АГРАРНО-КОЛОНИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА в конце XVI - начале XX в. С конца XVI до середины XVII в. перед государством остро стояла проблема снабжения продовольствием военных формирований и охотников за соболем (промышленников). Доставка зерна с Севера и из Предуралья вопроса не сняла. На доставку хлеба из Устюга до побережья Тихого океана требовалось 5 лет. Первые русские пашни возникли на реке Туре в конце XVI в. Правительство сажало «во крестьяне» ссыльных, а также обязывало заводить пашни служилых людей. Военные верхушке отводили на вотчинном праве большие массивы земель в расчете на рост посевов. Но сибирские «вотчины» своей задачи не выполняли из-за недостатка рабочей силы, в качестве которой использовались родственники заимщиков, дворовые люди, «полоняне-калмыки».
Добровольные переселения в Сибирь были вызваны слухами в России о природных богатствах края, а также ростом налогов, сосредоточением земли в руках крестьянской верхушки, но в особенности — неурожаями в Поморье и Зырянии в связи с начавшимся климатическим пессимумом. Проблемы реализации аграрно-колонизационной политики в Сибири решали на местах воеводы и подчиненные им приказчики, периодически проводившие наборы на пашню «гулящих людей». Таких «охотников» снабжали зерном, орудиями труда, лошадьми, освобождали на время от налогов. В течение XVII в. для привлечения колонистов использовались частные слободчики. Получая в свое распоряжение земли, они размещали в заводимых ими слободах ново-приходцев, также давая им «подмогу». Важную роль в социализации и адаптации «пришлых» в Сибири играли сибирские монастыри. По прошествии нескольких лет срочные монастырские порядчики могли перейти в статус государевых крестьян и обязаны были в определенной пропорции к «собинной» пашне обрабатывать государеву (казенную) десятинную пашню. Так формировался слой свободных крестьян — самостоятельных владельцев земли. Создав собственные аграрно-хозяйственные комплексы, они начинали принимать в свои дворы новых порядчиков, а многие, сдав «пришлым» «тягло», уходили на новые земли.
Аграрно-колонизационная политика правительства не была последовательной. Петровские реформы и гонения на староверов стали причиной нелегальных миграций (бегства) в Сибирь, т. е. существенно продвинули решение проблем колонизации аграрной края. Но само государство, преследуя бегство, тормозило процесс пополнения Сибири рабочими руками. Их недостаток обнаружился при формировании Алтайско-Нерчинского горнозаводского комплекса, создание которого закладывало основу промышленного казенного освоения Сибири (Урал был средоточием частной промышленности) и способствовало укреплению южных границ региона (военная линия). Неудачные попытки (1747—59) населить заводское ведомство за счет сибирских «пришлых» обнажили демографическую проблему с новой остротой. Указ 1760 о праве помещиков ссылать людей в Сибирь был отражением продворянской политики, тем не менее частично способствовал решению задач сибирской колонизации. Процесс массового заселения Сибири (в частност Барабы) посредством принудительных мигрантов, начатый Елизаветой, продолжался Екатериной II. Перемещенные из Польши беглые российские подданные были размещены на южных границах Сибири в виде компактных земледельческих колоний: в Забайкалье — «семейских», на Алтае — «поляков».
Аграрно-колонизационная политика Екатерины II приобрела характер структурной части программы, нацеленной на создание империи нацтонального типа (см. Екатерины II национальный проект и сибирское крестьянство). Отменив десятинную пашню, ликвидировав монастыркое землевладение, императрица с помощью указа «зазывала» беглых староверов возвратиться в Сибирь. На Алтае была легализована община бухтарминских беловодцев-«каменщиков», беглецов, живших в горных ущельях Алтая. Численность колонистов Сибири продолжала расти также за счет административной и уголовной ссылки («посельщиков»). При Александре I имели место попытки создания в Сибири земледельческих колоний сектантов (молокан, духоборов). В период так называемой реформы П.Д. Киселева (1840—50-е гг.) Аграрно-колонизационная политика была нацелена на организацию массовых добровольческих переселений из малоземельных районов России и Белоруссии.
В аграрной колонизации края в определенных пропорциях сочетались государственные и народные инициативы. Аграрно-колонизационная политика правительства в существенной степени стихийно корректировалась колонистами. Государству, в частности, не удалось реализовать установку на создание в Сибири землевладения вотчинного типа и пришлось легализовать переходы внутри региона (отменив десятинную пашню), что придало аграрной колонизации динамичный характер и обеспечило ее успех.
Реформа 1861 открыла новые возможности для аграрного развития. Согласно законам от 8 марта 1861 и 17 декабря 1862, обязательные отработки на заводах отменялись, а бывшие приписные крестьяне должны были платить оброчную подать при сохранении неизменного землепользования. Указом от 5 марта 1861 государственные крестьяне, не пользовавшиеся наделом от казны, освобождались от уплаты оброчной подати и от работ на общественных запашках. Помещичьи крестьяне получали свободу. Формой реализации собственности казны на землю оставались подати, с 1898 переведенные с подушного на поземельный принцип взимания (см. Налоги прямые).
Законы от 18 января и 24 ноября 1866 положили начало преобразованию государственной деревни. На Сибирь они не распространялись, но имели для нее большое значение, так как провозглашали за государством безоговорочное право на казенные земли. Первый этап реформирования государственной деревни в Сибири начался 21 ноября 1879 с закона «О преобразовании общественного управления государственных крестьян Западной Сибири», 27 апреля 1882 распространенного на Восточную Сибирь. На основе «Положения 19 февраля 1861 г.» в регионе вводилось крестьянское самоуправление. Руководство его органами возлагалось на земских заседателей, которых с 1883 в Западной Сибири сменили чиновники по крестьянским делам. Закон от 13 июня 1893 существенно расширил их полномочия, а по закону 2 июня 1898 в Сибири учреждался институт крестьянских начальников. Они имели самые широкие полномочия: могли отменить любое решение органов крестьянского самоуправления, обладали и широко использовали право административного наказания (штрафы, аресты). Следующей инстанцией управления крестьянами стал уездный съезд крестьянских начальников, а затем — общее присутствие губернского управления.
Сибирь в конце XIX в. стала главным колонизуемым районом страны, и ведущее место в аграрной политике государства в регионе заняли проблемы аграрного переселения. «Положение 19 февраля...» разрешало переселение лишь тем крестьянам, кто имеет «увольнительный приговор» от своей общины. Его получение затруднялось коллективной ответственностью общины по уплате налогов и выкупных платежей. Однако стратегические соображения побуждали правительство создавать льготные условия для переселения в отдаленные районы. Коррективы в переселенческую политику вносились и в связи с наплывом в регион самовольных переселенцев. В 1861 и 1866 появились особые правила о заселении Дальнего Востока. В 1865 опубликован указ о переселении государственных крестьян без предоставления льгот на кабинетские земли Алтая (см. Землевладение кабинетское). Первой попыткой систематизации переселенческого движения в целом стали временные правила 1881. На их основе появился закон от 13 июля 1889, ставший важной вехой в переселенческом деле. Закон допустил переселение без увольнительного приговора, с разрешения 2 министров. Новые правила также заложили систему государственных мероприятий по обеспечению переселения в местах выхода (обследование хозяйств желающих переселиться), в дороге (путевое пособие) и за Уралом (отмежевание участков для водворения, выдача ссуд для домообзаведения).
Новые уступки переселенческому движению правительство сделало в 1890-х гг. в связи с необходимостью заселения полосы Транссибирской магистрали. Эта задача возлагалась на созданный в 1892 Комитет Сибирской железной дороги и образованное в 1896 Переселенческое управление. В проведении переселенческой политики произошли изменения: вводился льготный тариф для переселенцев (15 сентября 1890); увеличивался размер предоставляемой им ссуды (1891); устанавливалась единая норма надела в 15 десятин (13 июня 1894); права на выдачу разрешений на переселение передавались губернским присутствиям (1896). Тем не менее правительственная политика в данной сфере отличалась непоследовательностью. 6 марта 1892 власти запретили выдавать разрешения на переселения, но в 1893 за Урал двинулось 100 тыс. самовольных переселенцев, и в 1894 Министерство внутренних дел отменило циркуляр от 1892.
Практика показала, что переселения не приносят вреда экономическим интересам помещиков и положительно влияют на хозяйственное развитие страны, в то же время самовольной миграции вносят беспорядок в аграрные отношения. В связи с этим в начале XX в. власти изменили свою позицию по переселенческому вопросу. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1901) высказалось за уничтожение всех препятствий переселенцам и оказание им максимального содействия. Министр внутренних дел В.К. Плеве в записке «Современное положение переселенческого дела в России» и участники Совещания по вопросу об улучшении постановки переселенческого дела (1904) высказались за объявление переселений общегосударственным делом. Наконец, закон от 6 июня 1904 декларировал свободу переселений, необходимость оказания материального содействия мигрантам, идущим по разрешению, и отмену круговой поруки для новоселов.
С колонизацией региона была тесно связана земельная политика государства. Во второй половине XIX — начале XX в. правительство продолжало в целом безуспешные попытки насаждения в Сибири крупного частного (дворянского) землевладения, считая, что оно будет оказывать культурное влияние на «косную» крестьянскую массу. Закон от 30 марта 1860 (26 июля 1868 распространенный на Восточную Сибирь) разрешал покупку земель мелкопоместным дворянам и пожалование их за службу гражданским и военным чиновникам. На основании закона в Курганском округа было продано 484 участка, 439 из них купили купцы и крестьяне и лишь 45 — чиновники. В ноябре 1864 в Западной Сибири на продажу выставили свыше 100 участков, но продать смогли только 27. Еще меньшее значение имели пожалования казенных земель. 8 июня 1901 Николай II утвердил закон «Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири», которым вводился бессословный принцип покупки земель в Сибири, однако их льготная аренда и приобретение разрешались только дворянам. На эти цели отвели 110 тыс. десятин, позднее они пошли под переселение.
Основное внимание в рамках земельной политики отводилось землеустройству. Начало его систематическому проведению в Западной Сибири было положено в 1783 с учреждением 1-го штата сибирских землемеров. Рота военных топографов (сформированная в 1831), особые межевые комиссии, губернские чертежные и «Сибирское межевание» с 1831 по 1871 осуществили землеустроительные работы на площади 19 247 тыс. десятин. В 1872 вместо «Сибирского межевания» создали Съемочное отделение. Параллельно с последним продолжали работать землемеры губернских чертежных. До 1889 они провели землеустроительные работы на площади в 5 230 тыс. десятин. На востоке региона созданное в 1851 «Межевание казенных земель Восточной Сибири» к концу 1870-х гг. завершило процесс отвода земель волостям, но вся его документация сгорела, и результаты землеустройства были фактически аннулированы. В целом по региону главной своей задачи — ограничения крестьянского хозяйства наделом — землемеры не выполнили.
С середины 1890-х гг. землеустроительные работы в регионе активизировались. В 1885 в Западную Сибирь направили Переселенческий отряд, который до 1894 образовал 146 переселенческих участков площадью 430 тыс. десятин отвел в надел старожилам 863 тыс. десятины, выделил в казенно-оброчные статьи 278,5 тыс. десятин. 4 марта 1893 Комитет Сибирской железной дороги создал 4 землеустроительные партии. До 1897 они выделили под переселенческие участки 3 924 тыс. десятин. В конце 1890 — начале 1900-х гг. большее внимание стало уделяться землеустройству старожильческого населения. При этом землеустроительные работы отделялись от землеотводных. С 1897 по 1905 землеустроено 7 811 тыс. десятин.
С конца 1890-х гг. главным направлением земельной политики государства в регионе стало регулирование крестьянского землепользования. Начальной проработке данного вопроса положила комиссия М.Н. Медема при Министерстве государственных имуществ в 1871. Затем появились проекты иркутского генерал-губернатора А. Д. Горемыкина, комиссии Министерства земледелия 1893 и Межведомственной комиссии 1894. Подготовительная работа завершилась принятием законов от 23 мая 1896 и 4 июня 1898, которые закрепили право собственности государства на земли Сибири. Наделы в 15 десятин на большей части территории региона выделялись крестьянам в пользование бесплатно. Закон для алтайского землеустройства от 31 мая 1899 строился на тех же основаниях, что и закон 1896, но свои наделы крестьяне должны были выкупать в течение 49 лет. После принятия указательных законодательных актов началось внутриобщинное землеустройство. К 1915 окончательное отграничение крестьянских наделов провели на 37 441 тыс. десятин, или на 66,6% всех земель, подлежавших землеустройству. Полностью данный процесс был завершен в Алтайском округе. В его ходе от многоземельных крестьянских общин отрезали 4 930,5 тыс. десятин, а малоземельным общинам добавили 2 004 тыс. десятин. В результате крестьянское землепользование в округе уменьшилось на 5 %.
Землю сибирским крестьянам государство выделило в пользование, но уже в ходе обсуждения данного решения ряд государственных деятелей: Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте, А.И. Вышнеградский, В.И. Гурко и другие — призывали к постепенному введению частной собственности на крестьянской земли. В 1901 С.Ю. Витте представил Николаю II записку по итогам работы Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, в ней он высказал идею о необходимости «умирания» общины. Дальнейшее развитие эти идеи нашли в Столыпинской аграрной реформе. Реформа началась указом от 9 ноября 1906, согласно которому каждый домохозяин мог заявить о выходе из общины и взятии земли в частную собственность. В 1907 П.А. Столыпин высказался о необходимости распространения данного процесса на Сибирь.
Революция 1905—1907 с ее крестьянскими бунтами увеличила общественную значимость аграрного переселения в Сибирь. В марте 1906 издано положение «О порядке применения закона 1904 г. о переселении», разрешавшее свободное переселение на окраины. В сентябре 1906 Николай II издал указ о передаче под переселения свободных земель Алтайского округа, а в декабре Главное управление земледелия и землеустройства приостановило землеустройство старожилов и все землеустроительные партии направило на выделение переселенческих участков.
В сентябре 1910 во время поездки в Сибирь П.А. Столыпин потребовал от местных властей активизировать работу по образованию хуторов и отрубов (см. Столыпина П. А. и Кривошеина А.В. поездка в Сибирь в 1910 г.). Первые хутора в регионе создавались по положению 1900, разрешавшему их устройство переселенцам из западных губерний России, но на небольших земельных участках. С 1911 на хутора и отруба выделялась уже треть переселенческого фонда. Параллельно проводилось размежевание старожильческих общин. К 1916 в Томской губернии ходатайства об этом поступили от 290 тыс. старожильческих дворов, или 25% от их общего количества. Однако в конечном итоге создано лишь 72 тыс. хуторов и отрубов на площади в 2,6 млн из 30 млн десятин, принадлежавших старожилам. В целом по Сибири на хутора и отруба выделили 9 228 тыс. десятин (около 13% земель, подлежавших землеустройству). Однако в Сибири они находились не в частной собственности, как в европейской части России, а во владении. Разработка законопроекта о введении крестьянской частной собственности на землю в регионе началась в 1908. В марте 1914 соответствующее положение одобрила земельная подкомиссия Государственной думы IV созыва, но с начала войны его принятие отложили.
Лит.: Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Иркутск, 1949. Т. 1; Шунков В.И. Очерки по истории земледелия Сибири. XVII в. М., 1956; Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Новосибирск, 1965; Кожухов Ю.В. Русские крестьяне Восточной Сибири в первой половине XIX в. Л., 1967; История Сибири. Л, 1968. Т. 3; Колесников А. Д. Русское население Западной Сибири в XVIII — начале XIX в. Омск, 1973; Худяков В.Н. Аграрная политика царизма в Сибири в пореформенный период. Томск, 1986; Островский И.В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма. Новосибирск, 1991; Храмков А. А. Земельная реформа в Сибири (1896— 1916 гг.) и ее влияние на положение крестьян. Барнаул, 1994.
Г.Л. Ноздрин, Т.С. Мамсик
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей