АЛТАЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. В традиционной Алтайской музыкальной культуре выделяется несколько жанровых сфер: нарративная, обрядовая, трудовая, песенно-лирическая, инструментальная. Нарративная сфера представлена жанрами эпоса и сказки. Общий термин для обозначения произведения с вымышленным сюжетом чoрчoк/шьoршьoк, однако эпические сказания обозначаются термином кай чoрчoк. Они представляют собой масштабные стихотворные полотна, поющиеся, как правило, в особенной вокальной манере, имеющей этническое обозначение кай, в сопровождении щипковой лютни.
Допускается также речевое исполнение эпоса. У чалканцев зафиксирована традиция детского кая (кай глухаря, кай зайчонка и т. д.). При всех многочисленных разновидностях кая общим тембровым признаком всех его стилей, школ и индивидуальных исполнительных манер является использование различных видов сильно фарингализованного (с использованием сжатой гортани) пения. Основным композиционным принципом эпических сказаний является тирадное строение. Для ритмики характерен силлабический тип (слогу текста соответствуют 1—2 звука напева), ладозвукорядные нормы определяются строем и возможностями аккомпанированного инструмента. Для южноалтайского эпоса характерен звукоряд ми-соль-ля-си-до, в североалтайском эпосе наблюдается большее мелодичное разнообразие. Наиболее известные кайчы — Н.У. Улагашев, О.А. Алексеев, К.Б. Пустогачев, М.Д. Кандараков, А.Г. Калкин, СИ. Савдин, А.И. Марков, Э.А. Калкин и другие. У алтайцев бытует редкий вид сказки с песенными вставками, передающими диалоги героев, исполняющихся в обычной вокально-песенной манере, на напевы, отличные от песенно-лирические традиции. Представителями данной сказительской традиции, сохранившейся преимущественно у северных алтайцев, являются Д.С. Курусканова, М.С. Сумачакова.
Обрядовая сфера включает музыку шаманской традиции, песни и речитации бурханистов, бытовые заговоры, благопожелания алкыш, скотоводческие заговоры, календарный и семейно-бытовой фольклор. Шаманская музыка сопровождает обряды-камлания, представляющие собой синкретическое музыкально-поэтическое искусство в сопровождении бубна и других фоноинструментов. Композиционная структура камланий отличается многочастностью, чередованием различного типа эпизодов, использованием различного рода формул (обращение шамана к божеству, ответ божества, формулы кропления, «позывные» шамана и т. д.) и всех основных типов интонирования (речевого, вокального, сигнального, тонированной речи) с преобладанием сигнального интонирования. Тембровая специфика связана с различными видами вибрато. Типичны микроальтерационные процессы, затрагивающие ладовую сферу. Ритмика основана преимущественно на сопоставлении формул и неформульных структур. Песни бурханистов (характерны только для алтай-кижи) по мелодике не отличаются от песенно-лирические традиции, речитации тьарлыкчы — бурханистских священников — основаны на тонированной речи. Бытовым заговорам и благопожеланиям свойственна речевая манера. У телеутов существуют заговоры чымыр, исполняемые тонированной речью. Скотоводческие заговоры самок домашних животных, отказывающихся кормить детенышей, поются для всех видов домашнего скота. Помимо вербального текста, они включают звукосимволические слова, характеризующие каждый вид животных. У алтайцев не существует календарного фольклора как целостной системы. У телеутов зафиксированы весенние песни табыр, приуроченные к Пасхе, и рождественские колядки урей, у кумандинцев песни тамыр-томыр относятся к осенним обрядам испрашивания плодородия Кочакан. Семейно-обрядовый фольклор представлен плачами сыгыт, индивидуализированными колыбельными укачиваниями, песнями о колыбели кабай/кавай/камай кожонг, свадебными песнями куда кожонг, той кожонг, той сарын. В мелодичном отношении среди свадебных песен выделяются только телеутские той сарын, остальные не отличаются по мелодике от песенной лирической традиции.
Трудовой фольклор включает песни при скатывании войлока, пастьбе скота и т. д., сигналы по управлению домашними животными, разнообразные голосовые и охотничьи сигналы для подманивания добычи.
Песенно-лирическая сфера обозначается терминами кожонг (теленгиты, алтай-кижи, тубалары) и сарын (чал-канцы, кумандинцы, телеуты). Встречаются термины табышкак/табыскак 'песня-импровизация, песня-диалог' (теленгиты, алтай-кижи), такпак, кыска сарын 'короткая песня', узун сарын 'долгая песня' (кумандинцы, чалканцы). По содержанию песни чрезвычайно разнообразны, что нашло отражение в песенной терминологии, однако на мелодичном уровне это разнообразие нивелируется типовыми напевами, на которые исполняется весь песенный репертуар. В данной сфере в наибольшей степени проявляется диалектное членение Алтайской музыкальной культуры, поскольку типовые напевы имеют локальное бытование в пределах того или иного музыкального диалекта. Южноалтайский диалект, представленный традициями алтай-кижи и теленгитов, характеризуется использованием системы 4 ритмических модусов, звукорядом ми-соль-ля-си-до и его неполными вариантами, ярко характерными тембровыми признаками (пение с форшлагами, мордентами, глиссандо и т. д.). Для североалтайского диалекта, включая традиции чалканцев и кумандинцев, характерно использование диатонических звукорядов различного строения, в том числе превышающих октавный диапазон (с высокими и низкой третьей ступенями), ритмических формул с синкопой и дроблением в начальной части строки и замедлением в конечной. Тубаларский диалект занимает промежуточное положение между южно- и североалтайскими. Наряду с присущими им чертами, в нем проступают специфические, собственно тубаларские черты: использование звукоряда Ми-соль-ля-си-до, придающее напевам характерную «минорную» окраску, прихотливая ритмика, производящая впечатление импровизационности. Телеутский диалект отличается от остальных наличием мелодичного своеобразия каждых из песенных жанров. Помимо обрядовых песен телеуты имеют исторические песни (о Марат-бие, Канза-бие и т. д.), песни о родных местах, плясовые тандыр. Типовые напевы здесь составляют только часть песенного репертуара. Для телеутской песенной традиции характерно также включение инокультурных заимствований. Помимо русской частушки (известной и в других диалектах) имеются шоргу 'шорские песни', духовные стихи.
Музыкальные инструменты и инструментальная музыка представлены наигрышами на продольной флейте без игровых отверстий шооре, чашечных шейковых лютнях топшууре (щипковой) и икили (смычковой), гетероглоттическом варгане комусе. Топшуур используется для сопровождения эпических сказаний и как сольный инструмент. Икили часто сопровождает лирические песни, сольные наигрыши в основном дублируют песенные мелодии. Наигрыши на комусе, помимо разнообразных приемов игры, могут включать артикуляцию текста той или иной песни. Наиболее независимы от других сфер традиционной культуры наигрыши на шооре, представляют собой исполнительные импровизации. Помимо музыкальных инструментов имеются обрядовые (бубен тунгур с колотушкой орбо), разнообразные охотничьи манки: абыргы (на марала), эдиски (на косулю), сынгыгыш (на бурундука), сывыска (на рябчика) и другие, а также детские звуковые игрушки.
Алтайская музыкальная культура европейского типа начинает формироваться в 1920—30-е гг. В клубах, домах культуры, крайних уголках создавались любительские духовые оркестры, ансамбли русских и алтайских народных инструментов, хоровые и театральные кружки. В 1922 в Улале (с 1932 — Ойрот-Тура, с 1948 — Горно-Алтайск) создан первый алтайские этнографический ансамбль, в 1926 — сводный хор (руководитель А.В. Анохин), исполнявший алтайские и русские народные песни. В 1935 состоялась первая областная олимпиада самодеятельного искусства. Центром профессионального исполнительства стал Областной радиокомитет (1929), осуществлявший радиоконцерты русской и европейской музыки, выступления перед микрофоном народных музыкантов, участников художественной самодеятельности. При радиокомитете организован хор и инструментальный ансамбль (руководитель А. Хитров), курсы по подготовке алтайских профессиональных музыкантов — певцов и инструменталистов (1935). Создан первый профессиональный вокально-инструментальный ансамбль, исполняющий обработки для топшура, икили, шоора и т. д. Проводилась значительная работа по собиранию алтайского фольклора. В 1936 организован национальный драматический театр-студия (с 1937 — 1-й Ойротский колхозно-совхозный театр; см. Горно-Алтайский театр и драматургия), сыгравший важную роль в зарождении профессиональной музыкальной культуры. Среди студийцев — первая профессиональная алтайская певица Н.А. Шульгина. Первая национальная постановка — музыкальная драма «Чейнеш» П. В. Кучияка(1938, музыка А.М. Ильина). За 1937—48 поставлено 27 спектаклей, подготовлено 15 концертных программ.
В 1952 открыта первая музыкальная школа (в начале 1990-х гг. действовало 14 музыкальных школ). В 1958 организован Народный ансамбль песни и танца Горного Алтая (художественный руководитель А.М. Ильин), исполнявший народные алтайские и песни других народов, советские массовые песни. В 1962 образован Областной научно-методический центр культурно-просветительской работы (с 2001 — Республиканский центр духовной культуры). В 1972 создана Областная концертная бригада (1-я концертная организация), объединившая певцов-солистов, вокальный квартет, танцевальную группу и эстрадный оркестр. В 1986 организован ансамбль «Алтай» (руководитель В.Е. Кончев), в составе которого — певцы, инструменталисты, танцоры, драматические артисты. В репертуаре — песни разных народов, горловое пение, инструментальные и хореографические композиции, концерты-спектакли по мотивам алтайского эпоса, национальных обрядов и т. д. В 1993 открылась филармония (см. Филармонии в Сибири).
Первые музыкальные произведения на основе алтайского фольклора создавали А.В. Анохин (см. Союзы композиторов в Сибири), А.М. Ильин (песни, сценические и оркестровые произведения, балет «Шелковая кисточка», 1960). Камерные и симфонические произведения написаны Г.Н. Ивановым, А.П. Новиковым, А.К. Стояновым, Г.В. Тихомировым и др. Первый профессиональный композитор-алтаец — Б.М. Шульгин (симфония «Алтай», струнный квартет, камерно-инструментальные сочинения). Композиторское творчество в республике представлено также деятельностью А.А. Тозыякова, В.Ф. Хохолкова, И.К. Дмитриева, В.А. Голубева.
В музыкальной жизни активно участвуют многочисленный фольклор, (алтайский, русский, казахский) и эстрадные самодеятельные коллективы. Проводятся фольклорные фестивали: Международный фестиваль этнических культур «Живая вода», межрегиональные фестивали — «Тянар Кожон» (алтайское горловое пение) и «Родники Алтая» (русский фольклор), республиканский праздник «Эл-Ойын».
В Республике Алтай работают (2006): филармония, ансамбли «Алтай», «Алтай-Кай», Национальный театр танца «Алтам» и другие, Государственный оркестр (2003), Национальный драматический театр, Республиканский центр духовной культуры, Государственный колледж культуры и искусства (2003), музыкальные школы.
Лит.: Ильин А.М. Народные песни Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1971; Композитор Андрей Викторович Анохин: Сказание об Алтае. Горно-Алтайск, 1989; Алтайские героические сказания: Очы-Бала. Кан-Алтын. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 1., кн. 1; Т. 3, кн. 2.
Н.И. Головнева, Г. Б. Сыченко
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей