Николай Васильевич Лодейщиков (14 сентября 1881, Пожевский завод Соликамского уезда Пермской губернии — 15 марта 1943, г. Иркутск) — иркутский художник, живописец, график, пейзажист. Художественное образование получил в Иркутске у Н.И. Верхотурова и М.Л. Рутченко (1900), в Петербурге у Л.Е. Дмитриева–Кавказского. Писал преимущественно виды Иркутска, Байкала и Прибайкалья.
Родился в семье заводского служащего. Тринадцатилетним мальчишкой познакомился с приезжавшим туда Л.Е. Дмитриевым–Кавказским и работал некоторое время под его руководством. Вместе с родителями переехал сначала на Урал (Инзерский завод, недалеко от Уфы), а в 1899 г. – в восемнадцатилетнем возрасте вместе с отцом, участником строительства Забайкальской железной дороги, выехал из Уфы в Слюдянку и Иркутск.
С 1900 занимался в школе живописи и рисования в Иркутске под руководством художников Н.И. Верхотурова и М.А. Рутченко, а в 1903 поступил в Петербургскую мастерскую живописи Л.Д. Дмитриева–Кавказского, того самого, у которого занимался в детстве на Урале, где, проучившись четыре года, в 1907 г., он возвращается в Иркутск.
Участие в выставках
Участник 1–й (30 марта – 12 апреля 1909), 5–й (15–21 апреля 1913) и 6–й (7–13 апреля 1914) художественных выставок в музее ВСОИРГО. Одна его работа ("Зимний вечер"), из собрания В.Н. Булатова, была выставлена на благотворительной картинной выставке 23 апреля – 3 мая 1915 г. Член организованного в 1914 г. Иркутского общества художников, непременный участник практически всех его выставок: 1–й (20–29 марта 1915), 2–й (9–17 апреля 1916) и 3–й (30 марта – 14 апреля 1917), весенней и осенней в 1919 г., выставки в пользу голодающих в сентябре 1921 г. и последней выставки ИОХ в апреле 1922 г. В 1910–е гг., как представитель ИОХ, экспонировался на Первой сибирской передвижной выставке живописи и скульптуры (февраль – март 1916) и Второй художественной выставке (март 1917) в Красноярске, а также VIII периодической выставке Томского общества любителей художеств в декабре 1915 – январе 1916 г. В 1920–е гг., кроме выставок ИОХ, принимал участие в групповых выставках иркутских художников в январе 1924 г. и в мае 1925 г., в Первой сибирской выставке 1925 г., Первой Всесибирской выставке 1927 г., выставке иркутских художников в Якутске в 1928 г. Член–учредитель Иркутского филиала общества "Новая Сибирь" (1928). С 1933 г.– член Восточно–Сибирского краевого (с 1937 – Иркутского) Союза советских художников. Участник краевых и областных художественных выставок (1933, 1939), выставки периферийных художников в Москве (1940). 1 февраля – 15 апреля в Иркутском областном художественном музее работала персональная юбилейная выставка Лодейщикова, посвященная 35–летию творческой деятельности, на которой было выставлено 327 произведений.
Умер в Иркутске, похоронен на Свердловском кладбище.
В фондах и архиве ИОХМ хранится более 50 живописных и графических работ художника, в том числе "Зимой на Ангаре", 1913; "Мельница на Аршане", 1910 и 1920; "Портрет художника К.В.Мозылевского", 1920; "Портрет художника К.И.Померанцева", 1921; "Пахота у Саян", 1927; "Перед грозой", 1927 и др. В 1957 его картины выставлялись в групповой выставке.
Творчество художника уходит корнями в последние десятилетия прошлого и самое начало нынешнего столетии, но его произведения близки и понятны зрителю простотой и внутренней углубленностью.
Неизвестно, что в большей степени повлияло на выбор профессии: богатейшая природа края или общий подъем культурной жизни Иркутска с его музеями, театрами и уникальной деревянной и каменной архитектурой. Несомненно также воздействие на формирование его творческой личности иркутских и петербургских художников. Среди ранних произведений художника следует выделить такие пейзажи, как «Ледокол «Байкал» (1906), «Мельница на Аршане» (1910). «Загонный двор у Аршана» (1910) — картины, во многом типичные для отечественного дореволюционного искусства: в широком изображении природы присутствуют элементы жанра, значительное внимание уделяется настроению пейзажа, живопись выполнена в сдержанной, приглушенной цветовой гамме. Наиболее популярной работой этого времени стало полотно «Зимой на Ангаре» (1913), впервые представленное на выставке в музее Восточно–Сибирского отдела Русского географического общества. Автор неспешно показывает зимнюю переправу через Ангару. Ледовая дорога, освещенная специально установленными на льду фонарями, зябко кутающиеся в длиннополые шубы прохожие, заиндевевшие лошадки, торопливо перебирающие ногами по скользкой поверхности накатанной дороги. Колорит картины холодный, серебристый, цвета мягко и тонко сгармонированы.
Одно из центральных мест в творчестве Лодейщикова принадлежит Байкалу: «Отмели Байкала» (1910), «Волны Байкала» (1910), «Прибой у села Лиственичное» (1911), «На берегу» (1910). Это пристрастие становится понятным после знакомства с автобиографическими воспоминаниями художника, хранящимися в архиве Иркутского областного художественного музея:
«Еще в первое время пребывания в Иркутске у меня было сильное, непреодолимое желание видеть Байкал, так как я много знал об этом загадочном озере. Наконец мне посчастливилось видеть Байкал в первый раз. Впечатление огромное. Особенно поразила прозрачность байкальской воды, ее нежный красивый зеленовато–голубоватый тон... С этого времени и возникла мысль писать красками виды «славного моря», и до сих пор Байкал служит для меня излюбленной темой».
Несмотря на то, что Лодейщиков был слаб физически, он много путешествовал пешком. Его можно было встретить ранним утром на пути на этюды, когда он шел, сгибаясь, с этюдником в одной руке и кирпичом в другой (как он сам объяснял для равновесия).
Он пишет и проникновенные городские пейзажи — «Интендантский сад» (Находился на месте завода им. Куйбышева, 1924), «С вершины Сенюшиной горы» (1925), «Успенская площадь около семинарии» (Площадь декабристов, 1927), «Окраина Иркутска. Русиновская улица» (1934), «Новый собор», «Церковь на Троицкой» (1932) — во многом это подлинные, точные документы времени, в то же время согретые теплом человеческого отношения.
На выставке иркутских художников 1939 г. была показана картина «Въезд декабристов в Иркутск» (1939), обращенная к событиям 1827 г. На переправе через Ангару у Московских ворот жители нашего города встречают осужденных на каторгу декабристов. Эту работу Лодейщиков выполняет, пользуясь консультациями иркутского историка Ф.А. Кудрявцева. Событиям прошлого посвящена также картина «Осада Иркутского острога в 1690 году» — полотно, которое художник не успел окончить.
«Хайтинская фабрика» — для этой картины Лодейщиков выполняет рисунки непосредственно в цехах во время работы. Радостное ощущение пронизывает его акварель «Детские ясли» (1935) — нянечки в белоснежных халатах с розовощекими малышами на руках, игра солнечных зайчиков на детских кроватках, обстановка тишины и умиротворения сообщают этой работе особое звучание, хотя, конечно, нельзя не заметить в ней огрехов чисто профессионального плана. Накануне войны, в 1941 г., состоялась юбилейная выставка Лодейщикова, посвященная 35–летию творческой деятельности. На ней были представлены 300 произведений. В это время Лодейщиков уже тяжело болен, но находит в себе силы, чтобы включиться в работу иркутских агитокон ТАСС, организованных творческим Союзом при товариществе «Художник» в самые первые месяцы войны. Он создает острые, злободневные плакаты «Убийца Гитлер — международный кровопийца» и «Под двойным ударом».
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей