В XVIII в. активизировалась миссионерская деятельность православной церкви в Восточной Сибири. Новый правительственный курс, требовал массовой христианизации коренного населения. В 1714г. был подписан указ "Об уничтожении кумиров и кумирниц у вогуличей, у остяков, у татар и у якутов, и о крещении сих народов в христианскую веру", направленный сибирскому митрополиту. В нем предписывалось "...во все их уезды и в татары, и в тунгусы, и в якуты и в волостях их где найдешь их кумиры и кумирницы и нечестивые их чтилицы... пожечь, а их... всех иноземцев... приводить в христианскую веру" 385. Власти стремились идеологическими средствами закрепить то, что было освоено русскими к этому времени.
Однако принудительная христианизация могла привести к столкновениям на религиозной почве, поэтому власти вынуждены были скорректировать свою позицию. В 1719г. вышел сенатский приговор "О некрещении татар и других иноверцев против их воли". Правительство разработало систему материальных поощрений, способных стимулировать христианизацию. В 1720г. подписан указ "О льготе новокрещеным от всяких сборов и податей на три года" 386. Он давал новокрещеным временное освобождение от сборов и податей, при этом налоговая нагрузка перекладывалась на плечи сородичей, не принявших православие. В 1725 г. Синод издал постановление, предписывавшее "принявшим православную веру выдавать деньги на платье и подарки" 387. Предусматривалась выдача нательных крестов, икон, холста на рубахи, кафтана и др.
Наибольшие льготы были предоставлены якутам. Льгота по выплате ясака, по указу 1732г., составляла 5 лет. Новокрещеным, в соответствии с указом 1740г., администрация выдавала медный крест по 5 золотников, рубаху, сермяжный кафтан, шапку, рукавицы, чирики и чулки. Женщинам дополнительно дарили украшения. Знатным "инородцам" размер награды увеличивался. Помимо вещей, предусматривалась выдача денег от 1 руб. 50 коп. до 50 коп. В случае крещения семьи в полном составе выдавалась икона 388. Раздача подарков продолжалась до 1764г., после чего была отменена. Разрешалось выдавать только кресты и иконы, при сохранении трехлетней налоговой льготы.
Христианизацию вели различные лица и учреждения: приходские священники, православные монастыри, архиереи во время пастырских поездок по епархии, миссии или миссионеры-проповедники.
Изначально в Иркутской епархии священникам рекомендовали больше внимания уделять "просвещению крещением инородцев", не оказывая при этом какого-либо давления. Епископ Иннокентий Кульчицкий подчеркивал, что крещение должно совершаться добровольно и осознанно. Число крестившихся "инородцев" в это время было невелико, не более 3-5 человек в год на приход. Увеличение числа новокрещеных всегда отмечалось епископом. Например, в 1734г. священник Братского острога Никифор Иванов крестил "9 лиц тунгусского рода" - двух мужчин и семь женщин. По указу епископа Иннокентия Неруновича священнику объявили благодарность, а новокрещеных освободили от выплаты венечных и лазаретных денег 389.
Действенным механизмом оказалась выдача новокрещеным "билета для льготы по ясачному сбору". Он был введен в 1724 г. совместным постановлением Синода и Сената и освобождал на 3 года от выплаты ясака. Это оживило миссионерскую деятельность.
Крещение коренного населения активизировалось во второй половине XVIII в. Это связано с политикой епископа Софрония Кристаллевского. 1 февраля 1769 г. он потребовал: "...чтобы священники живущих близ парохии их идоляторов всемерно старались по Апостольской заповеди обращать и просвещать святым крещением в Грекороссийскую Православную веру; ибо де в некоторых местах за помощью Божиею самым делом и исполняется, но в протчих видно, что почти от единой лености и небрежения к таковому о приведении оных из заблуждения в Богопознание душ священники не прилежают, но только репортуют, что в такой-то половине года в парохии их никто крещено идоляторов не было" 390.
Для контроля за христианизацией епископ Софроний ввел особые "Реэстры о новокрещенных". В них заносились все крестившиеся в данной церкви "инородцы" за год. Каждый священник был обязан ежегодно отчитываться перед заказчиком о числе новокрещеных в своем приходе, а заказчик - предоставлять епископу сводные данные по духовному правлению. Введение этих форм привело к погоне за количеством новокрещеных. Священники стали крестить каждого желающего, нередко в ущерб качественной стороне.
"Инородческое население" восприняло подобную практику по-иному. Они принимали православие, получали льготу и пользовались ей 3 года. После истечения срока они вновь крестились, но уже в другой церкви, надеясь на новые льготы. Таким образом, крещение для них превратилось не в осознанное принятие новой религии, а в способ уклонения от уплаты ясака и налогов. Эта практика получила широкое распространение, особенно в Балаганском духовном правлении. Искоренять ее пришлось епископу Михаилу Миткевичу. 26 июля 1778 г. он издал предписание, гласившее: "Некоторый Иркутской епархии священник пришедшую к нему крещеную уже прежде назвавшуюся некрещенной обманом братских женку безовсякого о ней разведывания необучившие ее молитвам и святой веры вторично оную крестил... Подтверждаем указом, чтоб священник крестить желающих не спешил, но разведал бы не были ли крещены прежде и обучал бы молитвам и святой веры. Ежели сего исполняемо не будет то за сие они священники лишены будут своих чинов" 391. Таким образом, епископ призывал приходское духовенство тщательно готовить человека к принятию новой веры.
Иногда миссионерская деятельность наталкивалась на ожесточенное сопротивление. Подобный случай произошел со священником Тункинской Николаевской церкви Афанасием Поповым в 1796 г. Он убедил около 200 "инородцев" отказаться от "бусурманства" и принять православие. Местные шуленги воспрепятствовали этому. Они избили и выгнали священника и причетников, сорвали с них кресты и разодрали одежду. Новокрещеных, "отошедших от бусурманства" высекли и угнали их скот 392. Гражданские власти не оказали духовенству реальной помощи. Они затянули рассмотрение дела в нижней расправе и не приняли никакого решения.
Монастырям также предписывалось "крайне прилежать о проповеди Слова Божия подвластным Российской империи народам". Они получили право записывать новокрещеных в разряд монастырских крестьян, если последние не будут против. Так образовались целые селения из крестившихся и поселян: Троицкое, Куналейское, Посольское, Твороговское и др. В период с 1728 по 1747гг. из 183 вкладчиков Селенгинского монастыря 22 были новокрещеные буряты. 393
Миссионерской деятельностью много занимались иркутские архиереи. Епископ Иннокентий Кульчицкий, проживая в Забайкалье, окрестил несколько десятков бурят. Иннокентий Нерунович, еще находясь в Москве, подготовил проект христианизации язычников. Он планировал организовать подготовку переводчиков, контролировать соблюдение льгот для новокрещеных, устроить для них школы. Однако поддержки у местных властей и правительства не нашел. Архиерею с трудом удавалось изыскивать средства на небольшие подарки, поскольку отдельной статьи финансирования миссионерской деятельности не было, а проводить ее за счет средств епархии оказалось невозможно. В 1734г. епископ посетил Забайкалье, в 1735г. и 1741-1743гг. совершил пастырский визит в Якутию, в ходе которых крестил более 500 человек 394.
При епископе Софронии Кристаллевском в 1763г. по указу Сената в Иркутской епархии учреждаются две должности миссионеров, с жалованием 150 руб. в год. Первый миссионер, Григорий Ноговицын, был направлен в Балаганское, Киренское и Якутское духовное правление. В 1767г. его сменил брат Гавриил Ноговицын. Второй миссионер, игумен Иоиль, действовал в Иркутском, Нерчинском и Селенгинском духовных правлениях. Помощь им оказывали приходские священники и представители администрации.
В 1764г. в Приенисейском крае должности миссионеров были введены в Туруханском и Красноярском духовных правлениях. В Туруханском правлении миссионером был назначен игумен Троицкого монастыря Мисаил, в Красноярском - священники Никита Арамельский и Алексей Михайловский 395. Впоследствии их объединили в Енисейскую миссию, состоящую из Туруханского (о. Мисаил), Минусинского (Н.Арамельский) и Ачинского (А.Михайловский) миссионерств.
Необходимо отметить, что на окраины Иркутской епархии правительством направлялись и особые миссии. В 1742г. миссия Иоасафа Хотунцевского выехала на Камчатку. Результатом ее деятельности стало крещение 8000 камчадалов и учреждение для них школы. В 1794г. на остров Кадьяк была послана Северо-восточная американская духовная миссия во главе с архимандритом Иоасафом Болотовым. Кроме того, постоянную заботу иркутские архиереи проявляли о Китайской духовной миссии.
Серьезным препятствием для миссионерской деятельности оставался языковой барьер. Для коренного населения службы оказывались недоступными для понимания, поскольку они не знали русского языка. Священникам и миссионерам приходилось подыскивать переводчиков.
В каждом из регионов Восточной Сибири христианизация имела свои особенности. В Туруханском уезде центром ее стал Туруханский Троицкий монастырь. В большинстве приходов присутствовало православное коренное население, занесенное в церковные документы как "ясашные", однако его доля оставалась небольшой. Попытки увеличить число крестившихся часто заканчивались безрезультатно. Так, в 1788г. игумен Мисаил совместно со священником-переводчиком Алексеем Урусниковым совершили визит по дальним эвенкийским стойбищам, в результате которого "приобрели для православной церкви только 17 душ и уйму неприятностей" 396.
Деятельность протопопа Воскресенского собора Красноярска А.Михайловского была более результативной. В донесении он указывал, что "крестил более тысячи инородцев из ачинских и качинских татар" 397. Игумен Кашиношиверского монастыря И.Пыхов "просветил святым крещением Енисейского ведомства Кацкой волости ясашного тунгуса князьца Итолчу Матогина да братьев ево Куталчу и Сыранчу с родственниками" 398.
Приоритетным направлением христианизации в Приенисейском крае в XVIII в. стала территория Хакасско-Минусинского края. Здесь русское население размещалось на правом берегу Енисея, а коренное — на левом и реке Абакан 399. Христианизация осуществлялась преимущественно приходскими священниками. Центрами православия стали Ужурская церковь на севере Хакасско-Минусинского края и Аскизская — на юге. В конце XVIII в. приходе этих церквей доля новокрещенных составляла 91% - в Ужурском и 73,3% - Аскизском. Довольно значительное число "ясачных" приходилось на Бараитский (55%), Минусинский (60%), Абаканский (22%) приходы. В целом по Хакасско-Минусинскому краю число новокрещенных хакасов в 1764г. составляло 39,2% от общего числа "ясачных", а к концу XVIII в. она сократилась до 28%, что составляло более 4000 человек 400.
Попытки добиться массового крещения, предпринимавшиеся в крае неоднократно, успехов не имели. Так, в 1786г. игумен Туруханского Троицкого монастыря Мисаил организовал "большой проезд от города Красноярска вверх по рекам Енисею и Абакану через ясашные волости даже к мунгальской стороне" для распространения православия. Однако результаты этого "проезда" оказались скромными: было крещено "больших мужеска полу 4, женска 7, малолетных мужеска 7, женска 6, а всего 25 человек". В 1788г. игумен побывал "в Качинской землице", где окрестил 15 человек, преимущественно малолетних 401.
В Якутии духовенство осуществляло христианизацию путем массовых крещений. Используя материальные стимулы (льготы, подарки) проповедники добивались искомых результатов. В 1735г. епископ Иннокентий Нерунович в 30-ти верстах от Якутска, в небольшом урочище, крестил более 100 якутов. В память об этом событии там был поставлен крест и началось строительство часовни в честь Животворящего Креста Господня. В 1742г. священник верхневилюйской церкви Григорий Чупров крестил 158 якутов и эвенков. Всего за период с 1733 по 1741г. в Якутии было крещено 1116 "инородцев", а в 1741-1745гг. — 418. Миссионер Григорий Ноговицын в 1765-1766гг. крестил 247 ясашных, а его преемник Гавриил Ноговицын в 1767-1769гг. — 838. В 1768-1773гг. при Верхневилюйской церкви крестилось 1831 человек 402.
По данным священника Амгинской церкви, в 1777г. его приход состоял из русского села, в котором проживало 146 человек, 16 якутских поселений, насчитывавших 1510 крещеных якутов, и 8 стойбищ тунгусов, где было 116 новокрещеных. Всего в приходе числилось 1772 человека, из которых крещеное аборигенное население составляло около 92% 403. При этом истинно верующими были только русские.
Многие священники для скорейшей христианизации использовали водку, спаивая аборигенное население. Подобная практика получила широкое распространение. Иркутской духовной консистории и Якутскому духовному правлению в 1790г. пришлось указать священникам, чтоб "во время выездов в улусы иноверцам ни под каким видом отнюдь с собою горячего вина не вывозили" 404.
Массовая христианизация продолжалась до конца XVIII в. Православное духовенство Якутии с уверенностью рапортовало об успехе распространения истинной веры и "пастырском окормлении инородческого населения". Особо "прилежал" в этой деятельности протоиерей Григорий Слепцов. По данным 7-й ревизии 1815г., из 76918 якутов, плательщиков ясака, некрещеными осталось только 485 человек, что составляло менее 1%. Это был самый высокий показатель по Восточной Сибири. Однако местное население о христианстве имело смутное представление, плохо соблюдало обряды и православным считалось только формально.
Нередко приезд священника для аборигенов становился бедствием. Так, князьцы Жиганского комиссарства Текес Офонин и Тикистен Лучеканов в 1772г. подали жалобу на священника Андрея Иоакинова, который за приезд из Якутска потребовал 100 руб. и 3 песца с каждого новокрещеного. Это привело в "немалое разорение и безвозвратный убыток" аборигенов 405. Родовичи объявили, что услуги православных священников им обходятся в несколько раз больше, чем содержание шаманов.
В Прибайкалье христианизация осуществлялась медленнее. Основной вклад здесь вносили приходские священники. К концу XVIII в. в составе многих приходов региона появилась "новокрещеные" из "ясашных", или "инородцев". Их численность ежегодно колебалась. В 1799 г. по ряду приходов крещеные аборигены составляли: в Яндинском приходе - 12 человек, в Новоудинском - 169, в Илгинском - 35, в Нижнеудинском подгородном - 632, в Бирюсинском - 17, в Тулунском - 35, в Нижнеудинском городском - 350, в Барлукском - 94, в Кимильтейском - 962, в Большеокинском - 18, в Братском - 12 человек 406. Всего же в регионе было крещено более 5000 аборигенов. Удельный вес принявших христианство в приходах составлял 7-10% от общего числа верующих. В целом же к концу XVIII в. доля перешедших в православие представителей коренного населения Прибайкалья не превышала 15%.
Особая ситуация сложилась в Забайкалье. В конце XVII в. сюда стал активно проникать буддизм. К середине XVIII в. он охватил селенгинских бурят и хоринцев, а к концу века - тункинских и аларских бурят. Экспансия лам из центральной Монголии стала настолько очевидной, что российский посол Савва Владиславич-Рагузинский посчитал нужным установить в 1728г. должность главы забайкальских лам и утвердить постановление о ламах. В 1741г. императрица Елизавета Петровна своим указом утвердила Агвана Пунцука в качестве главного ламы Забайкалья. В том же году в Забайкалье были основаны два войлочных дугана. Всего же в 1741г. в Забайкалье находилось 150 лам, в то время как представителей приходского духовенства было всего 83 человека (1754г.) 407. В 1792г. на территории Селенгинского духовного правления насчитывалось уже 240 лам, а численность приходского духовенства и монашествующих составляла 238 человек 408.
Несмотря на все трудности, распространение христианства в Забайкалье продолжалось. В начале XVIII в. основная ставка была сделана на братию Селенгинского Троицкого монастыря. Его настоятелю разрешалось крестить бурят, знакомить их с земледелием и размещать на монастырских землях. Однако земледелие среди бурят распространялось медленно, преобладал традиционный уклад жизни. По замечанию настоятеля Селенгинского монастыря "скота у них довольно, живут юртами по разным местам, однако деньги копить очень пристрастны и горазды". Поэтому результаты деятельности монастыря оказались скромными.
Основной вклад в дело распространения православия в Забайкалье внесли иркутские архиереи. Около 50 бурят было крещено епископом Иннокентием Кульчицким в период его проживания в Селенгинском Троицком монастыре. Летом 1734г. регион посетил епископ Иннокентий Нерунович. Во время поездки он крестил Цицена Цохниева, представителя знатного рода зайсана Хатшеева. При крещении он получил имя Петра Ивановича Нерунова и по настоянию владыки был объявлен тайшею Хатыгинова рода. После этого большинство родовичей приняли крещение, а место их проживания стало именоваться Неруновским поселением. В это же время появляются и другие селения "хлебопашествующих новокрещеных". Кроме Неруновского поселения, в Забайкалье существовали Мальцовское и Сухановское, где проживали новокрещеные. Они насчитывали около 500 жителей, занимавшихся земледелием и ремеслами.
В начале 1740-х гг. российское правительство, опасаясь конфликтов с Китаем, приостановило миссионерскую деятельность в Забайкалье. Крещения бурят продолжались, но носили единичный характер. Так, во время пастырских визитов в Забайкалье епископа Софрония Кристаллевского в 1756 и 1758гг. было крещено несколько человек. В целом, число крещеных в регионе можно оценить в 1000 человек.
Отношение к носителям языческого культа — шаманам — было сложным. С одной стороны, православная церковь стремилась искоренить следы язычества, а шаманов объявила лицами, "общающимися с диаволом". Отсюда следовало наказание. С другой стороны, правительство в 1740г. издало указ, в соответствии с которым к шаманам требовалось относиться "снисходительно", ограничиваться "увещеванием и церковными трудами и покаянием". Следствие по случаям "камлания" требовалось "проводить быстро", в течение трех дней. Властям разрешалось изымать "шаманское платье, бубен" и предметы культа. Многие подобные меры считали легким наказанием и как отмечали миссионеры "вменяют себе в отвагу и посмеяние... и в прежнем своем суеверии находятся".
Однако православная церковь стала применять методы публичного покаяния и публичного сжигания предметов языческого культа. Для шаманов это было унизительным актом. Шаманы, в свою очередь, не стремились провоцировать конфликты. Некоторые из них даже сами принимали крещение, не прекращая заниматься шаманской практикой. В случае, если об этом становилось известно, наказания применялись жесткие. Так, в 1797г. новокрещеный Жарханской волости Дмитрий Поедугин за шаманство был направлен на покаяние на 6 лет 409.
Светская администрация и многие русские поселенцы нередко пользовались услугами шаманов. Известен случай, когда один из якутских священников пригласил для лечения шамана. В отчетах миссионеров по Якутии указывалось, что "здешнее начальство увеселяет себя камланием, и платят им шаманам даже деньги" 410. Иногда шаманов приглашали купцы "для успешного торгу".
Новым явлением, получившим распространение в Восточной Сибири во второй половине XVIII в. стало "раскрещение". Воспользовавшись налоговой льготой 3 года, новокрещеные затем порывали связи с православием и возвращались к прежней вере. Если ранее родовичи отказывались принимать обратно крещеного человека, то к концу XVIII в. возвращение становилось возможным.
В целом, процесс христианизации в Восточной Сибири в XVIII в. носил сложный и противоречивый характер. Имелись несомненные достижения, прежде всего в увеличении числа "просвещенных крещением". Однако христианизация осуществлялась во многом формально. Большинство новокрещеных не знали канонов православия, не стремились к посещению храмов и исполнению обрядов. Нарушение ими обрядности отмечалось во всех регионах Восточной Сибири. Наиболее типичными являлись: длительное отсутствие в церкви, неявка к исповеди, браки без венчания, отпевание покойного после захоронения. Количество нарушителей среди хакасского крещеного населения составляло 87-90% 411. По представлениям хакасов "увидеть перед дорогой или во сне священника предвещало неудачу и большие неприятности". В Якутии отмечалось, что хотя большинство якутов крещеные, но христиане только по названию, а во многих юртах православные иконы висят рядом с шаманскими бубнами или предметами языческого культа. Священники Забайкалья сообщали в Иркутск о том, что многие крещеные буряты "в церковь Божию ни разу не вступали", "к исповеди и причастию не ходят за нерачением". Это приводило к распространению синкретизма и двоеверия.
Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"
Примечания
Глава 2. Организация и деятельность православной церкви в XVIII веке
-
Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв. Т.1 Казань, 1897. С.529.
-
Подробнее см.: Древние церковные грамоты... С.127-135.
-
Покровский И.М. Указ. соч. Т.2. Казань, 1913. С.282.
-
Древние церковные грамоты... С.154.
-
ИЕВ. Прибавления. 1868. С.525-526.
-
Описание документов и дел Святейшего Синода. Т.IV. № 422. С.430; Полное собрание постановлений и распоряжений Синода по ведомству православного вероисповедания Российской империи (ПСПиР). Т.5. СПб., 1881. № 1631.
-
Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ), ф.10, оп.2, д.899, лл.59, 72.
-
Там же, лл. 81-82.
-
Там же, л.86.
-
ПСЗ-1. Т.7. №3870.
-
Там же.
-
Громов П. Указ. соч. С.57-59.
-
ПСПиР. Т.5. №1935.
-
Громов П. Указ. соч. С.152-153.
-
Хрусталев Д.М. Летописные сведения об Иркутске и Иркутской епархии за двухсотлетний период их существования. Иркутск, б/д. С.10.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.476об.
-
Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVIII — первая половина XIX века. Иркутск, 1996. С.44-45.
-
Громов П. Указ. соч. С.89.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.434.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.608.
-
Там же. С.609.
-
Там же.
-
ИЕВ. Прибавления. 1865. С.431.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.44.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.1776-177.
-
Там же. С.195.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.377.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.73.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.237.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.107-110.
-
ЦГАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.273.
-
Подробнее см.: Наумова О.Е. Указ. соч. С.84-85.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.132.
-
Древние церковные грамоты... С.93-94.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.37.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.38.
-
Громов П. Указ. соч. С.289.
-
Там же. С.290.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.181.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.177.
-
Вадим, архиепископ. "Во Святем Духе брат наш" // Русская сила. 2001. №5. С.4.
-
Духовный ветроград Сибири // Земля Иркутская. 2000. №14. С.12.
-
Там же. С.14.
-
Троицкая церковь Туруханского монастыря // Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск, 1989. Вып.1. С.332-336.
-
Там же. С.331.
-
К характеристике документов по истории Туруханского Троицкого монастыря в XVIII в., хранящиеся в Государственном архиве Красноярского края // Памятники истории и культуры Красноярского края... С.395.
-
Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края. Новосибирск, 1981. С.195.
-
Шорохов Л.П. Указ .соч. С.81.
-
Там же. С.80.
-
Там же. С.54.
-
Там же. С.52.
-
Там же. С.27.
-
Там же. С.31.
-
Монастырь Спасский XVIII — XIX вв. // Памятники истории и культуры Красноярского края... С.89-96.
-
Шорохов Л.П. Указ. соч. С.53.
-
Там же. С.80.
-
Там же. С.54, 62, 75.
-
Сафронов Ф.Г. Указ. соч. С.37.
-
Шорохов Л.П. Указ. соч. С.71.
-
Шерстобоев В.Н. Указ .соч. Т.1. С.516-517.
-
Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Иркутск, 1957. Т.2. С.540, 555.
-
Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии. М., 2000. С.199.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.555.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.628.
-
Шахеров В.П. Указ. соч. С.40-41; Шерстобоев В.Н. Указ. соч. С.525.
-
Калинина И. Церковь Киренского монастыря... С.37.
-
Калинина И.В. Православные храмы... С.283.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.555.
-
ИЕВ. Прибавления. 1863. С.83.
-
Громов П. Указ. соч. С.195-196.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.184-185.
-
ИЕВ. Прибавления. 1863. С.83.
-
ИЕВ. Прибавления. 1890. С.1-5.
-
Громов П. Указ. соч. С.194; Наумова О.Е. Указ. соч. С.118.
-
Торшина Н. Знаменский монастырь // Земля Иркутская. 1998. №10. С.25.
-
Крючкова Т. "...усердием и капиталом" // Земля Иркутская. 1996. №5. С.68.
-
Пежемский П.И., Кротов В.А. Иркутская летопись (1652-1856гг.). Иркутск, 1911. С.123, 142.
-
Громов П. Указ. соч. С.195-196.
-
Медведев С.И. Иркутский Вознесенский монастырь // Земля Иркутская. 1994. №1. С.20.
-
Шавельский Л. Краткое историко-статистическое описание Иркутского Вознесенского монастыря. Иркутск, 1905. С.8; Наумова О.Е. Указ. соч. С.118.
-
Душкин Ю.С. Соль земли // Земля Иркутская. 2000. № 13. С.11.
-
Там же. С.11-12.
-
Иркутск в панораме веков... С.115.
-
Древние церковные грамоты... С.157.
-
Громов П. Указ. соч. С.398.
-
Там же. С.391.
-
Там же. С.392.
-
Там же. С.184-185.
-
Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря... С.80.
-
Описание Иркутского наместничества 1792 года. Новосибирск, 1988. С.87.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, лл.73-74.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.85.
-
Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря... С. 75.
-
Там же.
-
Там же. С.79.
-
Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ, 1982. С.11.
-
Громов П. Указ. соч. С.201.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С. 133.
-
Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь... С.20.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Забайкалья... С.145-147.
-
Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь... С.22, 24.
-
Там же С. 30.
-
Древние церковные грамоты... С.156-157.
-
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1879. Т.2. Ч.1. №422.
-
Там же.
-
ПСПиР. СПб., 1876. Т.IV. №1393.
-
ИЕВ. Прибавления. 1865. С.82.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.530.
-
ИЕВ. Прибавления. 1880. С.534-540.
-
Громов П. Указ. соч. С.213-214.
-
ПСПиР. СПб., 1881. Т.5., №1959.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.452.
-
ИЕВ. Прибавления. 1866. С.299.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990. С.141.
-
Там же. С.143.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.360.
-
ПСЗ-1. Т.19. №14231.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.142.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.531-532.
-
ИЕВ. Прибавления. 1872. С.122.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, лл.29-29об-30.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.332-333.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.322-323.
-
Громов П. Указ. соч. С.404-405.
-
Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество. Сибирь XVII в. Новосибирск, 1991. С.170.
-
Щеглов И.В. Указ. соч. С.159.
-
ПСЗ. Т.VI. №4122.
-
ПСПиР. Т.3. №1054, 1134.
-
ПСЗ. Т.XI. №8625.
-
ПСЗ. Т.XIX. №13541.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.121.
-
ПСПиР. Т.3. №1054.
-
ПСЗ. Т.XIV. №10780.
-
Громов П. Указ. соч. С.208.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.79.
-
Калинина И.В. Развитие деревянного культового зодчества Приангарья и Приленья в XVII — начале ХХ в. // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.62-63.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.122.
-
ПСПиР. Т.4. №1539.
-
ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.92-93.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.122.
-
Подсчитано по: Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.184-185, 189.
-
Памятники истории и культуры Красноярского края... С.52.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.189.
-
Бирюкова С.В. Богоявленский собор Енисейска: прошлое и настоящее // Молодежь и наука — третье тысячелетие. Сб. материалов. Красноярск, 2003. С.245-246.
-
Город у Красного Яра... С.193.
-
Памятники истории и культуры Красноярского края... С.318-319.
-
Енисейский энциклопедический словарь... С.188.
-
Подсчитано по: Шишигин Е.С. Указ. соч. С.27-28.
-
Санников А.П. Организация и деятельность православной церкви на территории Прибайкалья во второй половине XVII-XVIII вв. Автореферат дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2004. С.20.
-
Полунина Н.М. Живая Старина Приангарья. М., 1990. С.28, 31.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.78. Подробнее о строительстве Богоявленского собора см.: Крючкова Т.А. Из истории строительства и реставрации Иркутского Богоявленского собора // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.202-225.
-
Санников А.П. Организация и деятельность православной церкви... С.21.
-
Посчитано по: Калинина И.В. Православные храмы...; ГАИО, ф.50, оп.1, д. 3783, 3840, 3843, 3879, 3883, 3902, 3941, 4181, 4184, 4185, 4196, 4198, 4199, 4269, 4271.
-
Жалсараев А.Д. Указ. соч. С.189.
-
Громов П. Указ. соч. С.219.
-
Там же. С.86-87.
-
ПСЗ-1. Т.IV. №2186
-
ПСЗ-1. Т.IV. №2308.
-
Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951. С.30.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.53.
-
ПСЗ-1. Т.IV. №2352.
-
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1879. Т.2. Ч.1. №756.
-
Зольникова Н.Д. Ставленнические дела как источник по социальным проблемам XVIII в. (по материалам Тобольской епархии) // Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. С.18.
-
Там же. С.21.
-
ПСЗ-1. Т.XII. №8981.
-
Зольникова Н.Д. Ставленнические дела как источник по социальным проблемам XVIII в... С.21.
-
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т.2. С.527-528.
-
ИЕВ. Прибавления. 1868. С.72.
-
ИЕВ. Прибавления. 1868. С.12.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.51.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.560.
-
Там же.
-
Посчитано по: ГАИО, ф.50, оп.2, д.27; оп.7, д.53, 54, 62; Шерстобоев В.Н. Указ .соч. Т.2. С.558.
-
Посчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509, 514; оп.2, д.27; оп.7, д.53, 54, 62.
-
Асочакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края в XVIII — первой четверти XIX в. Автореферат дисс. канд. ист. наук. Красноярск, 1999. С.18-19.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.432.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3883, л.26.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.543.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.544.
-
Поротова О.В. Указ. соч. С.355.
-
ИЕВ. Прибавления. 1873. С.236-237.
-
Громов П. Указ. соч. С.222.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.359.
-
Знаменский П. Указ .соч. С.95.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.96.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.583. Год кончины Д.Парнякова автору удалось установить по метрическим книгам. В 1779г. в них упоминаются два священника — Д.Парняков и М.Парняков (ГАИО, ф.50, оп.3, д.13) За 1780г. метрические книги не сохранились. В 1781г. и в дальнейшем упоминается только один священник — М.Парняков (ГАИО, ф.50, оп.3, д.26, 31; оп.2, д.26). В исповедальных росписях за 1782г. он именуется сыном умершего священника, следовательно Д.Парняков скончался в 1780г.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.486, 500; оп.2, д.27, ф.275, оп.1, д.1, л.9-9об.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.49.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.148-149.
-
Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ .соч.; Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2.; Громов П. Указ. соч.; Покровский И.М. Указ. соч. Т.2.; ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.95; д.509, 514; оп.2, д.27, оп.7, д.53, 54, 62.
-
Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509, 514; оп.3, д.221, 222, 223, оп.7, д.17, 18, 53, 62.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.1(2), л.37.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.1(2), л.37об.
-
ИЕВ. Прибавления.1864. С.58; 1865. С.80.
-
ИЕВ. Прибавления. 1865. С.80.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.131.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.282.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.558.
-
Там же.
-
Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509, 514; оп.2, д.27; оп.3, д.221, 222, 223; оп.7, д.53, 54, 62.
-
Подсчитано по: Быконя Г.Ф. Указ. соч. С.204, 226, 236, 241; Описание Иркутского наместничества...; Санников А.П. Организация и деятельность православной церкви... С. 24.
-
Стоглав. Казань, 1862. С.176-177.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.12.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.86.
-
ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.46-46об.
-
Санников А.П. Церковное служение и деятельность приходского духовенства на территории Иркутской губернии в XVII-XVIII вв. // Конфессии народов Сибири в XVII — начале ХХ веков: развитие и взаимодействие. Иркутск, 2005. С.96.
-
Город у Красного Яра... С.141.
-
ИЕВ. Прибавления. 1875. С.466.
-
ИЕВ. Прибавления. 1871. С.80.
-
ГАИО, ф.50, оп.7, д.45, л.21.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.78.
-
Город у Красного Яра... С.178.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.105.
-
ПСЗ-1. Т.IV. №1908.
-
Субботин Ю.К. Православные таинства. М., 1990. С.69.
-
ГАИО, ф.147, оп.1, д.6, л.110.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.576.
-
Там же. С.576-577.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.578.
-
Подробнее см.: Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.562-569.
-
Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.491, 501, 546, 567, 570, 646, 666, 3783, 3840, 3843, 3879, 3883, 3902, 3941, 4196, 4181, 4183, 4184, 4185, 4198, 4199, 4269, 4271; оп.3, д.1, 15, 102, 221, 222, 223; оп.7, д.36, 37, 53, 54, 60, 62.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.348, л.58.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, лл.164-164об.
-
Там же.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, лл.180-181об.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.517.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.420.
-
ИЕВ. Прибавления. 1872. С.124-125.
-
НАРТ, ф.10, оп.5, д.517, л.27.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.1259.
-
ИЕВ. Прибавления. 1873. С.238.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.192.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.348.
-
Щеглов И.В. Указ. соч. С.119.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.529.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.548.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.358.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.669.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.189.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3783, л.18; д.3879, л.3.
-
ИЕВ. Прибавления. 1873. С.239.
-
Громов П. Указ. соч. С.172-175.
-
См.: Догуревич Т.А. Распространение христианства в Сибири. СПб., 1897; Грекулов Е.Ф. Нравы русского духовенства. М., 1928; Серафимович С. Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. СПб., 1867. Т.174. С.686-786; Т.175. С.232-272.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3843; д.3883, л.11; д.3879, лл.15, 25; д.4196, л.5.
-
Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV-XVII вв. СПб., 1913. С.47.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3783, л.31, 43об.; д.3843; д.3941, л.47.
-
Биография составлена по: ИЕВ. Прибавления. 1870. С.518-519; Крючкова Т. Иркутские иконописцы XVII-XVIII вв. // Земля Иркутская. 1998. №10. С.31.
-
ПСЗ-1. Т.5. СПб., 1830. №3175.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.50.
-
ПСПиР. Т.3. СПб., 1875. №973.
-
ИЕВ.Прибавления. 1870. С.554.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.514.
-
Санников А.П. Православные приходы городских поселений Приангарья в XVIII веке // Сибирский город XVIII — начала ХХ веков. Вып. 1. Иркутск, 1998. С.42.
-
Цит по: Пословицы русского народа. Йошкар-Ола, 1996. 672с.; Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Иркутск, 1992. 544.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.527.
-
ПСПиР. Т.5. СПб., 1881. №1720.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.530.258.
-
Там же.
-
ПСЗ-1. Т.V. №3172.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.96об; ИЕВ. Прибавления. 1864. С.432, 433; Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.162; Знаменский П. Указ. соч. С.711, 716; Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.557, 559.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.161-162.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.312.
-
ИЕВ. Прибавления. 1874. С.512.
-
Там же. С.513.
-
О способах содержания русского духовенства в XVII-XVIII столетиях // Православный собеседник. Казань, 1865. Апрель. С.160.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.677; Громов П. Указ. соч. С.219.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.551.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.673.
-
Там же. С.677.
-
Кильчевский В. Богатства и доходы духовенства. СПб., 1908. С.28; Наумова О.Е. Указ. соч. С.139.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.141.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.489.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.533.
-
ИЕВ. Прибавления. 1865. С.315.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.567-568.
-
Там же. С.554.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3879, л.39.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.535.
-
Там же.
-
Посошков И.Т. Указ. соч. С.38.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4199, л.2.
-
Знаменский П.В. Указ. соч. С.765-766.
-
ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.50-50об.
-
Составлена по: Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.557-561; ГАИО, ф.50, оп.1, д.3783, 3840, 3843, 3879, 3883, 3902, 3941, 4146, 4181, 4183, 4184, 4185, 4198, 4199, 4266, 4271; ф.275, оп.1, д.1, лл.50-54.
-
Любимов Г. Историческое обозрение способов содержания христианского духовенства от времен апостольских до XVIII. СПб., 1852. С.54.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.2. С.317.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.209.
-
Шерстобоев В.Н. Указ. соч. Т.1. С.534-535.
-
Древние церковные грамоты... С.96.
-
Сравнение проведено по данным приведенным в монографии: Быконя Г.Ф. Русское неподатное население Восточной Сибири в XVII — начале XIX вв. Красноярск, 1985. С.30.
-
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало ХХ в.) СПб., 1999. Т.1. С.104.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.302.
-
Город у Красного Яра... С.179.
-
Там же. С.166.
-
Там же. С.167-168, 179.
-
Кузнецова М.В. Школа при Вознесенском монастыре // Из истории Иркутской епархии. Иркутск, 1998. С.27.
-
ПСПиР. Т.4. СПб., 1876. №1381.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, лл.59, 72.
-
ПСЗ-1. Т.VI. №3718.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, лл.175-176.
-
Кузнецова М.В. Указ. соч. С.28.
-
НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.321.
-
Составлена по: НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.219.
-
Составлена по: НАРТ, ф.10, оп.2, д.899, л.295.
-
ИЕВ. Прибавления. 1873. С.436-439.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.153.
-
Там же.
-
Иркутск в панораме веков... С.122.
-
Воробьев В.В. Формирование населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1975. С.35.
-
Расчет был произведен определением соотношения числа жителей и количества приходских церквей.
-
Подсчитано по: Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.184. При подсчете числа жителей учитывалось, что средний двор составлял 6-7 человек.
-
Воробьев В.В. Указ. соч. С.54, 56, 90, 102.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.227, 229.
-
Там же. С.228-229.
-
Там же. С.227-231.
-
Посчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.491, 501, 509, 514, 546, 567, 570, 646, 666; оп.3, д.1, 15, 102, 221, 222, 223; оп.7, д.36, 37, 53, 60, 62. При подсчете учитывались приходы, сформировавшиеся при Иркутском Вознесенском мужском и Иркутском Знаменском женском монастырях.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.1(2), лл.23-61.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.509.
-
Посчитано по: Описание Иркутского наместничества... С.80-83, 109-144
-
Покровский И.М. Указ. соч. Т.2. Приложения. С.24.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.24-25.
-
Посчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509, 514; оп.7, д.53, 62.
-
Описание документов и дел... Т.2. Ч.1. №756. С.1170.
-
Подсчитано по: Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.227-233; Описание Иркутского наместничества... С.80-83, 109-144; ГАИО, ф.50, оп.1, д.491, 501, 546, 567, 570, 646, 666; оп.3, д.1, 15, 102, 221, 222, 223; оп.7, д.36, 37, 60. При подсчете учитывались приходы, сформировавшиеся при Иркутском Вознесенском мужском и Иркутском Знаменском женском монастырях.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.472.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.472.
-
ИЕВ. Прибавления. 1864. С.473.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.2.
-
ГАИО. ф.276, оп.2, д.1, л.2об.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, лл.94-94об.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.165.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.348, л.57.
-
ГАИО, ф.50, оп.7, д.45, лл.11, 21,22.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.75.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.2об.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, лл.8-8об.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, лл.8об-9.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.9.
-
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община... С.133.
-
Там же.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, л.418.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.8.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.10.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.37об.
-
Крючкова Т.А. Из истории строительства и реставрации Иркутского Богоявленского собора // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.210.
-
Подсчитано по материалам приходно-расходных книг церквей Иркутской епархии: ГАИО, ф.274, оп.2, д.2, 4; ф.50, оп.1, д.3, лл.100об-110.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.8.
-
ГАИО, ф.274, оп.2, д.2, л.2-2об.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, лл.101, 101об, 102, 102об, 103, 103об.
-
ГАИО, ф.147, оп.1, д.6, л.122.
-
Громов П. Указ. соч. С.157-158.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.46.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.619.
-
Город у Красного Яра... С.115
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.618.
-
Описание Иркутского наместничества... С.81, 111, 157.
-
ИЕВ. Прибавления. 1870. С.615.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.79.
-
Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.3, лл.246-255.
-
ИЕВ. Прибавления. 1871. С.79.
-
ГАИО, ф.50, оп.7, д.16, лл.13-13об-14.
-
Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края... С.146.
-
Древние церковные грамоты... С.172-173.
-
Там же. С.182.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.185.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.50 об.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.47.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4, л.95.
-
ГАИО, ф.276, оп.2, д.1, л.98.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.101.
-
Город у Красного Яра... С.115.
-
Там же. С.99.
-
Там же. С.144.
-
Терновая И.И. Широкая масленица. Иркутск, 1998. С.5.
-
Город у Красного Яра. С.103.
-
См.: Терновая И.И. Светлое Христово Воскресенье. Иркутск, 1997.
-
Знаменский П. Указ. соч. С.405.
-
Дулов А.В. Иркутская епархия в XVIII — начале ХХ вв. Деятели, события, факты // Апостол Аляски. Иркутск, 1998. С.23.
-
Там же.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.109.
-
ПСЗ. Т.V. №3718.
-
Летопись города Иркутска XVII-XIX вв. ... С.60.
-
ИЕВ. Прибавления. 1869. С.265.
-
Шишигин Е.С. Указ. соч. С.17.
-
Там же. С.20.
-
ПСПиР. Т.5. СПб., 1881. №1590.
-
Шишигин Е.С. Указ. соч. С.21.
-
ИЕВ. Прибавления. 1866. С.44.
-
ИЕВ. Прибавления. 1874. С.524.
-
ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.11-11об.
-
ГАИО, ф.50, оп.7, д.42.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.133.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.47.
-
Асачакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края... С.21.
-
Персианов Г. Указ .соч. С. 12.
-
Там же.
-
Шорохов Л.П. Указ. соч. С.38.
-
Асачакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края... С.17.
-
Там же. С.17, 21-22.
-
Шорохов Л.П. Указ. соч. С.38.
-
Шишигин Е.С. Указ. соч. С.64-65, 68-69.
-
Наумова О.Е. Указ. соч. С.73.
-
Шишигин Е.С. Указ. соч. С.87-88.
-
Там же. С.87.
-
Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.509; оп.7, д.62.
-
Подсчитано по: Дулов А.В. Эволюция верований народов Восточной Сибири в XVII — начале ХХ веков // Конфессии народов Сибири в XVII — начале ХХ веков: развитие и взаимодействие. Иркутск, 2005. С.14; Наумова О.Е. Указ. соч. С.59.
-
Подсчитано по: Описание Иркутского наместничества... С.89.
-
Шишигин Е.С. Указ. соч. С.75.
-
Николаев А.П. Православная церковь и шаманы в Якутии XVIII-XIX вв. // http://zaimka.ru/05_2002/nikolaev_shaman/ С.3.
-
Асачакова В.Н. Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края... С.20.
-
Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII — первой половине XIX вв. Новосибирск, 1996. С.22.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.182.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.188.
-
Там же.
-
ГАИО, ф.50, оп.1, д.4., л.37об.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.187.
-
ИЕВ. Прибавления. 1867. С.188-189.
-
Кушнарева М.Д. Последние годы жизни "старообрядческого епископа" Мефодия // Конфессии народов Сибири в XVII — начале ХХ веков: развитие и взаимодействие. Иркутск, 2005. С.216.
-
Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв. Дисс. на соиск. канд. ист. наук. Иркутск, 1998. С.52-53.
-
Там же. С.53.
-
Летопись Иркутска XVII-XIX вв. ... С.192.
-
Стахеева Н.Н. Указ. соч. С.63.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.58-59. Стахеева Н.Н. Указ. соч. С.58.
-
Стахеева Н.Н. Указ. соч. С.58.
-
Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.20.
-
Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск, 1978. С.13.
-
Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1772. Ч. 3. Половина 1.
-
Болонев Ф.Ф. Семейские. Улан-Удэ, 1985.
-
Константинова Т.А. Деятельность православных епископов Иркутской епархии против старообрядцев в конце XVIII — первой половине XIX вв. // Широкогоровские чтения. Владивосток, 2001. С.41.
-
Стахеева Н.Н. указ. соч. С.74.
-
Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII — первая половина XIX в.). Новосибирск, 1979. С.52.
-
Ушаров Н. Заметки о забайкальских старообрядцах // Сибирь. Кн.1. 1877. С.320.