Николай Васильевич Челноков родился в 1906 году в Иркутске, в семье железнодорожника. Член КПСС с 1940 года, русский. Детство и юность провел в Ленинграде, учился в школе, а затем в Ленинградском электротехническом институте. В 1928 году по комсомольской путевке был направлен в авиацию, Окончил Севастопольскую школу морских летчиков и Ейское военно-морское авиационное училище. В годы Великой Отечественной войны командовал частями штурмовой авиации на Балтийском и Черноморском флотах. Участвовал в обороне Ленинграда, в сражениях за Керчь, Феодосию, Севастополь, Кенигсберг, Пиллау, Данциг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года командиру авиаэскадрильи 1-го минного торпедного авиаполка капитану Н. В. Челнокову было присвоено звание Героя Советского Союза. 19 августа 1944 года подполковник Н. В. Челноков награжден второй медалью «Золотая Звезда». После войны Н. В. Челноков занимал ряд командных должностей в морской авиации. Окончил Академию Генерального штаба, ему было присвоено звание генерал-майора авиации. В апреле 1954 года по состоянию здоровья ушел в запас. Умер в июле 1974 года в Москве.
С 1928 года Николай Васильевич Челноков служил в авиации. По окончании Ейского военно-морского училища он был оставлен в нем на должности летчика-инструктора. За боевые успехи в подготовке летных кадров в 1936 году был награжден орденом «Знак Почета». Через два года Н. В. Челнокова направляют на Балтийский флот. Он участвовал в боях с белофиннами. За сорок успешных вылетов на бомбоудары по военным объектам врага получил свою первую боевую награду — орден Красного Знамени.
К началу Великой Отечественной войны капитан И. В. Челноков командовал авиаэскадрильей. Боевая страда началась для него с первых же дней войны. Он с летчиками своей авиаэскадрильи наносит мощные бомбовые удары по войскам и технике фашистов. Так, 30 июня 1941 года полк получил задание нанести удар по мотомехчастям врага в районе Двинска (Даугавпилс). Девятка ДБ-3, возглавляемая капитаном Челноковым, несмотря на сильный заградительный зенитно-артиллерийский огонь и атаки численно превосходящих истребителей противника, в завязавшемся воздушном бою сбила семь истребителей Me-109.
В июле 1942 года капитан Н. В. Челноков был направлен в тыл за новой авиационной техникой. В сжатый срок овладев замечательной машиной Ил-2, он вновь возвратился на Балтику и был назначен командиром авиаэскадрильи 57-го штурмового полка.
Вновь начались боевые будни. Воевал ор на Северо-Западном фронте и на подступах к городу Ленина, где прошло его детство и юность. Над Ленинградом нависла черная туча фашистских войск. Их ударную силу составляли танки. Челноков со своими товарищами наносит мощные штурмовые удары по гитлеровцам, метко поражает цели, срывает планы фашистского командования.
«Летая при любых метеоусловиях днем и ночью, капитан Челноков вылетает на выполнение самых ответственных боевых заданий командования, проявляя при этом мужество и героизм... Грозный летчик-штурмовик, высший мастер воздушного боя», — характеризовал тогда капитана Челнокова командующий Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц.
Н. В. Челноков и летчики его авиаэскадрильи упорно и настойчиво совершенствовал!! свои знания и опыт, чтобы лучше бить врага. Учились, подсказывая друг другу, предостерегая от ошибок, личным примером вдохновляя друг друга. Прославленный гepoй Великой Отечественной войны Советский ас Нельсон Степанян, который командовал звеном в 3-й авиаэскадрильи Н.В. Челнокова, рассказывает: «Как-то мы вылетели с группой, обнаружили колонну вражеских танков. Конечно, стали штурмовать. Челноков шел впереди. Гляжу: почти под самым хвостом его самолета темные клубки. Это рвутся снаряды фашистских зениток. Я — на зенитки и бил до тех пор, пока все их «хозяйство» не взлетело па воздух. И до того увлекся, что не посмотрел, где же Челноков. А он в этот момент бросил бомбы, которые полетели чуть ли не перед самым носом моего самолета.
Ты второй раз па свет родился, чудом уцелел, — сказал мне тогда Челноков. — Нельзя так горячиться».
Освоив одним из первых среди морских летчиков Балтики мощный Ил-2, он применял его не только против сухопутных целей, но и морских. Изо дня в день создавал и совершенствовал тактику штурмовых ударов с малых высот по кораблям и транспортам противника.
К лету 1942 годя морской летчик совершил семьдесят восемь боевых вылетов. От его бомб сгорели десятки танков, было уничтожено много огневых точек, подняты в воздух укрепления врага, нашли себе могилу сотни солдат и офицеров. Мастерство летчика, его самоотверженность и героизм по достоинству были оценены Родиной. Еще в ноябре 1941 года он был награжден орденом Ленина. А 14 июня 1942 года капитану Н.В. Челнокову присваивается звание Героя Советского Союза.
Летом 1942 года Н. В. Челноков назначается командиром 1-го минно-торпедного авиаполка, в котором началась его боевая деятельность в годы Великой Отечественной войны. Полк к этому времени завоевал звание гвардейского и стал одним из лучших авиационных частей на Балтике. Летчики его совершили в августе 1941 года первые налеты на Берлин. Н.В. Челноков прекрасно понимал, что ему оказано высокое доверие и старался оправдать его новыми боевыми делами. Полк наносит ряд успешных бомбовых ударов по железнодорожным станциям, аэродромам фашистов, вылетает па постановку мин у военно-морских баз противника, наносит удары по кораблям в Финском заливе.
В июне 1943 года Н. В. Челнокова переводят на новый театр военных действий. Он назначается помощником командира, а затем и командиром 8-го гвардейского штурмового полка Черноморского флота. Это была также заслуженная боевая часть, которая воспитала немало знаменитых советских асов. Моряк-балтиец на новом месте службы применил передовые тактические приемы бомбометания с малых высот, освоенные и проверенные им на Балтике. Эффективными были бомбоудары полка по врагу в районе Керчи, Феодосии, Севастополя по морским целям. Штурмовые удары полка Челнокова были настолько сильны, что фашисты в дневное время вынуждены были прервать передвижение кораблей и транспортов по маршруту Новороссийск—Анапа—Керчь. Тогда Н. В. Челноков применил новый прием.
В одном из документов военных лет говорится следующее: «Когда враг после ежедневных ударов штурмовиков был вынужден перевести движение своих плавсредств на коммуникациях на ночное время, товарищ Челноков создал и подготовил группу ночников-охотников в двенадцать человек, с которой ночыо продолжал уничтожать плавсредства противника. Эта группа во главе с ним в ночь на 18 августа 1943 года па аэродроме Анапа уничтожила одиннадцать самолетов противника».
Полк Челнокова принял участие в боях по освобождению солнечного Крыма. 11 марта 1944 года группа Ил-2, возглавляемая им, уничтожила два торпедных катера и четыре повредила; 13 апреля в порту Судак челноковцы уничтожили быстроходно-десантную баржу, подготовленную для эвакуации войск. Ночью 10 мая два дизель-электрохода и самоходные баржи погрузили на мысе Херсонес гитлеровцев, выбитых из Крыма, и взяли курс на Констанцу. Но летчики полка не дали им уйти. Оба дизель-электрохода и несколько десантных барж с войсками нашли себе могилу в водах Черного моря.
За время этой операции летчики полка Н. В. Челнокова произвели около двух тысяч боевых вылетов, потопили много транспортов и боевых кораблей фашистов. Сам командир потопил транспорт, сторожевой корабль, торпедный катер и две баржи. За успешные боевые действия, героизм личного состава полку было присвоено почетное наименование Феодосийский, а Н. В. Челноков награждён орденом Красного Знамени.
В мае 1944 года 8-й гвардейский авиационный Феодосийский полк был передан в состав ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Н.В. Челноков умело руководит действиями полка при прорыве вражеских укреплений на Карельском перешейке, во время изгнания врага из Прибалтики, водит штурмовиков на удары по кораблям фашистов в Выборгском и Нарвском заливах. Свой богатый боевой опыт командир полка охотно передавал молодым воинам, особенно метод низкого бомбометания, неоднократно сам демонстрировал его эффективность при налетах на вражеские корабли.
Боевой счет полка рос с каждым днем. Только в Выборгской операции 1944 года полк потопил двенадцать кораблей и девять повредил. За новые выдающиеся боевые успехи, высокое летное мастерство и героизм Николай Васильевич Челноков был награжден третьим орденом Красного Знамени.
В августе 1944 года Советская страна четвертый раз за годы войны отмечала День авиации. В ознаменование этого праздника Советское правительство высокими наградами отметило наиболее прославленных летчиков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года двенадцати летчикам было присвоено звание Героев Советского Союза, а три воздушных аса награждены второй медалью «Золотая Звезда». Этими отважными воздушными воинами были А. В. Ворожейкин, майор И.Н. Кожедуб и наш земляк подполковник Н. В. Челноков. К этому времени на его боевом счету было двести семьдесят семь штурмовых ударов по войскам врага.
Прославленный воин осенью 1944 года выдвигается па должность командира 9-й Роншинской штурмовой авиационной дивизии. Вот один эпизод этих дней.
В Нарвском заливе сторожевую службу несли четырнадцать фашистских кораблей, прикрывавших фланг сухопутных войск. Несколько раз пытались нанести удар по кораблям наши летчики, но мешала хорошо организованная оборона противника. Тогда группу штурмовиков возглавил Н. В. Челноков. Первым делом он парализовал зенитную оборону, а затем обрушил массированный удар по кораблям. Почти все они были уничтожены, и это поставило сухопутные войска фашистов в тяжелое положение.
Участвуя в освобождении Прибалтики, островов Финского залива, штурмуя укрепления фашистов в Данцигской и Померанских бухтах, под Кенигсбергом, летчики дивизии Н. В. Челнокова произвели тысячу двести сорок восемь боевых вылетов, потопили пятьдесят пять и повредили пятьдесят один корабль и транспорт противника, в воздушных боях сбили двадцать один самолет. За образцовое руководство частями дивизии, выдающиеся победы на море летчик Н. В. Челноков удостаивается ордена Ушакова 2-й степени. Это было свидетельством его незаурядного военного таланта и мастерства.
Окончилась Великая Отечественная война. Дважды Герой Советского Союза Н. В. Челноков продолжал отдавать свои знания и опыт Родине, занимая высокие командные должности в Военно-Воздушных Силах Краснознаменного Балтийского флота. Окончив Академию Генштаба, он несколько лет работал в Центральном аппарате Военно-Морского Флота, был избран депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва. В 1949 году ему присваивается воинское звание генерал-майора авиации. Но дали знать о себе раны, полученные во время войны...
Родина не забыла о боевых заслугах морского летчика. В городе Ленина, где Н. В. Челноков прожил много лет, ему как дважды Герою Советского Союза установлен бронзовый бюст.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей