Древние люди начали селиться у берегов Байкала много тысяч лет назад. Здесь находят места стоянок первобытного человека, датируемые каменным веком. Имеются многочисленные археологические находки (каменные ножи, наконечники стрел, другие орудия труда). В бухтах Саган-Заба, Ая и во многих других местах сохранились выбитые на скалах рисунки древних людей, так называемые писаницы, — изображения животных, человека, сцен охоты. Этим рисункам более 2,5 тыс. лет.
Первые сведения о Сибирском море появились в Европе в конце XIII в. благодаря знаменитому путешественнику Марко Поло, побывавшему в Центральной и Южной Азии, где уже давно знали о существовании крупного внутреннего водоема.
Русские землепроходцы начали изучать и осваивать Байкал и прилегающие к нему территории в середине XVII в.
Так, в 1643 г. казачий пятидесятник Курбат Иванов с небольшим отрядом поднялся в верховья р. Лены, вышел к западному берегу Байкала в районе о. Ольхон и составил первый чертеж местности. В 1645 г. отряд казачьего атамана Василия Колесникова добрался к истоку Ангары, а еще через два года, пройдя вдоль Байкала с юга на север, достиг устья Верхней Ангары. К южной оконечности озера русские казаки во главе с Иваном Похабовым вышли в 1647 г.
В те годы в прибайкальской тайге проживали эвенки, занимавшиеся охотой и оленеводством. Степные районы Южного и Среднего Прибайкалья населяли буряты, основным занятием которых было скотоводство. Немногочисленные племена, проживавшие в прибрежной полосе озера, занимались, главным образом, рыбной ловлей и охотой.
Регулярное плавание по Байкалу началось с 1650 г., после того как русский посол Ерофей Заболоцкий по пути в Монголию пересек озеро на небольшом карбасе. Постоянный грузовой и пассажирский флот появился на Байкале лишь к середине XVIII в., а к началу нынешнего столетия общая длина судоходных путей Байкальского бассейна составляла почти 2 тыс. верст. Перевозками было занято около 40 различных судов, в том числе 15 пароходов. Рейсы осуществлялись как по озеру, так и по основным рекам его бассейна: Верхней Ангаре (до 150 верст), Баргузину (60 верст), Селенге (от устья до государственной границы), а также по притокам Селенги — Чикою, Уде и Хилку. Наиболее крупные пристани в бассейне располагались в Верхнеудинске, Баргузине, Кяхте, Мысовске, Листвянке.
Первые русские поселения-остроги стали возникать в прибрежных районах озера с середины XVII в.
В 1646 г. в дельте pp. Кичеры и Верхней Ангары русский землепроходец Василий Колесник основал Верхнеангарский острог, давший начало современному Нижнеангарску.
Култукский острог был основан Иваном Похабовым в 1647 г. (на 14 лет раньше, чем Иркутский). Здесь прошел торговый путь из России в Монголию и Китай, что способствовало быстрому росту поселка, который до строительства Транссибирской железнодорожной магистрали оставался самым крупным на Южном Байкале.
В 1648 г. боярский сын Иван Галкин в 47 верстах от устья р. Баргузин заложил острог, давший начало городу Баргузин, одному из старейших населенных пунктов Забайкалья. Он стал очень быстро развиваться как центр добычи золота и торговли мехами, вскоре получил статус окружного, а к середине XIX в. — уездного города.
У истока р. Ангары в конце XVII в. возник крупный поселок Листвянка. Сначала здесь размещались казачий караул и почтовая станция; отсюда через Байкал переправлялись различные грузы на восточный берег. Вскоре здесь построили судостроительную верфь, на которой собирались первые пароходы и суда байкальской флотилии.
В 1751 г. на западном побережье Среднего Байкала, возле термальных источников, был основан пос. Горячинск. Он стал одним из старейших бальнеологических курортов России (основан на полвека раньше знаменитого курорта Кавказские Минеральные Воды).
В этот же период в Прибайкалье появилось еще несколько русских сел, располагавшихся в бассейнах Селенги и Баргузина, а также в устьях Верхней Ангары, Кичеры, Тыи и в других местах.
Как видим, первые поселения в Прибайкалье и Забайкалье стали появляться в определенный исторический период в ответ на конкретные потребности общества и его развивающихся производительных сил. Судьба каждого байкальского поселка или города неразрывно связана с историческим процессом заселения и хозяйственного освоения данной территории.
В 1860-х гг. вдоль юго-восточного побережья озера стал прокладываться Кругобайкальский тракт, соединивший Центральную Россию с Забайкальем и Дальним Востоком. Это также способствовало освоению Байкальского региона. Таким образом, уже к концу XIX в. вокруг Байкала сформировалась целая сеть различных населенных пунктов.
С первой половины XVIII в. начинается промышленная добыча полезных ископаемых в регионе: железной руды, поваренной соли, слюды, цветных и поделочных камней, а с середины XIX в. — золота, асбеста, графита, угля. Намечалась даже промышленная добыча нефти. Об этом следует рассказать подробнее.
Первые в Сибири поиски нефти и горючего газа были начаты иркутскими предпринимателями именно на Байкале (в 1875 г., в южной части Баргузинского залива). Проявления этих ископаемых и так называемого «горного воска» («байкерита») были известны здесь еще коренному населению. Впоследствии, в 1902-1909 гг. по заданию Иркутского горного управления, под руководством инженера В. Рязанова, проводили изыскательские работы вдоль восточного берега озера, между Баргузинским заливом и заливом Провал. Бурение разведывательных скважин осуществлялось со льда, в полукилометре от берега. В результате в озерных отложениях на глубине 300 м были выявлены газовые горизонты и горизонты с интенсивным нефтепроявлением. Кроме того, исследовались наиболее яркие группы выходов нефти со дна озера (в виде нефтяных шариков) между устьями pp. Стволовая, Большая и Малая Зеленовская.
В советский период, начиная с 1929 г., геологические работы по поиску байкальской нефти продолжились. Осуществлялись они Институтом геолкарты ГГРУ, трестом «Востокнефть» и Ленинградским нефтяным институтом. Были сформированы две основные гипотезы возможного генезиса байкальской нефти: «глубинная», согласно которой источником нефти являются древние (кембрийские и докембрийские) морские толщи, и «молодая», по которой источником нефти являлись пресноводные кайнозойские отложения. Кроме того, было установлено, что из всех выходов ежегодно в озеро попадает до 15 т нефти.
Для проверки «глубинной» гипотезы в 1941 г. на берегу озера в районе выхода нефти из озера (вблизи д. Ключи-Стволовая) пробурена скважина РС-1, которая остановлена на глубине 788 м в плотных гнейсах. Нефтепроявления отмечены только на контакте рыхлых молодых и древних кристаллических пород.
Следующий этап изучения нефтегазоносности кайнозойских отложений Байкала относится к началу 1950-х гг. и связан с трестом «Востсибнефтегеология». В колонковой скважине «23», пробуренной вблизи скважины РС-1 на глубине 55-64 м вскрыты пески, пропитанные нефтью.
К счастью, после открытия в 1980-х гг. более крупных месторождений нефти и газа в северных районах Иркутской области (в кембрийских и верхнепротерозойских отложениях Сибирской платформы), интерес к проблеме байкальской нефти угас, хотя основной вопрос об источнике углеводородного сырья так и остался без ответа.
Вот такая, малоизвестная для широкого круга читателей, история поиска нефти и газа на Байкале.
Но вернемся к истории изучения и хозяйственного освоения Байкальского региона. Большой вклад в дело накопления научных сведений об уникальном озере внесли Русское географическое общество, Академия наук СССР, отраслевые институты. Ученые описали флору и фауну, составили подробные географические карты озера, изучили его геоморфологию. Наиболее известными исследователями стали Б.И. Дыбовский, И.Д. Черский, В.А. Обручев, Г.Ю. Верещагин, М.М. Кожов, Г.И. Галазий, А.М. Бейм, М.А. Грачев и др. Например, Б.И. Дыбовский еще в XIX в. высказал идею о гидроэнергетическом использовании водного потенциала Байкала и Ангары.
Бурное хозяйственное развитие прибрежной зоны Южного Байкала началось с приходом к озеру Транссибирской магистрали. Строители железной дороги встретились на Байкале с небывалыми трудностями. При прокладке пути от порта Байкал до ст. Мысовая был выполнен невиданный ранее объем горных, взрывных и строительных работ. Общая протяженность скальных выемок достигла 100 км. Пришлось пробивать 39 тоннелей общей протяженностью более 7 км, возводить около 300 мостов, десятки километров подпорных стенок.
Со строительством железной дороги на берегу Байкала быстро стали развиваться такие новые населенные пункты, как порт Байкал, железнодорожные станции Маритуй, Слюдянка, Выдрино, Танхой, Мысовая и др.
Наибольшее промышленное развитие получила ст. Слюдянка, где к 1905 г. были построены паровозное депо и единственный в мире железнодорожный вокзал из чистого мрамора, который до сих пор является достопримечательностью Транссиба и всего Байкальского региона. Вблизи станции вели разработку слюды, мрамора и лазури-та. Действовал небольшой кирпичный завод.
В период прокладки железной дороги возникла большая потребность в строительных материалах, и в регионе начали появляться лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия. Почти на всех основных железнодорожных станциях возникли небольшие лесопильные производства.
Дальнейшее хозяйственное освоение территории Байкальского региона происходило в советский период, преимущественно в годы индустриализации. Наибольшие темпы роста промышленного производства наблюдались в 1950-1970-х гг. Этот период характеризовался бурным развитием рыбной и лесной промышленности, гидроэнергетическим строительством, расширением судоходства, увеличением добычи слюды, появлением на берегах Байкала новых промышленных предприятий, в том числе целлюлозных комбинатов.
Водосборный бассейн р. Селенги в пределах Монголии. Селенга — главная водная артерия Монголии, одновременно основной приток Байкала (на 50 % формирует его водный баланс). Водосборный бассейн р. Селенги занимает более 20 % всей территории Монголии и является важным экономическим районом этой страны. Здесь проживает основная часть (54 %) монгольского населения (8 аймаков и 3 крупных города), сосредоточены почти все запасы лесных ресурсов, более 70 % сельскохозяйственных земель, находятся основные промышленные объекты (90 % промышленного производства).
Данная территория является перспективной в плане дальнейшего социально-экономического развития Монголии. В бассейне планируется эксплуатация Хубсугульского месторождения фосфоритов, строительство электростанции на р. Эгийнгол, расширение Дарханского металлургического комбината. Вместе с тем половина загрязнений, поступающих в Байкал по Селенге, приходится на территорию Монголии.
Ожидаемый рост промышленного производства, интенсификация землепользования и увеличение эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов в бассейне Селенги, несомненно, повлияют на состояние экосистемы Байкала. Тем более что доля Монголии в антропогенном загрязнении реки оценивается в 50-55 % и продолжает расти с развитием производительных сил страны. Чтобы сократить это воз-действие, необходима координация усилий двух стран в вопросах природоохраны.
Сегодня многие искренне считают, что размещение в регионе промышленных предприятий и появление на берегу озера городов и крупных промышленных предприятий (таких, как Байкальск и Байкальский ЦБК) было серьезной ошибкой. Некоторые активисты экологического движения до сих пор требуют немедленного закрытия «вредных» производств и, следовательно, упразднения городов, возникших при предприятиях, размещенных в Прибайкалье и Забайкалье.
Такой подход стал типичным не только для Байкальского региона. Подобные требования можно было слышать и в других регионах страны, где местные экологи также призывали закрыть все «вредные» производства на своих территориях или перенести их куда-нибудь «в другое место».
С позиции сегодняшнего дня легко оценивать прошлые ошибки, связанные с размещением отдельных экологически неблагополучных производств. Но при этом можно ли считать ошибкой появление и развитие всей промышленности региона? Ведь в таком случае следует признать не меньшей ошибкой приход на Байкал первого человека.
Посмотрим, что предшествовало появлению городов и поселков вокруг Байкала в свете задач промышленного освоения региона.
Прибайкалье и Забайкалье, входящие в состав Восточно-Сибирского экономического района, всегда характеризовались комплексом уникальных природных особенностей, многие из которых не имеют аналогов. Сочетание высокоэффективных топливно-энергетических, лесных, минеральных, нерудных и других ресурсов привлекало внимание специалистов уже на начальном этапе промышленного освоения Сибири.
В конце 1920-х гг. в составе Госплана СССР было создано Бюро по проведению широких комплексных исследований ресурсов Восточной Сибири и обоснованию эффективности их вовлечения в народнохозяйственный оборот.
В 1932 г. первая Всесоюзная конференция, посвященная развитию производительных сил страны, приняла стратегию освоения региона, обосновав набор производств, которые с позиций учета интересов народного хозяйства в целом необходимо было развивать на востоке Сибири. Именно тогда были определены основные отрасли специализации, ставшие в дальнейшем источником экологических проблем региона. Разработчиков стратегии освоения Восточной Сибири привлекали изобилие и доступность ресурсов, возможность получить значительный эффект от их вовлечения в народнохозяйственный оборот. Масштабы освоения диктовались не только внутренними потребностями страны, но и необходимостью выхода СССР на передовые рубежи в мире в области машиностроения и других отраслей, обеспечивающих технический прогресс. В этой обстановке ни о каких «лишних» затратах, тем более на охрану окружающей среды, не могло быть и речи.
Не предполагалось значительных капитальных вложений не только на природоохранные мероприятия, но и на мероприятия по развитию социальной сферы, что на длительное время обусловило распределение приоритетов. Только сейчас стало в полной мере осознаваться, насколько тесно эти «второстепенные» социальные и «третьестепенные» экологические цели связаны с коренными интересами устойчивого развития региона и общества в целом.
В 1947 г. в Иркутске состоялась Всесоюзная конференция по развитию производительных сил Иркутской области и всей Восточной Сибири. Требовалось восстановить разрушенное хозяйство европейской части страны, я опять к региону обратились как к сырьевой базе.
В послевоенный период требовалось наращивать выплавку цветных и черных металлов, развивать химическую, лесную и целлюлозно-бумажную промышленность. Все это было невозможно без дешевых сибирских ресурсов. При этом уникальные особенности Байкала даже не отмечались. В тот период не считались не только с природой, но и с человеком.
Такой подход был воспринят последующими предплановыми и плановыми проработками и обусловил значительную инерцию всех практических решений, сказавшихся в дальнейшем на рассмотрении вопросов о мощном гидроэнергетическом строительстве на Ангаре, о превращении Байкала в регулируемое водохранилище, о размещении в его прибрежной зоне Байкальского и Селенгинского целлюлозных заводов и других экологически неприемлемых для Байкала промышленных объектов.
В 1958 г. в Иркутске прошла очередная Всесоюзная конференция по развитию производительных сил Восточной Сибири. Она подтвердила прежний курс на экстенсивное развитие экономики Прибайкалья. Здесь же представители Гипробума доложили о перспективах развития в прибрежной зоне озера целлюлозно-бумажной промышленности.
Таким образом, начиная с 1930-х гг. регион рассматривался как одна из важнейших ресурсных зон страны, концепция освоения которой была ориентирована лишь на то, чтобы «взять ресурсы». Уже тогда были заложены основные представления о том, какие отрасли следует размещать в регионе. При этом развитие территории происходило исключительно на экстенсивной основе, за счет количественного роста производства, без учета не только экологических, но я социальных факторов.
Начиная с 1950-х гг. характерной чертой индустриального освоения всего Байкальского региона стало расширение капитального строительства (табл. 37.2). Было начато возведение сотен, а потом и тысяч промышленных объектов. При этом среднегодовые темпы освоения капитальных вложений вдвое превышали соответствующие общесоюзные показатели. Вводились в строй действующих предприятия и производства, в том числе и те, которые до сегодняшнего дня оказывают существенное влияние на экологическое состояние Байкала и региона в целом.
Например, Байкал в те годы рассматривался как колоссальное хранилище гидроэнергетических ресурсов. В 1952 г. на р.Ангаре было начато строительство Иркутской ГЭС мощностью 660 тыс. кВт, которая в 1956 г. была сдана в эксплуатацию. Ее плотина подняла средний уровень озера на 1 м, и Байкал превратился в водохранилище, гигантский объем которого позволил обеспечить Сибирь самой дешевой в мире электроэнергией. При этом уникальной экосистеме озера был нанесен серьезный удар.
Таблица 37.2
Темпы роста капитальных вложений в промышленность региона,
в ценах 1980-х гг.
1940 |
1950 |
1960 |
1970 |
1980 |
1990 |
1,0 |
3,7 |
17,9 |
26,7 |
41,3 |
47,8 |
Одновременно на территории водосборного бассейна Байкала возникали новые и активно развивались действующие предприятия лесной, горнодобывающей и топливной промышленности. Значительно увеличились рубки леса, более интенсивным стало сельскохозяйственное освоение земель. Получил развитие Приселенгинский промышленный комплекс. Развивались предприятия машиностроения и стройиндустрии.
За пределами водосборного бассейна сформировалась так называемая «зона влияния» — Иркутско-Черемховская промышленная зона, где размещались мощные предприятия теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Воздушные выбросы этих предприятий господствующими северо-западными ветрами переносятся в акваторию озера.
Развитие промышленности неизбежно вело к возникновению новых и росту существующих городов и поселков городского типа вокруг Байкала, к формированию новых систем расселения, изменению соотношений между городским и сельским населением.
Для экономистов того периода было очевидно, что хозяйственная деятельность региона должна опираться на имеющиеся здесь природные ресурсы, в первую очередь лесные. Это обстоятельство представлялось весьма благоприятным для функционирования лесопромышленного комплекса, который развивался как один из базовых в регионе. Именно в этот период активного хозяйственного освоения территории на берегах Байкала появились целлюлозные предприятия, была построена Иркутская ГЭС, превратившая озеро в регулируемое водохранилище, в водосборном бассейне получили дальнейшее развитие лесопромышленный и горнодобывающий комплексы.
И еще один важный момент. Байкальский регион является составной частью Восточно-Сибирского экономического района. Он охватывает территории Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятии. Поэтому основные направления развития производительных сил Прибайкалья и Забайкалья исходили из задач хозяйственного освоения этих административных территорий, были подчинены директивным планам развития Восточно-Сибирского экономического района, страны в целом.
Экологических ограничений в те годы не существовало. Хозяйственная практика СССР еще не знала прецедентов, чтобы приостанавливали строительство промышленного объекта исключительно по экологическим соображениям.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей