Новости

Педагогическое образование // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система профессиональной подготовки педагогических работников высшей и средней квалификации.  История Педагогического образования в Сибири началась во 2-й трети XIX в. Подготовка учительских кадров осуществлялась как в специальных профессионально-педагогических учебных заведениях - учительских и духовно-читательских семинариях и учительских институтах, так и в общеобразовательных - в педагогических классах гимназий и училищ, на высших женских курсах.

1-е учительские семинарии в Сибири открылись в 1872 в Омске и Иркутске. В 1917 в Западной Сибири действовало 6 семинарий: в Омске, Семипалатинске (1903), Новониколаевске (1911, переведена из села Павловского (1904) Барнаульского уезда), Ялуторовске (1912), Тобольске (1914), Барнауле (1915). В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке имелось 9 таких учебных заведений: в Иркут­ске, Красноярске (1873), Благовещенске (1881), Чите (1892), Никольске (1909), Минусинске (1913), Якутске (1914), Нижнеудинске, селе Спасском (1915). Семинарии имели статус государственных всесословных ниже среднего учебных заведений с 3-4-летним сроком обучения. В семинарии принимали юношей, имевших образование не ниже 2-классного училища. Женские семинарии открылись в 1909 в Никольске-Уссурийском и в 1912 в Ялуторовске. Программы обучения предусматривали общеобразовательные и специальные педагогические дисциплины, особое место занимал Закон Божий. При семинариях были открыты начальные училища, в которых преподавали воспитанники старших курсов под руководством наставников. В 1-е годы работы семинарий основную массу учащихся составляли дети дворян, чиновников и духовенства. Но постепенно, с развитием сети других образовательных учреждений, учительская семинария стала местом обучения детей из крестьянства и средних городских слоев. Здесь они могли получить профессиональное образование за казенный счет, но по окончании семинарии должны были отработать в системе Министерства народного просвещения по 2 года за каждый год бесплатного обучения.

К специальным профессионально-педагогическим заведениям более высокого статуса относились учительские институты - средние всесословные закрытые учебные заведения с 3-летним сроком обучения для подготовки квалифицированных преподавателей городских училищ.

Педагогов с высшим образованием в Сибири начали готовить с открытием Высших женских курсов в Томске. Это частное учебное заведение, которое существовало главным образом за счет пожертвований и платы, вносимой слушательницами за обучение, открылось в 1910 в составе естественного отделения (в 1911 начало действовать математическое отделение) и готовило учителей естественной истории, физики, географии и математики для гимназий и реальных училищ. Ежегодный набор составлял около 150 человек. В 1920 Высшие женские курсы переданы в состав Томского государственного университета (ТГУ). В 1917 в Томском университете созданы физико-математический и историко-филологический отделения, в августе 1918 начал действовать историко-филологический факультет открывшегося Иркутского государственного университета (ИГУ).

С установлением советской власти в Сибири началась реорганизация профессионально-педагогических учебных заведений в единую педагогическую школу с новыми требованиями, в первую очередь идеологические, к подготовке кадров. Во всех крупных городах и уездных центрах организовывались курсы революционных учителей и пропагандистов. Красноярский, Омский, Новони­колаевский и Читинский учительские институты были преобразованы в педагогические со статусом высших учебных заведений, позже их объединили с учительскими семинариями и курсами в институты народного образования (ИНО). В Томске подготовку преподавательских кадров возложили на педагогическое отделение Рабочего практического института и Сибирскую академию народного образования. Однако опыт новых учебных заведений оказался неудачным по ряду причин: недостаточное финансирование, отсутствие приспособленных для занятий помещений, проблемы кадрового обеспечения. В результате ИНО и Сибирская академия народного образования прекратили свою деятельность.

В 1921 Главное управление профессионального образования (Главпрофобр) Наркомата просвещения РСФСР установило 3 формы обучения: краткосрочные курсы, постоянные учебные за­ведения среднего типа (педагогические техникумы) и постоянные учебные заведения высшего типа (педагогические институты или факультеты). Курсы, в том числе летние, оставались наиболее массовой и востребованной формой работы. На базе долгосрочных курсов, бывших учительских институтов и семинарий стали открываться педагогические техникумы с 4-летним сроком обучения.  В 1921 в Сибири действовало 20 педагогических техникумов. Одним из лучших был Новониколаевский техникум, преобразованный из учительского института. Его возглавлял видный сибирский педагог А.А. Рукин, преподаватели имели высокую квалификацию и давали основательную подготовку будущим учителям. В 1922 в помещении бывшего Томского учительского института начали работу средние специальные индустриально-педагогические и тюрко-татарские педагогические техникумы. Однако вскоре из-за финансовых трудностей многие из вновь созданных техникумов стали закрывать или объединять. К концу 1923 в Сибири сложилась стабильная сеть из 10 педагогических техникумов, в которых обучалось 970 человек, в 1927 их количество возросло до 12 с численностью студентов 2 131 человек, ежегодный выпуск во 2-й половине 1920-х гг. составлял около 300 человек. Бесплатность обучения и обеспечение большинства студентов сти­пендиями, классовый подход при наборе в педагогические учебные заведения обеспечили преимущественный допуск туда выходцев из рабочих и крестьян.

Высшее педагогическое образование в Сибири и на Дальнем Востоке в 1920-х гг. обеспечивали 2 педагогических факультета в составе ИГУ и Дальневосточного государственного университета, а также физико-математический факультет ТГУ. Для обеспечения педагогическими кадрами национальных школ коренных народов Сибири и Дальнего Востока в 1925 при рабфа­ке Ленинградского университета начала работать северная группа, преобразованная позже в Северный факультет. В 1930 Северный факультет выделился в Институт народов Севера.

В 1927 численность сибирских учителей превысила дореволюцион­ную в 2 раза и составила 17 407 человек (на Дальнем Востоке рост составил только 29 %). Высшие и среднего образование в Си­бири и на Дальнем Востоке имели 70,6 % учителей, в СССР — 75,8, РСФСР — 77,4 %. Подавляющее большинство учителей составляли преподаватели с общим, а не со специальным образованием. В средних школах удельный вес учителей с высшим образованием составлял 8—9 %. Ускоренная подготовка кадров увеличила до 40—45 % долю лиц, имеющих стаж до 5 лет. Таким образом, к концу 1920-х гг., несмотря на преимущество в темпах роста численность педагогического персонала, качественный состав учителей в Сибири оставался ниже общесоюзного и общероссийского.

Введение в 1927 всеобщего начального образования и постановка задачи перехода к обязательному 7-летнему обучению, расширение 10-летнего образования со 2-й половины 1930-х гг. резко обострили проблему педагогических кадров. В 1930 школы Сибири были обеспечены учительскими кадрами лишь на 45 %, кроме того, требовалось повышение их профессинальной квалификации. Все это потребовало значительного расширения сети Педагогического образования.

В 1930-е гг. сеть высшего Педагогического образования в регионе представлена видами педагогических вузов — индустриально-педагогический и аграрно-педагогический, про­грамма обучения в которых предусматривала подготовку преподавателей соответственно для школ фабрично-заводского обучения и школ крестьянской молодежи. В 1934 они были унифицированы. В 1931 в связи с реформой высшего образования педагогические факультеты университетов выделились в самостоятельные институты, в том числе открытый в 1930 педагогический факультет ТГУ. Созданный на основе педагогического факультета универ­ситета Иркутский индустриально-педагогический институт обеспечивал практически весь спектр преподаваемых в школе дисциплин, кроме того, здесь были открыты якутское и бурятское отделения, а в 1932 — 1-е в Сибири отделение иностранных языков. В 1930 открылись аграрно-педагогические институты в Тюмени и Благовещенске, в 1932 — педагогические институты в Красноярске, Омске, Улан-Удэ, в 1934 — в Якутске, в 1938 — в Чите и Хабаровске. Однако они не обеспечивали в полном объеме сибирские средние школы педагогическими кадрами. Для ускоренной подготовки учителей 5—7 классов с неполным высшим образованием в 1934—36 создана сеть 2-годичных учительских институтов в Барнауле, Тюмени, Томске, Омске, Красноярске, Иркутске, Якутске и других городах Сибири. На базе некоторых из них позднее возникли полноценные педагогические институты. В 1935 открылся вечерний педагогический институт в Новосибирске, на 4 факультетах в 1-й год обучалось 109 человек. В 1939 при Новосибирском педагогическом институте открылось заочное, в 1940 — дневное отделения. В 1938 в Сибири и на Дальнем Востоке действовали 2 университета и 12 педагогических вузов, в которых обучалось 5,7 тыс. человек. Численность студентов учительских институтов возросла с 2,5 тыс. в 1937 до 6,4 тыс. в 1940.

В этот период основная роль в обеспечении школ учителями со средним специальным образованием сыграли педагогические технику­мы (со 2-й половины 1930-х гг. — педагогические училища). Только в 1938 они выпустили более 4 тыс. человек В 1940/41 учебном году в 56 училищах обучалось 13,5 тыс. человек. В 1930-е гг. открылись педагогические училища в национальных районах: Ямало-Ненец­ком, Ханты-Мансийском, Чукотском и Корякском национальных округах.

Острый дефицит педагогических кадров стал причиной возрождения курсовой системы подготовки учителей. Однако только расширение сети педагогического образования не могло решить данной проблемы, поскольку в начале 1930-х гг. для увеличения набора студентов и учащихся недоставало молодежи со средним (в вузы) и 7-летним (в техникумы) образованием. В этих условиях советские органы разрешили принимать в учебные заведения и на курсы учителей лиц без полного среднего образования. Выдвиженчество и совместительство также сыграли важную роль в обеспечении школ учителями. Таким образом, решение количественной проблемы педагогических кадров за счет их качества стало одной из особенностей начала 1930-х гг.

Для повышения качества и уровня образования учительских кадров действовала система повышения квалификации учителей в форме курсов, заочного и вечернего образования. В конце 1920-х гг. при СибОНО начал работу Институт повышения квалификации учителей. В начале 1930-х гг. открылись вечерние отделения во всех педагогических институтах, и во многих училищах стали создаваться заочно-курсовые секто­ры. Принятое в апреле 1936 постановлением ЦИК и СНК СССР «О порядке введения персональных званий для учителей и назначении учителей, заведующих и директоров школ», в соответствии с которым все учителя без специального образования должны в течении 2 лет пройти аттестацию, стимулировало развитие заочного и вечернего  Педагогического образования и значительно увеличило численность студентов и учащихся. Предполагалось, что в Западной Си­бири в 1937—39 через систему повышения квалификации пройдут обучение около 24 тыс. школьных работников, с этой целью было создано 170 консультационных пунктов.

Принятые в 1930-х гг. меры по развитию системы Педагогического образования в регионе позволили за 10 лет увеличить численность учителей в 3 раза, однако по-прежнему это не удовлетворяло потребностей региона.

Великая Отечественная война вызвала серьезные изменения в подготовке учительства. Мобилизация на фронт работников просвещения, студентов педагогических учебных заведений увеличила дефицит педагогических кадров. Здания учебных заведений использовались под госпитали и общежития, военные и хозяйственные заведения. В связи с этим некоторые педагогические вузы и педагогические училища были эвакуированы из краевых и областных центров: Новосибирский педагогический институт - в Колпашево, Омский - в Тобольск, Барнаульский - в Камень- на-Оби. Ленинградский педагогический институт народов Севера работал как факультет Омского педагогического института, Московский педагогический институт имени К. Либкнехта располагался в Горно-Алтайске. Численность студентов педагогических вузов уменьшилась до 2/3 довоенного уровня. Педагогические училища частично закрыли, частично объединили с другими; численность их учащихся уменьшилась вдвое. В условиях войны возросло значение заочного обучения, с целью его развития в 1943 отменена плата за обучение учителей-заочников, государство оплачивало проезд к месту сессии и обратно. Для ускоренной подготовки педагогов использовались краткосрочные курсы, факультативная подготовка учителей начальных классов из учащихся 10-х классов.

В 1-е послевоенные годы сохранялись большие трудности с учительскими кадрами необходимой квалификации. Для решения проблемы во 2-й половине 1940-х гг. были приняты меры по улучшению качества педагогического персонала: прекращена практика краткосрочной подготовки учителей из числа лиц, не имеющих среднего образования; срок обучения в педагогических училищах увеличился до 4 лет. Однако еще острее, чем в предвоенный период, встала проблема обеспечения планового набора в педагогические учебные заведения. В ряде школ были открыты 11-е педагогические классы, готовившие учителей начальных классов.

Введение в 1949 всеобщего 7-летнего образования, принятие решения о переходе к всеобщему среднему обра­зованию и рост числа учащихся обострили проблему педагогических кадров в школах Сибири как с точки зрения численности учителей, так и с точки зрения уровня их квалификации. Поскольку 2-годичные учительские институты не могли справиться с новыми задачами, подготовка преподавателей 5-7 классов стала осуществляться в педагогических институтах. В середине 1950-х гг. учительские институты прекратили свою деятельность, на базе существовавших самостоятельно возникли педагогические институты. Во 2-й половине 1950-х гг. в регионе сформиро­валась сеть высшего  Педагогического образования, сохранившаяся практически неизменной до 1-го десятилетия XXI в.: в Западной Сибири (без Тюменской области) действовали 8 педагогических институтов, в Восточной Сибири - 9, на Дальнем Востоке - 5. С 1957 большинство выпускников классических университетов стали направлять преподавателями в школы. Расширение сети педагогических вузов сопровождалось вводом в строй новых корпусов и общежитий институтов, созданных ранее.

В 1950-60-е гг. значимую роль в подготовке педагогических кадров продолжала играть заочная форма обучения: в 1965 из 7 525 выпускников педагогических вузов Сибири 3 тыс. человек подготовлено на заочных отделениях. Однако в 1966-80 доля заочников уменьшилась в 1,4 раза, что стало результатом не только улучшения обеспечения школ учителями с высшим образованием, но и низкой эффективности заочного обучения.

В целях повышения качества выпускаемых специалистов срок обучения в педагогических институтах увеличили до 5 лет. В вузах создавались факультеты и отделения по специальностям, которые ранее обеспечивались только училищами: педагогики и методики начального обучения и дошкольного воспитания, физического воспитания, индустриально-педагогические. В 1963 в Иркутском педагогическом институте открылся 1-й в Сибири дефектологический факультет. На многих факультетах введена более узкая специализация: в 1948 на базе факультета педагогического института создан Иркутский педагогический институт иностранных языков (ныне - Иркутский лингвистический университет); историко-филологические факультеты институтов разделились на самостоятельные, на естественно-географических факультетах появилась новая специальность - преподаватель биологии и химии. В усовершенствованных учебных планах и программах педагогических вузов 1960-х гг. особое внимание уделялось повышению общей культуры будущих учителей, углублению их знаний по профильным и смежным наукам, развитию самостоятельной исследовательской деятельности студентов.

С 1969 в педагогических институтах открылись подготовительные отделения, с 1972 выделялись места для внеконкурсного приема молодежи из отдаленных сельских районов, что позволило значительно увеличить долю педагогов с высшим образованием в сельской местности.

В 1960-70 активизировалась научно-исследовательская деятельность в педагогических вузах Сибири. В 1962 в Иркутске по инициативе пре­подавателя педагогического института А.И. Дулова создана Восточно-Сибирская лаборатория НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР, в работе которой принимали участие студенты, аспиранты и преподаватели институ­та, учителя близлежащих областей. В Барнаульском и Новосибирском педагогических институтах велась работа по изучению деятельности труда учителя. В то же время в ряде институтов не было ни одного доктора наук, профессора, что значительно затрудняло ведение НИР.

В 1970-х гг. в основном завершилось формирование сети средних педагогических учебных заведений региона. Они разместились таким образом, чтобы обеспечить подготовку на месте достаточного количества учителей начальных классов и работников дошкольного образования для районов и городов Сибири, национальных образований. К 1980-м гг. в краевых и областных центрах работало несколько средних педагогических учебных заведений. Например, в Но­восибирске действовали 4 педагогических училища, индустриально-педагогический техникум и техникум физической культуры. Это помогало не только решить проблему дефицита педагогических кадров в условиях роста численности городского населения, но и расширить спектр специальностей: коррекционная и специальная педагогика, физическая культура, преподаватель технологии и другие.

С развитием сети профессионально-технических училищ возникла потребность в подготовке инженеров-преподавателей. С 1970 подготовка таких специалистов велась на 10 факультетах технических и педагогических вузов Сибири, к началу 1980-х гг. их сеть возросла до 36. Мастеров производственного обучения готовили в индустриально-педагогических техникумах (ИПТ). К концу 1970-х гг. их насчитывалось 10. В результате качественный состав педагогических кадров техникумов и училищ Сибири улуч­шился: численность преподавателей с высшим образованием выросла в 1976-80 с 86,9 до 89,5 %.

К 1970-м гг. сформировалась система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Она включала республиканские, краевые и областные институты усовершенствования учителей, районные и городские методические кабинеты, народные университеты педагогических знаний, факультеты повышения квалификации. Для всех педагогических работников установлена 5-летняя периодичность прохождения переподготовки. Народные универ­ситеты педагогических знаний, в работе которых принимали участие не только педагоги, но и родители, создавались при педагогических институтах. Их 2-годичная программа включала лекции преподавателей вузов, обмен опытом, решение методических и педагогических задач. Одними из 1-х в регионе открылись народные университеты в Бурятии и Читинской области.

В 1960-80-е гг. завершилось формирование советской системы педагогического образования: подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Созданная сис­тема в целом обеспечивала регион достаточным количеством специалистов, значительно возрос уровень их квалификации. Ведущие педагогические вузы Сибири и Дальнего Востока превратились в научно-образовательные комплексы, преподаватели и выпуск­ники которых играли важную роль в развитии научно-технического потенциала регионов.

Социально-политические и социально-экономические реформы конца 1980-х — 1990-х гг. оказали двойственное влияние на развитие Педагогического образования в регионе. Демократизация и деидеологизация образования способствовали активизации педагогического поиска новых форм, методов, содержания Педагогического образования в соответствии с современным уровнем развития педагогической науки. Общие для системы профессионального образования организационные изменения 1990-х гг. привели к преобразованию большинства педагогических вузов региона в педагогические университеты. В Бурятии, Горном Алтае и Хакасии на базе педагогических институтов в 1993—95 созданы классические университеты (ранее, в 1956, классический университет открылся на базе Якутского педагогического института, в 1974 — Кемеровского педагогического института). Действуют 2 вида средних педагогических учебных заведений: училища и училища повышенного типа — колледжи.

Вместе с тем экономический кризис, отрицательно повлиявший на статус учителей, существенно снизил популярность педагогических учебных заведений и ухудшил условия их деятельности. Одним из способов решения данной проблемы стало расширение спектра специальностей, в их число включены психология, связи с общественностью, социальная работа, молодежная политика и другие. В колледжах готовят учителей-предметников 5—9 классов. Однако проблема обеспечения школ региона, и особенно сельской местности, квалифицированными педагогами по-прежнему остается острой из-за нежелания выпускников работать по специальности.  В 2000-е гг. педагогические вузы Сибири ведут подготовку более чем по 60 специальностям, в них обучается в среднем 6—8 тыс. человек. Более половины преподавателей вузов имеют научную степень, в вузах работают диссертационные советы, ведется издательская деятельность. В Западной Сибири работают 22 педагогических колледжа и 14 училищ, в Восточной Сибири — 21 колледж и 7 училищ, на Дальнем Востоке — 10 колледжей и 3 училища.

Лит.: Лукинский Ф.А. Народное образование в Сибири (1928— 1941). Новосибирск, 1982; Школа Сибири за 60 лет советской власти.  Барнаул, 1982; Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири. Новосибирск, 1986; Ведерников Ю.Л. Общее среднее образование в Сибири: проблемы и решения (1966—1980). Иркутск, 2001; Балбеко А.М. Развитие региональной системы высшего образования: историко-педагогический аспект (на материалах Сибири 1917—1941 гг.). М., 2002.

Е.Н. Валиева

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири