Новости

Округа путей сообщения // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ОКРУГА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ОПС), административно-территориальные образования для управления транспортом.

В 1809 в связи с отставанием путей сообщения от потребностей внутренних и внешних перевозок Александр I реформировал управление отраслью. 2 подразделения Министерства путей со­общения (МПС) — Экспедиция водяных сообщений и Экспедиция устроения дорог — были объединены в Управление водяными и сухопутными сообщениями (с 1810 — Главное управление путей сообщения, ГУПС). Ему поручались все коммуникации государственного значения. ГУПС находилось в Твери, его возглавляли главный директор и совет. При главном директоре состояла экспедиция, в которую входило 3 раз­ряда (отделения); из них сухопутными дорогами занималось 2-е. В подчинении ГУПС оказались 10 ОПС, охваты­вавших всю Россию. Созданный в Сибири 10-й ОПС в 1822 упразднили в связи с новой организацией административного управления краем. Водные пути Сибири формально перешли в ведение местных административных органов, а фактически остались безнадзорными. Сибирский округ восстановили в 1895. Кроме того, в 1900 появилось Управление водными путя­ми Амурского бассейна.

Округом путей сообщения руководило правление во главе с начальником. Ведомственный флаг начальника ОПС — белый с синими топором и якорем (флаг имел 2 коси­цы). Решения, единогласно принятые члены общего при­сутствия, подписывались начальником ОПС и делопро­изводителем, после чего становились обязательными для всех работников ОПС, судовладельцев, а также частных лиц и государственных учреждений. Чтобы побудить членов прав­ления к ответственным действиям, им запрещалось отменять собственные решения, — это могло сделать только ГУПС.

В ведении ОПС находились санитарный надзор, полицейская служба и судоходные инспекторы, осуществлявшие конт­роль над выполнением правил движения флота. Охрану путей сообщения и надзор за их исправностью поручи­ли специальным окружным полицейским командам, находившимся в подчинении окружных начальников. Линейными организациями ОПС являлись отделения, дистанции, инспекционные и технические участки. Особое место занимали навигационно-описные комиссии, на которые возлагались обязанности по изуче­нию топографии и гидрологии речных бассейнов. Они же собирали сведения о характере перевозимых грузов и загрузке судов, о перевозке пассажиров, занимались другими вопросами, относящимися к организации путевого хозяйства (наличие местных строительных материалов, возможность най­ма рабочей силы для флота и строительных работ, наличие мель­ниц и фабрик, пользующихся водой из рек). Инфор­мация о состоянии пути (уровни воды, габариты пути, расстановка технических средств и т. п.) от навигационно-описных комиссий ежедневно поступала в технический отдел Департа­мента водяных и шоссейных путей сообщения, а затем рассылалась по ОПС. С 1897 печатались «Дополнения к телеграфным сообщениям», с 1913 — «Известия окру­га путей сообщения». С 28 июня 1913 «Известия» пуб­ликовали штормовые предупреждения Главной физической обсерватории.

Важнейшим направлением деятельности ОПС во второй половине XIX — начале XX в. стало железнодорожное строительство. Под руководством П.П. Мельникова, 1-го министра путей сообщения Рос­сии, МПС разработало перспективную программу развития сети железных дорог. Общая протяженность сети должна была составить 4816,7 км. По этим планам к 1871 построили 8125,3 км. К 1900 железнодорожная сеть России составила 44,9 тыс. км, в 1913 — 58,5 тыс. км.

Полномочия ГУПС неоднократно менялись на про­тяжении XIX в. в связи с внутренним реорганизациями управления и обособлением дополнительных департаментов в составе МПС. В 1832 в ведение ГУПС из Министерства внутренних дел перешла вся строительная часть, связанная с постройкой «публичных зда­ний» и заведованием ими. С этого времени ГУПС по­лучило наименование Главного управления путей сообщения и публичных зданий (ГУПСПЗ). В 1839—42 в составе МПС возникло несколько новых департаментов, в том числе де­партамент железной дороги, возглавивший строительство и эксплуатацию первой железной дороги в России. В 1842 создана телеграфная часть, преобразованная впоследствии в Телеграфное управление. Кроме того, в структуре МПС появились Управление строительст­ва (1867), Управление казенных железных дорог (1880), Инспекция железных дорог (1892).

После Октябрьской революции управление железнодорожным транспортом на некоторое время перешло к железнодорожному профсоюзу. Лишь к концу 1918 советская власть сумела создать вполне работо­способный и строго централизованный аппарат управления всем железнодорожным хозяйством. Управления железных дорог как местные органы Нарко­мата путей сообщения (НКПС) формировались в качестве экстерриториальных, т. е. не зависящих от местных советов. В 1918 система ОПС возродилась (с сохранением управлений дорог). С 1920 местные органы НКПС были представле­ны управлениями ОПС, линейными отделами, управлениями дорог, облводами и рупводами (на водном транспорте). С образованием СССР НКПС стал общесоюзным органом, объединявшим управление железными дорогами, водным и автомобильным транспортом. Его местными органами стали: на железной дороге  — правления железных дорог, ОПС; на водном транспорте — госпароходства, бассейновые управления; на автомобильном транспорте — окружные управления шоссейных и грунто­вых дорог.

Лит.: Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М., 1994; Черняк В.З. История государственного и муниципального управ­ления России. М., 2001.

Л.Б. Ус

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири