БУРЯТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература народов Бурятии на бурятском и русском языках. Разделила судьбу младописьменных литератур народов Сибири, переживших искусственный разрыв с дооктябрьской национальной культурной традицией.
В смене идеологических приоритетов произошла переориентация на традицию русской литературы. Основоположники бурятской литературы X. Намсараев (1889—1959) и Ц. Дон (1905—38) были хорошо знакомы со старомонгольской письменностью и ее памятниками, но если у первого еще сильно их влияние (рассказы «Сын нойона», 1929; «Озорник Балдан», 1930 и др.) то у второго художника ориентиром стала русская реалистичная проза (рассказы «Кровавая расправа», 1930; «Дело сделано», 1931; повести «Затмение луны», 1932; «Отрава», 1935).
Свидетельством художественной зрелости бурятской литературы является развитие романа. Значительным событием литературной жизни Бурятии стал роман Б.М. Мунгонова «Хилок наш бурливый» (1959), изданный в республике отдельной книгой, затем опубликованный в издании «Советский писатель», в «Роман-газете»; переведен на языки народов СССР. Большую известность получили неоднократные переиздания дилогия Ч.Д. Цыдендамбаева (1918—77) о первом бурятском ученом Доржи Банзарове: романы «Доржи сын Банзара» (1952) и «Вдали от родных степей» (1958), а также трилогия Д.О. Батожабая (1921—77) «Похищенное счастье» (1958—65). Теме революционной борьбы посвящены романы П.И. Малакшинова «Учитель» (1954), И.Е. Тугутова «Побратимы» (1955) и «На четырех ветрах» (1965), Ж.Б. Балданжабона «Гудит паровоз» (1960), В.В. Корнакова «В гольцах светает» (1962), И.К. Калашникова «Последнее отступление» (1959), М. Степанова «Ночь умирает с рассветом» (1963). Роман А.А. Бальбурова «Поющие стрелы» (1962) воссоздает картину жизни бурятского народа в канун Октябрьской революции. В нем выведен ряд запоминающихся образов; особо выделяется образ учителя и этнографа М. Дорондоева, бурятского интеллигента предреволюционной поры. Он записывает фольклор родного народа, высоко ценя красоту и мудрость народного слова. Роман И. Калашникова «Жестокий век» (1973) о личности и эпохе Чингисхана выдвинул его автора в число лучших исторических писателей страны. В 1990-е гг. выходят исторический роман Ц.-Ж. Жимбиева «Белые птицы» (другое название «Манчжурская застава», 1992) об установлении русско-китайской границы в первой трети XVIII в., В.Б. Гармаева «Десятый рабджун» (1991) о трудной судьбе хори-бурят.
В бурятской литературе широко используются традиции устного народного творчества. Фольклорные мотивы пронизывают романы Х.Н. Намсараева, А.А. Бальбурова, Д.О. Батожабая, Ц.-Ж. Жимбиева, Б. Санжина, В.Г. Митыпова. Жанр рассказа представлен произведениями известных писателей Ч.Д. Цыдендамбаева, Б.М. Мунгонова, В.В. Корнакова, Д.О. Эрдынеева, О. Серовой, К.Н. Балкова, С. Цырендоржиева, Б.Н. Ябжанова, К.Г. Карнышева, С. Захаровой и других. Теме природы посвящены лирические миниатюры О. Серовой, рассказы К.Г. Карнышева (сборники «Россыпи», 1986; «Сугробы», 1971; «Странствия Горбоносого», 1975; «Хрустальные люди», 1976), его повесть «На Бакланьем» (1976). Нравственные проблематика ставится в рассказах Д.О. Эрдынеева (цикл «Нравы Тубэргэнов»), Ч.Д. Цыдендамбаева («Соль», 1969; «Последний смех», 1957; «Встреча старых знакомых», 1957), продолжившего традиции писателей старшего поколения X. Намсараева, Ц. Дона, С. Туя в противопоставлении прежней и новой морали.
Разнообразна проблематика бурятской повести. Это и тема культа личности Сталина («Совесть» Ц. Галанова, 1984; «Лицо человека» Н.Г. Дамдинова, 1968; «Белый месяц» Б.М. Мунгонова, 1962), военно-патриотическая и историческая темы («Приказываю жить» А.А. Бальбурова и Д.Д. Хилтухина, 1963; «Дорогой в будущее» Б. Санжина и Б. Д. Дандарона, 1969; «Где ты, моя утренняя звезда?» С. Цырендоржиева, 1975; «В тени старого дома» Д.О. Эрдынеева, 1974; «Куда ускакал конь» Б.Н. Ябжанова, 1974; «Месть» М. Осодоева, 1975; «Найденыш» Н. Очирова, 1966; «Снежный обвал» М. Жигжитова, 1965; «Бурятка» Ч.Д. Цыдендамбаева, 1961). Основная масса бурятских повестей посвящена морально-этическим проблемам современности, процессу формирования нравственного облика молодого человека («Зрелость приходит не вдруг» Ц. Галанова, 1964; «Спасибо, друзья» С.Д. Ангабаева, 1961; «Перед полетом» Ц. Хамаева, 1964; «Кто твой учитель?» Д.О Батожабая, 1957; «Крылья» Ц.Н. Номтоева, 1961; «Золотое кольцо» Ц.Д. Дамдинжа-пова, 1961; «Его звезда» А. Жамбалдоржиева, 1960; «Огонь на ветру», 1973; «Неоконченная рукопись», 1958 С.Б. Метелицы; «Первая четверть» Р. Белоглазовой, 1962). Читательский интерес вызвали фантастические повести В.Т. Митыпова («Приход больших обезьян», 1968; «Зеленое безумие земли», 1966; «Мамонтенок Фуф», 1970) и его исторические повести («Ступени совершенства», 1965; «Долина бессмертников», 1975).
Бурятская поэзия отличается разнообразием художественного поиска и тематической широтой. Из поэтов старшего поколения читательское признание и известность получили С.Д. Дунаев (1899-1970), Ш.Н. Нимбуев (1901-71), Д.Д. Хилтухин (1906-78), А.И. Уланов (1909-2000), Ж.Б. Балданжабон (1909-67), К.Г. Брянский (1910-43), Д. Мадасон (1911-1984), С.Б. Метелица (1912-74) и другие. 1960-80-е гг. отмечены появлением большой группы поэтов нового поколения, в творчестве которых многогранно отразились перемены в духовной и нравственной жизни общества: Ц. Галсанова, Ц.Д. Дондоковой, Н.Г. Дамдинова, Д.З. Жалсараева, А. Бадаева, С.Д. Ангабаева, Д.А. Ул-зытуева, В.К. Петонова, М. Самбуева, М.М. Шиханова и др. Наиболее заметными достижениями в бурятской поэзии стали поэмы Д.А. Улзытуева «Белый месяц» (1961), Н.Г. Дамдинова «Имя отца» (1962), «Песнь о Шилдэ-Занги» (1965), Ц.-Б. Бадмаева «Борьба за солнце» (1969), Ц.Д. Дондоковой «Девушка с Байкала» (1963) и другие. Жанр лирической миниатюры закрепил в бурятской литературе Д. Улзытуев: его четверостишия и восьмистишия, испытавшие влияние бурятской народной песни, посвящены философским раздумьям о человеке, современной эпохе, о связи человека с природой. Новаторским характером отличается поэзия Н. Дамдинова. Поэтами 3-го поколения считаются Д. Дамбаев, Г. Раднаева, Л.Д. Тапхаев, Б.Б. Сыренов, Н. Нимбуев, В. Намсараев, Б.Д. Дугаров, Л.К. Олзоева, А.Г. Румянцев. Всесоюзную известность получил сборник Н. Нимбуева «Стреноженные молнии» (1972; выдержал 3 издания). В поэтическом творчестве Б. Дугарова («Золотое седло», 1975; «Горный бубен», 1976; «Дикая акация», 1980; «Городские облака», 1981; «Небосклон», 1986; «Всадник», 1989; «Лунная лань», 1989; «Звезда кочевника», 1994) тяготение к бурятской мифологии, народным легендам и песням сочетается с глубоким знанием поэтического наследия русской классической и современной поэзии. Книги Б. Дугарова издавались в Улан-Удэ, Иркутске, Москве.
Современная бурятская поэма представлена жанровыми разновидностями: известны лирические циклы Ч.-Р. Намжилова («Счастливое путешествие», 1980), Ц. Бадмаева («Приезд Ленина», 1970), Н. Дамдинова («Гроза», 1979; «Новая земля», 1970; «Весенние костры», 1975), поэмы-монологи Д. Дамбаева («Синий конь», 1970; «Песня жизни», 1977; «Пой, мой атом», 1965), Н. Дамдинова («Ночь тридцатой весны», 1963), М. Самбуева («Смятение юной души», 1984; «Благодарю», 1984), поэма-баллада Н. Дамдинова («Гудящие сосны», 1959), поэма-документ Н. Дамдинова («Четверо в океане», 1965), М. Самбуева («Звездный час», 1983), поэма-репортаж, синтезирующая поэзию и лирическую прозу («У отрогов Бурэн-хана» Д. Улзытуева, 1971). В 1981 В.К. Петонов написал первый роман в стихах на бурятском языке «Земли притяжение».
Важной вехой в развитии критики и литературоведения Бурятии явился выход в 1967 «Истории бурятской советской литературы», ставшей одновременно учебным пособием, по которому в школах и вузах республики стали изучать национальную литературу. В 1997 издан фундаментальный академический III том «История бурятской литературы. Современная бурятская литература (1956—1995)». К фундаментальным теоретическим исследованиям относится монография В.Ц. Найдакова «Путь к роману: история формирования бурятской прозы» (1985).
Лит.: История бурятской советской литературы. Улан-Удэ, 1967; Писатели Бурятии. Улан-Удэ, 1982; Найдаков В.Ц. Становление, развитие и распад бурятской советской литературы (1917— 1995). Улан-Удэ, 1996; История бурятской литературы. Улан-Удэ, 1997. Т. 3; Портреты писателей Бурятии. Улан-Удэ, 1997; Уланов Э.А., Найдаков В.Ц. О развитии литературоведения и искусствоведения //Гуманитарные исследования в Бурятии. Улан-Удэ, 1997; Буряты. М., 2004.
Э.А. Бальбуров
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей