Оглавление
- 1. Описание
- 2. История
- 3. Литература
- 4. Ссылки
Изразцы Богоявленского собора — многоцветные керамические облицовочные плитки, часть архитектурного оформления Собора во имя Богоявления Господня в городе Иркутске. Характеризуются выразительными рельефами в виде лепестков и концентрических кругов.
Описание
Желто-зеленые переливы изразцовых поясов в сочетании с богатым декором на фоне белых стен усиливают праздничность и нарядность Богоявленского собора, придают зданию обаяние. В Сибири известно лишь два памятника — в Иркутске и Енисейске, — украшенных многоцветными изразцами.
История
Первые изразцы появились на Руси в конце XIV - начале XV века. Их применяли для украшения наружных стен, а также для облицовки печей. По технике исполнения различались изразцы красные — терракотовые без покрытия глазурями, муравленые — покрытые зеленой глазурью, и ценинные — украшенные цветными эмалями. Изразцы формовали в деревянных формах с вырезанным объемным рисунком (по аналогии со старинной технологией приготовления русских пряников) методом так называемой «набивки».
Для украшения Богоявленского собора изготовили свыше трехсот изразцов. Часть их них составили изразцы-розетки с незатейливыми, но достаточно выразительными рельефами. На одних видны крупные лепестки, на других — концентрические круги. Особое внимание приковывают изразцы, сюжеты которых навеяны языческими преданиями и образами.
В 1940-м Богоявленский собор решением исполкома городского Совета передан Иркутскому хлебозаводу под механизированную пекарню. Это было очень тяжелое время для памятника архитектуры. Приспосабливая здание к промышленным нуждам, администрация хлебозавода многое перестроила.
В 1960 Богоявленский собор был поставлен на учет и охрану как памятник республиканского значения. В 1968 хлебозавод был выселен из здания, что дало возможность начать восстановление храма. Реставрация велась 18 лет. Большая заслуга в восстановлении изразцов, которые почти все были утеряны за то время когда в храме располагался хлебозавод, принадлежит преподавателю Иркутского училища искусств Алексею Никитичу Штанько. Мастер несколько лет кропотливо экспериментировал, используя те изразцы, которые пощадило время и люди, подбирал оптимальный рецепт для глины и глазури. После его кончины дело продолжили прославленные мастера-изразечники из Ярославля — исторического центра этого искусства. Реставрация была закончена в 1985, и собор был передан Иркутскому областному художественному музею. В 1994 при иркутском епископе Хризостоме собор Богоявления был возвращен Иркутской епархии.
Литература
- Полунина Н.М. У истоков каменного града. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979.
- Полунина Н.М. Живая старина Приангарья. — М.: Искусство, 1990.
- Крючкова Т.А. Иркутский Богоявленский собор // Восточно-Сибирская правда : газета. — 12 февраля 2000.
- Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661 - 1940 гг. — Иркутск: Оттиск, 2004.
Ссылки
- Блог Friedens // Живой журнал