Кругобайкальская железная дорога — так назывался во время постройки и в первые годы эксплоатации участок Сиб. магистрали от ст. Байкал до ст. Мысовой, протяжением 260 км, начатый постройкой в 1899 и открытый для движения в 1905.
От ст. Байкал до ст. Слюдянка (94 км) линия огибает ю.-з. оконечность озера, прорезая береговые утесы 39 тоннелями, общей длиной около 7 км и имея многочисленные виадуки, мосты и др. искусственные сооружения. Если в ср. стоимость одного км Сиб. магистрали от Челябинска до Владивостока выразилась в 93 тыс. руб., то стоимость одного км К. ж. д. — обошлась около 130 тыс. руб., а стоимость всего участка около 40 млн. рублей. До окончания постройки К. ж. д. сообщение через Байкал совершалось при помощи стального парома-ледокола «Байкал», водоизмещением 4.200 т, заказанного в Англии, собранного в с. Лиственичном и спущенного на воду в июне 1899. Ледокол был в состоянии ломать лед до 1 м толщиною. На пароме-ледоколе помещалось 25 товарных груженых вагонов и в каютах на верх. палубе до 150 пассажиров. В годы гражданской войны ледокол был сожжен. В наст, время участок К. ж. д. входит в состав Забайкальской железной дороги (см.).