Новости

Метрополитен (метро) // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

МЕТРОПОЛИТЕН (метро), вид рельсового пас­сажирского транспорта, перспективный в условиях боль­ших городов с насыщенным уличным движением. Линии метрополитена обычно прокладывают под землей (в тоннелях), при необходимости — по поверхности и на эстакадах.

История метро

Первая линия метрополитена построена в Лондоне в 1863, в России — в 1935 (Москва). Следующая российская «подземка» открылась в Ленинграде (1955), затем в Горьком (1985) и Новосибирске (1985), в Куйбышеве (Самара) (1987), в Екате­ринбурге (1991), в Казани (2005). Новосибирский метрополитен остает­ся единственным за Уралом.

Технико-экономическое обоснование сооружения метрополитена в Ново­сибирске утверждено Советом министров РСФСР 24 апреля 1975. В ноябре 1978 Совет министров СССР одобрил про­ект строительства первой очереди протяженностью 13,1 км. 12 мая 1979 на месте нынешней станции «Октябрьская» забили первую сваю. 28 декабря 1985 государственная комиссия подписала акт о приемке 1-го пускового комплекса от станции «Красный проспект» до станции «Студенческая» (Ленинская линия). 31 декабря 1987 нача­лось движение по второй (Дзержинской) линии, которая вклю­чала 2 станции: «Площадь Гарина-Михайловского» и «Си­бирская». Открытие станций «Площадь Маркса» (июль 1991), «Заельцовская» и «Гагаринская» (март 1992), продолживших Ленинскую линию, позволило завер­шить сооружение первой очереди метро. Она связала лево- и правобережье центральной части города, соединив несколько крупных транспортных развязок (площадь К. Маркса, Речной вокзал, железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный, площадь Калинина).

Почти 17 лет велось строительство участка, продолжающего Дзержинскую линию в направлении еще одной транс­портной развязки (Березовая роща). Из-за технических, а затем финансовых проблем строительство трижды останавливалось. Рассматривался вариант консервации стройки, но он оказался более дорогим по сравнению с достройкой. Ус­пешному завершению работ способствовало привлечение к строительству в 2003 иногородней фирмы «Бамтоннельстрой». Задействовав современный проходческий щит канадского производства, новый подрядчик закончил тоннель в кратчайшие сро­ки. Станцию «Маршала Покрышкина» ввели в эксплуатацию 28 декабря 2000, станцию «Березовая роща» — 25 июня 2005.

На 2006 Новосибирский метрополитен — это 12 станций и 14,3 км главных путей (из них 2,1 км — метромост через Обь), более 1,7 тыс. сотрудников. Движение 20 поездов, по 4 вагона каждый, регулирует бессветофорная автоматическая система. Поезда развивают скорость до 80 км/ч. Обес­печивая почти четверть городских перевозок, метрополитен перевозит ежедневно 150—200 тыс. человек. Это в 1,5 раза превышает показатель нижегородского метро, в 1,3 раза — самар­ского и екатеринбургского вместе взятых.

Проект развития Новосибирского метрополитена на срок до 2030 пре­дусматривает доведение числа станций до 70, протяженность линий — до 90 км. До конца 2010 предусматривается так­же запуск метро в Омске и Красноярске. Решение о строительстве метрополитена в Омске принято в 1979. План строительства предпо­лагал в первую очередь связать центр города с его промышленным районом (ул. Рабочая). Строительство, начатое в 1987—89, возоб­новилось в 1992, однако сложности с финансированием сохранялись. Поскольку к середине 1990-х гг. изменилось направление основных пассажиропотоков, изменили план строительства. Первоочередной стала рассматриваться связь центра города с левым берегом Иртыша. Строительство тоннеля, вклю­чающего совмещенный авто- и метромост через Иртыш, началось в 2000 и успешно завершилось в июне 2006. Тоннель соединил первые 2 (еще не построенные) стан­ции на левом и правом берегах Иртыша («Библиотека им. А.С. Пушкина» и «Заречная»). С 1994 ведется строительство метрополитена в Красноярске. Оно неоднократно останавливалось из-за нехватки средств. К апрелю 2006 завершено 10 % ра­бот, необходимых для пуска 1-й линии.

Метростроение в России на 80 % обеспечивается за счет федерального бюджета, поэтому скорость развития метрополитена в сибирских городах напрямую зависит от объема средств, вы­деляемых правительством, от распределения этих средств между столицами и провинцией, а также от выполнения бюджетных обязательств Министерством финансов.

Лит.: Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск, 2003.

А.К. Кириллов

Читайте также:

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири