Байкальский регион издавна был местом формирования и развития межнациональных и межгосударственных миграционных, экономических и культурных связей. Древнейшее прошлое края представлено крупнейшими палеолитическими стоянками Мальта, Буреть, неолитическими захоронениями глазковской и китойской культуры, наскальными рисунками в Качугском районе (Шишкинские писаницы). Так, Глазковский некрополь, открытый в Иркутске еще в 1887 г., является одним из древнейших и обширных по занимаемой площади могильников на территории Северной Азии.
На самобытность и уникальность культурного наследия Иркутска наложила отпечаток его роль форпоста на востоке России. Этот город с самого своего основания был истинно российским, хотя близость к Китаю и монгольским степям всегда придавала ему своеобразие и особый колорит. Со временем Иркутск превратился в крупнейший административный, экономический и духовно-культурный центр обширной территории от Енисея до берегов Тихого океана. Более того, он стал основной базой продвижения россиян к территориям Русской Америки.
Многообразие историко-культурных памятников региона, близость его к всемирно известному озеру Байкал делают Иркутск заметным центром туризма, в том числе международного. «Паломничество на Байкал со всего света, - отмечал В. Г. Распутин, - паломничество, то ослабевающее во дни российских неурядиц, то снова усиливающееся, идет через Иркутск. Он невольно является предуготовителем главного события накануне встречи с Байкалом, роли которого должен соответствовать, и он же принимает остывающие впечатления, которых нельзя испортить. Красота и дух Байкала должны достойно перетечь в красоту и дух Иркутска» [4, с. 543].
Иркутская область, и прежде всего г. Иркутск, обладают уникальным историко-культурным наследием, имеющим не только региональное и всероссийское, но и мировое значение. Наследие это включает в себя памятники археологии, истории и архитектуры, исторически сложившуюся планировочную структуру поселений, историко-культурные ландшафты. Сохранившаяся овеществленная память является основой для возрождения исторических традиций, патриотизма и духовности в регионе, особенно среди молодежи. Актуальность сохранения и комплексной реконструкции историко-культурного наследия особенно возросла в настоящее время, когда этот ресурс приобрел экономический интерес.
Всего на территории региона насчитывается более 8 тыс. памятников. Среди них 3 924 объекта археологии и 4 496 объектов архитектуры и истории. Девять поселений области отнесены к категории исторических городов и мест Российской Федерации, в том числе города Иркутск, Нижнеудинск, Киренск, Усолье-Сибирское, села Александровское, Бельск, Верхоленск, Урик и Усть-Куда [6, с. 64].
По данным ГИВЦ Минкультуры РФ, по количеству объектов культурного наследия Иркутская область занимает одно из первых мест по Сибири и Дальнему Востоку. В ней насчитывается около 37 % от всех памятников Восточной Сибири, или 2,2 % всего наследия России [2, с. 1 10-126]. Обобщенные данные о количестве объектов культурного наследия (памятников архитектуры и истории) на 2010 г. приведены в табл. 2.
Таблица 2
Объекты культурного наследия Иркутской области
Наименование |
Объекты культурного наследия, состоящие под государственной охраной |
Выявленные объекты культурного наследия |
Общее количество объектов культурного наследия |
г. Иркутск |
500 (из них 64 - федерального значения) |
627 |
1 127 |
Районы области |
86 (из них 17 - федерального значения) |
3 283 |
3 369 |
Всего по области |
586 (из них 81 — федерального значения) |
3 910 |
4 496 |
Не менее значительно археологическое наследие региона, представленное крупными стоянками, могильными комплексами, писаницами, культурным слоем исторических поселений (см. табл. 3).
Таблица 3
Объекты археологического наследия Иркутской области
Объекты культурного наследия, состоящие под государственной охраной федерального значения |
Объекты культурного наследия, состоящие под государственной охраной регионального значения |
Выявленные объекты культурного наследия |
Общее количество объектов культурного наследия |
118 |
354 |
3 452 |
3 924 |
В соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1978 г. на территории региона началась работа по выявлению и составлению максимально полного реестра памятников истории и культуры. Для выполнения этой задачи при управлении культуры Иркутского облисполкома была создана производственная группа по охране и реставрации памятников истории и культуры в составе трех человек. Спустя десятилетие на ее базе был учрежден Центр по сохранению историко-культурного наследия (ЦСН). Это было первое в России учреждение подобного типа. В 1990 г., используя иркутский опыт, Министерство культуры разработало типовое «Положение о научно-производственных центрах», согласно которому была проведена реорганизация органов охраны памятников истории и культуры. Основной задачей ЦСН в это время стало осуществление государственного управления и контроля в области сохранения, реставрации и использования памятников истории и культуры Иркутской области путем осуществления координационных, научных, проектно-производственных и других мероприятий [1, с. 543].
Появление этих структур позволило скоординировать работу по выявлению и учету памятников и их паспортизации на всей территории области. Для проведения масштабной работы по подготовке Свода памятников Иркутской области были организованы на хоздоговорной основе группы и лаборатории по паспортизации памятников архитектуры, истории и археологии, в составе которых принимали участие специалисты из политехнического института и государственного университета, активисты регионального отделения ВООПИК. До начала 1990-х гг. проводились экспедиционные работы во всех районах области. В результате были подготовлены каталоги и списки памятников, составлены схематические опорные планы и карты.
В 1988 г. по итогам многолетней работы по паспортизации историко-культурного наследия был составлен «Сводный список памятников истории и культуры г. Иркутска», включивший 976 позиций (1 358 объектов). В 1992-1994 гг. в области была проведена инвентаризация памятников истории и культуры в рамках правительственной программы. В результате был сформирован «Список вновь выявленных памятников истории и культуры г. Иркутска, 1994 г.», включивший 1 175 позиций. Как видим, основную часть списков составили выявленные объекты. На их долю приходится до 60 % всех памятников г. Иркутска. Еще более сложная ситуация в области. Здесь только 2 % памятников находятся на государственной охране.
В соответствии с законодательством все выявленные объекты должны были пройти государственную экспертизу, чтобы окончательно решить, какие из них следует перевести на государственную охрану. Однако все 1990-е гг. проводилась работа только по расширению списка. На уточнение и научное изучение памятников, как правило, не хватало средств и административных ресурсов. В результате до сих пор в отношении большинства выявленных объектов архитектуры и истории не решены вопросы разграничения по собственности, не определены земельные участки и охранные зоны, да и поскольку мониторинг практически не велся, неизвестно, сколько их вообще сохранилось в регионе.
Единственный раз, в 1999 г., по распоряжению губернатора Иркутской области в связи с разграничением собственности была проведена инвентаризация недвижимых памятников истории и культуры в Иркутске. В ходе инвентаризации были уточнены адреса, в отдельных случаях- состав и наименования объектов, устранены некоторые несоответствия и повторы, имеющиеся в предыдущих списках. По итогам инвентаризации были сформированы: «Сводный список вновь выявленных объектов г. Иркутска, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность - 2000 г.» (далее СВВО-2000) и «Список памятников истории и культуры г. Иркутска, подлежащих государственной охране - 2000 г.» (далее СГО-2000). Список СВВО-2000 включил 830 позиций; список СГО-2000 - 501 позицию, и только 20 объектов культурного наследия регионального значения были рекомендованы к исключению из числа памятников. Эти списки явились основой всей работы по сохранению регионального историко-культурного наследия.
В дальнейшем работа по определению историко-культурной ценности выявленных объектов проводилась только по заявлениям собственников исторической недвижимости. Так, за период с 2000 по 2008 г. из списка «СВВО-2000» было исключено всего 232 объекта культурного наследия. В основном это касалось уже несуществующих построек либо ошибочно внесенных в список (были и такие), а также входящих в усадебные комплексы средовых сооружений (амбаров, флигелей, хозяйственных построек), утративших историческую и культурную ценность.
Как видно из приведенных выше таблиц, третья часть всего историко-культурного наследия региона находится в областном центре. Если же говорить о памятниках, стоящих на государственной охране, то здесь их будет уже подавляющее большинство (85 %). Данные об объектах культурного наследия Иркутска на начало 2010 г. приведены в табл. 4.
Таблица 4
Объекты культурного наследия г. Иркутска
|
Иркутск отличается самобытностью своей архитектуры, среди которой преобладает деревянное зодчество. Неслучайно еще в 1970 г. он был признан историческим городом, имеющим ценные градостроительные ансамбли и комплексы, природные ландшафты и древний культурный слой. Статус Иркутска как исторического города неоднократно подтверждался в дальнейшем [3, с. 16].
В центральной части города сохранились старинные улицы, площади и кварталы деревянной застройки. Историческая часть города занимает около 5 % от площади застроенной городской территории и является единственной в Сибири сохранившей в полном объеме свою планировочную структуру. По степени насыщенности усадебной застройки еще в 1970-х гг. в городе были определены как заповедные две зоны («Декабристы в Иркутске» и «Желябовский комплекс») и пять улиц с каменной и деревянной застройкой (К. Маркса, Ленина, Урицкого, Грязнова, Б. Хмельницкого). На них сосредоточено 198 объектов культурного наследия, в том числе до трети всех памятников федерального значения, столько же регионального значения и всего 8 % вновь выявленных памятников. Эти заповедные улицы и зоны располагают уникальными и разнообразными памятниками, что делает их весьма перспективными в деле развития туризма.
Уникальна не имеющая аналогов по количеству, составу, конструктивным и стилистическим характеристикам деревянная застройка, определившая облик и своеобразие исторического Иркутска. В городе более 600 памятников деревянной архитектуры. Еще около 100 построек относятся к смешанному типу (дерево - камень). «Дерево, - по словам В. Г. Распутина, - недолговечно, но оно имеет редкую способность продлевать нашу память до таких глубин и событий, свидетелями которых мы не могли быть. Лучше сказать: это способность передавать нам память предков. Камень более недвижен и холоден, дерево податливо и ответно чувству» [4, с. 240].
Массовое деревянное строительство Иркутска во второй половине XIX в. вызвало к жизни целый ряд планировочных и декоративных приемов жилого дома, разнообразие которых было обусловлено различным материальным уровнем, вкусом и общественным положением заказчиков. Особое внимание уделялось уличным фасадам, призванным быть воплощением приличия и достатка. Декоративное убранство строений выражалось прежде всего в оформлении оконных проемов. Разнообразием декора наличников Иркутск выделялся из всех сибирских городов. Особую славу деревянному декору города создавали барочные наличники с волютами, превращавшие плавные и простые формы прорезки в сложный и прихотливый узор растительного орнамента. В деревянных кружевах города чувствуются душа мастера, его мастерство и эстетический идеал. Кружева эти созданы, по словам В. Г. Распутина, «на радость людям, до сих пор, несмотря на полный век свой, они эту радость и приносят» [4, с. 234]. Иркутская деревянная жилая застройка, исключительно многообразная и самобытная, представляет собой большую историко-архитектурную ценность. Основные ее приемы и элементы восходят к северорусским традициям деревянного зодчества, но в деревянном декоре Иркутска сквозит и причудливый восточный колорит, привнесенный близостью Китая и монгольских степей.
Казалось бы, уникальность наследия должна была стать основой для наиболее полного сохранения культурного потенциала в условиях дальнейшего развития города. Этого, к сожалению, не произошло. Исторический центр Иркутска, чудом сохранившийся в годы активных социалистических реконструкций, к концу XX в. начал стремительно деградировать и ветшать. Сегодня большая часть жилого и нежилого фонда исторической застройки находится в неудовлетворительном состоянии. На состояние деревянной исторической недвижимости влияют физический износ материалов, связанный с «возрастом» памятников и неправильной их эксплуатацией, загрязнение земли и атмосферы, вибрация, подтопление, несоответствующее функциональное использование, слабая адаптированность к современным условиям эксплуатации. Природно-климатические условия эксплуатации и просто неправильная эксплуатация вызывают преждевременное старение материалов, утрату их несущей способности и архитектурного облика, разрушение основных конструкций. Причинами неудовлетворительного состояния большинства памятников деревянного зодчества в Иркутске стало не только их большое количество и техническое состояние, но и бездействие властей всех уровней в 1990-х гг. Например, именно в эти годы власти Томской области и города определили список памятников муниципального значения, учредили управляющую компанию «Томск исторический», разработали программу сохранения деревянного зодчества и смогли произвести комплексную реставрацию нескольких исторических улиц города.
В Иркутске, к сожалению, подобного взаимодействия региональных и городских властей в деле сохранения памятников не произошло, хотя и были для этого возможности и серьезные основания. Еще в 1997 г. исторический центр Иркутска привлек внимание специалистов и экспертов ЮНЕСКО. Он был включен в «Список 100 объектов, находящихся в наибольшей опасности», и с целью привлечения внимания российской и мировой общественности был рекомендован в «Предварительный список всемирного наследия по Российской Федерации» как уникальный градостроительный комплекс памятников археологии, истории, архитектуры деревянного и каменного зодчества. Составление подобного «Списка» являлось частью программы «Всемирное наблюдение за памятниками». Наследие города характеризовалось в документе следующим образом: «Живописные деревянные дома Иркутска сильно выделяются на фоне зачастую серого сибирского пейзажа. Большинство из до сих пор сохранившихся строений - это двухэтажные дома с замысловатыми фасадами и время от времени встречающимися балкончиками... Деревянный центр испытывает все воздействия центрального города и является мишенью для развития недвижимости, и постепенно деревянные дома сносятся, и на их смену встают простые бетонные сооружения. В городе еще остались искусные ремесленники, и несколько домов уже было отреставрировано...». К этому же времени относится рекомендация НИИ наследия им. Д. С. Лихачева превратить центральную часть города в историко-культурный заповедник. В 2001 г. Иркутск и область вступили в состав членов Российского союза исторических городов и регионов [3, с. 16-17]. Тогда же в соответствии с контрактом между московским бюро ЮНЕСКО и специально созданной научно-производственной компанией «Три века» были разработаны предложения к стратегии сохранения и развития исторического центра Иркутска. Временный творческий коллектив, созданный для разработки проекта, включал известных архитекторов, искусствоведов, транспортных инженеров, экономистов из администрации города, ЦСН, Иркутского технического университета и ряда проектных институтов. Итоговый отчет был подготовлен к 340-легию Иркутска и получил высокую оценку европейских специалистов из штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. В 1998 г. было принято решение о создании муниципального учреждения «Дом Европы», целью которого было содействие установлению, развитию и укреплению международных связей между г. Иркутском и странами Европы, в первую очередь в деле сохранения и приведения в порядок исторического наследия. Это было единственное подобное учреждение за Уралом. По инициативе французской ассоциации сохранения мировых памятников для размещения «Дома Европы» был предложен один из ярчайших памятников деревянного зодчества – Дом купцов Шастиных, более известный под названием «Кружевной дом». Со временем вокруг него был создан целый комплекс из нескольких отреставрированных деревянных особняков. К сожалению, уже в начале 2000-х гг. из-за экономических сложностей и отсутствия поддержки городской власти диалог с европейскими фондами и специалистами постепенно прекратился. Вхождение в список ЮНЕСКО требовало значительных гарантий и усилий от администрации города, к чему ни она, ни областные власти оказались совершенно не готовы. Дальнейшая проработка вопросов сохранения наследия в начале 2000 г. почти остановилась, а комплекс «Дома Европы» со временем превратился в банальный центр приемов зарубежных делегаций с залом заседаний, гостиницей и кафе. Лишь в последние годы в него включили после реставрации два деревянных особняка, в которых разместились филиалы Музея истории г. Иркутска: Музей городского быта и Музей чая.
Деградация деревянного центра впрямую отражается на внешнем виде города, качестве и условиях его жизнедеятельности, потере имиджа и утрате традиций столичного центра среди других городов Сибири. Все это Иркутск уже в полной мере ощутил. Восстановление исторического наследия должно стать одним из приоритетов стратегии развития областного центра. Но никакой бюджет не в состоянии восстановить в обозримое время такое количество памятников архитектуры. Разработчики Проекта охранных зон г. Иркутска подсчитали, что на то количество, которое они рекомендуют оставить в реестре (ок. 800 объектов), необходимо не менее 20 млрд руб. Это в ценах 2006 г. без учета стоимости расселения и подключения к сетям. То есть реальная цифра раза в два больше.
Реставрационно-ремонтные мероприятия с приспособлением зданий для современного использования ведутся только по отношению к единичным объектам, представляющим значительную историко-культурную ценность. Основная масса объектов деревянного зодчества еще только ждет проведения ремонтных и противоаварийных работ в целях улучшения их внешнего облика и предотвращения разрушения. В неудовлетворительном состоянии в 2009 г. в Иркутске находилось 224 объекта, в том числе 89 – в аварийном и руинированном, утрачено и демонтировано 28, в стадии реставрации – 18, еще 15 объектов демонтировано для переноса и восстановления на новом месте.
Проблема сохранения деревянного наследия впрямую связана с несовершенством правовой базы. В соответствии со ст. 48 ФЗ № 73 ответственность за содержание и техническое состояние памятника возложена на собственника или пользователя. Почти 70 % всей исторической деревянной застройки Иркутска приходится на жилые дома, находящиеся в муниципальной и частной собственности. При этом количество собственников таких объектов постоянно растет за счет приватизации. Поэтому наиболее проблемными являются деревянные жилые дома-памятники, массовая приватизация квартир в которых не привела к обретению ими «хозяина». Владельцы квартир в таких домах не в состоянии их привести в порядок, тем более отреставрировать. Взыскание неустоек с частных лиц за невыполнение мероприятий по сохранению памятника охранными обязательствами не предусматривается. Возможно только предъявление исков в судебном порядке за нанесение ущерба объектам культурного наследия. Но пока успешно завершился только один процесс по поводу изъятия у собственников одного из старейших объектов деревянного зодчества в Иркутске - Дома Шубина.
Во всем мире объекты культурного наследия, расположенные в историческом центре, являются престижным видом недвижимости. У нас же до этого далеко. Дело в том, что мнение о нерентабельности вложения средств в ветхие и старые здания складывалось десятилетиями. Долгие годы сохранение наследия лежало только на плечах государства. Но ни одна, даже самая богатая страна не в состоянии за счет бюджетных средств содержать все памятники. В других странах это бремя совместно несут государство, общественные организации, фонды, трастовые компании, частные лица. В России же цивилизованный рынок исторической недвижимости только начинает складываться. Необходимо сконцентрировать инвестиции в самых привлекательных территориях, сбалансировать расходы бюджета на развитие инфраструктуры за счет эффективных проектов, создать на выбранных площадках качественно новую среду, которая в свою очередь инициирует развитие окружающей территории. Таким образом, задачей реконструкции исторического квартала является не только сохранение физического бытия памятника, но и активное вовлечение его в современную жизнь, определение его места в системе функций живого, развивающегося ядра исторического центра Иркутска. А это возможно только с принятием государственной и муниципальной программ сохранения историко-культурного наследия и созданием механизмов привлечения инвесторов, стимулирования частных собственников путем установления льгот и компенсаций вложенных в реставрацию средств.
В середине нулевых годов наметились серьезные сдвиги в деле сохранения наследия в Иркутской области. Связаны они были с введением в действие в 2002 г. ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Новый закон ввел целый ряд важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Однако его полноценное практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности положений о едином государственном реестре, государственной историко-культурной экспертизе и др. К сожалению, все эти акты были подготовлены и введены в действие только в 2009- 2010-х гг.
В соответствии с новым законом в 2005 г. функции по государственной охране объектов культурного наследия были переданы вновь созданному Комитету по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Он же стал учредителем ЦСН, который превратился в областное учреждение, выполняющее услуги населению в сфере согласования документов по сохранению объектов культурного наследия и сделок по земле, а также выступающее заказчиком по реставрации памятников архитектуры, принадлежащих области [1, с. 544]. В развитие федерального законодательства был принят новый вариант регионального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Иркутской области» и Закон «Об административной ответственности за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, их территорий и зон охраны в Иркутской области».
В 2006 г. распоряжением губернатора области «О мониторинге и инвентаризации объектов культурного наследия» были начаты работы по инвентаризации памятников Иркутской области. В первую очередь отрабатывался список вновь выявленных объектов областного центра. В районах области инвентаризация затронула только Иркутский, Шелеховский, Усть-Илимский, Слюдянский районы. Для координации работы по сохранению памятников был создан Совет по наследию при губернаторе.
Даже администрация Иркутска не осталась в стороне от этого движения. В городе была разработана и утверждена программа возрождения и сохранения объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, на 2009-2013 гг. Настоящим событием стало разработка нового генерального плана развития Иркутска и проекта охранных зон в его составе. После утверждения этих документов в 2008 г. началась работа над проектами детальной планировки городских округов. Более того, в рамках территориального планирования области во всех районах в генеральные планы поселений должны были быть включены данные о памятниках и о связанных с ними ограничениях. Правда, следует отметить, что работа по территориальному планированию в регионе была пущена на самотек и до настоящего времени далека от завершения.
Конечно, причиной активизации работы с памятниками был приближающийся 350-летний юбилей областного центра. Пытаясь придать работе в данном направлении более эффективный характер, областные власти стали активнее привлекать специалистов и экспертное сообщество. Совместно с московским Национальным центром опеки наследия были подготовлены предложения по комплексной реконструкции исторической части Иркутска. В апреле 2009 г. между центром и правительством области был заключен договор о сотрудничестве, речь шла даже о создании филиала Центра в Иркутске. Эти наработки и предложения специалистов позволили подготовить Концепцию проекта программы сохранения и развития исторической части г. Иркутска и Комплексный план мероприятий правительства Иркутской области по сохранению объектов деревянного зодчества.
К сожалению, очередная смена губернатора Иркутской области привела сначала к остановке всех работ, а затем к изменению самого подхода. Вместо системной и долговременной работы по реализации комплексного плана новая администрация взяла курс на масштабные и популистские проекты. Примером подобного подхода стал проект комплексной регенерации 130-го квартала в границах улиц 3 Июля, Седова, Кожова, получивший название «Иркутская слобода». Ранее это была неблагоустроенная деревянная застройка с участками хозяйственного назначения и огородами. Сам квартал расположен в стороне от исторической части Иркутска. Здесь насчитывалось всего семь объектов, находящихся под государственной охраной, что также облегчало работу по его воссозданию. Согласно проекту новый «исторический» квартал должен был взять на себя функции культурно-досугового центра, стилизованного под дореволюционную застройку.
Стоит отметить, что этот проект, безусловно, стал очень значимым как для Иркутска, так и для всей страны в целом. Так, по версии мирового портала недвижимости, иркутский 130-й квартал занял второе место в рейтинге самых значимых архитектурных проектов России в 2012 г. Согласно проекту, в квартале по периметру должны были быть отреставрированы деревянные дома, имеющие историческую ценность. Кроме того, в новоделе были восстановлены 16 утраченных зданий и несколько перенесены из других районов города. По задумке проектировщиков, в них должны были расположиться кузнечные и гончарные мастерские, музеи, сувенирные лавки, кафе, рестораны. По всей территории квартала создана пешеходная улица, разбиты скверики и аллеи. К сожалению, уже при строительстве квартала были допущены значительные отклонения от проекта. В итоге то, что было создано, во-первых, не соответствует внешнему виду исторического Иркутска, а во-вторых, объекты восстановлены в виде новоделов, зачастую плохого качества, несмотря на вложение огромных средств. Распространенная в последние годы практика «иркутской реставрации» с использованием железобетона и строительства новых срубов из квадратного бруса, конечно, не имеет ничего общего с воссозданием исторического облика Иркутска. Это так называемая реконструкция, когда объекты культурного наследия уничтожаются, а на их месте возводятся муляжи, внешне копирующие облик здания-предшественника, но оборудованные по современным технологиям и не имеющие никакой исторической ценности. Польза от них такая же, как от время от времени появляющихся сомнительных предложений перенести деревянную застройку исторической части города в архитектурно-этнографический музей «Тальцы» и, тем самым, освободить центр для новых архитектурных «шедевров». Диссонансом в квартале выглядит мост от Музыкального театра, по другую сторону которого возведен огромный торговый комплекс.
Таким образом, ни юбилей Иркутска, ни утвержденный ПОЗ города, ни проект корректировки Генплана не дали четкого решения вопроса сохранения деревянной застройки Иркутска. Нельзя таковым считать и реконструкцию 130-го квартала, которая никоим образом не решила задачу сохранения деревянного зодчества Иркутска, более того, отодвинула ее на неопределенное время. Очередная смена губернаторов вообще привела к заметному спаду активности в этой сфере. Новая власть сразу и резко отмежевалась от проекта «Иркутская слобода», справедливо считая, что он стал чисто коммерческим и не вписывается в исторический облик города [5]. К сожалению, никаких новых проектов и предложений по оптимизации и улучшению работы с историческим наследием города предложено не было. Вместо этого была спровоцирована затяжная борьба с активом регионального отделения ВООПИК за ледокол «Ангара», еще в 1980-е гг. им спасенный и отреставрированный. Затяжные судебные заседания по выселению с ледокола единственной общественной организации, занимающейся контролем в сфере сохранения наследия, дискредитация ее деятельности в средствах массовой информации окончательно отвлекли внимание городского сообщества от проблем сохранения исторического наследия области.
У руководства Службой и ЦСН в последние годы оказались не профессионалы, а так называемые эффективные менеджеры, превратившие госорган в обычную контору по оказанию услуг населению. В результате прекратил свою деятельность не только Совет при губернаторе, но и научно-реставрационный совещательный орган самого госоргана. Была свернута работа по инвентаризации памятников области и научного определения их состояния и ценности. Службу покинули многие специалисты. Полностью сошло на нет направление, связанное с популяризацией наследия. В прежние годы издательская деятельность ЦСН считалась одной из наиболее эффективных в Сибири. Заслуженной популярностью пользовались такие издания, как «Иркутск на почтовых открытках», «Земля Иркутская, деревянная...», «Иркутск: события, люди, памятники» и др. Особенно жаль журнал «Земля Иркутская», учрежденный ЦСН еще в 1994 г. и за годы своего существования ставший одним из ведущих краеведческих изданий Сибири. Он становился лауреатом премии губернатора (2002 г.), а в 2010 г. получил почетный диплом «Победитель российского конкурса краеведческих периодических изданий». Но самое главное - он превратился в настольную книгу для тысяч любителей местной истории по всей области.
Справедливости ради следует отметить, что подобный бюрократический подход сложился в последние годы и на федеральном уровне. Примером может послужить судьба Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура), созданной в 2004 г. Однако самостоятельный федеральный орган контроля за состоянием памятников оказался не нужным власти и уже в 2011 г. был упразднен. Функции ведомства вновь были переданы Министерству культуры. Эксперты в сфере охраны памятников скептически высказались по поводу ликвидации ведомства, указывая на то, что у Минкульта и так широкий круг задач, а значит, вопросы защиты и охраны культурного наследия так или иначе не будут для него основными. С учетом того, в каком плачевном состоянии уже сегодня пребывают десятки, если не сотни тысяч, памятников по всей стране, ситуация в регионе не вызывает особого оптимизма.
Подлинное отношение государства и бизнеса к собственному наследию ярко проявилось на последней стадии строительства Богучанской ГЭС. Вопреки действующему законодательству и многочисленным ходатайствам ученых и общественности масштабные работы по спасению археологических объектов в зоне затопления проведены не были. Только в иркутской зоне затопления из 62 выявленных объектов археологического наследия (могильники, стояночные комплексы) под воду уйдут 56.
Масштабные задачи восстановления наследия региона сдерживаются очень слабым состоянием реставрационного дела. За последние десятилетия мы потеряли многое из того, чем раньше гордились. Отсюда низкое качество реставрационных работ в целом. Особенно болезненной явилась ликвидация ремонтно-реставрационной базы в лице Специализированной научно-реставрационной производственной мастерской (СНРПМ), силами которой было восстановлено несколько десятков объектов культуры в 1980-90-х гг. Несмотря на то что лицензию на работы с объектами культурного наследия имеют более десятка иркутских строительных фирм, реально участвуют в конкурсах и аукционах всего несколько подрядчиков. Ощущается дефицит проектировщиков и конструкторов, катастрофически не хватает специалистов-реставраторов среднего и низшего звена, что приводит к использованию на сложных реставрационных объектах, таких как храмы и памятники деревянного зодчества, рабочих из ближнего и дальнего зарубежья. Сохранение историко-культурного наследия неразрывно связано с возрождением реставрационного дела, созданием специальных учебных заведений для подготовки мастеров, подготовки и переподготовки кадров реставраторов. К сожалению, все попытки привлечения мастеров и экспертов из-за рубежа пока закончились неудачно. Так, не удалось реализовать интересный проект создания международной летней реставрационной школы в Иркутске с участием французских и немецких специалистов.
В последние время, правда, наметилось некоторое улучшение работы по сохранению памятников деревянного зодчества в Иркутске. Положительные наработки, связанные с реализацией проекта «Иркутская слобода» в части сотрудничества власти и бизнеса, были взяты на вооружение ОАО «Агентство развития памятников Иркутска», учрежденного администрацией г. Иркутска в 2012 г. Фактически Агентство уполномочено выполнять функции заказчика-застройщика на объекты культурного наследия, находящиеся в собственности города. После расселения жителей здания-памятники передаются Агентству, которое осуществляет поиск инвесторов и меценатов для восстановления и приспособления исторических зданий к современному эффективному использованию. Только после реставрации инвестор сможет получить эту историческую недвижимость и земельный участок в полную собственность. Пока началась реставрация нескольких объектов в центральной части города, но в планах Агентства реставрация более 40 зданий.
Одной из действенных мер комплексного сохранения объектов культурного наследия могла бы стать их музеефикация в исторической среде и в рамках сохранившегося историко-культурного ландшафта. К сожалению, подобных музеев- заповедников в России вместе с мемориальными усадьбами всего 144, а в Сибири вообще единицы [6, с. 63]. Практически провалилась, не успев начаться, программа Министерства культуры по созданию системы заповедных мест во всех субъектах Российской Федерации. В Иркутской области нет ни одного подобного музея-заповедника. С конца 1940-х гг. обсуждался вопрос о музеефикации уникального комплекса «Шишкинские писаницы» на Верхней Лене. Несмотря на их разрушение и варварское отношение «диких» туристов, ничего сделано не было. Не одно десятилетие ведутся разговоры о необходимости создания музея-заповедника на базе всемирно известного могильного комплекса «Глазковский некрополь», датируемого VII тысячелетием. Указом Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. он был отнесен к объектам федерального значения, на территории которых запрещены любые строительные работы кроме музеефикации.
Еще в 1991 г. предполагалось включить вопрос о создании консервационно-музейных сооружений на базе Глазковского некрополя в культурную программу взаимоотношений России и Японии. Были получены положительные заключения Министерства культуры РСФСР и Министерства иностранных дел РСФСР. Однако по ряду причин программа Россия - Япония не была подписана. В дальнейшем иркутские археологи и общественность неоднократно обращались к региональным властям с предложениями по музеефикации памятника и принятию мер по предотвращению его разрушения. Был даже разработан эскизный проект генплана парка и музейного комплекса, который представлялся на III Байкальском экономическом форуме в г. Иркутске и на стенде Иркутской области на международной выставке в Каннах.
Еще одним уникальным комплексным объектом исторического и природного наследия является Кругобайкальский участок Транссибирской железнодорожной магистрали (КБЖД). По степени насыщенности инженерными и архитектурными сооружениями этот участок стоит в одном ряду с уникальными железными дорогами мира. Этот комплексный объект федерального значения насчитывает около 800 памятников. Но и здесь камнем преткновения являются вопросы собственности. На территории КБЖД находятся земли РЖД, Прибайкальского национального парка и муниципальных образований Слюдянского района. Разграничения между ними отсутствуют, что заводит в тупик все предложения по созданию здесь музея-заповедника. А ведь уникальные по красоте ландшафты и живая природа южного побережья Байкала в сочетании с инженерными решениями и сооружениями являются бесценным рекреационным ресурсом для развития культурно-познавательного туризма. Буквально в последние годы областные власти, наконец, определились с местом размещения особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на юге Байкала, в связи с чем, возможно, последуют позитивные изменения в судьбе «золотой пряжки Транссиба».
Анализ состояния работы по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области в последние десятилетия показывает, что эти сложные и многогранные задачи возможно решить только объединив усилия региональной и муниципальной власти с творческим потенциалом специалистов вузов и проектных организаций, широких кругов общественности. Необходимы совместные инициативы и предложения при решении таких безотлагательных проблем, как утверждение концепции и программы сохранения исторического центра города и развития на этой основе туристического потенциала, оптимизация реестра памятников, в котором должны остаться объекты, действительно имеющие историко-культурную и научную ценность, популяризация наследия и формирование общественного мнения в поддержку его сохранения, эффективная работа по привлечению застройщиков и инвесторов к реставрации объектов культурного наследия, разработка механизмов реализации программ сохранения исторической части Иркутска, совершенствование реставрационного дела в регионе.
1. Иркутск: историко-краеведческий словарь. - Иркутск : Сиб. кн., 2011. - 596 с.
2. Культурное наследие России и туризм. - М.: [б. и.], 2005. - 172 с.
3. Литвинов Б. Проект ЮНЕСКО в Иркутске // Земля Иркутская. - 2002. - № 1 (18).
4. Распутин В. Г. Сибирь, Сибирь... / В. Г. Распутин. - Иркутск : Издатель Сапронов, 2006. - 576 с.
5. Рютина К. Перезревшие вопросы // СМ Номер один. - 2012. - № 48. - 6 дек.
6. Шахеров В.П. Сохранение историко-культурного пространства Иркутской области как фактор социально-экономического развития региона// Наследство и современность : информ. сб. -М., 2007. -Вып. 14. -С. 63-75.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей