АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, с кафедрой в Сан-Франциско (США). Учреждена Священным Правительствующим Синодом 9 февраля 1900.
История возникновения Алеутская и Североамериканская епархия восходит к 21 декабря 1840, когда была основана 1-я миссионерская епархия Камчатская, Курильских и Алеутских островов. По предложению свт. Иннокентия (Вениаминова), трудами которого православная Церковь в Северной Америке была утверждена и благоустроена, эта епархия 10 июня 1870 преобразована в епархию Алеутских островов и Аляски с кафедрой в Ситке. На кафедру был назначен епископ Иоанн (Митропольский), управлявший епархией до 12 апреля 1877.
Первые православные приходы в США (греческий — в Новом Орлеане и 2 русских — в Сан-Франциско и Нью-Йорке) появились почти одновременно и независимо друг от друга в конце 1860-х гг. и окормляли представителей дипломатического корпуса и православных иммигрантов русской и других национальностей, оказавшихся в Новом Свете. В 1872 кафедра из Ситки перенесена в Сан-Франциско (кафедральный собор во имя святого блгв. князя Александра Невского; приход существовал с 1868). При епископе Несторе (Зассе), управлявшем епархией со 2 декабря 1878, Святой Синод официально подтвердил перевод епископской кафедры и епархиальной консистории в Сан-Франциско. С 30 июня 1882 по 20 декабря 1887 епархией временно управлял митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский). 12 декабря 1887 на Алеутскую и Аляскинскую кафедру рукоположен Владимир (Соколовский). В 1891 епископ Владимир воссоединил с РПЦ униатского свящ. Алексия Товта и его прихожан в Миннеаполисе (штат Миннесота), что вызвало массовое возвращение униатов в православие. Росту епархии способствовало также увеличение с конца XIX в. притока православных иммигрантов: греков, русских, арабов, албанцев, румын. С 8 июня по 7 сентября 1891 епархией управлял епископ Николай (Адоратский). Многое было сделано для утверждения православия в США при епископе Николае (Зиорове) (29 сентября 1891 — 14 сентября 1898). С 1892 стали возникать сербские приходы в США. В 1895 состоялся первый епархиальный съезд духовенства в Уилкс-Барре (штат Пенсильвания). В том же году начали возникать арабские приходы в США. С 1896 регулярно издавался «Американский православный вестник» и положено начало переводу богослужебных текстов на английский язык. С участием церковных деятелей появлялись печатные издания на русском языке, возникали братства, сестричества, общества взаимопомощи (Русское объединенное об-во взаимопомощи с гл. представительством в Нью-Йорке и правосл. газ. «Свiт» существуют до наст, времени). В среде рус. церк. деятелей стала складываться концепция «Американской Руси», тесно связанной с Россией в духовном и культурном отношении. Это было крайне важно в условиях активной украинизации русинов, которая проводилась в начале XX в. униатским епископом Сотером Ортынским с целью воспрепятствовать переходу униатов в православие. 1 октября 1897 открылась миссионерская школа в Миннеаполисе.
С 14 сентября 1898 по 25 января 1907 Алеутская и Аляскинская епархия возглавлялась епископом (с 5 мая 1905 — архиепископом) свт. Тихоном (Белавиным). Переименованием этой епархии в Алеутскую и Североамериканскую епархию 9 февраля 1900 признавался факт распространения православия по всему Североамериканскому континенту. В 1901 воздвигнут первый православный храм в Канаде, вышел в свет первый русский Православный календарь в Америке. При свт. Тихоне кафедра епархиального архиерея переведена из Сан-Франциско в Нью-Йорк (1905), где в 1904 воздвигнут Свято-Николаевский кафедральный собор. Первая Духовная семинария для подготовки православных священнослужителей в Америке была открыта в 1905 в Миннеаполисе на базе миссионерской школы, переведена в 1913 в Тенафлай (штат Нью-Джерси) и закрыта в 1923 из-за отсутствия средств.
В связи с ростом епархии образованы викариатства: 29 ноября 1903 Аляскинское, с кафедрой в Ситке, и 1 февраля 1904 Бруклинское (пригород Нью-Йорка). Последнее создано для окормления сиро-арабов. Возглавил его епископ Рафаил (Хававини), бывший настоятель сиро-арабского прихода в Бруклине, рукоположенный 6 мая 1904 в Свято-Николаевском соборе в Нью-Йорке. Это было 1-е посвящение православного епископа в США. Греки с этого времени начали создавать собственные церковно-общественные организации, независимые от епархии РПЦ. Возник первый румынский приход в Кливленде (штат Огайо). В 1905 в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания) свт. Тихон освятил монастырь Тихона Задонского и приют для сирот при нем, основал Сербскую духовную миссию. Одновременно по почину Владыки был издан расширенный служебник на английском языке в переводе И.Ф. Хапгуд. 20—23 февраля 1907 состоялся первый Всеамериканский церковный Собор в Мейфилде (штат Пенсильвания). При архиепископе Платоне (Рождественском) (8 июля 1907 — 20 марта 1914) и сменившем его архиепископе Евдокиме епархия продолжала расти в основном за счет возвращения из унии православных русинов. В 1904 создана Болгарская духовная миссия. 6 июля 1916 учреждено викариатство в Канаде во главе с епископом Александром (Немоловским). В том же 1916 создано Карпаторосское викариатство в Питтсбурге во главе с епископом Стефаном (Дзюбаем). В марте 1918 епископ Александр учредил Албанскую православную миссию во главе со свящ. Фаном Ноли.
До революции 1917 РПЦ полностью осуществляла каноническую власть среди православных различных национальностей. Православные епископы в Северной Америке назначались и утверждались Св. Правительствующим Синодом. Епархия получала от российского правительства ежегодную финансовую субсидию. К концу 1917 в Алеутскую и Североамериканскую епархию (в составе 31 благочиния) входили 271 храм и 51 часовня, в ней насчитывалось 257 священнослужителей и до 300 тыс. прихожан.В связи с отъездом в Москву для участия в Поместном Соборе РПЦ 1917—18 архиепископ Алеутский и Североамериканский Евдоким временно передал управление епархией епископу Канадскому Александру (Немоловскому), который приступил к исполнению своих обязанностей 6 августа 1917. II Всеамериканский Собор, собравшийся в Кливленде 25—28 февраля 1919, избрал епископа Александра правящим архиепископом Североамериканской епархии. В связи со сложностью передачи сообщений в Россию это решение было утверждено Свят. Патриархом Тихоном 7 сентября 1920.
Во второй половине 1918 митрополит Афинский Мелетий IV (Метаксакис) прибыл в США с намерением создать из греческих приходов, являвшихся частью Алеутской и Североамериканской епархии, епархию Элладской Православной Церкви в Северной Америке. Эту поездку митрополит Мелетий совершил по благословению Патриарха Константинопольского Германа V, но без ведома и согласия управляющего епархией епископа Александра. В феврале 1921 он вновь прибыл в США, где занялся формированием теперь уже Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, которая и была провозглашена 15 сентября 1921. Это явилось нарушением целостности Алеутской и Североамериканской епархии Русской Церкви. 1 марта 1922 Свящ. Синод Константинопольского Патриархата принял решение «об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного "рассеяния", под которым Константинополь понимает все православные приходы и епархии вне границ государств, в которых существуют Православные автокефальные Церкви». Поставленный 11 мая 1922 во главе Американской архиепископии Константинопольского Патриархата в Северной Америке архиепископ Александр (Димоглу) препроводил со своим письмом архиепискому Александру (Немоловскому) постановление Свящ. Синода Константинопольской Церкви от 1 марта 1922. Это побудило архиепископа Александра созвать 20 мая 1922 специальное заседание архиереев РПЦ в Северной Америке. Архипастыри Алеутской и Североамериканской епархии единодушно отвергли притязания Константинопольского Патриархата. Свят. Патриарх Тихон назначил митрополита Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) патриаршим представителем в этой епархии с полными церковно-административными правами. Определение Священного Синода во главе с Патриархом Тихоном о назначении митрополита Платона временно управляющим Алеутской и Североамериканской епархии появилось 27 апреля 1922. Оно, по-видимому, еще не дошло до митрополита Платона, когда 20 июня 1922 архиепископ Александр в письменном обращении к нему как к представителю Патриарха Тихона в Северной Америке высказал просьбу принять на себя непосредственное управление епархией и заявил о сложении своих полномочий правящего архиерея. Назначение Свят. Патриархом Тихоном митрополита Платона управляющим Североамериканской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией последовало 29 сентября 1923.
После установления в России советской власти положение Алеутской и Североамериканской епархии коренным образом изменилось. Связь епархии со священноначалием в России была крайне затруднена. Прекратилось поступление финансовой помощи, что поставило в тяжелое положение административный центр епархии в Нью-Йорке. Многие приходы стали испытывать большие материальные трудности. Отдельные представители Церкви проявляли неповиновение, углубились раздоры на национальной почве. Тяжесть положения епархии усугубилась с возникновением в Советской России обновленческого раскола, создавшего в середине мая 1922 так называемое Высшее Церковное Управление. Его представитель в Нью-Йорке Иоанн Кедровский в сане «архиепископа» лжесвидетельством через суд добился передачи ему Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Нависла угроза отчуждения и другого имущества Алеутской и Североамериканской епархии.
С 7 по 9 ноября 1922 в Питтсбурге состоялся III Всеамериканский Собор, который избрал митрополита Платона (Рождественского) на Североамериканскую кафедру. В трудное для Североамериканской епархии и трагическое для РПЦ время во взаимоотношениях между Свят. Патриархом Тихоном и митрополитом Платоном появилась напряженность, переросшая в конфликт. Предстоятель РПЦ считал ошибочными и даже вредными для Церкви в то время публичные политические выступления митрополита, в которых резкой критике подвергалась деятельность советской власти. 16 января 1924 Патриарх Тихон и Священный Синод уволили митрополита Платона от управления Алеутской и Североамериканской епархии. Однако это решение иерархом принято не было. Собравшийся в связи с этим конфликтом 2—4 апреля 1924 в Детройте IV Всеамериканский Собор объявил Алеутскую и Североамериканскую епархию временно самоуправляющейся и призвал считать это шагом на пути к автокефалии, о которой в 1905 говорил архиепископ Алеутский и Североамериканский Тихон. Это решение на несколько десятилетий прервало отношения между Митрополичьим окружением, как принято было называть епархию, возглавлявшуюся митрополитом Платоном и его преемниками, и Московским Патриархатом, хотя канонически эта митрополия оставалась частью РПЦ. В то же время продолжалась жизнь Алеутской и Североамериканской епархии в реальном составе РПЦ, в которую входили приходы, не пожелавшие прервать с ней каноническую связь.
В марте 1933 Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) поручил отправлявшемуся в США настоятелю Трехсвятительского подворья в Париже архиепископу Вениамину (Федченкову) выяснить сложившуюся в епархии ситуацию и отношения митрополита Платона к РПЦ. Нежелание митрополита Платона выполнять решение Патриарха Тихона и Священного Синода от 1924 привело к его повторному отстранению от управления епархией. Решением РПЦ от 22 ноября 1933 правящим архиереем Алеутской и Североамериканской епархии с титулом Алеутского и Североамериканского в звании экзарха Московского Патриархата в Америке был назначен архиепископ Вениамин.
Сокр. перепеч.: Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей