % численности всех работников Дальстроя.
В 1941—45 резко сократились снабжение Дальстроя из центральных районов страны и поступление спецконтингентов рабочей силы, был введен чрезвычайный режим экономии всех ресурсов, запрещен выезд освобождавшихся заключенных (в 1941—44 — около 100 тыс.). Ухудшение снабжения, повышение норм выработки привели к резкому росту смертности в СВИТЛ во второй половине 1941, с 1942 администрация Дальстроя предприняла специальные меры по улучшению содержания заключенных. В том же году в Дальстрое создана рабочая колонна из мобилизованных граждан преимущественно немецкой национальности. В 1943 в СВИТЛ сформированы каторжные подразделения (на 1 сентября 1945 около 8 тыс. человек). В октябре—ноябре 1945 образован лагерь № 855-Д для содержания военнопленных японцев (около 4 тыс. человек). В конце 1942 в СВИТЛ содержалось 126 тыс. человек, 1943 — 86,2 тыс., на 1 июня 1944 — 73,6 тыс. В 1944 в результате освобождения заключенных, призыва их в действующую армию, высокой смертности по численности вольнонаемные работники преобладали над заключенными. Многие подразделения Дальстроя в годы войны переводились на вольнонаемный состав работников. В 1941 создан Чаун-Чукотский горнопромышленный комбинат, в 1942 реорганизован, в ГПУ. Он стал ведущим оловодобывающим управлением Дальстроя. В 1944 организовано Йндигирское ГПУ, ликвидировано Южное ГПУ. Дальстрой сосредотачивал усилия на наиболее богатых месторождениях минерального сырья. В 1941—44 Дальстрой добыл 290,7 т золота и 14,4 тыс. т оловянного концентрата. Началась добыча вольфрама (280 т его трехокиси). Интенсивно развивались местная промышленность (стекольный, кожевенный заводы, завод керамических изделий и т. д.) и сельское хозяйство. Продолжалось строительство автодорог. Пароходы и порты Дальстроя участвовали в грузоперевозках в СССР из США по лендлизу. Дальстрой обслуживал и часть авиатрассы Аляска—Сибирь (АлСиб), по которой в СССР перегонялись американские самолеты. В 1944 Дальстрой посетил вице-президент США Г. Уоллес.
В 1945—57 Дальстрой расширял ассортимент добываемого сырья. В 1947 в Юго-западном ГПУ открыт рудник «Верхний Сеймчан» (позднее — комбинат) для добычи кобальта, в Индигирском ГПУ — рудник «Аляскитовый» (добыча вольфрама). В 1948 в Дальстрое создано Первое главное управление (добыча урана) в составе 3 комбинатов (месторождения «Бутугычаг», «Сугун», «Северное»). Продолжалась добыча золота и олова. В 1946 для освоения Иультинского оловянно-вольфрамового месторождения в Дальстрое формируется управление «Чукотстрой», в 1949 — оловодобывающее Омсукчанское ГПУ. Активно развивается рудная и дражная добыча золота. Гораздо шире стала применяться горная техника. В 1945—56 Дальстрой добыл 581,8 т золота, 48,35 тыс. т оловянного концентрата, 398 т кобальта в концентрате, 2843,6 т вольфрам, и около 150 т уранового концентрата. В 1948 в Дальстрое создается Всесоюзный НИИ золота и редких металлов (ВНИИ-1).
После войны Дальстрой — крупнейший лагерно-производственный комплекс: в 1948 его бюджет уступал только бюджетам РСФСР и Украины. В 1948 наряду с Управлением северо-восточных исправительно-трудовых лагерей (УСВИТЛ) создается Особый лагерь МВД № 5 (Береговой) для содержания «наиболее опасных государственных преступников»: на 1 февраля 1949 — 15 402 человек, на 13 апреля 1950 — 24 393 человек, на 1 февраля 1953 — 23 364 человек. Численность заключенных в Дальстре вновь стала увеличиваться. Их среднесписочная численность (без БерЛАГ) в 1949 - 118 512 человек, 1950 - 144 568, 1951 - 155 607, 1952 - 186 200, 1953 - 145 912 человек. На 1 мая 1951 в Дальстрое - 585 лагерных объектов. В 1949 в Дальстрой вывезены бывшие заключенные, солдаты-репатрианты и спецпереселенцы со строительства атомных центров Челябинск-40 и Свердловск-44.
В 1953 УСВИТЛ перешло из Дальстрой в подчинение ГУЛАГ Министерства юстиции СССР (БерЛАГ — в Тюремное управление МВД), но руководство им оставалось в руках начальника Дальстроя, переданного в Министерство металлургической промышленности СССР. В декабре 1953 решением правительства функции административного и политического руководства Дальстроя передавались органам власти Магаданской области.
На рубеже 1940—50-х гг. Дальстрой вошел в полосу кризиса: снизилась добыча металлов, возникла острая нехватка квалифицированной рабочей силы. Только в 1953 уехало 20,7 тыс. освобожденных и 52 тыс. амнистированных заключенных. Обострилась криминогенная обстановка в лагерях. Массовыми стали конфликты между группировками уголовников. В 1932—54 в Дальстрой прибыли 859 911 заключенных, из них освобождены 445 171, умерло 121 256, бежало 7,8 тыс. человек, остальные переведены в другие лагеря.
Руководители Дальстроя: Э.П. Берзин (1931—37), К.А. Павлов (1937-39), И. Ф. Никишов (1939-48), И.Г. Петренко (1948-50), И.Л. Митраков (1950-56), Ю.В. Чугуев (1956-57).
Лит.: Зеляк В.Г. Пять металлов Дальстроя: История горнодобывающей промышленности Северо-Востока России в 30—50-х гг. XX в. Магадан, 2004; Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930—1953, М., 2005.
А. И. Широков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей