ИУДАИЗМ, монотеистическая, национальная (племенная) религия евреев.
Название происходит от наименования от одного из 12 древнеизраильских колен — колена Иуды, которое имело в качестве своего духовного центра Иерусалим, с расположенным там храмом Соломона (так называемый I Храм). С VIII по VI в. до н. э. вследствие ряда политических катастроф, вызванных экспансией ассирийцев и вавилонян, Иерусалимский храм и связанная с ним религиозная традиция (Иудаизм) стали основой религиозно-политической консолидации еврейского населения. В истории развития Иудаизма можно выделить несколько периодов. Библейский (XX в. до н. э. — IV в. до н. э.), когда в борьбе ряда традиций происходило становление монотеизма и священных текстов, так называемые Торы. Эллинистический (IV в. до н. э. — II в. н. э.), когда окончательно оформился монотеизм и весь комплекс Священного Писания — Библии и началось становление постбиблейского законодательства — Талмуда. В этот же период в недрах Иудаизма начинается оформление мировой монотеистической религии — христианства. Раввинистическии (II—XVIII вв.), когда произошло становление основных догматов современного Иудаизма на основе преемственности библейской и талмудической традиций. Возникло мистическое учение — каббала. В XIX—XX вв. под влиянием секуляризации и модернизации в Иудаизме оформились следующие течения: ортодоксальное, реформистское, консервативное, хасидское, принципиально не изменившие сущность Иудаизма.
В основе Иудаизма лежат книги Библии. Так называемая еврейская Библия композиционно делится на Тору (Пятикнижие Моисеево), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания). Еврейская Библия (в Иудаизме более употребим акроним — Та-НаХ) в целом соответствует части христианской Библии, именуемой Ветхим Заветом. Основным священным текстом является Тора, по иудейской традиции, переданная Богом (Яхве) Моисею на горе Синай.
В иудейской традиции сосуществуют опора на Священные тексты, религиозные авторитеты и полемичность в отношении индивидуального понимания Писания и Бога. Поэтому в Иудаизме не существует догматического закрепления основных принципов религиозной концепции, хотя такие попытки неоднократно предпринимались. Иудаизм базируется на монотеизме; завете (договоре) Бога с еврейским народом, включающем в себя обещание евреев следовать по пути Бога, последний же обещал покровительствовать евреям и в конце времен послать для их спасения и всех праведников мира Мессию (Машиаха) (концепция богоизбранности); в качестве ориентира евреи получили Тору, содержащую 613 заповедей (мицвот), которым они должны следовать для спасения своей бессмертной души и личного воздаяния (воскресения) в Царстве Божьем. Ортодоксальный Иудаизм включает множество течений, считающих себя продолжателями еврейской религиозной традиции, сложившейся в Средневековье. Реформистский Иудаизм рассматривает еврейскую религию как исторически развивающийся феномен, который необходимо приспосабливать к новым условиям. Подчеркивается универсалистский характер Иудаизма. Консервативный Иудаизм объединяет иудеев, предпочитающих гармонично сочетать религиозный реформизм и традицию.
В прямом смысле значение понятия еврейское духовенство существовало лишь до 70 г. н. э., пока римские войска не разрушили Иерусалимский храм (так называемый II Храм). По традиции к священническому сословию принадлежали мужчины из колена коенов (кохенов) и левитов. В храмовой службе коены играли главную роль (богослужение и жертвоприношение), левиты же выполняли вспомогательные функции, в том числе культового характера. После уничтожения храма священнические функции коенов и левитов исчезают. Однако за мужчинами, принадлежащими к потомкам древнего духовенства, до сих пор сохраняются отдельные функции при исполнении обрядов Иудаизма. Так, коены, присутствуя на синагогальной службе, произносят так называемое благословение коена, их первыми вызывают для чтения Торы, они первыми произносят бенедикцию над вином и хлебом на празднествах. Левиты имеют привилегию быть вызванным в синагоге к чтению Торы вторыми после коена, а в его отсутствие — первыми. Также они возливают воду на руки коена, перед тем как он благословляет молящихся. В иудейской традиции считается, что с восстановлением в будущем Иерусалимского храма коены и левиты вновь приступят к исполнению священнических функций. С прекращением храмового культа на роль иудейского духовенства выдвигаются раввины. Раввин — звание, присваиваемое по получении высшего религиозного образования, дающее право возглавлять конгрегацию, общину, преподавать в религиозной школе и быть членом религиозного суда.
В Российской империи еврейские общины сохраняли право выбирать себе раввинов, которые утверждались в должности губернскими властями. Раввины избирались сроком на 3 года. Исполняли лишь богослужебные и культовые функции и были лишены административных и судебных полномочий. Государство требовало от раввинов направлять евреев к соблюдению нравственных обязанностей, к «повиновению общим государственным законам и установленным властям», а также вести метрические книги. За усердную службу раввины могли быть награждены специальными медалями. Раввины приписывались к сословию духовенства. Первоначально исполнение обязанности раввина не предполагало получение особой платы за исполняемые обряды. Раввины получали лишь жалование, устанавливаемое по договоренности с синагогальной общиной. С 1835 российское законодательство разрешило раввинам получать плату и за совершаемые обряды. Государство ограничивало возможности общины избрать себе духовного наставника. Первоначально кандидат на раввинскую должность должен был владеть либо немецким, либо русским, либо польским языком. С 1857 община могла избрать раввином лишь человека, окончившего либо курс казенного раввинского училища II разряда, либо обучавшегося в общих учебных заведениях: средних, высших или уездных училищах. Еврейские общины противились навязыванию им так называемых казенных раввинов, назначая им жалование, на которое невозможно было вести достойное существование. Со временем сложилась такая ситуация, когда в общинах действовали 2 раввина, один «казенный», другой — «духовный». Подобное положение было признано законом, отдававшим, однако, «духовного» раввина (так называемого еврейского ученого) под наблюдение и административный контроль «казенного».
В Иудаизме молитвенные собрания проводятся в синагогах (от греческого «синагоге» — «собрание»; на иврите «бет-кнес-сет» — «дом собрания»). В то же время синанога является не только местом отправления культа и изучения Библии и Талмуда, но и центром общинной, а зачастую, и повседневной жизни евреев. Разрушение Иерусалимского храма сделало невозможным исполнение установившегося у древних евреев религиозного культа. Местом изучения Торы, общественного богослужения и молитвы стали синагоги. Восстановление Иерусалимского храма не привело к исчезновению синагоги. В I в. н. э. синагога стала вполне укоренившимся институтом как в еврейской диаспоре, так и в Земле Израиля («Эрец-Исраэль», еврейское наименование Палестины). Уничтожение римлянами в 70 г. н. э. II Храма и прекращение культовых жертвоприношений сделало синагогу главным и единственным центром еврейской религиозной жизни.
Внешний и внутренний облик синагогального здания, его ориентацию на Иерусалим, расположение на местности, раздельное нахождение мужчин и женщин во время службы, содержание и порядок службы определяет Галаха (нормативная часть Иудаизма, зафиксированная в Торе, Талмуде и раввинистической литературе). Синагога обладает святостью по образцу Храма.
Законы Российской империи жестко регламентировали строительство иноверческих (нехристианских) богослужебных и религиозных зданий. По уставу Духовных дел иностранных исповеданий, постройка молитвенной школы разрешалась, если количество еврейских домов достигало 30, постройка синагоги — при наличии 80 иудейских домов в населенном пункте. Синагога должна была быть удалена от православных храмов на 100 саженей, если они располагались на одной улице или площади, и на 50 саженей, если на улицах, примыкающих к той, где находится церковь. Также законодательно определялось, в каких целях могли использоваться «еврейские молельни» и «молитвенные школы», назначение имущества, в них находящегося, а также и компетенция выборных органов общины. В то же время синагоги и другие религиозные здания иудеев находились под защитой властей, как и православной церкви. Вне черты еврейской оседлости (западные губернии России и Царство Польское) власти разрешили возводить синагоги лишь в 1860-х гг., когда некоторые группы евреев получили право повсеместного жительства в империи.
Однако до этого в ряде сибирских городов уже имелись еврейские молитвенные дома. В 1813 в Тобольске существовало организованное погребальное братство (хевре-кадиша), имевшее по обыкновению пинкос (книгу записей), а в 1818 местная община перестроила дом в молельню. В Каинске в 1816 после пожара была отстроена молитвенная школа. В Красноярске с 1822 существовала молитвенная школа, получившая официальный статус лишь в 1878. В 1837 томские евреи обратились с прошением к губернатору об открытии молитвенной школы, однако официально синагога была построена только в 1859 купцом 2-й гильдии А.М. Каминером. К 1875 в Томске действовали 1 каменная и 2 деревянные синагоги. В 1870-е гг. в Омске функционировали 2 синагоги. Первым омским «казенным» раввином был Гильман Л-Х Герман, затем М.Я. Клебанов.
На Дальнем Востоке первым стал молитвенный дом в Благовещенске, существовавший с 1863, официально утвержденный в 1880. В 1874 в Чите разрешается открыть молитвенный дом, который в 1890 стал официально именоваться синагогой. В 1880 была построена молельня в Якутске. Распространенным явлением в Сибири было незаконное открытие синагог, административного разрешения на деятельность которых общины получали спустя десятилетия.
К 1880-м гг. в большинстве сибирских губерний были открыты синагоги и молитвенные дома, где состояли «казенные» раввины. В Западной Сибири еврейские религиозные общины существовали в Томске, Мариинске, Каинске, Петропавловске, Ишиме, Тобольске, Омске и Акмолинске; в Восточной Сибири — в Иркутске, Красноярске, Нерчинске, Баргузине, Якутске, Чите, Киренске, Нижнеудинске, Верхнеудинске. Первыми раввинами в Сибири стали Шмерка Марматов (1820—30-е гг.), совершавший обряды наездами по Енисейской губернии, и Пейсах Колманович, избранный раввином в 1855 в Красноярске.
Из-за небольшой численности иудейских общин должность и обязанности «казенного» раввина распространялись на несколько населенных пунктов. Так, на всю Тобольскую губернию был 1 раввин и 2 помощника. В 1880-е гг. в Енисейской губернии также был 1 раввин, живший в Енисейске. В 1885 эту должность занимал Коппель Шмеркович. Первый «казенный» раввин Тобольской губернии был избран и утвержден в должности лишь в 1888, им стал X. Аршон. В связи с малочисленностью иудейского населения Тобольской губернии в ведении X. Аршона находились все евреи губернии, за исключением проживавших в Омском округе. Преемственность раввинов Тобольской губернии выглядит следующим образом. В 1888— 91 и 1895-98 - X. Аршон, в 1891-95 - А. Фридьев, в 1898-1900 - Куман, в 1904-06 - А. Виленский, в 1907-09 - Л.А. Мурин, в 1911-15 - М.П. Левин. В 1912 в Сибири синагоги существовали во многих городах: Иркутске, Красноярске, Томске, Омске, Тобольске, Тюмени, Якутске и других. В Томской губернии в 1915 действовало 13 синагог и молитвенных домов.
Особенностью религиозной жизни евреев в Сибири и на Дальнем Востоке было отсутствие многих свойственных Иудаизму традиций, таких как кагалы и институт раввината. Несмотря на то, что религия уже не определяла всю жизнь евреев, она оставалась значимой стороной их жизнедеятельности. Иудаизм был важнейшим консолидирующим началом, а синагоги и молитвенные школы выступали центрами, где пересекались интересы всего еврейского населения Сибири. Стремление к сохранению национальной идентичности стимулировало евреев к объединению с соплеменниками хотя бы для совместных молений. Религиозная жизнь евреев в Сибири во многом отличалась от религиозной практики в черте оседлости. Здесь не столь строго соблюдались религиозные традиции: не всегда соблюдался шаббат, не совершались ритуальные омовения, многолюдные службы в еврейских молельнях проходили только по праздникам. В домашних условиях религиозные обряды также исполнялись далеко не в полном объеме. Это происходило не только из-за высокой степени аккультурации еврейского населения, проживавшего вне черты оседлости, но и из-за законодательных ограничений, осложнявших приглашение служителей культа, способных поддерживать религиозную традицию. Законодательно сдерживался рост числа еврейских молелен, являвшихся центрами религиозной жизни. Следует учитывать и климатические особенности Сибири, которые не способствовали выполнению ряда еврейских обычаев. Например, были затруднены регулярные ритуальные омовения в открытых водоемах, а миква были не во всех городах.
Внутри российского Иудаизма существовали 2 особые группы, не принадлежавшие по этническому признаку к евреям. Это караимы и субботники (иудействующие, геры). Иудейское религиозное учение караим, существовавшее с VIII в. н. э., отвергало установления раввинистическо-талмудические традиции, исполнялись лишь те предписания, которые непосредственно могут быть обнаружены в Библии. Во всем остальном религиозные концепции караимов не отличаются от иудейских. В XIX в. лидеры караимов в России сумели доказать властям непричастность караимов к распятию Христа, вследствие чего на караимов не распространялись законодательные ограничения, налагаемые на иудеев. В 1860-х гг. в Ишимском округе Тобольской губернии существовала община караимов, которых насчитывалось около 10 человек.
Субботники — русские по национальности, исповедующие Иудаизм и за это высланные в Сибирь, проживали по всему региону. Поселенные разрозненно по всей Сибири, субботники жили крайне обособленно от окружающего православного населения, отвергали церковные обряды, отмечали шаббат и Песах, соблюдали кашрут (еврейские законы о пище). Выделившиеся среди иудействующих в небольшом количестве «геры» (в простонародье — «шапочники») ближе всех приблизились к Иудаизму «Геры» знали Тору, изучали Талмуд, молились на еврейском языке 3 раза в день, соблюдали субботу, еврейские посты и праздники, строго исполняли предписания еврейской религии и посылали своих детей в иешивы. Они не вступали в брак с иноверцами, даже с субботниками, и поощряли браки с евреями. Сведения об общинах субботников в Тобольской губернии относятся к первой половине XIX в. В 1836 их насчитывалось 202 человека, в 1840 — 622. Крупные общины субботников были в Мариинске и на станции Зима Иркутской губернии. В 1895 на станции Зима проживало 818 субботников.
После революции 1917 произошли кардинальные изменения в религиозной жизни еврейского населения. Одним из первых актов советской власти в отношении евреев Сибири стало принятое в начале 1920 постановление Сибревкома, в соответствии с которым на территории региона закрывались все еврейские общинные советы, их имущество передавалось в ведение еврейских секций подотделов национальных меньшинств губернских или городских отделов народного образования; имущество синагог и предметы культа передавались группам верующих. В конце 1920-х — 1930-е гг. еврейские общины в Сибири были лишены многих предметов религиозного культа, позже и своего недвижимого имущества, включая синагоги. Многие из национализированных богослужебных зданий пришли в упадок. Обучение древнееврейскому языку, Торе и Талмуду квалифицировалось как уголовное преступление. Тем не менее до начала 1930-х гг. организованная религиозная жизнь евреев в Сибири продолжалась. Во главе общин стояли религиозные авторитеты, которые фактически выполняли обязанности раввинов. Так, в Тюмени подобную роль играли В.О. Вербейников, Л.И. и Б.И. Липелес, численность иудейской общины в конце 1920-х гг. составляла более 80 человек, в 1934 — 20 человек. Одним из лидеров тюменских евреев был И.Л. Альтшуллер, игравший заметную роль в жизни еврейского сообщества еще до 1917. Численность Тарской общины составляла 50 человек, большинство членов было старше 30 лет, общиной руководил Г. Сутин. В Омске с 1923 существовала еврейская религиозная община, действовавшая до середины 1940-х гг. В ходе «Большого террора» активисты еврейских общин и раввины подверглись репрессиям.
В результате либерализации религиозной жизни середины 1940-х гг. в городах Сибири и Дальнего Востока восстанавливаются еврейские религиозные общины, открываются синагоги и молитвенные дома. Официально функционировали синагоги в Омске (с 1946), Новосибирске (с 1946), Иркутске (с 1945) и Биробиджане (с 1946). Для официального оформления общины требовалось, чтобы ее численность составляла не менее 20 человек. Не могли быть зарегистрированы общины, не имевшие молитвенных зданий и раввинов. Поэтому наряду с официальными синагогами в городах, где проживало еврейское население, существовали нелегальные молитвенные дома, организованные на частных квартирах. До середины 1980-х гг. евреи зачастую могли исполнять религиозные обряды только скрытно. Отрицательное воздействие на религиозную жизнь еврейских общин оказало эмиграционное движение 1970—90-х гг., в результате которого за границу выехало значительное количество верующих евреев. В результате фактической самоликвидации Биробиджанской общины в начале 1990-х гг. прекратились богослужения в местной синагоге.
В январе 1990 впервые за все время проживания на территории России евреям удалось создать единую конфессионную организацию: по инициативе Московской хоральной синагоги в Москве состоялся учредительный съезд Всесоюзного совета еврейских общин. После распада СССР на базе совета образовались республиканские конфессионные организации. В первой половине 1990-х гг. осуществлялся процесс организационного оформления еврейских общин Сибири, прежде всего в крупных городах региона. В 1991 были зарегистрированы омское иудейское религиозное общество «Ор Хадаш», Красноярское еврейское религиозное объединение. В 1992 оформляется тюменская религиозная иудейская организация «Мадрегот». В 1993 создаются хабаровская еврейская религиозная община «Мизрах», Еврейский национальный культурный центр Республики Бурятия в Улан-Удэ, Общество еврейской культуры Новокузнецка, в 1994 — Томское общество возрождения еврейской культуры и новосибирская иудейская религиозная община «Ятад», в 1995 — еврейская религиозная община Владивостока «Бейт-тшува», хабаровское еврейское культурно-просветительское общество «Шолом» и Еврейская национальная общественная организация Братска.
В настоящее время в Сибири развивается как ортодоксальный, так и реформистский (в современной России принято наименование прогрессивный/современный) Иудаизм. Религиозные общины Сибири и Дальнего Востока (в зависимости от их направления) могут входить как в Объединение религиозных организаций современного Иудаизма в России (ОРОСИР), так и поддерживать конфессионные связи с Конгрессом еврейских религиозных общественных организаций России (КЕРООР), с Федерацией еврейских ортодоксальных общин России (ФЕООР).
Лит.: Островский Ю. Сибирские евреи. СПб., 1911; КальминаЛ.В. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX — февраль 1917). Улан-Удэ, 2003; Бобров И.В., Клюева В.П. Иудаизм и советская власть: Тюменский край в 20—30-е гг. XX века (к постановке проблемы) //Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке. Красноярск, 2004. Вып. 7; Гончаров Ю.М. Очерки истории еврейских общин Западной Сибири (XIX — начало XX в.). Барнаул, 2005; Клюева В.П. Религиозная жизнь евреев в Тобольской губернии (середина XIX — начало XX в.): скандалы и проблемы //Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность. Красноярск; Барнаул, 2005. Вып. IX; Современная религиозная жизнь России: опыт систематического описания. М., 2005. Т. 3; Галашова Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в. Красноярск, 2006.
В. П. Клюева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей