Оглавление
- 1. Литература
Сергей Григорьевич Зарубин (20 августа 1886, дер. Панино Салтыковской волости Бронницкого уезда Московской губернии, Российская империя – 15 (27) сентября 1937, СССР) — художник–педагог, впоследствии епископ Русской православной церкви Синезий.
Родился в семье крестьянина. Обучался в Цинделевском фабричном училище. В 1899–1906 учился в Строгановском центральном художественно–промышленном училище в Москве, окончил которое со званием ученого рисовальщика. В 1906–1917 служил учителем рисования и чистописания в Иркутском ремесленно–воспитательном заведении имени Н.П. Трапезникова. Заведовал библиотекой, входил в хозяйственный комитет того же заведения. В 1914 был избран в члены Иркутского губернского кустарного комитета. Кроме того, некоторое время преподавал рисование, черчение и чистописание в 1–м коммерческом училище, духовном мужском училище, Иркутском промышленном училище.
Коллежский асессор (с 1916). Имел награды: орден Св. Станислава 3 степени и светло–бронзовую медаль в память 300–летия царствования Дома Романовых. Летом 1917 был перемещен на должность преподавателя графических искусств в Вознесенскую (Кубань) мужскую гимназию Кавказского учебного округа.
После установления советской власти и провозглашения ею декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, С.Г. Зарубин счёл для себя невозможным продолжать преподавательскую деятельность. Он считал, что все принципы нравственности, лучшие возвышенные идеалы неразрывно связаны с религией и с Богом и без Бога нравственности нет и быть не может. Поэтому он всецело посвятил себя служению Богу и Церкви. Как он писал — «ушел туда, где еще предоставлялась возможность проявления личной свободы и на что коммунизм, как теория, не проявлял своих притязаний и провозгласил полное невмешательство в церковно–религиозную жизнь, которая с детства была мне хорошо знакома и любима – как по глубине и чистоте религиозных принципов, так и по форме, где я усматривал искусство и в быте, и в одежде… и во всех ритуалах и форме христианских Таинств».
В этом же 1917 году Сергей Григорьевич был рукоположен в священный сан (по другим данным в 1918). Перед этим, видимо, был пострижен в монашество с именем Синезий. С 1 января 1918 он участвовал в работе Поместного Собора Русской Церкви. Впоследствии служил в Омске, Тюмени, опять в Омске. В Омске 4 октября 1922 он был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», но через месяц, 1 ноября, был освобожден из–под стражи. Дело было прекращено.
Примерно в это же время о. Синезий долгое время служил в многочисленном, единоверческом приходе Тюмени. Единоверцы настолько доверяли ему, что избрали его в 1923 кандидатом от одиннадцати единоверческих благочиний для посвящения в единоверческого епископа.
В 1923 году о. Синезий был переведен в Коломну. В 1923–1926 он был архимандритом Спасо–Голутвина монастыря в Коломне. 13 июня 1926 он был рукоположен во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. В этом же году он был переименован в епископа Уразовского, викария той же епархии. С декабря 1926 он епископ Колымский, викарий Якутской епархии. Позднее – епископ Якутский и Вилюйский.
12 декабря 1928 епископ Синезий был переведен на Ижевскую кафедру.
Разошелся во взглядах с заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), управлявшим в то время Православной Церковью, который издал т. н. «Декларацию» о лояльности к Советской власти, в вопросах понимания этой лояльности. С 19 февраля 1930 Епископ Синезий прекратил управление Ижевской епархией, о чем сообщил митрополиту Сергию. В ответ митрополит Сергий и временный при нем Священный Синод указом № 21 от 26.02.1930 постановили: «Епископа Синезия уволить от управления епархией на покой…». Но Синезий продолжал служение в ряде храмов Удмуртии, пользуясь любовью верующих.
24 мая 1931 епископ Синезий был арестован сотрудниками ОГПУ в Ижевске, а 26 января 1932 он был приговорен к 10 годам лишения свободы. В конце января 1932 епископ Синезий был отправлен в Соловецкие лагеря, где отбывал наказание в Мурманском отделении Беломоро–Балтийского комбината НКВД. 20 сентября 1937, согласно выписке из протокола заседания Тройки НКВД Карельской АССР, он был приговорен к высшей мере наказания за то, что «вёл повстанческую контрреволюционную агитацию среди заключенных в лагере, выступал против стахановского движения». 15 (или 27) сентября 1937 он был расстрелян в Медвежьегорском районе Карелии. По другим сведениям, он был расстрелян в этот день на Водоразделе (VII–VIII шлюз Беломоро–Балтийского канала). Реабилитирован в 1989
Литература
- ГАИО, ф.63, оп.1, д.51, лл.107–108.
- ГАИО, ф.63, оп.1, д.813, лл.9, 15, 69.
- ГАИО, ф.129, оп.1, д.27, лл.2 об.–3.
- ГАИО, ф.193, оп.3, д.9, лл.4, 8, 26, 28, 48–52.
- ГАРФ, ф.102, оп.264, д.136, лл.12, 97.
- Адрес–календарь Иркутской губернии. – Иркутск, 1916.– С.103, 106.
- Весь Иркутск с отделом Забайкальской области, адресно–справочная и торгово–промышленная книга на 1908 год.– Иркутск, 1908.– Отд. II, стлб. 244.
- "Весь Иркутск" с отделами Забайкальской и Якутской областей. Адресная и справочная книга на 1909 год.– Иркутск, 1909.– Отд. II, с.106.
- Календарь–справочник по Восточной Сибири на 1911 год.– Иркутск, 1911.– С.345.
- Календарь–справочник поИркутску и Иркутской губернии на 1914– Иркутск, 1914.– С.165.
- Памятная книжка Иркутской губернии 1910 года.– Иркутск, [б.г.] – С.178.
- Памятная книжка Иркутской губернии. 1911– Иркутск, 1911.– С.164.
- Памятная книжка Иркутской губернии. 1912– Иркутск, 1912.– С.267.
- Сибирь.– 1910.– 27 апр.
- Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 год.– Иркутск, 1915.– Отд.2, с.46.
- Жертвы политического террора в СССР
- Сайт Ижевской и Удмуртской епархии
- Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
- Мобильная энциклопедия