ИТЕЛЬМЕНЫ, самоназвание итэнмэн, итанмехн, итенмелн («живущий, жители»), производное от «итэнмэн».
Большинство ительменов проживает в поселках Ковран, Тигиль, Палана, Хайрюзово Тигильского района Камчатского края, а также в Магаданской области. Численность (тыс. человек): 1697 — 12,7, 1738 - 8,4, 1897 - 2,8, 1926 - 4,2 камчадалов (в том числе 859 ительменов, указавших в качестве родного ительменский язык). В 1959 в РСФСР - 1,1 (в том числе в Камчатской области - 985), 1970 -1,3(1,1), 1979-1,3(1,2), 1989 - 2,4 (1,4). В 2002 в Дальневосточном федеральном округе — 3,0 (в том числе в Камчатской области — 2,3, в Магаданской области — 643).
Ительмены, наряду с коряками, чукчами и эскимосами, включают в материковую группу популяций арктической малой расы, в которой ительмены выделяются в особый тип, что согласуется с языковыми и культурно-генетическими данными. По некоторым признакам (более высокое переносье, менее плоское лицо, выступающие губы и др.) антропологи устанавливают связь арктической расы с тихоокеанскими монголоидами.
Язык ительменский. Традиционно относят к чукотско-корякской группе палеоазиатских языков, но отмечается отсутствие генетических связей с языками этой группы. В языковом отношении в прошлом составляли восточные, южные и западные группы. В настоящее время сохраняется западный язык и его диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Для большинства ительменов русский является родным языком. В 1932 на основе латинской графики был разработан ительменский букварь. В конце XX в. начинается возрождение ительменского языка. В 1988 был создан ительменский алфавит и учебники на основе южного диалекта.
Начало этногенеза ительмены связывают с мезолитной культурой рыболовов и охотников, характерной в целом для таежной полосы Сибири. Мезолитные истоки имела тарьинская неолитная культура, охватывавшая большую часть Камчатки и просуществовавшая до прихода русских (вторая половина XVII в.). Формирование ительменов шло в условиях контактов на юге с айнами, на севере — с коряками, предполагаются длительные этнокультурные контакты с американскими индейцами в прошлом. К приходу русских ительмены делились на 5 локальных подразделений: камчатскую, авачинскую, большерецкую, западную, хайрюзовскую. Ительмены были расселены на большей части полуострова Камчатка, а во второй половине XIX в. проживали только его на западном побережье. В результате культурных и брачных контактов русских и ительменов сложился субэтнос русских в долине реки Камчатки — ительменов-камчадалов. Эпидемии, голод, ассимиляция русскими и военные столкновения с ними, междоусобицы привели к снижению численности ительменов в XVIII — начале XIX в.
Традиционные верования — анимизм, тотемизм, фетишизм. Первопредком и создателем земли считался Ворон — Кутха. Мир считали вечным, плоским, населенным духами. Особо почитался хозяин моря Митг, дающий основной продукт питания — рыбу, в честь которого в ноябре проводился единственный ительменский праздник «очищения» (нусакум). С собирательством связана установка столбов-идолов в местах промысла. Фетишизм выражался в ношении амулетов в виде идолов. Шаманы (обычно женщины) не имели обрядовой одежды, бубнов и прочих атрибутов. Современные ительмены православные, христианизация началась со второй четверти XVIII в.
Брак патрилокальный. Имели место кузенные браки, многоженство. Калым заменяла отработка у отца будущей супруги. Существовал обычай добровольной смерти.
Для ительменов характерно комплексное хозяйство, основу которого составляло речное рыболовство, пищевое и сырьевое собирательство (сарана, черемша и т. д.). Главным объектом промысла были лососевые, добывавшиеся с помощью запоров, острогов, снастей и т. д. Также ловили горбушу, кету, чавычу и др. Второстепенную роль играли сухопутная (в первую очередь пушной промысел — соболь, лисица, песец, а также на бурого медведя и горного барана) и морская (на тюленей) охота и рыбная ловля (навага на льду, корюшка, мойва). Южные ительмены в XVIII в. охотились на китов с отравленными стрелами. Во второй половине XIX в. распространяется огородничество (картофель, овощи), появляется скот. Летом передвигались на долбленых лодках-батах, сцепленные вместе, они позволяли перевозить большие грузы. Зимой на собачьих упряжках, а также скользящих и ступательных (плетеные «лапки») лыжах.
Традиционные поселения ительменов в виде укрепленных острожков, соответствовавшие семейным общинам (тойонам), связанные кровным родством и общими рыболовными угодьями. Главой острожка являлся старейшина. Родственники (до 100 человек и более) жили в 1 каркасной полуземлянке с бревенчатыми стенами и плоской крышей с входом через дымовое отверстие. Летом семьи жили в отдельных шалашах пирамидальной формы на высоком свайном помосте. Позднее шалаш стали использовать в качестве хозяйственной постройки. На промыслах жили в легких каркасных постройках — дву-, односкатных и пирамидальной формы. К концу XVIII в. полуземлянку вытеснила русская изба.
Верхняя одежда заимствована у коряков. Ительмены носили глухую меховую одежду (парку), штаны, кухлянку с капюшоном и нагрудником, торбасы и камлею. Зимой кухлянка и штаны были двойные. Рукавицы изготавливали из камыса или меха. Промысловую обувь делали из рыбьей кожи. Зимний головной убор — шапки из птичьих перьев и меха, летний — деревянная шляпа и берестяная умб-ракула с завязками на затылке. Женщины носили парики из травы. Женской домашней одеждой был комбинезон (хоньбы), а мужской — набедренная повязка (махва).
Основу питания составляла рыба: юкола, чуприки (запеченная особым способом рыба), вяленая лососевая икра, квашеные рыбьи головы. Дополняли рацион мясо и жир морских и сухопутных животных, птиц, коренья и ягоды. Употребляли галлюциногены: настойки из мухомора.
Развито танцевальное, прикладное искусство — вышивка, художественное плетение из травы и кожаных ремешков, тиснение по бересте, аппликация из меха, резьба по кости и дереву. Из музыкальных инструментов известна дудка. Фольклор представлен сказками и мифами, главный герой которых Кутх. В 1989 создан Совет возрождения ительменов Камчатки «Тхсаном» и национальный ансамбль «Эльвель». В настоящее время сохраняет свое значение рыболовство, превратившееся в отрасль производства.
Лит.: Старкова Н.К. Ительмены. Материальная культура XVIII — 60-х гг. XX в. Этнографические очерки. М., 1976; История и культура ительменов. Историко-этнографический очерк. Л., 1990; Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки: В 2 т. СПб.; Петропавловск-Камчатский, 1994; Орлова Е.П. Ительмены. Историко-этнографический очерк. СПб., 1999; Стеллер Г.В. Описание земли Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 1999; По-номаренко А. К. Древняя культура ительменов Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 2000.
В.В. Николаев
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей