Первым выборам губернатора в регионе, состоявшимся в 1994 г., предшествовали драматические события. 19 августа 1991 г. Юрий Абрамович Ножиков, возглавлявший тогда Иркутский облисполком, от его имени заявил о незаконности отстранения от власти Президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева. А также о том, что на территории Иркутской области действуют только Конституция РСФСР и указы Президента РСФСР. Благодаря своей позиции он был в тот же день назначен Президентом РСФСР Борисом Николаевичем Ельциным главой администрации Иркутской области. Процесс замены председателей облисполкомов на губернаторов, осуществленный тогда президентом РСФСР, можно рассматривать как «кадровую революцию» в России. В течение года было заменено подавляющее большинство прежних руководителей регионов.
В 1992 г. Верховный Совет в связи с назначением губернаторов обвинил Б. Н. Ельцина в «узурпации власти» и «стремлении к диктатуре». После долгих и мучительных переговоров был найден компромисс: Ельцин предлагал кандидатуру губернатора, а областной совет ее утверждал. За назначение губернаторов в ельцинском окружении развернулась борьба между Г. Э. Бурбулисом, В. В. Илюшиным, Р. И. Хасбулатовым, А. В. Руцким, 10. В. Петровым. Главным критерием были политические и идеологические взгляды кандидата, а уже затем деловые качества и профессионализм. Губернаторами становились представители двух основных групп. Во-первых, это демократическая интеллигенция, имевшая революционные взгляды, но не имевшая, как правило, опыта практической административной работы. В губернаторы тогда шли журналисты, врачи, ученые, преподаватели. Треть из них стала известной благодаря депутатству в Верховном Совете РСФСР. Эти выдвиженцы не выдержали испытания временем, из 17 ельцинских назначенцев в дальнейшем прошли демократическую выборную процедуру только трое: Б. Е. Немцов (Нижегородская область, физик), М. М. Пруссак (Новгородская область, директор совхоза) и К. А. Титов (Самарская область, экономист). Остальные либо были вскоре заменены Ельциным на профессионалов, либо проиграли выборы.
Второй группой были представители старой региональной элиты, которые в августе 1991 г. переприсягнули Ельцину (в основном председатели облисполкомов и председатели облсоветов) [75, с. 64].
Среди них был и Ю. А. Ножиков. Он оказался самым значительным иркутским политиком постсоветского периода, завоевавшим известность и уважение и за пределами области. Сын репрессированного китайца, инженер-энергетик по образованию, Ножиков дошел в своей профессиональной карьере до поста гендиректора знаменитого Братскгэсстроя, с которого и был назначен в годы перестройки руководить облисполкомом, а затем администрацией Иркутской области.
Первое время облсовет и администрация работали дружно, солидарно выступая против Центра по важнейшим для региона вопросам: закрытие Байкальского ЦБК, контроль над Иркутскэнерго и Лензолотом. В 1992 г. произошло активное вхождение Ножикова в российскую политику. В мае 1992 г. он стал сопредседателем всероссийского союза «Обновление», месяцем позже – членом политико-консультативного совета «Гражданского союза», куда вошло «Обновление».
20 марта 1993 г. Ельцин, борясь с Верховным Советом, объявил о введении особого порядка управления страной. Одновременно для острастки он снял двух своевольных губернаторов-сибиряков: новосибирца Виталия Петровича Муху и Юрия Абрамовича Ножикова - «за систематическое невыполнение распоряжений президента и злоупотребление служебным положением». В защиту Ножикова в Иркутске прошел митинг, с заявлением о неконституционности действий президента выступили малый совет облсовета и депутаты соседней Бурятии. Идея особого порядка управления страной провалилась, Ельцин отменил распоряжение об отставке глав администраций, а премьер-министр В. С. Черномырдин принес им извинения.
Ножиков, безусловно поддерживая президента, не считал себя обязанным бездумно выполнять распоряжения Центра. Будучи приверженцем идеалов демократии, он не боялся противостоять представителям Москвы, если находил их политику незаконной. В 1991 г. он отказался выполнить указ Ельцина о земельной реформе в РСФСР, предусматривавший реорганизацию колхозов и совхозов и перераспределение земли. Как вспоминал Ножиков: «Ельцин издал указ - распустить колхозы. Я, в свою очередь, в области подписываю постановление: кто в Иркутской области хочет развалить колхозы, пусть разваливает, а кто не хочет - пусть живет, как жил» [95; 113].
Через год он выступил против изменения принципов управления электроэнергетическим комплексом и передачи гидроэлектростанций области в ведение федеральных властей. Отношения области с федеральной властью во многом определял спор о принадлежности компании «Иркутскэнерго». Иркутяне в союзе с красноярцами первыми рискнули оспорить в Конституционном Суде решение президента. Предметом ходатайства был подписанный в августе 1992 г. указ, который передавал акции иркутских и красноярских гидроэлектростанций в уставный фонд учрежденного тогда же РАО «ЕЭС России». Тогда область победила: в сентябре 1993 г. суд усмотрел в указе противоречие Федеративному договору, поскольку не учитывалось мнение субъекта Федерации по предмету совместного ведения.
Конфликт между РАО «ЕЭС России» и правительством, с одной стороны, и Иркутскэнерго и областной администрацией - с другой, не затихал все последующие годы. Российские власти добивались если не возвращения в РАО, то хотя бы выхода областных электростанций на федеральный оптовый рынок электроэнергии. Иркутские власти были категорически против, потому что подключение к федеральному рынку и установление единых тарифов резко подняли бы стоимость электроэнергии в области, нанеся удар по алюминиевым предприятиям и населению [100].
В декабре 1992 г. Ножиков заявил, что Президент РФ и VII Съезд народных депутатов несут равную ответственность за возникший политический кризис и отказался принять чью-либо сторону, вступив в конфликт с президентом.
В это время в стране происходило усиление противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти. Элита поделилась на две партии: «партию Ельцина», куда вошли губернаторы, и «партию Хасбулатова», где оказались председатели областных советов регионов.
Таким образом, в 1991-1993 гг. в России сложился президентско-парламентский режим с относительным равновесием законодательной и исполнительной власти. К этому времени на федеральном уровне сменилось 80 % старой элиты, а в регионах только 40 % [75, с. 65].
На этом фоне зрел конфликт между исполнительной и законодательной властями области. Отношения между Ю. А. Ножиковым и председателем облсовета В. В. Игнатенко, преподавателем-юристом, человеком молодым и в хорошем смысле амбициозным, заявившим претензии на лидерство в регионе, ухудшались. Во время политического кризиса 21 сентября - 4 октября 1993 г. и Ножиков, и Игнатенко высказались за перевыборы как парламента, так и президента, но если занимавший поначалу выжидательную позицию Ножиков после штурма Останкино 3 октября поддержал Ельцина, то Игнатенко активно встал на сторону Съезда народных депутатов. При его деятельном участии ассоциация «Сибирское соглашение» приняла обращение к президенту с угрозой перекрыть Транссиб, нефте- и газопроводы, если тот не прекратит осаду парламента (Ножиков это обращение осудил). Игнатенко, по информации ряда СМИ, находился с рядом депутатов облсовета в Белом доме в момент штурма. Депутат облсовета А. В. Романов, председатель комиссии по делам молодежи, физкультуре и спорту, лидер местных национал- патриотических сил, организовал даже отправку группы боевиков из своей спортшколы на защиту Белого дома [95].
Сам Игнатенко в интервью газете «Конкурент» дал другую версию событий. По его словам, он вместе с несколькими представителями Иркутской области до конца пытался убедить президента пойти на переговоры с руководством Съезда народных депутатов. И в Белый дом вместе с президентом Ингушетии Р. С. Аушевым Игнатенко пытался пройти, чтобы уговорить Руцкого и Хасбулатова пойти на переговоры, но Игнатенко туда не пустили [40].
В середине октября 1993 г. Иркутский облсовет (как и Съезд народных депутатов и областные, краевые и республиканские советы в других регионах) был распущен, вместо него сначала в течение двух месяцев существовал депутатский совет - совещательный орган при главе администрации, а потом, вплоть до избрания депутатов Законодательного собрания (ЗС), контрольная палата, состоявшая все из тех же бывших депутатов. Возглавлял все эти переходные структуры, а потом и ЗС Иван Зигмундович Зелент, бывший первый заместитель председателя облсовета.
В декабре 1993 г. состоялись первые выборы в Совет Федерации (СФ). В них участвовали четыре кандидата: пара Ю. А. Ножиков и П. А. Голышев и вторая пара В. В. Игнатенко и А. В. Романов. Игнатенко в упомянутом интервью признал, что участие в этих выборах было ошибкой - он не рассчитал свои силы, хотя мог бы побороться в Иркутске за место депутата Государственной Думы от областного центра. В результате победила первая пара – лидером с большим отрывом стал Ножиков (67,6%), вторым - его «ведомый» Голышев (47,6 %), соперники значительно отстали от них.
Разгон Верховного Совета и большинства оппозиционных областных советов в 1993 г. принципиально изменил расклад сил в центре и на местах. С уничтожением советской власти центральной фигурой региональной власти стал губернатор, назначаемый президентом страны. Произошел переход от президентско-парламентской к президентской модели власти в субъектах Федерации.
Выборы представительных органов и руководителей исполнительной власти всех уровней, а также референдум по основным положениям Устава области прошли 27 марта 1994 г.
Председателем Законодательного собрания по предложению 10. А. Ножикова был избран И. 3. Зелент, которого на выборах поддерживала КПРФ. Его заместителем стал вице-президент Ассоциации независимых предприятий «Дело» Геннадий Васильевич Истомин. В руководстве ЗС почти не было представителей Иркутска, поэтому при бесконфликтных отношениях с администрацией области были заметны сильные межрайонные трения. ЗС выступало как лоббистская организация, совместно с губернатором добивающаяся увеличения объема доходов, оставляемых в регионе. Например, депутаты не соглашались с тем, что в федеральный бюджет поступает вся экспортная пошлина. Кроме того, депутатский корпус поддерживал сырьевые предприятия региона в их стремлении не платить налогов [2; 95].
Хотя российская конституция 1993 г. позволяет губернаторам избираться, эта практика в России не устоялась изначально. В частности, президент России Б. Н. Ельцин всячески препятствовал таким выборам до середины 1996 г. Это было связано с подготовкой и проведением тяжелейших для него президентских выборов в июне 1996 г. Они прошли с большими нарушениями и фальсификациями. Назначенные губернаторы и молодые олигархи всеми правдами и неправдами обеспечили победу Ельцину. Это во многом была «пиррова победа», ибо она далась ценой дискредитации в глазах населения института выборов, урезания демократии и федерализма в России, создания условий для формирования патерналистских режимов в регионах (последним назначенным в 1995 г. губернатором был А. Г. Тулеев, направленный Ельциным в Кузбасс вместо М. Б. Кислюка) [75, с. 47].
С 1992 по 1996 г. единой системы формирования региональной власти в России не существовало. Одни губернаторы назначались президентом, другие избирались всенародно. И лишь в 1995 г. был принят закон, согласно которому все главы субъектов Российской Федерации должны были избираться населением в рамках прямого, равного и тайного голосования.
Ножиков реально отстаивал интересы области перед Центром. Это обеспечило ему высокий авторитет и поддержку иркутян. Для упрочения своего положения он решил заручиться мандатом доверия большинства населения области и пошел на прямые выборы. На выборах главы администрации (вскоре по итогам мартовского референдума ставшего называться губернатором по специальному решению ЗС) реальных соперников у Ю. А. Ножикова не было, и он 27 марта 1994 г. победил с фантастически высоким результатом (78,16 %), опередив ближайшего из двух других кандидатов Б. Г. Алексеева, заместителя главы обладминистрации с огромным отрывом [85]. Область стала одним из первых регионов, где благодаря настойчивости губернатора прошли прямые выборы всех органов власти.
Выступая против «шоковой терапии», Ножиков высказывался против налоговых преференций, кроме тех, которые заложены в законе о бюджете. Он требовал установить ограничивающие рамки для людей, получающих слишком высокие доходы, во избежание социального взрыва. Заявлял, что важнейшей задачей областной администрации на ближайший период должно быть развитие цивилизованного рынка ценных бумаг. Предлагал экономическими методами приостановить скупку за бесценок у населения акций местных предприятий, целью которой была последующая их перепродажа в европейскую часть России.
Ю. А. Ножиков прибегал и к нетрадиционным способам решения проблем. В частности, В. А. Бердников, возглавлявший Главное управление сельского хозяйства области, вспоминал: «Юрий Абрамович руководил нами рамочно, по мелочам не вмешивался. Например, при советской власти было шефство города над селом. Сотни тысяч горожан приезжали копать картошку и другие овощи. А тут переходный период - разом все рухнуло, осень на носу, рынок еще не сложился, а никого не обяжешь. Что делать? Ножиков мне говорит: “Давай-ка ты, парень, езжай в Китай и привези оттуда тысячу китайцев”. Эту задачу мы выполнили, распределив их так, что отсутствие шефства не почувствовалось, - каждый из китайцев работал за пятерых наших. На тот момент это решение было очень своевременно» [121].
Первый губернатор Иркутской области обладал способностью сплачивать вокруг себя команду, давая ее членам самостоятельность в решении задач. Поэтому каждый заместитель Ножикова тоже был фигурой и величиной. Заместители умели, и сама жизнь их заставляла, брать на себя ответственность и принимать решения. «Я просто слушал умных людей, которые в то время работали в комитете по сельскому хозяйству, Менга, Бердникова. Прислушивался к тому, что они советовали», - говорил губернатор в беседе с журналистом [137].
В этот период отношения между иркутскими элитами отличались высокой степенью конфликтности. И вскоре после выборов губернатора начал назревать очередной, имевший важные последствия. Главными фигурами в нем стали Б. А. Говорин - избранный мэр Иркутска, и В. К. Яковенко - первый заместитель губернатора, а ранее заместитель Ножикова по Братскгэсстрою. Серьезные столкновения между администрациями области и Иркутска возникали не реже раза в год. До суда доходили разбирательства по поводу полномочий города и области, записанных в их уставах, по поводу принадлежности городского финансового управления и др. Скрытой пружиной конфликта, кроме обычного столкновения интересов области и областного центра, был вопрос о вероятном преемнике Ю. А. Ножикова. Для Яковенко, политика жесткого, многих настроившего против себя, Говорин являлся самым серьезным соперником.
Очередной проблемой, вызвавшей острую дискуссию в обществе, стало решение депутатов ЗС о продлении своих полномочий еще на два года, принятое в начале 1996 г. и одобренное администрацией области. Подписать соответствующую поправку к Уставу губернатора убедил именно В. К. Яковенко, не без оснований опасавшийся, что в новом ЗС у него могут возникнуть большие трудности с переутверждением. Против выступили не только оппозиционные партии - КПРФ и ЛДПР, но и СПП (Союз промышленников и предпринимателей), и депутаты ГД от области. Депутат ЗС А. В. Романов обжаловал решение ЗС в суде. Ю. А. Ножиков предложил депутатам изменить свое решение. 22 февраля при рассмотрении предложения губернатора для его отмены не хватило двух голосов, но на следующий день областной суд признал изменения Устава области в отношении полномочий ЗС незаконными. Выборы нового состава ЗС вместе с городскими и районными думами были назначены на день президентских выборов.
И 16 июня 1996 г. новый состав ЗС был избран в соответствии с Уставом области. Его характеризовала высокая степень преемственности по отношению к предшествующему: два депутата из каждых пяти заседали и в прошлом ЗС, председателем снова стал И. 3. Зелент, заместителем - Г. В. Истомин. Присутствие глав местных администраций в ЗС сократилось с 12 до 8. Проиграли все кандидаты КПРФ и ЛДПР [95].
Возраст и состояние здоровья не позволяли Ножикову непосредственно руководить областью. Текущее управление и хозяйственные дела находились в полном ведении Яковенко, губернатору остались представительство интересов области в Москве и определение самой общей политической стратегии. Все это не устраивало его как ответственного и добросовестного человека.
В апреле 1997 г., почти за год до истечения своих полномочий, Ю. А. Ножиков, по-прежнему самый уважаемый политик области, ушел в отставку. Предполагали, что это вызвано его желанием переизбраться на новый срок в более выгодных условиях, при неподготовленных соперниках, или вновь ухудшившимся здоровьем - первое вскоре не подтвердилось, второе выглядело более вероятным. Сам Ножиков причиной отставки назвал невозможность изменить к лучшему социально-экономическое положение в области, решить самые острые ее проблемы. Заявлению предшествовали резкие шаги губернатора, призванные показать его настойчивость в защите прав области: разработка программы выхода из кризиса, предлагавшая возвращение базовых отраслей промышленности под контроль областных властей, и временная приостановка в марте перечисления налоговых платежей в федеральный бюджет. До выборов, назначенных на июль 1997 г., Ножиков исполнял обязанности губернатора [33; 95]. Знаменательно, что он являлся советником всех последующих губернаторов. Скончался Ю. А. Ножиков 15 июня 2010 г., а 26 сентября 2012 г. ему был установлен памятник на одной из центральных улиц областного центра.
В мае 1997 г. ушел из администрации и В. К. Яковенко, сменивший политическую власть на экономическую: он стал первым вице-президентом нефтяной компании «Сиданко». Участвовать в губернаторских выборах Яковенко не стал, рассчитывая договориться с вероятным победителем (конечно, не с Б. А. Говориным) о сохранении своего прежнего поста и опять вернуться к роли подлинного руководителя при мало что решающем губернаторе.
Эпоха Ю. А. Ножикова – время, когда в Иркутской области сформировалась новая элита. Ее можно отнести к номенклатурно-директорскому типу с сильной директорской составляющей. При Ножикове важную роль в областной политике играл Союз промышленников и предпринимателей. Созданный в 1992 г., он объединял большинство крупнейших предприятий региона («Иркутскэнерго», «Лензолото», крупнейший ликероводочный завод «Кедр», Байкальский ЦБК и др.). Союз ориентировался на Объединенную промышленную партию А. И. Вольского и В. И. Щербакова. До ноября 1994 г. лидером СПИ был гендиректор завода «Радиан» Ю.К. Семак, затем его сменил глава Ангарской нефтехимической компании, председатель комитета по бюджету ЗС Ф.С. Середюк. Однако губернаторские выборы 1997 г. показали, что СПИ не представлял собой сплоченной политической силы.
В целом политику Ножикова можно охарактеризовать как самостоятельную, независимую от федерального центра, направленную, прежде всего, на соблюдение интересов региона. Это было обусловлено слабостью федеральной власти, которая не в состоянии была жестко подавлять «губернаторскую вольницу» [95].
В середине 1990-х гг. по России прокатилась волна залоговых аукционов и первого передела собственности — к власти на предприятиях рвались полукриминальные бизнесмены. В это время влияние губернаторов на региональную экономику начало постепенно падать- контроль над ней постепенно перешел к складывающимся финансово-промышленным группам (ФПГ), массово захватывавшим крупные предприятия в регионах. Поэтому автор считает, что характеристики следующего лидера области были исторически предопределены: это должен был быть гибкий политик, однако не выше регионального уровня, желательно мэр крупного областного города, пользующийся поддержкой крупных ФПГ. В его задачи должна была входить защита компаний перед федеральными органами власти и создание максимального режима благоприятствования для ФПГ в регионе – через тарифы на тепло- и электроэнергию, подавление негативного информационного поля и возможных оппозиционно настроенных к крупному бизнесу общественно-политических сил.
Таковым и стал следующий губернатор области Борис Александрович Говорин – иркутский мэр, которого Ю. А. Ножиков после долгих колебаний все же объявил своим преемником. Ставший губернатором Говорин, чью победу правительство и президентская администрация посчитали своим успехом, заявил, что будет, как и его предшественник, отстаивать экономическую самостоятельность области. Опорой губернатора стали энергетики, продолжающие борьбу с РАО «ЕЭС России»: гендиректор Иркутскэнерго В. М. Боровский стал доверенным лицом Б. А. Говорина на выборах, а главный специалист объединения И.Е. Межевич был назначен первым заместителем губернатора [95].
21 августа 1997 г. состоялась инаугурация второго губернатора – Б.А. Говорина, заслужившего в регионе репутацию хорошего и амбициозного мэра областного центра. Взлет его был стремительным: с марта 1998 г. он вошел в состав совета директоров ОАО «Иркутскэнерго»; в августе 1998 г. - возглавил совет директоров АО «Иркутское авиационно-промышленное объединение»; с августа 1999 г. стал лидером регионального общественно-политического движения «Прибайкалье».
В момент своего избрания губернатор пользовался полной поддержкой энергетиков (да и сам был тесно связан с Иркутскэнерго). По данным журнала «Компания», двое из вице-губернаторов (в том числе первый вице-губернатор - Межевич) были делегированы в администрацию энергетическим лобби. Однако вскоре их отношения испортились, причиной стала «чрезмерная» самостоятельность губернатора и его желание играть в свою игру [48; 114].
И это не удивительно, так как в результате российских выборов 1996-1997 гг. произошло превращение региональной элиты в самостоятельный консолидированный субъект политического процесса. Коллективным выразителем воли регионов стал знаменитый Совет Федерации 1996-2000 гг., где «коллективный губернатор» был важнейшим защитником интересов не только регионов, но и федеративной России в целом, важнейшей сдержкой и противовесом стремящейся к монополизму федеральной исполнительной власти.
В результате выборов 1996-1997 гг. была разрушена единая вертикаль исполнительной власти, сформированная в 1991-1996 гг. Период диктата закончился. Было проведено разграничение полномочий между тремя уровнями власти. Центр стал искать новые сдержки и противовесы против избранных губернаторов в лице мэров столичных городов и представителей президента в регионах. В этот период стала активно разворачиваться кампания по подписанию договоров между президентом Ельциным и губернаторами. Это был способ политического торга между центром и региональными элитами, который вел к затягиванию создания новых федеративных отношений на демократических началах.
С президентскими выборами 2000 г. наступила новая эпоха в политической жизни страны. Они были уже фактически безальтернативны и поддержаны подавляющим большинством губернаторского корпуса. Владимир Владимирович Путин оказался вне конкуренции. Ему стало все равно, кто станет губернатором в том или ином регионе, ибо любой глава региона, при рейтинге Путина в 70 %, не мог не поддерживать президента.
В.В. Путин сделал ставку на федеральную бюрократию. Он взял курс на «равноудаление» губернаторов и олигархов от федеральной власти. Началось строительство жесткой вертикали власти. Это осуществлялось через: 1) создание семи федеральных округов во главе с полпредами президента для установления политического контроля над губернаторами и выведения из их подчинения силовых и ряда других федеральных структур; 2) выведение губернаторов и председателей законодательных собраний из верхней палаты парламента, понижение их статуса с федерального до регионального; 3) введение «института федерального воздействия», позволяющего президенту активно вмешиваться в деятельность губернатора вплоть до отстранения его от занимаемой должности и инициирования через суд его снятия с губернаторской должности и привлечения к уголовной ответственности.
Но новые законодательные механизмы ни разу не были использованы президентом. Вместо них применялись старые, испытанные еще при Ельцине средства: Генпрокуратура и счетная палата [75, с. 48].
На фоне этих процессов деятельность второго губернатора разворачивалась вполне успешно. Первая задача, которую поставил перед собой Говорин - ликвидация задолженностей по зарплате, накопленных за несколько лет. Вторая - расшивка «узких мест» в экономике через постановку в кратчайшие сроки «на ноги» основных налогоплательщиков - Усть-Илимского и Братского ЛПК, Ангарского НХК. Уже в октябре ему удалось значительно сократить долги перед бюджетниками области. Говорин занялся развитием и стабилизацией промышленности, обозначив приоритетными направлениями развития лесную промышленность, топливно-энергетический комплекс, а также золотодобычу. Стабилизация и развитие этих отраслей обеспечили Иркутской области третье место по уровню промышленного производства в СФО [58]. Определив для себя в качестве приоритетных достижимые цели, он смог поднять промышленность области, а также начал проводить значительные изменения в социальной сфере. Достаточно успешной была его деятельность и в сфере культуры.
Вместе с тем проведение собственной экономической политики стало причиной разрыва Говорина с энергетиками и привело к возникновению в области «энергетической» оппозиции, которая организационно оформилась в 2000 г. в ходе выборов в Законодательное собрание. Кампания по выборам депутатов законодательного собрания была неоднозначной; противостояние между кандидатами от губернатора и «энергетиками» приняло скандальные формы. Иркутская региональная организация «Единства» поддержала кандидатов-энергетиков, оппозиционных по отношению к губернатору, в частности В. М. Боровского, В. Е. Межевича, В. В. Якубовского, Г. М. Гайдарова, В. А. Матиенко, А.Н. Сухарева, В. А. Манькова. Коммунисты и «яблочники» создали на выборах единый блок «Народный депутат», самым известным кандидатом от которого был вице-спикер ЗС второго созыва Г. В. Истомин. После выборов в ЗС области в сентябре 2000 г. энергетики сформировали оппозиционную группу депутатов, которая выдвинула на пост председателя ЗС генерального директора Иркутскэнерго В. М. Боровского. «Губернаторская» фракция в ЗС стремилась провести своего кандидата - В. В. Ковалькова. После трехмесячной борьбы энергетики победили, и 25 декабря 2000 г. Боровский стал спикером.
В феврале 2001 г. ЗС рассмотрело проекты закона о выборах губернатора. Один вариант внесла администрация области, другой - председатель облизбиркома В. В. Игнатенко (через депутатов Г. В. Истомина, Ю. И. Фалейчика и Б. Г. Алексеева). Большинством в 23 голоса был принят «депутатский» закон. В нем предлагалась следующая формула выборов: при барьере явки 25 % избирателей победителем считается тот, кто в первом туре наберет 50 % плюс один голос. Если этого не происходит, то проводится второй тур. Вариант областной администрации, во-первых, не предусматривал второго тура, во-вторых, предполагал сокращение избирательной кампании с 90 до 70 дней. Большой неожиданностью для наблюдателей стало то, что губернатор мудро не стал ссориться с ЗС из-за закона о выборах, а, напротив, публично высказал одобрение по адресу депутатского законопроекта.
Губернаторские выборы прошли шумно, нервно, но демократично. К концу мая 2001 г. Говорина после долгих колебаний поддержал политсовет местной организации «Единства», а также С. К. Шойгу. СПС к началу июня 2001 г. с кандидатурой не определился. 28 июня 2001 г. избирком области зарегистрировал итоговый список кандидатов из семи кандидатур.
Накануне выборов, 26 июля 2001 г. четыре кандидата в губернаторы - А. Н. Балашов, JI. В. Дробышева, С. Г. Левченко и В.Е. Межевич - обратились в суд с коллективной жалобой на нарушения действующим губернатором правил агитации. Но областной суд 27 июля 2001 г. в иске отказал.
29 июля 2001 г. прошел первый тур губернаторских выборов. Во второй тур вышли губернатор области Говорин и депутат Госдумы Левченко. Левченко опередил Говорина в Братске, Тулуне и Бодайбо [48].
19 августа 2001 г. Б. А. Говорин хотя и неубедительно и на пределе возможностей, но победил лидера местных коммунистов В.Г. Левченко. Во втором туре он получил поддержку 47,55 % избирателей, принявших участие в голосовании (Левченко — 45,34 %; разрыв составил всего 15 329 голосов).
В конце 2001 г. в соответствии с изменением принципа формирования Совета Федерации Говорин сложил с себя полномочия члена СФ. Представителем администрации Иркутской области в СФ по предложению Говорина был избран Д. Ф. Мезенцев.
Второй губернаторский срок Б.А. Говорина получился скандальным и неудачным. Хотя вначале все складывалось неплохо. В 2003 г. областное Законодательное собрание приняло поправки в Устав области, позволявшие Говорину идти на третий срок [129].
Но в это время в стране начались процессы, оказавшие роковое влияние на карьеру Говорина. С начала 2000 г. президент Путин взял курс на укрупнение регионов. Это была федеральная инициатива, и ее выполнение было под особым контролем замглавы президентской администрации В. Ю. Суркова. Элита области и округа еще с 1993 г., когда автономия получила статус региона, часто высказывалась о том, что двум регионам необходимо объединиться - высокодотационный округ не мог существовать без помощи из федерального бюджета. С 2000 г. в округе и в области параллельно заработали две комиссии по объединению. Все это время Приангарье и УОБАО были лидерами процесса укрупнения регионов. Но в начале 2003 г. у них появились первые соперники: Пермская область и Коми-Пермяцкий АО. Борьба за первое место стала вопросом сохранения престижа перед лицом федеральных властей. Поэтому полпред президента в СФО JI.В. Драчевский в феврале 2003 г. настоятельно рекомендовал объединить уже существующие комиссии Иркутской области и УОБАО и активизировать работу по подготовке объединения, что и было сделано. Однако и объединенная комиссия не смогла добиться нужных результатов. 7 декабря 2003 г. пермяки высказались за слияние своих регионов. Место лидера было безнадежно утрачено. Заставить Усть-Орду и область ускориться теперь могло только прямое указание со стороны федеральных властей. И оно не преминуло появиться. Процесс объединения взяла в свои руки администрация президента.
Однако и под ее давлением стороны так и не смогли определиться со своими требованиями к федеральному центру, и 19 мая 2004 г. спикер ЗС ИО Г. В. Истомин официально признал, что объединение регионов откладывается на неопределенный срок [12]. Это означало, что руководство области не выполнило прямого указания президента и что это не останется без последствий для губернатора и главы округа.
В сентябре 2004 г., через 10 дней после развязки трагедии в Беслане, Президент РФ В.В. Путин, выступая на расширенном заседании правительства с участием губернаторов, сенаторов и депутатов, огласил программу политических реформ. Наиболее масштабной и судьбоносной стала инициатива по отмене прямых выборов губернаторов в связи «с необходимостью укрепления вертикали власти для более эффективного противодействия террористической угрозе». 11 декабря 2004 г. был принят ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [111].
Согласно закону, прямые выборы глав субъектов РФ были заменены на утверждение кандидатур губернаторов местными законодательными собраниями по представлению Президента РФ. Документ предусматривал также, что глава региона, всенародно избранный до вступления в силу закона о новом порядке выборов, может поставить вопрос о доверии ему перед Президентом РФ.
Назначение губернаторов имело под собой несколько реальных мотивов. Прежде всего, после трагедии в Беслане, - это желание показать нации, что власть усиливается и растет спрос с хозяев регионов. Важным являлось то, что более чем у половины действующих губернаторов заканчивался последний срок пребывания у власти. Поэтому они уже давно уговаривали Путина перейти к назначению глав регионов. Да и сам В. Путин, по-видимому, за годы правления так и не нашел достойных замен в ряде особых регионов (Москва, Ханты-Мансийск, Екатеринбург, Северный Кавказ) [27; 75, с. 48].
В результате президентских решений значимость и цена спикерского мандата возросли многократно. Поэтому и битва за кресло спикера в 2005 г. в иркутском Законодательном собрании развернулась серьезная. Претендентов на этот пост было немало. Г. В. Истомин на нем видел себя. Б. А. Говорин поддерживал Л. М. Берлину. А. И. Федоров ориентировался на Г. Н. Нестеровича. Однако к этому списку была неожиданно добавлена кандидатура В. К. Круглова, которому и удалось с первого захода занять кресло руководителя ЗС [96].
Лето 2005 г. стало неожиданной «второй серией» весьма драматической губернаторской кампании 2001 г. Б.А. Говорин заблаговременно стал активно готовиться к следующим выборам. Само право избираться на третий срок он продавил, устранив по ходу дела двух спикеров регионального парламента. Но, по мнению московского политобозревателя В. Месса, при этом он, как это с ним бывало всегда, создал себе новых врагов из бывших друзей, самыми опасными из которых стали мэр Иркутска и региональные единороссы. Соответственно изменилась в худшую для Говорина сторону позиция имевшего авторитет в федеральных властных кругах А. И. Федорова, руководившего тогда корпорацией «Иркут» и входившего в окружение С. В. Чемезова, волею судьбы сблизившегося в свое время с самим президентом страны и возглавлявшего предельно могущественный Рособоронэкспорт [79].
Поэтому в период подготовки к назначению губернатора президентская администрация столкнулась в регионе с ситуацией не лоббирования даже, а политической схватки, повторившей в миниатюре губернаторскую кампанию 2001 г. Вся первая половина 2005 г. в Иркутской области прошла под покровом тайных интриг в Кремле вокруг будущего кандидата на должность губернатора. По сообщениям иркутских СМИ, за это место боролся почти десяток политиков. В том числе сам Б. А. Говорин, В. Б. Шуба, В. К. Круглов, В. В. Якубовский и т. д. Борьба велась и на улицах, в «полевых» формах, характерных для активной избирательной кампании, и в форме «информации к размышлению», поставляемой в Кремль различными VIP-персонами региона и федерального масштаба.
Накал борьбы достиг такой степени, что президент отмел все предложенные кандидатуры и с подачи президента РАО «РЖД» В. И. Якунина 13 августа 2005 г. внес на рассмотрение Заксобрания Иркутской области кандидатуру начальника Восточно- Сибирской железной дороги А.Г. Тишанина для наделения его полномочиями губернатора Иркутской области.
В отличие от независимой политики Ножикова Говорин был более зависим от крупных корпораций, что отражало общую тенденцию так называемой олигархической демократии в России, когда у власти на всех уровнях находились ставленники ФПГ. При этом налицо прогресс Говорина – если в начале своего руководства его поддерживали представители региональной кампании «Иркутскэнерго», перед вторыми выборами и сразу после них- межрегиональные компании «РУСАЛ» и «СУАЛ», то в конце своей карьеры на посту губернатора Говорин уже обратился за помощью к транснациональной кампании. По сообщениям иркутских СМИ, он заручился поддержкой компании группы ТНК-ВР-РЕНОВА-СУАЛ. От губернатора известному предпринимателю В. Ф. Вексельбергу необходима была помощь при освоении Ковыктинского ГКМ. Поэтому структуры Вексельберга активно лоббировали интересы главы региона в администрации президента.
К причинам поражения Б.А. Говорина аналитики относят следующее:
1. Регулярные, но непостоянные связи с крупными ФПГ. Это не соответствовало изменившимся принципам государственной политики 2000-х гг., когда на первое место стали выходить интересы государства и федерального центра, а не олигархических структур. Более того, ТНК-ВР - компания с большой долей участия иностранного капитала, и слишком тесные контакты с представителями крупной транснациональной компании – ВР (в 2004-2005 гг. Говорин неоднократно бывал в Лондоне на приемах у руководства ВР), минуя официальные уполномоченные органы (МИД) и администрацию президента, вызывали раздражение в последней.
2. Провал референдума по объединению Иркутской области и УОБАО. Хотя прямых доказательств вины Говорина не было, Кремль возложил полностью ответственность на него. А это уже несоблюдение государственных интересов и игнорирование политики президента.
3. Деструктивное поведение губернатора. Постоянные политические скандалы, в которых был замешан он и его окружение. Перманентный раскол элит в области. Эти факторы формировали крайне негативное представление о регионе в федеральном центре.
4. Говорин все время наживал себе противников, причем, как правило, это были очень сильные бизнесмены и политики, имевшие выход на федеральные структуры. Это и А. И. Федоров, В. Б. Шуба, В.Е. Межевич, бывший начальник Главного финансового управления, а впоследствии депутат Госдумы, представитель «Ренова» А. В. Буренин. Они также формировали мнение о губернаторе в федеральном центре, а учитывая сложные отношения с ним, мнение это было негативным.
5. Общая стагнация экономики области и нерешенность ключевых проблем. Рост экономики в последние годы хотя и был стабильным, но находился на уровне более низком, нежели среднероссийский.
Вместе с тем Говорин подготовил добротную профессиональную команду управленцев, после того как ножиковские сподвижники, уйдя вместе с губернатором, сразу канули в Лету. Сейчас мало кто из них находится у руля. Чего не скажешь о команде говоринской. Он не боялся брать эффективных и сильных. Большинство из них и сейчас остается в управленческой обойме (или очень близко), а их лица мелькают на голубых экранах: В.Е. Межевич, А. С. Битаров, С. Ф. Брилка, В. К. Круглов, А.В. Буренин, Л. И. Забродская, В. А. Матиенко, Л. М. Берлина и др. [96].
Период руководства областью Б. А. Говорина совпал по времени с эпохой формирования региональных элит, не приемлющих взаимных компромиссов, инспирирующих политические скандалы, озлобленность и подозрительность в различных слоях общества, клевету и публичные оскорбления. Неудивительно, что после отказа президента рекомендовать его на следующий срок Говорин поспешил покинуть территорию области и даже страны. И Москва помогла ему в этом, правда, географически в другом направлении. Он был назначен послом в Монголию [3], в качестве которого работал с апреля 2006 г. по конец сентября 2009 г.
1. Анисимова А. Питерский «либерал» Мезенцев стал иркутским губернатором с третьего захода [Электронный ресурс] / А. Анисимова, М. Захаров. — URL: http://www.polit.ru/news/ 2009/05/28/he.htm!_23.09.09.
2. Арзуманов И. А. Культур-конфессиональный фактор в процессах консолидации социополитического пространства Байкальской Сибири// Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2009. - № 1 (3). - С. 244-250.
3. Астафоров В. Не посол // АИФ Иркутск. - 2009. № 40. - 30 сент.
4. Байкальский форум 2006 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=38&okrug=&razdel=tema&statja= 1455724.09.09.
5. Иркутский губернатор в списках не значился / А. Барахова [и др.] // Коммерсантъ. - 2009. - 29 мая.
6. Беликов Д. АвтоВАЗ справился с управлением // Коммерсантъ. - 2006. - № 235. - 15 дек.
7. Беликов Д. Очень важные персоны // Деньги. - 2005. - 28 нояб.
8. Беликов Д. Владимир Владимирович пришел на АвтоВАЗ / Д. Беликов, Н. Семенов // Коммерсантъ. - 2005. - № 219. - 22 нояб.
9. Беседа с губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/news/2496.
10. Бывший губернатор Иркутской области Мезенцев стал генсеком ШОС [Электронный ресурс].- URL: //http://www.gazeta.i4i/politics/news/2012/ 06/07/n_2378037.shtml 07.06.2012.
11. В 2004 г. референдума по объединению Усть-Ордынского округа и Иркутской области не будет [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. - URI,: http://www. regnum.ru/look/c3c5edede0e4e8e920c8fl I2eeece8ed/?.
12. В 2004 г. референдума по объединению не будет [Электронный ресурс]// ИА REGNUM. - URL: http://www.rcgnum.ru/look/c3e5edede0e4e8e920c8f1f2 eeece8ed/?page7.
13. В РЖД сменились два вице-президента// Транспорт сегодня. - 2012. - 8 авг.
14. В. Путин принял отставку губернатора Иркутской области А. Тишанина и назначил врио губернатора И. Есиповского [Электронный ресурс] // Прайм- ТАСС, 15.04.2008//Лента.ру,-URL: http://lenta.ru/lib/14164254/.
15. Вакансии «Рособоронэкспорта» заполняются // Профиль. - 2000. — 4 дек.
16. Васильева А. Кому быть губернатором Приангарья? // СМ Номер один. — 2009. - 28 мая.
17. Вернулся в лоно [Электронный ресурс]// Эксперт Online. - 2008.- 15 сент. - URL: http://lenta.ru/lib/14164254.
18. Вертинская E. Губернатор Приангарья спасет Кайскую реликтовую рощу [Электронный ресурс] / Е. Вертинская. - URL: // bg-irkutsk.livejournal.com.
19. Виктор Игнатенко огласил итоги выборов в Заксобрание Иркутской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irk.ru/news/20130909/results/.
20. Воронин О. Рейтинг влиятельности политической элиты и бизнес- элиты Иркутской области / О. Воронин, А. Черняев // Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник / под ред. Н. Петрова, А. Титкова ; Моск. Центр Карнеги. - М., 2010 - 439 с.
21. Вострикова Е. Игорь Есиповский: В Иркутске создается региональная авиакомпания [Электронный ресурс] // Вост.-Зап. авиалинии. - URL: http://www.rg.rU/2009/04/l0/reg-enisey/avia-anons. html.
22. Время новостей. - 2005. — 29 авг.
23. Врио губернатора Иркутской области сформировал правительство региона [Электронный ресурс] // РИА Новости. - URL: http://old.rian.ru/society/ 20081003/ 151837567.html#ixzz2rhlTLB7b.
24. Выборы в заксобрание Иркутской области: Схватка «Единой» и «Справедливой» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ustordynskiibuiyatskiiao.ru/ news/ news 75453.php.
25. Выборы-2013: победа команды губернатора [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irk.ru/news/articles/20130911/governor/.
26. Глава иркутского избиркома сложил полномочия, чтобы стать заместителем губернатора [Электронный ресурс] // Интерфакс. - URL:http://www.interfax-russia.ru/Siberia/main.asp?id=445074.
27. Глаголев В. С. Величие России: основания, иллюзии и реалии// Философия хозяйства. - 2006. - № I. -С. 101-106.
28. Говорин - Тишанину: работать! [Электронный ресурс]// По материалам «Телеинформа». - URL:http://itg.irkutsk.ru/index.php?IdAction=docs&
29. Губернатор выбран // Обл. газ. - 2007. - 11 дек.
30. Губернатор Иркутской области Д. Мезенцев досрочно ушел в отставку [Электронный ресурс]. - URL: http://top.rbc.ru/politics/l8/ 05/2012/650942.shtml.
31. Губернатор Иркутской области получил максимальный рейтинг конфликтности [Электронный ресурс] // Сибинформ.сом. - URL: http://sibinform.com/
32. Губернатор Мезенцев и город Иркутск: история ошибок [Электронный ресурс]. - URL: http://www.altairk.ru/component/content/article/34-2012-01-29-07- 52-11/846-2012-04-15-06-11-59 15.04.2012.
33. Губернатор ушел в отставку // Пятница. - 2004. - 20 февр.
34. Дагаева А. Аэропорт Иркутска уедет из города / А. Дагаева. Е. Мазне- ва // Ведомости. - 2006. - 13 июля.
35. Два года с Мезенцевым [Электронный ресурс]. - URL: http://vvvig. Livejournal.com/87612.htm l?thread=6421052February 16th,2012.
36. Демин В. Эти три месяца определили стиль и методы работы иркутского губернатора [Электронный ресурс].- URL: http://news.babr.ru/?IDE= 80954_ 2.10.09.
37. Дмитрий Мезенцев [Электронный ресурс].— URL: http://www.peoples.ru/state/governor/dmitriy_mezentsev/.
38. Дмитрий Мезенцев наделен полномочиями губернатора Иркутской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vcsti.ru/docJitmi7icH
39. Долго ли умеючи [Электронный ресурс] // Expert Online. - 2008. - 24 нояб. - URL: http://expert.ru/2008/ll/24/esiputverd/.
40. Еловский Д. Закон и судьба // Конкурент. — 2006. - 11 марта.
41. Еловский Д. Путь замполита // Вост.-Сиб. правда. - 2006. - 14 янв.
42. Ерощенко Сергей Владимирович [Электронный ресурс]. - URL: http://sportbaikal.ru/ people/7450-eroshhenko-sergej-vladimirovich.
43. Есиповский, Игорь. Бывший губернатор Иркутской области [Электронный ресурс] // Lenta.ru. - URL: http://lenta.ru/lib/14175372/.
44. Зуляр Р. Ю. Основные направления работы Правительства Иркутской области по политической социализации молодежи / Р. Ю. Зуляр // Проблемы социальной и административной консолидации Сибири : Всерос. науч.-практ. конф. : материалы. - Иркутск, 2011. - С. 88-94.
45. Зуляр Ю. А. История и политика иркутских постсоветских губернаторов // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. История. -2012. — № 1-2. - С. 122-128.
46. Иванов А. Губернатор Ерощенко «переметнулся» к единороссам [Электронный ресурс]. - URL: http://www.utronews.ru/politics/001366878254508/.
47. Игорь Есиповский: Улучшение жизни жителей Иркутской области - моя главная задача [Электронный ресурс] // Regions.Ru. - 2008. - 16 апр. - URL: http://lenta.ru/lib/141753 72/.
48. Иркутская область [Электронный ресурс]. - URL: http://www.panorama.ru/ works/fed/irku.html.
49. Иркутская область слилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом [Электронный ресурс!// ИА REGNUM. - URL: http://www.regnum.ru/ news/938945.html.
50. Иркутская область: эксперименты кончились, пора на выход [Электронный ресурс] //Тайга, ini о. - URL: http://e-baikal.ru/news/7recordJxH13058.
51. Иркутские альтернативы [Электронный ресурс]// Сайт: АЛЬТАИР.—URL:http://www.altairk.ru/component/ content/article/ 34-2012-01-29-07-52-11/1196-2012-05-13-10-24-58.
52. Иркутские выборы обострят противостояние Суркова и Володина [Электронный ресурс]. - URL: http://polit.ru/news/2013/03/18/eroshenlco/.
53. Иркутские политики не комментируют отставку губернатора Приангарья [Электронный ресурс]// ИА REGNUM.- 2008,- 15 апр,- URL: http://www.regnum.ru/news/987108.html.
54. Иркутский губернатор Мезенцев назначил своим заместителем бывшего ведущего детской телепрограммы «Шпаргалка» [Электронный ресурс] // Тайга.info. - URL: http://tayga.info/news/2012/01/26/~106729.
55. Иркутский губернатор оспаривает в суде законность бюджета, принятого Заксобранием [Электронный ресурс]// Лента.ру. - URL: http://lenta.ru/lib/14164254/.
56. Иркутский губернатор официально возглавил Усть-Орду [Электронный ресурс]// ИА REGNUM. - 2007.- 5 февр. - URL: http://www.regnum.ru/ news/777479.html (дата обращения: 01.12.2013).
57. Исполняющим обязанности губернатора Иркутской области назначен Сергей Сокол [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html7icH 283951 (дата обращения: 12.12.2013).
58. Итоги работы администрации // Вост.-Сиб. правда. - 2000. - 8 июля.
59. Кабинет иркутских министров [Электронный ресурс]. - URL: http://www.expert.ru/news/2008/09/01/esip/ (дата обращения: 13.12.2013).
60. Казарин В. И. Сибирь в начале XXI в. : политологический взгляд участников Всероссийской конференции // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. -2013. -№ 2, ч. 1. - С. 244-254.
61. Киселев В. Губернатор Иркутской области получил максимальный рейтинг конфликтности [Электронный ресурс] / В. Киселев // Сибинформ. Com. — URL: http://sibinform.com/index.php?option-com_content&task=view&5849
62. Когда свергнут губернатора Мезенцева? [Электронный ресурс] // Народный контроль Сибири,- URL: http://narodcontrol.org/23-mai-2011/arkhiv- nomerov/23-mai-2011/kogda-svergnut-gubernatora-mezentceva (дата обращения: 17.12.2013).
63. Корня А. Первый на выход / А. Корня. М. Гликин, К. Лату хина// Ведомости. - 2008. - 4 апр.
64. Королев С. Кто остановит лукавство иркутского губернатора? [Электронный ресурс]// Сайт Радио «Эхо Москвы»,— 2013.- 13 авг. - URL: http://www.echo.msk. ru/blog/bg_irkutsk /1134732-echo/.
65. Королев С. Иркутская область: войны креатива [Электронный ресурс]. - URL: http:// bg-irkutsk.livejournal.com 22.09.201 1.
66. Королев С. Удастся ли Сергею Ерощенко удержать власть с помощью «команды губернатора»? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.echo.msk.ru/ blog/bgirkutsk/1142024 -echo/.
67. Кто в Иркутске теперь главный // Коме, правда в Беларуси. - 2008. - 16 апр.
68. Латынина С. 100 дней без раскачки, которые превратили губернатора Сергея Ерощенко из бизнесмена в политика [Электронный ресурс] / С. Латынина. - URL: http://baikal.mk.ru/articie/2012/09/05/744718-100-dney-bez-raskachki.html.
69. Лаховский А. Александр Тишанин - от назначения до выжженной земли [Электронный ресурс] / А. Лаховский. - URL: http://chunatown.com/?IDE=l 04990.
70. Губернатор Иркутской области получил максимальный рейтинг конфликтности [Электронный ресурс] / В. Леви [и др.] // Сибинформ. Com. - URL: http://sibinform.com/index.php?option=com_content&task=view&id=5849<e mid=2.
71. Лесоповал и телогрейки // Эксперт Сибирь. - 2008. - № 47. - 1 дек.
72. Либман А. Какие губернаторы эффективны в России? [Электронный ресурс] / А. Либман. - URL: http://www.ecpol.ru/syuzhety/633-kakie-gubernatory- effektivny-v-rossii. html.
73. Липчинская О. Игорь Есиповский любит автомобили и разбирается в экономике // Коме, правда. - 2008. - 18 апр.
74. Лукьянова И. Человек с рублем // Профиль. — 1998. - № 43. - 23 нояб.
75. Лысенко В. Институт губернаторов в современной России вперед в прошлое / В. Лысенко // Казан, федералист. —2004. —№4(12).
76. Материалы к посланию губернатора Иркутской области С. В. Ерощенко законодательному собранию Иркутской области. - Иркутск : Правительство Иркут, обл., 2014.-С. 6-7.
77. Медведев выдвинул на пост Иркутского губернатора сенатора Мезенцева, «не услышав» полпреда [Электронный ресурс]. - URL: http://sibir.rian.nj/polilics/ 20090529/81791749.html_2.10.09.
78. Мезенцев Дмитрий Федорович // Коммерсантъ. - 2009. - 29 мая.
79. Есть такое мнение..., или Указ подкрался незаметно [Электронный ресурс]. -URL: http://e-baikal.ru/news7record_icN13721.
80. Министр финансов РФ Алексей Кудрин и губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев совершили в воскресенье погружение на дно Байкала [Электронный ресурс] // РИА Новости. - URL: http://rpn.gov.ru/node/1628.
81. Наделять будут в следующий понедельник [Электронный ресурс]. - URL: http://irkutsk.aldana.ru/new/view/id/14356.
82. Названы кандидаты на пост губернатора Иркутской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irk.ru/news/20120523/candidates/.
83. Незамятный И. Мезенцев пожелал уйти сам [Электронный ресурс] // МК.РУ. - URL: http:// www.mk.ru/politics/article/2012/05/18/705057-mezentsev- pozhelal-uyti-sam.html.
84. Ни шагу вперед! [Электронный ресурс] // Руспрес «Сибинфо». - URL : http://rospres.com/government/9097.
85. Обл. газ. - 2007. - 11 дек.
86. Обмен мнениями [Электронный ресурс]. - URL: http://www.svobodanews.га/ content/transcript/1749929.html_24.09.09.
87. Огнева М. 100 губернаторских дней Дмитрия Мезенцева // Областная. - 2009. - 16 сент.
88. Павлова А. Игорь Есиповский вступил в должность // Коммерсантъ. - 2008. - 15 дек.
89. Павлова А. Плохо забытое старое // Коммерсантъ (Иркутск). - 2009. - 10 сент.
90. Партийцы нацелились на Госдуму // Амур, правда. - 2007. - 26 июля.
91. Перекрест В. За что сидит Михаил Ходорковский (часть 1)// Изв.- 2006. - 17 мая.
92. Петров А. Иркутская область в 2011 г. [Электронный ресурс] / А. Петров. - URL: http://monitoring.carnegie.ru/2012/01/analytics/petrov-2011/.
93. Петров А. Партийная жизнь Иркутской области// Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник / под ред. Н. Петрова. А. Титкова ; Моск. Центр Карнеги. - М.. 2010. - С. 239-238.
94. Петров А. Иркутская область в июле-августе 2012 г. [Электронный ресурс] / А. Петров, - URL: http:// monitoring.carnegie.ru/2012/09/analytics/petrov- 7_8-2012/.
95. Политическая ситуация [Электронный ресурс] // Интернет-медиа «Общество.ру». - URL: http://socarchive.narod.ru/bibl/polros/Irkutsk/politsit-irkut-. htm.
96. Политсерпентарий Прибайкалья: 20 лет на грани краха [Электронный ресурс]. - URL: http://vangarske.com/?IDE=l 19599.
97. Попов А. Неожиданная закономерность [Электронный ресурс] / А. Попов. -URL: http://www.expert.rU/articles/2008/l 1 /21 /esipguber/2.10.09.
98. Попов А. Местный бизнесмен Сергей Ерощенко утвержден на посту губернатора Иркутской области [Электронный ресурс] / А. Попов - IJRL: http://expert.ru/2012/05/29/mestny ij-biznesmen/.
99. Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России [Электронный ресурс]// РИА Новости, - URL: http://ria.ru/spravka/20110225/ 338705499. html#ixzz2jqz58JEl.
100. Пронин Ю. В режиме ожидания [Электронный ресурс]. - URL: http://www.politirkutsk.ru/view.php/ 459/1.php_2.10.09.
101. Пронин Ю. Иркутская область в 2005-2006 гг.: новые тенденции в региональной политике // Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник / под ред. Н. Петрова. А. Титкова : Моск. Центр Карнеги. - М., 2010.-С. 223-238.
102. Путин назначил Игоря Есиповского врио губернатора Иркутской области [Электронный ресурс]// РИА Новости.— 2008,- 15 апр,- URL: http://rn.ria.ru/politics/20080415/105133063.html.
103. Путин сыграл в «двадцать одно» [Электронный ресурс]// Газета.Ру. - URL: http://www.gazeta.ru/politics/2012/05/18_a_4592305.shtml.
104. Работу губернатора Иркутской области на федеральном уровне признали высокоэффективной [Электронный ресурс]. - URL: http://liveangarsk.ru/ news/ 20140129/ rabotu-gubernat.
105. Распоряжение ВС РСФСР. О фонде социального развития России «Возрождение» [Электронный ресурс] // LawRussia.ru. - 1991. - 18 мая. - URL: http://www. lawrussia.ru/texts/legal_861 /doc861 а284х913.htm.
106. Региональные стратегии [Электронный ресурс].- URL: http://all- politologija.ru/knigi/vlast-biznes-obshestvo-v-regionax-nepravilnij-treugolnik /regionalnye-strategii.
107. РИА Новости [Электронный ресурс].- URL: http://ria.ru/society/ 20120518/ 651897506.html#ixzz2ktBkMgHI.
108. Рожкова Н. Иркутская аномалия [Электронный ресурс] / И. Рожкова.- URL: http:// www.vremya.ru/2009/80/4/228972.html_2.10.09.
109. Рожкова H. Ищите парламент // Время новостей. - 2008. – 18 апр.
110. Рожкова И. Кандидат от президента [Электронный ресурс] / Н. Рожкова. -URL: http://bujet.ru/article/57232.php_2.10.09.
111. Рос. газ. - 2004. - 15 дек.
112. Рос. газ.— 2005. —31 дек.
113. Ружникова И. Власть должна быть в тягость // Обл. газ. - 2007. - 11 дек.
114. Русский восток. - 2001.-14 июля.
115. Сергей Владимирович Ерощенко [Электронный ресурс].- URL: http://irkipedia.ru/content/eroshchenko_sergey_vladimirovich.
116. Сергей Ерощенко вошел в состав президиума Госсовета России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irk.ru/news/20120731/composition/.
117. Сергей Ерощенко стал губернатором Иркутской области [Электронный ресурс]// Газета.Ру,— 2012,- 29 мая. — URL: http://www.gazeta.ru/politics/ news/2012/05/29/n_23 63 641. shtml.
118. Сергей Сокол нашел новую работу [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.vg-news.ru/news-sergei-sokol-nashel-novuyu-rabotu_2.10.09.
119. Силантьева М. В. Гуманитарный аспект проблемы самоопределения России: между обществом потребления и национальной самобытностью // Гуманитар, вектор. Сер. Педагогика, психология. — 2008. — № 1. — С. 84—88.
120. Соларев А. Куда повернет «Лада» // Рос. газ. - 2006. - № 168. - 3 авг.
121. Сотников В. Юрий Ножиков - человек и политик // Байкал, вести. - 2004. - 13 авг.
122. Список зарегистрированных депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва // Рос. газ. - 2007. - 19 дек.
123. Сто дней одиночества. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sibcity.ru/
124. Сто дней Сергея Ерощенко: губернатор играет в нападении// ИА «Телеинформ» [Электронный ресурс]. - URL: http://abaspckt.ru/?р= 193.
125. Терентьева А. А-31.0 разберут по фрагментам// Коммерсантъ.- 2006. - 11 июля.
126. Терентьева А. Иркутский губернатор признан неэффективным/ А. Терентьева, Н. Беспалова // Коммерсантъ. - 2008. - 24 марта.
127. Тишанин, Александр Бывший губернатор Иркутской области [Электронный ресурс]. - URL: //http://lenta.ru/lib/14164254/.
128. Трифонова Е. Во время рабочей поездки в Усть-Кут губернатор Иркутской области рассмотрел перспективы создания газохимического кластера // Конкурент. -2013.-19 авг.
129. Тростников Д. Обратный отсчет губернатора Говорина [Электронный ресурс] / Д. Тростников, Т. Дугаржапов // Континент Сибирь. — 2004. - № 38. - URL: http://www.ksonline.ru/nomer/ su/-/jid/38/cat_id/1 /id/1092/.
130. Тростников Д. Мечты сбываются [Электронный ресурс] / Д. Тростников. Ж. Костина, А. Белкин.- URL: http://www.infonsk.com/18.04.2008/ politics/88320/.
131. Удманцев В. Не национализация, а господдержка// Военно- промышлен. курьер. - 2005. - 28 дек.
132. Улыбина Ю. В Иркутской области раздали все портфели// Коме, правда. - 2008. - 12 дек.
133. Улыбина Ю. Президенту РФ представлены кандидатуры на должность губернатора Иркутской области // Коме, правда. - 2009. - 28 мая.
134. Устав Иркутской области [Электронный ресурс].- URL: http://www.irk.gov.ru/about/basic/charter/.
135. Утверждение нового губернатора Иркутской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irk.ru/news/subjects/19/.
136. Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, выдвинутый от Всероссийской политической партии «Единая Россия» [Электронный ресурс] //' Лента.ру. - URL: http://lema.ru/lib/14164254/.
137. Фомин А. Юрий Ножиков: «Жизнь не может нормально двигаться вперед, если нет сопротивления» // ТК Город, Иркутск. - 2004. - 20 мая.
138. Хазбиев А. Спурт военного капитала // Эксперт. - 2006. - № 1-2 (16 янв.).
139. ЦИК РФ передал иркутский мандат депутата Госдумы очередному кандидату по списку [Электронный ресурс] // ФедералПресс. - 2011. - 28 апр. - URL: http://old.fedpress.ru/federal/polit/part/id_228508.html.
140. Чернышов С. Перенастройка региона [Электронный ресурс] / С. Чернышов//Эксперт. - 2013,- 2 сент. (№35).- URL: http://expert.ru/expert/ 2013/3 5/perenastroj ka-regiona/.
141. Шмаров А. // Эксперт (Иркутск). - 2006. - 3 марта.
142. Экс-глава Приангарья назначен вице-президентом ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] // РИА «Сибирь». - 2008. - 15 сент. - URL: http://lenta.ru/ lib/14164254/.
143. Эксперты: Сокол для Иркутска - вопрос более неактуальный [Электронный ресурс]. - URL: http://nsk.sibnovosti. ru/arlicles/78147_2.10.09.
144. Энергетическое лобби // Рус. восток. - 2001. - 14 июля.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей