БУРЯТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. В традиционной бурятской музыкальной культуре выделяются обрядовая, эпическая и лирическая сферы.
Эпическая сфера включает исторические песни туухын дуун и эпические сказания улигер. Улигеры («Лодой Мэргэн», «АбайТэсэр», «Еренсэй», «Аламжи Мэргэн» и другие) могут состоять из 2—20 тыс. и более стихотворных строк. В восточнобурятской (хоринской) традиции прозаическое и поэтическое изложение улигера перемежается песенными вставками строфического или тирадного строения — монологами героев туурээлгэ, которые могут сопровождаться игрой на 2-струнной смычковой пиколютне с трапецивидным корпусом хуур или цитре ятага; закрепленных персонажами словесно-музыкальной формулы подхватываются хором слушателей. Западнобурятские улигеры поются от начала до конца на один напев тирадной или строфической организации; у эхирит-булагатов улигершина поддерживают слушатели, хоровыми песнями встречающие и провожающие эпических героев и заполняющие паузы во время кратковременных остановок повествования; в унгинской традиции участия слушателей не предполагается, улигершин может аккомпанировать себе на хуре. Известные улигершины — А. Васильев (Альфор), П. Тушемилов, А. Тороев, П. Дмитриев, Е. Шалбыков, Б. Барнаков и другие.
Обрядовая сфера представлена музыкой шаманских и буддийских ритуалов, скотоводческими заговорами, поющимися (реже — играющимися на хууре) для овцы, козы, коровы, верблюдицы в случаях, когда они отказываются кормить детенышей, некоторыми жанрами песенной традиции (свадебными песнями турын дуун, охотничьими ангуушадай дуун, благопожеланиями юреел дуун, песнями восточнобурятского хоровода нэрьеэлгэ, который танцуют двумя обращенными друг к другу шеренгами, западнобурятского кругового танца ёохор и пр.), колыбельными укачиваниями, прославлениями победителей конных скачек, борьбы и стрельбы из лука, завершающими родовые собрания тайлган.
Лирическая сфера включает любовные песни инаг дуранай дуун, военные сэрэгэй дуун, сиротские уншэн хунэй дуун, песни о родителях эхэ эсэгын дуун, застольные архиин дуун, шуточные шог дуун, загадки таабари дуун, песни игры прятания кольца бэЬэлигэй дуун и пр. Склад песен, в основном, монодийный (в том числе, гетерофонный), в песнях западных бурят встречается многоголосие ленточного типа с преобладанием кварто-квинтовых отношений между голосами, а также имитационная полифония с элементами контрастной в ай дон (песнях, исполненных хором стариков во время обрядовых возлияний кумыса). Характерной чертой песенной традиции является большое количество типовых напевов, разнообразных в мелодичном и ритмичном отношениях. Поскольку на один напев могут исполняться как обрядовые, так и необрядовые тексты, по музыкальным характеристикам песенные жанры не различаются, противопоставляются лишь стили "долгих" песен уртын дуун (с продолжительными распевами, ритмической нерегулярностью, слабой выраженностью метрических акцентов) и "коротких" богони дуун (с немногочисленными распевами, ритмической периодичностью, четкими метрическими акцентами). В некоторых образцах сочетаются признаки обоих стилей. Песни состоят из 4-строчных музыкально-поэтических строф, в которых строки одной четности или все строки ритмически и мелодически подобны; строфы западно-бурятских песен могут сопровождаться припевами. У восточных бурят преобладают ангемитонные (бесполутоновые) ладовые структуры, включая полные пентатонические (пятизвучные) лады, у западных бурят наряду с ангемитоникой встречаются звукоряды с полутоном.
К лирической сфере принадлежит также традиция музицирования на струнных инструментах хуур и хучир (пиколютня с цилиндрическим корпусом, 4 струнами квинтовой настройки, настроенными попарно в унисон), поперечной флейте лимбэ, продольной флейте суур и пр.
В XX в. формируется бурятская музыкальная культура европейского типа. В 1920— 22 в Верхнеудинске (Улан-Удэ) действовали музыкальная школа, хор и симфонический оркестр. С 1924 работала музыкально-инструктивная передвижка (руководитель Б.П. Сальмонт) — записывались на фонограф народные песни, собирались национальные инструменты, проводились курсы ликвидации музыкальной неграмотности. В 1929 создан Дом народного творчества, открыта музыкально-театральная студия (с 1931 — техникум, с 1949 — музыкальное училище, с 1991 — музыкальный колледж). В 1932 основан Бурятский драматический театр (см. Бурятский театр и драматургия) с симфоническим ансамблем, певцами, танцевальной труппой. В 1939 драматический театр реорганизован в музыкально-драматический, на базе которого спустя 10 лет (1949) возник Театр оперы и балета (см. Бурятский государственный академический театр оперы и балета). Осенью 1940 в Москве с большим успехом прошла декада бурятского искусства. В конце 1930-х — начале 1940-х гг. работал оркестр бурятских народных инструментов (руководитель И.Л. Рык). С 1939 действует филармония (см. Филармонии в Сибири). В 1940 образован Союз композиторов (см. Союзы композиторов в Сибири). В 1942 создан ансамбль песни и танца «Байкал». В 1947 открыто культурно-просветиельское училище, в 1960 — Восточно-Сибирский институт культуры, в 1961 — хореографическое училище. В 1966 восстановлен оркестр народных инструментов (руководитель Ч.Е. Павлов).
Первым спектаклем по мотивам национального эпоса стала музыкальная драма «Баир» П.М. Берлинского (1938; 2-я ред. совместно с Б.Б. Ямпиловым, 1940). В 1940 поставлены первая бурятская опера «Энхэ-Булат батор» (музыка М.П. Фролова), музыкальная драма «Эржен» (музыка В.И. Морошкина). Первыми постановками русской и зарубежной классики стали оперы «Евгений Онегин» (1943), «Фауст» (1945), балет «Бахчисарайский фонтан» (1943). В становлении профессиональной бурятской музыкальной культуры большое значение имела деятельность русских музыкантов, организовавших творческие коллективы, учебные заведения, создавших первые произведения на основе национального фольклора. Это композиторы Р.М. Глиэр, П.М. Берлинский, М.П. Фролов, В.И. Морошкин, Л.К. Книппер, С.П. Ряузов, режиссер А. Миронский, балетмейстер М.С Арсеньев, дирижеры М.А. Бухбиндер, И. Айзикович и другие. Первые профессиональные композиторы-буряты — Д.Д. Аюшеев, Ж.А. Батуев, Б.Б. Ямпилов.
Д.Д. Аюшеевым (1910—71) написано более 100 произведений, в том числе оперы («Побратимы», в соавторсте с Б.С Майзелем, 1959; «Братья», 1963; «Саган-Хатан», 1971 и др.), симфонические поэмы и сюиты («Весна в колхозе», 1959; «Богатая долина», 1970; «Таежные песни», 1964), сочинения для оркестра бурятских народных инструментов, песни. Ж.А. Батуев (1915—96) — автор 11 балетов («Во имя любви», в соавторстве с Б.С. Майзелем, 1957; «Цветы жизни», 1960; «Чурумчуку», на якутскую тему, 1964; «Сын земли», 1972; «Долина стерхов», 1988 и др.), многих симфонических и камерных сочинений, ораторий («Спасение священного Байкала», 1992 и другие), опусов для оркестра народных инструментов, песен. Все основные жанры представлены в творчестве Б.Б. Ямпилова — опера («Прозрение», 1967» и др.), балет («Красавица Ангара», в соавторстве с Л.К. Книппером, 1959; «Патетическая баллада», 1967), симфонические пьесы, оратории и т. д.
В 1960—70-е гг. начинают работать композиторы Г.-Д. Дашипылов, С.С. Манжигеев, А.А. Андреев, Ю.И. Ирдынеев, Б.О. Цырендашиев, В.А. Усович. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в бурятскую композиторскую организацию вошли Б.Б. Дондоков, П.Н. Дамиранов, Л.Н. Санжиева.
В 1970-е гг. образованы фольклорно-хореографическтй ансамбль «Селенга», ВИА «Ритмы Байкала», женский камерный хор «Ариг Ус» (руководитель М.Д. Хрущева). В 1980—90-е гг. интенсивно развивается фольклорно-этнографическое направление в любительском и профессиональном творчестве, появляются этнические рок-группы. Популярны фольклорные ансамбли «Магтаал», «Ангара», казачий фольклорный ансамбль «Княжий остров», Государственный театр народного танца «Бадма Сэсэг» (1992) и другие. В 2004 создан Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал» (объединены коллективы: «Байкал», «Бадма Сэсэг» и оркестр народных инструментов гостелерадио). Проводятся музыкальные фестивали и конкурсы (международные, республиканские, региональные), посвященные искусству горлового пения, буддийской культуре, фольклору народов Восточной Сибири, традиционный фестиваль эстрадной песни «Белый месяц» (с 1993) и другие.
Среди бурятских деятелей искусств: певцы народные артисты СССР К. И. Базарсадаев, Д.Ц. Дашиев, Л.Л. Линховоин, Г.Б. Шойдагбаева, народные артисты РСФСР Б.М. Балдаков, Н.К. Петрова, С.В. Раднаев, народная артистка Бурятии В. Цыдыпова; артисты балета народная артистка СССР Л.П. Сахьянова, народный артист РСФСР П. Т. Абашеев, режиссер народный артист СССР Г.Ц. Цыдынжапов и другие.
В Республике Бурятия работают (2006): Театр оперы и балета, филармония, Бурятский государственный театр песни и танца «Байкал» и другие; Союз композиторов, Республиканский центр народного творчества, Восточно-Сибирская академия культуры и искусств, 3 средних специальных учебных заведения, свыше 70 детских школ искусств.
Лит.: Дугаров Д. С. Бурятские народные песни: В 3 т. Улан-Удэ, 1964, 1969, 1980; Он же. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М., 1991; Он же. Напевы бурятских улигеров //Абай Гэсэр Могучий: Бурятский героический эпос. М., 1995; Куницына И.С, Кунщын О.И. Музыка Советской Бурятии. Улан-Удэ, 1968; Кунщын О.И. Музыкальный театр Бурятии. Улан-Удэ, 1988; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 1, кн.1; Т. 3, кн.2; Китов В.В. Оркестр бурятских народных инструментов. Улан-Удэ, 2001; и др.
О.В. Новикова, А.М. Лесовиченко
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей