АЛЕУТЫ (самоназвание алеут, унанган). Алеуты населяют Командорские острова (Медный, Беринга). Живут также на Алеутских островах и юго-западе Аляски (США). Предки российские алеуты в 1820-х гг. были переселены Российско-Американской компанией с Алеутских островов.
Общая численность составляет 3 тыс. человек. По переписи 1959, на территории России проживало 400 человек алеутского населения (в том числе в Камчатской области 332 человека), 1970 - 410 (344), 1979 - около 500 (365), 1989 - 644 (390), 2002 - 540 (446) человек.
Преобладает тип арктической малой расы. Язык алеутский, относится к эскимосско-алеутской группе палеоазиатских языков. Российские алеуты говорят на беринговском и медновском диалектах. Последний иногда выделяют в группу смешанных языков (используется русский синтаксис при сохранении алеутской лексической основы). В последнее время отмечено преобладание русского языка, алеутским владеют 175 человек (2002). В начале XIX в. православный. миссионер И.Е. Вениаминов отмечал существование около 10 племен алеутов, в ходе колонизации и трансформации хозяйственной жизни ов племенное деление утратило свою актуальность.
Заселение Берингоморья предками алеутов и эскимосов в составе «протоэскимосской» общности происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10— 12 тыс. лет назад. Исследователи склонны считать большую часть собственных «алеутских» черт следствием сравнительно изолированной жизни на островах (в то время как эскимосы имели большее количество контактов с палеоазиатскими и индейскими культурами). Следствием изоляции считают также чрезвычайную консервативность, неизменность материального комплекса алеутов. Название «алеут» впервые встречается в документах 1747, российские географы и купцы были первыми из европейцев, контактировавшими с алеутами. Открытие Алеутских островов произошло в 1742 второй экспедицией Беринга — Чирикова. Однако еще до прямых контактов с русскими промышленниками в алеутской культуре происходила трансформация, вызванная оживлением товарообмена между народами Берингова моря под влиянием новых условий культурных контактов и (возникновение китобойного промысла, возникновение патрилокальных отношений), в свою очередь, обусловленная спросом на пушнину со стороны российских администраторов и купцов.
К середине XVIII в. у алеутов существовали имущественная и социальная дифференциация, военная организация. К приходу на острова русских у алеутов власть и имущество передавались как по отцовской линии, так и по материнской (традиционно для алеутов), в результате колонизации произошла консервация архаичных порядков властвования и наследования. В то же время пушная торговля способствовала росту имущественного и соцмального расслоения алеутского общества. В конце XVIII в. у алеутов существовало рабство, в которое обращали не только военнопленных чужаков, но и должников-сородичей. Л.А. Файнберг отмечает характерное для алеутов XIX в. сочетание архаичных, материнско-родовых отношений со значительной имущественной дифференциацией общества.
Для традиционных верований алеутов характерны вера в духовный шаманизм. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Шаман, костюм символизировал птицу, как и у других палеоазиатских народов, в преданиях и обрядах алеутов большое место уделяется образу Ворона. Существовала также охотничья магия, заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.
На рубеже XVIII—XIX вв. алеуты были обращены в православие, испытали сильное влияние русской культуры. Алеуты-переселенцы Командорских островов фактически являлись промысловыми рабочими Российско-Американской компании, получая весьма скромную натуральную оплату. Географ И.Е. Вениаминов в 1830-е гг. констатировал трансформацию племенной аристократии алеутов в низовую колониальную администрацию. На колонизуемых островах по распоряжению правителя компании Е. Резанова алеутам было запрещено возводить большие общинные дома, вместо них возводили маленькие жилища на 1 семью.
До принятия христианства среди алеутов было распространено многоженство, существовали обычаи «отработки» за жену и гостевого гетеризма. В связи с доминированием матрилокального начала социальной организации у алеутов опекал детей их дядя по матери. Вплоть до начала XIX в. в алеутском обществе родовые структуры доминировали над семейными, вся хозяйственная и бытовая жизнь осуществлялась группами от 10 до 40 семей, проживавших в пределах 1 большого дома, либо в смежных домах в пределах 1 селения. Брак заключался с согласия (или же по инициативе) группы старших родственников, поощрялись кросс-кузенные браки. Относительной свободой выбора пользовалась лишь невеста, в то же время отказ жениху считался тягчайшим оскорблением. Исследователи отмечают существование группового брака у алеутов до принятия ими христианства: супружеские обязанности могли быть распространены как на младших незамужних сестер жены, так равно и на младших неженатых братьев мужа. После крещения среди алеутов стала доминировать простая парная семья и моногамный брак, сравнительно быстро были усвоены православные обряды сватовства и венчания. Значительное влияние на быстрое угасание вообще родовых нормативов у алеутов, и группового брака в частности, оказала и политика Российско-Американской компании, администраторам которой был удобен индивидуальный наем работника-промысловика в противовес более затратному и менее контролируемому найму родового коллектива.
Основные традиционные занятия алеутов — охота на морского зверя (котика, сивуча, калана и прочее) и рыболовство. Весьма важным для хозяйства алеутов был китобойный промысел (с помощью отравленных копий). Подсобное значение имел сбор тундровой ягоды, кореньев, моллюсков и водорослей. Собирательство и прибрежное рыболовство были прерогативой женщин и детей, морская охота — только взрослых мужчин. Промысловые орудия изготавливались из камня, кости, дерева, к началу контактов с русскими была известна холодная ковка меди. Основным средством передвижения являлись обтянутые кожей лодки — многовесельные байдары и 1-, 2-лючные байдарки.
Селения алеутов обычно состояли из 2—4 больших полуземлянок. Традиционная одежда алеутов (мужская и женская) — парка — длинная глухая одежда из меха котика или калана, детская одежда изготавливалась из птичьих шкурок. Поверх надевалась камлеика — глухая одежда из китовых кишок с рукавами и капюшоном. Обувь — торбаса из моржовой кожи. Головные уборы мужчин-охотников были представлены деревянными шлемами (конические или с открытым верхом, с удлиненным большим козырьком, украшенные резной костью, сивучьими усами, перьями и пр.). Основная традиционная пища — мясо морских животных и птицы, рыба (преимущественно в сыром виде), морские беспозвоночные, водоросли, ягоды, коренья. В ходе советской модернизации традиционного хозяйства (в 1932 на Командорских островах основан звероводческий совхоз) получили развитие новые отрасли хозяйства: звероводство (норка), животноводство, огородничество.
Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между 2 столбами. Умерших заворачивали в плетеный из травы саван, иногда бальзамировали.
Героический эпос алеутов включает предания о родоначальниках, борьбе с людоедами, переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях, предания — о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, о далеких путешествиях; сатирические сюжеты — об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, сожительстве героя с женой двоюродного брата, враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.
Один из основных праздников алеутов — праздник зимнего солнцестояния — сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.
Лит.: Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к соседской общине. М., 1964; Ляпунова Р.Г. Алеуты. Очерки этнической истории. Л., 1987; Северная энциклопедия. М., 2001.
Ю.С Ковальчук
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей