МЕТРОПОЛИТЕН (метро), вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Линии метрополитена обычно прокладывают под землей (в тоннелях), при необходимости — по поверхности и на эстакадах.
Первая линия метрополитена построена в Лондоне в 1863, в России — в 1935 (Москва). Следующая российская «подземка» открылась в Ленинграде (1955), затем в Горьком (1985) и Новосибирске (1985), в Куйбышеве (Самара) (1987), в Екатеринбурге (1991), в Казани (2005). Новосибирский метрополитен остается единственным за Уралом.
Технико-экономическое обоснование сооружения метрополитена в Новосибирске утверждено Советом министров РСФСР 24 апреля 1975. В ноябре 1978 Совет министров СССР одобрил проект строительства первой очереди протяженностью 13,1 км. 12 мая 1979 на месте нынешней станции «Октябрьская» забили первую сваю. 28 декабря 1985 государственная комиссия подписала акт о приемке 1-го пускового комплекса от станции «Красный проспект» до станции «Студенческая» (Ленинская линия). 31 декабря 1987 началось движение по второй (Дзержинской) линии, которая включала 2 станции: «Площадь Гарина-Михайловского» и «Сибирская». Открытие станций «Площадь Маркса» (июль 1991), «Заельцовская» и «Гагаринская» (март 1992), продолживших Ленинскую линию, позволило завершить сооружение первой очереди метро. Она связала лево- и правобережье центральной части города, соединив несколько крупных транспортных развязок (площадь К. Маркса, Речной вокзал, железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный, площадь Калинина).
Почти 17 лет велось строительство участка, продолжающего Дзержинскую линию в направлении еще одной транспортной развязки (Березовая роща). Из-за технических, а затем финансовых проблем строительство трижды останавливалось. Рассматривался вариант консервации стройки, но он оказался более дорогим по сравнению с достройкой. Успешному завершению работ способствовало привлечение к строительству в 2003 иногородней фирмы «Бамтоннельстрой». Задействовав современный проходческий щит канадского производства, новый подрядчик закончил тоннель в кратчайшие сроки. Станцию «Маршала Покрышкина» ввели в эксплуатацию 28 декабря 2000, станцию «Березовая роща» — 25 июня 2005.
На 2006 Новосибирский метрополитен — это 12 станций и 14,3 км главных путей (из них 2,1 км — метромост через Обь), более 1,7 тыс. сотрудников. Движение 20 поездов, по 4 вагона каждый, регулирует бессветофорная автоматическая система. Поезда развивают скорость до 80 км/ч. Обеспечивая почти четверть городских перевозок, метрополитен перевозит ежедневно 150—200 тыс. человек. Это в 1,5 раза превышает показатель нижегородского метро, в 1,3 раза — самарского и екатеринбургского вместе взятых.
Проект развития Новосибирского метрополитена на срок до 2030 предусматривает доведение числа станций до 70, протяженность линий — до 90 км. До конца 2010 предусматривается также запуск метро в Омске и Красноярске. Решение о строительстве метрополитена в Омске принято в 1979. План строительства предполагал в первую очередь связать центр города с его промышленным районом (ул. Рабочая). Строительство, начатое в 1987—89, возобновилось в 1992, однако сложности с финансированием сохранялись. Поскольку к середине 1990-х гг. изменилось направление основных пассажиропотоков, изменили план строительства. Первоочередной стала рассматриваться связь центра города с левым берегом Иртыша. Строительство тоннеля, включающего совмещенный авто- и метромост через Иртыш, началось в 2000 и успешно завершилось в июне 2006. Тоннель соединил первые 2 (еще не построенные) станции на левом и правом берегах Иртыша («Библиотека им. А.С. Пушкина» и «Заречная»). С 1994 ведется строительство метрополитена в Красноярске. Оно неоднократно останавливалось из-за нехватки средств. К апрелю 2006 завершено 10 % работ, необходимых для пуска 1-й линии.
Метростроение в России на 80 % обеспечивается за счет федерального бюджета, поэтому скорость развития метрополитена в сибирских городах напрямую зависит от объема средств, выделяемых правительством, от распределения этих средств между столицами и провинцией, а также от выполнения бюджетных обязательств Министерством финансов.
Лит.: Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск, 2003.
А.К. Кириллов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей