Новости

Целлюлозно-бумажная промышленность бассейна Байкала // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области

Вы здесь

Наличие в регионе крупных лесных и водных ресурсов предоп­ределило размещение здесь целлюлозной промышленности, наибо­лее проблемной с эколого-экономической точки зрения отрасли. Сей­час в пределах российской части водосборного бассейна Байкала на­ходится два достаточно крупных целлюлозных предприятия. Дадим им краткую характеристику.

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) распо­ложен на побережье южной части оз. Байкал, у Транссибирской же­лезнодорожной магистрали, на территории Слюдянского района Иркутской области. Предприятие создавалось для производства ра­створимой холоднооблагороженной кордной целлюлозы « Супер-Супер» для дальнейшей химической переработки. Производство ведет­ся на двух равновеликих по мощности потоках (по 100 тыс. т в год каждый). Однако ввиду экологических ограничений комбинат рабо­тает с пониженной производительностью. До «перестройки» на пер­вом потоке вырабатывалась кордная целлюлоза, на втором — вискоз­ная. Технологические возможности предприятия позволяют произво­дить беленую, полу беленую и небеленую целлюлозу для производ­ства любых видов бумаги и картона.

Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат (СЦКК) расположен вблизи р. Селенги (основного притока Байкала), в 60 км от ее устья, на территории Кабанского района Республики Бурятии. Решение о его строительстве было принято Советом Министров СССР в 1959 г. Целесообразность размещения СЦКК была продиктована особенностью лесосырьевой базы района, где преобладала мелкото­варная древесина. В настоящее время предприятие выпускает тарный картон, скипидар-сырец, таловое масло.

В состав комбината входят: целлюлозный завод с 10 варочны­ми котлами по 140 м3 каждый; картонная фабрика с двумя картоноделательными машинами обрезной шириной 4200 мм; тепловая станция мощностью 531 т пара в час; древесно-подготовительное производ­ство; комплекс очистных сооружений; лесохимическое производство; производство товаров народного потребления на основе собственных продуктов лесохимии.

Сравнительная оценка комбинатов. Целлюлозные комбинаты Байкальского региона схожи в экономическом плане. Разница между ними лишь в объемах производства, ассортименте продукции, чис­ленности занятых и стоимости основных фондов. Примерно одинако­вы доли очистных сооружений в общей стоимости промышленно­-производственных фондов.

Однако, несмотря на сходство, у комбинатов имеется и ряд су­щественных технологических отличий. На Байкальском ЦБК разме­щено шведское оборудование, на Селенгинском ЦКК — головное оте­чественное. Кроме того, на БЦБК технологический процесс связан с отбелкой целлюлозы и использованием для этого хлора, на СЦКК отбелка отсутствует и, следовательно, нет целого класса особо опас­ных хлорорганических веществ. Именно эти различия между пред­приятиями позволили перевести Селенгинский ЦКК на замкнутый цикл водопользования. Некоторое сходство между предприятиями как в экономическом, так и в технологическом плане, наличие мощ­ных очистных сооружений позволяют перенести экологический опыт Селенгинского ЦКК на Байкальский ЦБК.

Предприятия в экономике региона. Целлюлозные комбинаты Байкальского региона оказывают существенное влияние на социаль­но-экономическое развитие прилегающих к ним территорий.

Суммарная доля отрасли в валовом объеме продукции лесо­промышленного комплекса бассейна Байкала оценивается примерно в 20 %, в численности занятых — 11 %.

Технический уровень предприятий. К сожалению, он отстает от уровня, достигнутого в промышленно развитых странах. Это свя­зано как с отсутствием высококачественного отечественного техноло­гического оборудования (оборудование, выпускаемое предприятиями бывшего Минхиммаша СССР, по техническому уровню уступало со­временным зарубежным налогам), так и с нехваткой средств для его приобретения за рубежом.

Высокий износ активной части основных производственных фондов предприятий ЦБП требует скорейшего проведения техноло­гической модернизации. Необходимо повышать эффективность и эко­логичность производства, улучшать качество продукции, ориентиро­вать отрасль на использование низкосортной древесины, расширять ассортимент продукции.

Общемировые тенденции. Доля России в мировом производ­стве целлюлозно-бумажной продукции оценивается всего в 2 %, при этом на российских целлюлозных предприятиях занято 10 % всех работающих в ЦБП мира.

Располагая самыми крупными в мире лесными ресурсами, Рос­сийская Федерация заметно уступает США, Канаде, Финляндии, Швеции, другим (даже небогатым лесами) странам по производству конечных видов продукции лесного комплекса. Значительное отста­вание наблюдается в потреблении бумаги на душу населения. По этому показателю Россия отстает от США в 8,8 раза, от Финляндии –– в 7,1 раза, от Японии — в 6,6, от Швеции — в 5,7, от Франции –– в 4,6 раза.

Что касается структуры потребления бумажной продукции, то здесь отставание еще больше. Например, писчей и газетной бумаги на душу населения в России приходится в 16 раз меньше, чем в США, санитарно-бытовой — в 100-175 раз меньше (табл. 37.5).

Детальной оценки требует господствующее мнение, что целлю­лозная промышленность превращает территорию в «сырьевой прида­ток» более развитых стран и, следовательно, не должна развиваться в Байкальском регионе.

Чтобы разобраться в проблеме, необходимо сравнить структуру экспорта лесопродукции России и страны с более развитым лесным комплексом, например Финляндии.

Доля круглого леса в экспорте Финляндии составляет всего 2%, в России — 78%, а целлюлозы — соответственно 80 и 20%. Такая структура экспорта позволяет Финляндии значительно повысить свои экспортные возможности и иметь доходов от продажи лесопродукции порядка 5 млрд дол. Россия же, несмотря на большие объемы экспор­та круглого леса, имеет в несколько раз меньше доходов. Это проис­ходит из-за структурных различий в наших лесопромышленных ком­плексах.

Таблица 37.5

Структура душевого потребления бумажной продукции, кг /чел.

Страна

Бумага

Тара и упаковка

 

 

Всего

 

газетная

писчая

Санитарно-бытовая

США

55

80

35

140

310

Финляндия

35

60

25

130

250

Япония

35

55

30

110

230

Швеция

30

55

20

95

200

Франция

20

45

20

75

160

Россия

10

5

0,2

20

35

 

Целлюлозные мощности позволяют при тех же объемах лесоза­готовок повышать эффективность работы лесного комплекса в 2-4 раза (табл. 37.6). Это очень важно для Байкальского региона, где объем заготовок круглого леса ограничен по экологическим соображениям. Необходимо отметить еще и тот факт, что целлюлозные мощности по производству картона на Селенгинском ЦКК, расположенном на тер­ритории водосборного бассейна Байкала, дают возможность перераба­тывать отходы древесины, которые идут в отвалы или сжигаются.

Таблица 37.6

Средние цены и коэффициенты эффективности реализации лесопродукции на мировом рынке, середина 1990-х гг.

 

Продукция

Средняя цена на мировом рынке, дол. США за 1 м3

Коэффициент

эффективности

реализации

Балансы

30-40

0,6

Круглый лес

50-110

1,0

Пиловочник

120-150

1,3

Картон

207-230*

2,1-3,5

Целлюлоза

350-600*

2,5-4,5

Фанера

180-320

4,0

Мебель

До 10,0

* 1 дол. за 1 т

Экологизация производства. За годы существования целлю­лозной промышленности в Байкальском регионе существенно изме­нились подходы к решению проблемы ее экологической приемлемос­ти: от запрета размещения на Байкале и требований о немедленном закрытии производства до создания высокоэффективных очистных сооружений и, далее, технологической модернизации и на этой осно­ве глубокой экологизации производства. Такой подход успешно реа­лизуется на Селенгинском ЦКК.

Было время, когда комбинат сбрасывал по 75 тыс. м3 сточных вод в сутки, а его экологическая перспектива оценивалась однозначно закрытие. В 1987 г. дирекция СЦКК совместно с учеными Сибир­ского отделения АН СССР и Сибгипробумом приступила к работе по переводу предприятия на замкнутый цикл водопотребления.

Суть технологического решения состоит в том, чтобы осуществ­лять деминерализацию сточных вод непосредственно в действующем технологическом потоке, путем регенерации химикатов с их повтор­ным использованием в производственном процессе.

С прекращением промышленных стоков в Селенгу и Байкал существование Селенгинского ЦКК в водосборном бассейне стало не только экономически выгодным, но и экологически оправданным. Повысилась эффективность использования древесины в регионе.

Как известно, леса бассейна оз. Байкал — неотъемлемая часть его экосистемы, формирующая водный баланс озера. И именно лесам сегодня угрожает наибольшая опасность. Только на российской части водосборного бассейна вырубается до 7 млн м3 в год. Но лесные ре­сурсы используются крайне неэффективно. Почти половина заготав­ливаемой древесины не доходит до потребителя, уходит в отходы на лесосеках, теряется при переработке, сжигается, идет в отвалы.

Селенгинский комбинат выполняет функции своеобразного лес­ного санитара региона. Он работает на бросовой древесине, перераба­тывает около 1 млн м3 лесных отходов, превращая их в тарный кар­тон. А если учесть, что 1 т картона экономит до 15 м3 деловой древе­сины на производстве тары, то получается, что СЦКК ежегодно сбе­регает для Байкала около сотни тысяч гектаров леса.

Безусловно, рубки в бассейне оз. Байкал нужно сокращать. Но прекратить их полностью не представляется возможным. Лесопро­мышленный комплекс дает почти четверть товарной продукции бас­сейна, и утрата этой части может отрицательно сказаться на социаль­но-экономическом положении Бурятии, бюджет которой и так имеет крупные федеральные дотации.

Даже при ежегодной заготовке древесины в объеме 4-5 млн м3 будет появляться до 1,5 млн м3 отходов лесопиления и деревообра­ботки. Примерно столько сейчас и перерабатывает комбинат. Закрыть его в таких условиях — навредить экологии.

До недавнего времени природоохранная миссия СЦКК была полностью перечеркнута тем вредом, который он нес Байкалу своими стоками. Теперь положение радикально изменилось. Открываются новые возможности превращения целлюлозного предприятия в пол­ностью безотходное и экологически приемлемое производство.

Еще один этап по экологизации предприятия — утилизация твер­дых отходов. Уже сейчас из отходов сортировки щепы, шламлигнинов и из золы ТЭЦ начали получать компосты, которые используют на полях аграрного сектора Кабанского района Бурятии. Тщательные ана­лизы показали их полную экологическую безопасность. Компосты мо­гут стать хорошим подспорьем в сельском хозяйстве региона, заменить удобрения на основе торфа, добыча которого предполагалась в бассей­не основных притоков Байкала. Сейчас комбинат начинает их произ­водство на индустриальной основе и в составе предприятия возводится фабрика компостов. Создан цех, выпускающий из золы ТЭЦ шлако­блоки. Из них строят гаражи, одноэтажные здания и коттеджи.

Как видим, экология и экономика вполне совместимы, при же­лании и соответствующих стимулах отходы производства можно пре­вращать в доходы, решая при этом вопросы экологии. Кстати сказать, замкнутый цикл тоже дает комбинату своеобразный доход. Во-пер­вых, СЦКК уже не платит штрафов за водные выбросы. Во-вторых, технологический процесс позволяет извлекать дорогостоящие хими­каты, которые раньше сбрасывались со стоками, и повторно исполь­зовать их в производстве. Все это значительно повышает экономичес­кую и экологическую эффективность предприятия.

Наконец, еще один шаг, который приблизит целлюлозную про­мышленность к состоянию экологически приемлемой и впишет пред­приятия отрасли в экологическую нишу региона, — это увеличение глубины переработки лесного сырья и создание сопутствующих про­изводств. Как известно, древесина содержит не только целлюлозу. Уже сейчас из нее получают таловое масло, скипидар, канифоль, другие продукты лесохимии. Но глубину переработки можно суще­ственно увеличить и извлекать ценнейшие органические вещества, в том числе и биологически активные, которые могут стать основой различных сопутствующих производств, но уже на базе более высо­ких технологий.

По данным Института органической химии СО РАН, большие затраты на производство целлюлозы в районах высокого экологичес­кого риска могут быть существенно оправданы именно за счет выделе­ния особо дефицитных и дорогостоящих, имеющих высокую фарма­кологическую ценность экстрактных веществ перед ее варкой. К та­ким веществам в основных лесообразующих породах Байкальского региона относятся флавониды и водорастворимые полисахариды. Технология выделения этих соединений (дигидрокверцетина и арабиногалактона) в сочетании с технологией сульфатного производства отработана на уровне проекта опытно-промышленного производства, но пока не внедряется из-за сложной экономической обстановки.

Кроме того, на основе поставляемого лесного сырья можно со­здать небольшие мощности по производству модулей для индивиду­ального жилищного строительства и для объектов социальной сферы. Деревянный индивидуальный дом со всеми удобствами, в отличие от железобетонного, наиболее экологически приемлем для человека. А деревянное индивидуальное домостроение может преобразить архи­тектурный облик всего Байкальского региона. Это вполне реальная перспектива, и в данном направлении уже ведутся работы как на СЦКК, так и на БЦБК.

Совершенно очевидно, что аналогичные технологические прора­ботки можно осуществлять и на других целлюлозных предприятиях Сибири и даже на предприятиях других отраслей Байкальского регио­на, тем самым повышая его эколого-экономический потенциал и созда­вая основы для долгосрочного устойчивого развития территории.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров Михаил Алексеевич, Суходолов Александр Петрович | Источник(и): Экономика Иркутской области: В 3 т. — Иркутск: Изд-во БГУЭП (ИГЭА) : 2002. Т. 3. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2002 | Дата последней редакции в Иркипедии: 07 февраля 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Иркутская область | Экономика Иркутской области | Библиотека по теме "Экономика"