ОКРУГА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ОПС), административно-территориальные образования для управления транспортом.
В 1809 в связи с отставанием путей сообщения от потребностей внутренних и внешних перевозок Александр I реформировал управление отраслью. 2 подразделения Министерства путей сообщения (МПС) — Экспедиция водяных сообщений и Экспедиция устроения дорог — были объединены в Управление водяными и сухопутными сообщениями (с 1810 — Главное управление путей сообщения, ГУПС). Ему поручались все коммуникации государственного значения. ГУПС находилось в Твери, его возглавляли главный директор и совет. При главном директоре состояла экспедиция, в которую входило 3 разряда (отделения); из них сухопутными дорогами занималось 2-е. В подчинении ГУПС оказались 10 ОПС, охватывавших всю Россию. Созданный в Сибири 10-й ОПС в 1822 упразднили в связи с новой организацией административного управления краем. Водные пути Сибири формально перешли в ведение местных административных органов, а фактически остались безнадзорными. Сибирский округ восстановили в 1895. Кроме того, в 1900 появилось Управление водными путями Амурского бассейна.
Округом путей сообщения руководило правление во главе с начальником. Ведомственный флаг начальника ОПС — белый с синими топором и якорем (флаг имел 2 косицы). Решения, единогласно принятые члены общего присутствия, подписывались начальником ОПС и делопроизводителем, после чего становились обязательными для всех работников ОПС, судовладельцев, а также частных лиц и государственных учреждений. Чтобы побудить членов правления к ответственным действиям, им запрещалось отменять собственные решения, — это могло сделать только ГУПС.
В ведении ОПС находились санитарный надзор, полицейская служба и судоходные инспекторы, осуществлявшие контроль над выполнением правил движения флота. Охрану путей сообщения и надзор за их исправностью поручили специальным окружным полицейским командам, находившимся в подчинении окружных начальников. Линейными организациями ОПС являлись отделения, дистанции, инспекционные и технические участки. Особое место занимали навигационно-описные комиссии, на которые возлагались обязанности по изучению топографии и гидрологии речных бассейнов. Они же собирали сведения о характере перевозимых грузов и загрузке судов, о перевозке пассажиров, занимались другими вопросами, относящимися к организации путевого хозяйства (наличие местных строительных материалов, возможность найма рабочей силы для флота и строительных работ, наличие мельниц и фабрик, пользующихся водой из рек). Информация о состоянии пути (уровни воды, габариты пути, расстановка технических средств и т. п.) от навигационно-описных комиссий ежедневно поступала в технический отдел Департамента водяных и шоссейных путей сообщения, а затем рассылалась по ОПС. С 1897 печатались «Дополнения к телеграфным сообщениям», с 1913 — «Известия округа путей сообщения». С 28 июня 1913 «Известия» публиковали штормовые предупреждения Главной физической обсерватории.
Важнейшим направлением деятельности ОПС во второй половине XIX — начале XX в. стало железнодорожное строительство. Под руководством П.П. Мельникова, 1-го министра путей сообщения России, МПС разработало перспективную программу развития сети железных дорог. Общая протяженность сети должна была составить 4816,7 км. По этим планам к 1871 построили 8125,3 км. К 1900 железнодорожная сеть России составила 44,9 тыс. км, в 1913 — 58,5 тыс. км.
Полномочия ГУПС неоднократно менялись на протяжении XIX в. в связи с внутренним реорганизациями управления и обособлением дополнительных департаментов в составе МПС. В 1832 в ведение ГУПС из Министерства внутренних дел перешла вся строительная часть, связанная с постройкой «публичных зданий» и заведованием ими. С этого времени ГУПС получило наименование Главного управления путей сообщения и публичных зданий (ГУПСПЗ). В 1839—42 в составе МПС возникло несколько новых департаментов, в том числе департамент железной дороги, возглавивший строительство и эксплуатацию первой железной дороги в России. В 1842 создана телеграфная часть, преобразованная впоследствии в Телеграфное управление. Кроме того, в структуре МПС появились Управление строительства (1867), Управление казенных железных дорог (1880), Инспекция железных дорог (1892).
После Октябрьской революции управление железнодорожным транспортом на некоторое время перешло к железнодорожному профсоюзу. Лишь к концу 1918 советская власть сумела создать вполне работоспособный и строго централизованный аппарат управления всем железнодорожным хозяйством. Управления железных дорог как местные органы Наркомата путей сообщения (НКПС) формировались в качестве экстерриториальных, т. е. не зависящих от местных советов. В 1918 система ОПС возродилась (с сохранением управлений дорог). С 1920 местные органы НКПС были представлены управлениями ОПС, линейными отделами, управлениями дорог, облводами и рупводами (на водном транспорте). С образованием СССР НКПС стал общесоюзным органом, объединявшим управление железными дорогами, водным и автомобильным транспортом. Его местными органами стали: на железной дороге — правления железных дорог, ОПС; на водном транспорте — госпароходства, бассейновые управления; на автомобильном транспорте — окружные управления шоссейных и грунтовых дорог.
Лит.: Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М., 1994; Черняк В.З. История государственного и муниципального управления России. М., 2001.
Л.Б. Ус
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей