Герасим (? – 20 января 1676) — схимонах, основатель Иркутского Вознесенского монастыря.
Прибыл в Восточную Сибирь с дружиной русских казаков, основавших Иркутский острог. В 1672 с благословения митрополита Корнилия в 5 верстах от Иркутска вниз по течению на левом берегу Ангары он заложил Вознесенскую пустынь, преобразованную позже в одноименный монастырь. Герасим сам занимался строительством, и при его участии были построены первая деревянная церковь Вознесения Господня, кельи для братии и деревянная ограда. По преданию, старца погребли в монастырской ограде. В 1802 при строительстве новых стен были обнаружены надгробный камень и гроб. Могила была восстановлена, и в том же году над нею возведена двухэтажная часовня. В 1840 в подполье над гробом был установлен каменный склеп. Иркутские жители чтили Герасима как святого, с 1900 ежедневно по субботам после ранней обедни в местных церквах служилась панихида, а в его часовне – лития.
Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011
Старец Герасим известен в Сибири с XVIII как местночтимый угодник Божий. Он является основателем Иркутского Вознесенского монастыря и «память о нем пребывает до ныне».
Старец схимонах Герасим прибыл в этот край Сибири вместе с «дружиной русских людей», положивших основание Иркутску. Происхождение и место рождения старца неизвестны. Первые иноческие подвиги в Сибири старец Герасим начал на берегу реки Ангары, положив начало Братской Спасской пустыни, ныне находящейся под водой искусственного моря Братской ГЭС. Исследуя местность в районе рек Ангары, Иркута и Китоя, он остановил свой окончательный выбор на том месте, где позднее возникла Иркутская Вознесенская обитель.
Старец схимонах Герасим мог получить пострижение от Тобольского архиепископа Герасима (Кремлева), окормлявшего Сибирскую паству с 1640 по 1650 гг. Старец Герасим переправился на левый берег Ангары и в пяти километрах от острога, вниз по течению, ископал себе пещеру для жительства и начал свои молитвенные подвиги.
Он постепенно приобрел глубокое уважение местных православных насельников, а затем и своих подражателей в отшельническом житии.
В 1669 г. старец Герасим ходил в Енисейск и исходатайствовал у воеводы К.А. Яковлева разные угодья «под монастырские строения, под хлебную пашню, под сенные покосы, и под скотный выпуск, земли ниже Иркутска за Ангарой». По мере умножения братии в пустыни, старец Герасим предпринял вторичное путешествие в Енисейск в 1675 г. и исходатайствовал у воеводы М.В. Приклонского расширение угодий.
Согласно благословенной грамоте митрополита Сибирского Корнилия в 1672 г. схимонах Герасим соорудил в обители деревянную церковь во имя Вознесения Господня, построил кельи для братии и обнес их деревянной оградой. Среди иноков Вознесенского монастыря, современников старца Герасима, известны подвижники благочестия Никон, Карасий, Ефрем и Исаия.
Схимонах Герасим управлял монастырем около четырех лет и в этой обители обрел свою блаженную кончину 20 января 1676 г. По сохранившемуся преданию, он был высокого роста и атлетического телосложения. В обители еще в начале ХХ столетия сохранялись его деревянные посох и аналой, довольно внушительных размеров. Погребен был схимонах Герасим в монастырской ограде во гробе, вытесанном из цельного ствола дерева.
Святитель Иркутский Иннокентий (Кульчицкий) очень чтил память схимонаха Герасима. Он часто посещал пещеру старца и молился в ней. В 1802 г. благотворитель монастыря купец Н.С. Чупалов начал строительство монастырской стены; при копании рва под фундамент этой ограды был снят надгробный камень с могилы старца и обнаружен его гроб. В 1840 г. на самой могиле был сделан каменный склеп и устроено новое деревянное надгробие, на котором положен камень, снятый с могилы старца, с высеченными на нем двумя надписями следующего содержания:
«1672 г. января 20 дня преставился сего Вознесенского монастыря первый строитель схимонах Герасим».
«Прошлого 1802 г. в июне при копании рва под стену, в присутствии строителя ограды Иркутского купца Николая Семеновича Чупалова, гроб лежащего под сим камнем строителя Герасима обретен нетленным».
В архиве Иркутского Вознесенского монастыря хранилось несколько собственноручных заявлений, сделанных разными лицами в сороковых годах XIX столетия о чудесах, сотворенных по молитвам старца Герасима. Среди них есть письмо иркутской девицы Агафьи Кочетовой и енисейского мещанина Ивана Кочнева, сообщающих о том, что первая 3 июня 1841 г. была исцелена от тяжелой болезни старцем Герасимом, явившимся ей в сонном видении, а второй, будучи тяжело больным в ноябре 1842 г., находясь в бессознательном состоянии, был «напоен» песком, взятым из могилы старца Герасима, и тотчас пришел в сознание. Многие благочестивые богомольцы, по свидетельству предания, брали с могилы старца Герасима песок и, испив воды, в которую был брошен этот песок как благословение старца, получали исцеление от всех недугов. С 1910 г. еженедельно, по субботам, по старце Герасиме совершалась панихида, а в часовне — на его могиле — лития.
В настоящее время место, где покоились мощи старца схимонаха Герасима, в запустении, и ничто не напоминает о бывшем здесь некогда прекрасном монастыре; пещера - могила старца не сохранилась.
Поминовение старца Герасима совершается 20 января — в день кончины.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей