ИСТОРИОГРАФИЯ СИБИРИ. XVI - первая половина XIX в.
Долгие годы при рассмотрении данной проблемы в центре внимания находилась история похода Ермака. Ввод в научный оборот сибирских летописей прояснил основные события этого похода, но и привел к первым концептуальным спорам. Они опирались на существенные различия в описании похода в 2 летописях — Есиповской и Строгановской. Первая была создана в 1636 архиепископским дьяком Саввой Есиповым, использовавшим «Написание» ермаковских казаков (1622) и составленный на его базе поминальный «Синодик ермаковым казакам». Ермак, по С. Есипову, — орудие Господней и царской воли, а итог похода — христианское просвещение сибирских народов и утверждение власти над ними православного царя. Это было важной новацией. В московском «Новом летописце» конца XVI в. ермаковские казаки назывались «ворами». Строгановская летопись, вышедшая из окружения промышленников, «именитых людей» и основанная на документах их архива, главную роль в подготовке похода Ермака отводила этим последним.
В XX в. было высказано мнение о том, что изначально существовала еще одна, демократическая концепция, отдававшая главную роль в присоединении Сибири самим казакам, т. е. народным массам («Описание новые земли Сибирского государства» Н. Венюкова, Кунгурская летопись, «История Сибирская» тобольского сына боярского С.У. Ремезова). Но следует отметить, что и другие источники XVII в. не отрицали этой роли.
Дискуссии о том, являлся ли поход Ермака первым актом освоения Сибири силами государства или был проектом Строгановых, в течение длительного времени сводились (но с большими оговорками!) к вопросу о том, какая из 2 летописей, Строгановская или Есиповская, основывалась на более древних и более надежных источниках. Убежденный «государственник» Н.М. Карамзин считал Строгановскую летопись «достовернейшей всех иных», но подчеркивал, что организаторы казачьего похода, как и Ермак, оказались проводниками царской политики на востоке. Выдающийся сибирский просветитель П.А. Словцов критиковал Строгановскую летопись, он утверждал: «Возобладание Сибирью, возобладание не шаткое, конечно, было творением царским». Один из основателей сибирского областничества Н.М. Ядринцев также призывал не преувеличивать роль Строгановых, а главным фактором присоединения Сибири считал «брожение русской народной жизни»: «Сибирь — подарок, который народная масса преподнесла России».
В конце XIX в. возобновились острые споры о том, какой из летописей — Строгановской или Есиповской — принадлежит приоритет. Пермский историк А. А. Дмитриев отдавал предпочтение первой, ему возражали С.А. Адрианов и иркутский историк И.И. Тыжнов. В ходе этих дискуссий ученые значительно расширили источниковую базу своих исследований, введя в научный оборот немало ценных документов о присоединении Сибири. Спор же о том, какая из 2 летописей основана на более древних источниках, в основной был закрыт трудами С.В. Бахрушина, доказавшего, что обе летописи во многом базировались на 2 источниках — казачьем «Написании» 1622 и связанном с ним «Синодике ермаковым казакам». Обнаружение и публикация Е.К. Ромодановской протографа последнего текста укрепили вывод С.В. Бахрушина.
Р.Г. Скрынников в своей монографии о Ермаке поставил вопрос о передатировке его похода с осени 1581 на осень 1582. Он основывался на документе, опубликованном еще в 1901 Н. Шляковым, согласно которому в июне 1581 некий «Ермак Тимофеевич, атаман казацкий» участвовал в нападении на Могилев. А.А. Преображенский и Е.К. Ромодановская не поддержали изменения прежней даты похода, подтверждаемой другими источниками. Вопрос остается открытым.
Проблема присоединения и начала освоения Сибири много шире вопроса о походе Ермака. Это прежде всего проблема движущих сил колонизации Сибири, начавшейся с зауральской экспедиции горстки храбрых казаков и продолжавшейся в последующие десятилетия и века нараставшими темпами. О важнейшей роли в этом процессе целенаправленной политики государства (наряду с доблестными усилиями дружины Ермака) говорили уже первые историографы Сибири С.У. Ремезов и И.Л. Черепанов, но корпус их источников ограничивался устными преданиями («устными летописями», по Е.И. Дергачевой-Скоп), сибирскими летописями и некоторыми государственными актами. Наука XVIII—XX вв., резко расширив круг источников, поставила вопросы о соотношении политики государства и стихийного движения народных масс, о роли общественного сознания этих последних, о путях земледельческого и промыслово-промышленного освоения востока России, о характере взаимоотношений русских с этническими группами сибиряков, о роли внешнеполитических проблем и т. д.
Решающую роль в колоссальном расширении круга источников и осуществлении первых попыток их научного осмысления сыграла работа в Сибири экспедиций, организованных Петербургской Академии Наук или с ее участием (см. Академические экспедиции). Самым грандиозным научным предприятием XVIII в. явилась Вторая Камчатская экспедиция (1733—43); в результате деятельности ее академического отряда научное открытие Сибири стало свершившимся фактом. Комплексный характер имели также академические экспедиции 1768—74 (П. С. Палласа, И.И. Лепехина, И.П. Фалька и других).
Начало формирования сибирской историографии на научных принципах связано с именем Г.Ф. Миллера. Фундаментальный труд Г.Ф. Миллера «История Сибири» (первые его главы были опубликованы на русском языке в 1750 под заглавием «Описание Сибирского царства») написан с использованием обширного корпуса источников, собранных ученым во время путешествия в составе Второй Камчатской экспедиции: архивы актов, сибирских летописей, татарских и монгольских источников, данных географии, генеалогии, фольклора, этнографии, лингвистики и археологии (см. Г.Ф. Миллера коллекция). Источники критически оценены автором, стремившимся к их рационалистическому толкованию. Благодаря Г.Ф. Миллеру история Сибири с конца XVI до середины XVII в. получила четкую хронологическую основу. В своей работе ученый доказывал, что в процессе присоединения Сибири имели место факты как завоевания, так и добровольного вхождения народов в состав России. По его мнению, после разгрома царства Кучума огромную роль в присоединении и освоении новых территорий сыграли промышленные люди и следовавшие за ними служилые люди, однако решающей оказалась поддержка этого движения со стороны государства (посылка в Сибирь служилых «по прибору», строительство острогов и городов и др.).
Достижения сибирских академических экспедиций, исторические труды Г.Ф. Миллера не могли не повлиять на освещение проблемы освоения Сибири историками XIX в. Для СМ. Соловьева, В.О. Ключевского, М.К. Любавского колонизация Сибири являлась очередным этапом извечного движения русского народа на восток, земского и государственного по своей сути, использовавшего традиции руководства центральных и местных властей стихийным движением масс. По мнению М.К. Любавского, в этом продвижении, продолжавшем практику Новгорода и Москвы, государство своей военной и внешней политикой, созданием городов и острогов обеспечивало условия для народной колонизации, а нередко и организовывало сами переселения, предписывая в наказах воеводам по возможности мирные взаимоотношения с местными народами, но одновременно и приведение их под московскую руку вооруженными отрядами казаков. Предыдущая колонизация Камского края привела к созданию вотчин Строгановых, которые при поддержке Москвы пытались распространить свои владения за Урал и организовали рекогносцировочную экспедицию Ермака. В XVII в. Сибирь была заселена совместными усилиями служилых людей, Церкви, вольнонародной (промышленной и крестьянской) колонизации, руководство движением народных масс принадлежало центральной и местной властям.
В трудах А.П. Щапова, известного историка-сибиряка демократического направления, был поставлен вопрос о решающем значении для освоения Сибири вольнонародной колонизации, включая нелегальные ее формы. А.П. Щапов закономерно связал побег в Сибирь крестьян с их стремлением уйти от тяжелого крепостного права, помещичьей собственности на землю, с религиозными преследованиями в Европейской России, положив начало изучению феномена урало-сибирского старообрядчества. Он считал, что стихийный процесс освоения Сибири в условиях борьбы с климатическими трудностями, использования опыта местных «племен» привел к неизбежному этническому смешению с этими последними, к созданию особой «европейско-сибирской» разновидности русского народа. Эти выводы во многом разделяли сибирские областники, и в первую очередь Н. М. Ядринцев. Он подчеркивал, что после похода Ермака и после потока хлынувших за Урал «гулящих людей» прочное освоение Сибири дала лишь земледельческая вольнонародная колонизация. Однако документальные обоснования этого вывода Н.М. Ядринцев не дал.
Обоснование значения побега в развитии сибирского земледелия появилось в трудах знатока архивных документов П.Н. Буцинского, отнюдь не принадлежавшего к демократической историографии и подчеркивавшего важность не только вольнонародной земледельческой колонизации, но и усилий государства и Церкви. П.Н. Буцинский считал, что центральные, и, особенно, местные власти реально покровительствовали беглецам, разрешая принимать их на поселение. Историк одним из первых обратил внимание на источники, характеризующие быт первых русских насельников края.
С.В. Бахрушин, использовав выводы П.Н. Буцинского, создал с привлечением широкого круга документальных и нарративных источников свою концепцию. Вслед за Г.Ф. Миллером он особо отметил роль вековых трансуральских путей для развития торговли и русских промыслов, а также важнейшее значение пушнины при освоении Сибири. В числе первых С.В. Бахрушин исследовал теневые стороны воеводской администрации, плюсы и минусы деятельности воевод-реформаторов Ю.Я. Сулешова и П.И. Годунова, особенности освоения Сибири служилыми. Он считал, что областники преувеличивали роль вольнонародной колонизации, особенно на первых этапах освоения региона, и что вообще до 1861 земледельная крестьянская колонизация не была основной. Сначала на его построения оказывала определенное влияние теория Н.А. Рожкова и М.Н. Покровского о связи крепостнической системы России с «торговым капитализмом». Перенося ее положения на Сибирь, он отводил особую роль в освоении края крупным купеческим капиталам, быстрому росту товарно-денежных отношений. Позднее историк смягчил эту свою позицию, признав значение крестьянских поселений в колонизации Восточной Сибири.
Детальное изучение земледельной колонизации Сибири на основе значительного массива документов предпринял В.И. Шунков. Ему удалось доказать, что уже в XVII в. крестьянские переселения за Урал, прежде всего вольные, но также и организуемые правительством, привели к созданию основных земледельческих районов, оседлого слоя землепашцев. Главной причиной массового ухода русского населения в восточные регионы страны В.И. Шунков считал крепостное право, в числе причин он называл также наличие в Сибири огромного фонда пригодных для сельскохозяйственного освоения земель.
Миграционные потоки конца XVI — начала XVIII в. на Енисей изучал В. А. Александров. Он доказал, что массовое проникновение русских на Енисей принимало формы как промыслового движения, так и крестьянского земледельческого освоения, размах которого объяснялся стремлением крестьян Европейской России к личной свободе и земельной собственности. Уже с 1640-х гг. наблюдалось масштабное превращение пришлого населения в оседлое, и с 1680-х гг. естественный прирост этого последнего стал главным фактором, определявшим демографическую обстановку в крае. В.А. Александров посвятил монографическое исследование ситуации на дальневосточных рубежах России во второй половине XVII в., роли казаков в присоединении и колонизации этих территорий. Внешнеполитические аспекты этого процесса нашли отражение в фундаментальных трудах и публикациях источников, осуществленных В. С. Мясниковым.
Видное место в изучении колонизационных потоков на восток от Урала принадлежит А.А. Преображенскому. Ему удалось сопоставить места выхода переселенцев с местами их расселения в Сибири. Оказалось, что черносошные (государственные) крестьяне Русского Севера заселяли северные и частично центральные уезды Урала и Сибири, тогда как помещичьи крестьяне, составлявшие с середины XVII в. заметную часть мигрантов, обычно направлялись на юг Сибири. Историк одним из первых стал исследовать внутрисибирские миграции и показал, что по мере изменения военной обстановки шел переток населения в более благоприятные для земледелия южные и восточные районы. Как и большинство советских историков, А.А. Преображенский подчеркивает значение и вольнонародной, и правительственной колонизации — тот массив текстов, с которым теперь работают историки (прежде всего документы Сибирского приказа и воеводских изб), не позволяет делать категорические выводы о подавляющем господстве одной из этих форм, но диктует тезис о преимущественной роли крестьянской инициативы даже для вполне легальных внутренних миграций.
В работах М.М. Громыко большое внимание уделено мало исследованному ранее периоду 1730—80-х гг. Зачастую впервые привлекая огромный фактический материал источников этого времени, М.М. Громыко проанализировала дальнейшее развитие миграционных процессов в Западной Сибири — освоение южных лесостепных и степных регионов в поисках удобных для землепашества незаселенных земель, влияние развития крупной промышленности Алтая на опережающий рост населения в Колывано-Воскресенском горном округе. Хотя стремление государства прикрепить переселенцев к земле должно было сдерживать вольную колонизацию, на юге Сибири пограничные интересы и забота об обеспечении рабочей силой заводов и рудников заставляли администрацию легализовать крестьянскую инициативу. «И вольная, и смешанная формы колонизации, — доказывает М.М. Громыко, — осуществлялись в основном сибирским крестьянством, выходцами из ранее освоенных территорий».
Этот вывод для XVIII — первой половины XIX в. был подтвержден исследованиями Ю.С. Булыгина (Алтай), Н.Г. Аполловой (Прииртышье), Г.Ф. Быкони (Приенисейский край). К подобному выводу пришла и Н.А. Миненко, детально проанализировав движение в указанный период русского населения Северного Приобья. Н.Н. Покровский, изучив специфические консисторские и старообрядческие источники, вслед за К.В. Чистовым показал роль системы тайных укрытий беглецов в колонизации юга Сибири.
Материалы академических экспедиций XVIII в., и прежде всего труды, и дневники Г.Ф. Миллера, дали науке огромное количество фактов о численности и расселении сибирских крестьян, их занятиях, повинностях, общественном сознании и быте. В частности, оказалось, что реальная заселенность юга Сибири была порой в 1,5—2 раза выше той, что давала налоговая (ревизская) статистика. Однако эти данные не скоро стали использоваться профессионалами-историками следующих веков. Гораздо больше историки писали о современном им крестьянстве, спорили о степени его зажиточности и свободы, об уровне развития сельского хозяйства.
Но уже в «Историческом обозрении Сибири» П. А. Словцова (1886) на базе анализа источников высказываются суждения о прошлом земледелия и крестьянства, о недостаточном правительственном стимулировании развития сельского хозяйства, о традиционных поисках земледельцами условий минимальной обремененности налогами их реальной собственности на землю. А.П. Щапов впервые обращает внимание на важнейшее место в истории сибирского крестьянства, традиционно занимаемое сельской общиной.
В том же направлении анализируется прошлое в трудах областников Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина. Первый писал о том, что мигрировавшие на восток земледельцы принесли с Русского Севера в Сибирь этот древний общественный институт вместе с навыками труда в суровых природных условиях, но без крепостного права. Это привело к тому, что землепашец за Уралом был, по справедливому мнению областников, куда зажиточнее центральнорусского и имел определенные возможности защиты своих интересов. Среди слагаемых их успеха Н.М. Ядринцев отмечал такие факторы: «новая страна, незаповедные леса, свободный труд и отсутствие крепостного права». Г.Н. Потанин во время своих экспедиций по югу Сибири собрал немало ценного материала об истории быта, верований коренных и пришлых сибиряков, о хозяйственной деятельности крестьянской семьи и ее традициях. Областников тревожило замеченное ими имущественное расслоение общины, появление «сельской владетельной аристократии» и бедноты. Одной из главных причин этого они называли «подчинение Сибири московским капиталистам», усиление налогового гнета. Сибирские беды вызывались, по их мнению, эксплуатацией Центром своей восточной колонии.
Крупнейший профессиональный историк народнического направления В.И. Семевский, детально анализировавший прошлое государственной деревни, немало внимания уделил Сибири. Привлекая обильный архивный материал, он с осуждением писал об обременительных податях и повинностях землепашцев востока России, о причинах кризиса 1760-х гг. в отношениях землевладельцев с монастырскими и заводскими крестьянами. В то же время он считал положение тех и других близким к ситуации в государственной деревне и не причислял их к крепостному населению империи. Подчеркивая генетическую связь сибирской общины с поморской, историк впервые отметил и важное различие: почти полное отсутствие в Сибири такого важного общинного института, как земельные переделы. Другой народнический историк, Н.М. Зобнин, не разделял взглядов В.И. Семевского на заводскую деревню, хотя критика тяжелых повинностей у обоих исследователей близка. Н.М. Зобнин тем не менее решительно причислял к категории крепостных алтайских крестьян, приписанных к заводам, а заводские отработки называл барщиной.
Историк монархического направления, магистр богословия Томского университета Д.Н. Беликов, изучавший историю Томского края XVII—XVIII вв., счел себя обязанным обнародовать данные источников о тяжести повинностей монастырских крестьян, но в то же время справедливо подчеркивал, что защита со стороны монастырских властей от произвола государственных чиновников позволяла крестьянам вполне успешно вести хозяйство. Наоборот, харьковский профессор П.Н. Буцинский в монографии о первых насельниках Сибири утверждал, анализируя положение государственных крестьян XVI—XVII вв., что «государь относился к крестьянам далекой своей вотчины как прекрасный домохозяин к своему хозяйству».
С.В. Бахрушин, рассматривая сибирское крестьянство с позиций упомянутой выше общей концепции, изучил основание земледельческих и промысловых слобод частными лицами — слободчиками. Он говорил об этом как о раннем проявлении буржуазного по сути предпринимательства в сельском хозяйстве, называя слободчиков «капиталистами», а их поселенцев «фермерами». В исследовании документов по истории Красноярского уезда в XVII в. и в других работах ученый касался положения государственных крестьян, решительно считая их крепостными.
Эту позицию С.В. Бахрушина вынужден был учесть при защите докторской диссертации, посвященной сибирскому земледелию, В.И. Шунков. Но позднее он вернулся к своим первоначальным взглядам на жителей государственных земель востока России как на лично свободных, а не крепостных. В 1960-х гг., особенно при работе над академической «Историей Сибири», он решительно заявил, что феодальный гнет в деревне «не достиг в Сибири тех грубых форм крепостничества, которые были характерны для Центральной России». Начав с утверждения о том, что сибирские хлебопашцы «были прикреплены к обрабатываемому участку земли», ученый затем пришел к выводу о существовании возможности «замены одного тяглеца другим».
Важным вкладом В.И. Шункова в сибиреведение явилось определение им на массовом архивном материале основных земледельческих районов и их хозяйственного потенциала, набора сельскохозяйственных культур, способов ведения хлебопашества и скотоводства. Для сегодняшней науки остаются базовыми (хотя и с некоторыми поправками) сделанные им подсчеты размеров легальной запашки в Верхотурско-Тобольском, Томско-Кузнецком, Енисейском, Ленском и Амурском районах.
Дальнейшей разработкой этих проблем занимались В.Н. Шерстобоев — для Илимской пашни, З.Я. Бояршинова — для Томского уезда, В.А. Александров — для Енисейского уезда, В.И. Иванов — для Ленской пашни. При этом В.Н. Шерстобоев и В.А. Александров изначально исходили из тезиса о личной свободе землепашца в наиболее масштабном секторе сибирского крестьянского хозяйства — в государственной деревне, о распространенности практики передачи надела одним тяглецом другому. З.Я. Бояршинова впервые на массовом архивном материале доказала, что долгое время запашка служилых людей не уступала запашке государственных крестьян, а поначалу даже превосходила ее. В 1980-х гг. этот вывод был для всей Западной Сибири подтвержден в фундаментальном исследовании Н.И. Никитина о сибирских служилых людях. В позднейших работах Д.Я. Резуна исследовалась генеалогия родов казачьих землевладельцев. О роли в освоении Сибири служилых польско-литовского происхождения писал И.Р. Соколовский.
М.М. Громыко, изучив документы, характеризующие западно-сибирскую деревню XVIII—XIX вв., решительно не согласилась с «приписыванием крепостного состояния государственному крестьянину». В то же время она не считала сибирского крестьянина полноправным собственником обрабатываемой земли, подчеркивая, что верховная собственность на землю принадлежала феодальному государству. Значительно дальше пошел Г.Ф. Быконя, применив к таким землям имевшую тогда некоторое хождение теорию собственности, «разделенной» между землепашцем и феодалом. Однако другие исследователи не поддержали этой его концепции. Работами В.А. Александрова, М.М. Громыко, Н. А. Миненко в сибиреведении закрепилась концепция о развитии в Сибири системы государственного феодализма.
Историческая наука постепенно накапливала источники, содержащие сведения и о 2 особых категориях урало-сибирского крестьянства — о жителях вотчин церковных и жителях сельских приписанных к заводам. Исследовав столбцы приказного делопроизводства XVII в., П.Н. Буцинскии пришел к выводу, что сельское хозяйство Тобольского архиерейского дома и некоторых монастырей имело довольно значительные размеры и было передовым по своей организации и уровню. По мнению В.И. Шункова, создание монастырских вотчин на востоке от Урала шло в основном теми же путями, что и на западе от него — через государственные пожалования, дарение, покупку, захваты; монастырские хозяйства строились главным образом на труде крепостного характера. Л.П. Шорохов в работе о сибирских монастырях был близок к этой концепции; он первым нарисовал картину последовательного роста земельных владений церковных вотчин в XVII— XVIII вв. и последствий их секуляризации в 1764. Но уже А.А. Преображенский на значительном материале источников доказал, что в урало-сибирских монастырях существовал более мягкий правовой и хозяйственный режим, чем в монастырях Европейской России. В исследованиях уральских историков И.Л. Мальковой и других приводятся наблюдения о том, что уральские и западно-сибирские монастыри играли положительную роль в освоении сибирских земель: здесь переселенцы за несколько лет могли хозяйственно окрепнуть, легализоваться и затем, сдав свое тягло новым пришельцам, мигрировать на восток.
Первым положение приписных крестьян заводов Урала, Алтая и Забайкалья детально обследовал В.И. Семевский. В рамках народнической историографии он уделил большое внимание тяжелым условиям труда и быта этих крестьян, сблизив их с крепостными крестьянами Европейской России. Этой же концепции в 1940—50-х гг. придерживались З.Г. Карпенко, А. П. Бородавкин, Ю.С. Булыгин и другие. Но в более поздних трудах М.М. Громыко, Г.П. Жидкова, Н.А. Миненко, как и в академической «Истории Сибири» (1968), господствует тезис о том, что приписка государственных крестьян к заводам хотя и ухудшала их положение, вызывала протесты, она все же не привела к установлению крепостной зависимости.
Т. С. Мамсик изучала историю крестьянских побегов и колонизации Приобья и Алтая в конце XVIII—XIX в. На основе сплошного привлечения объемных материалов волостной статистики она успешно исследует подворную, посемейную историю поселений региона. Основной вклад Т.С Мамсик в новейшую историографию: реконструкция социальной структуры сибирского крестьянства и анализ экономических отношений, который привел ее к выводу об отсутствии в Сибири в доиндустриальный период так называемого госфеодализма, многоукладном характере аграрной экономики.
Обильные источники по истории сибирских городов были собраны Г.Ф. Миллером, предпринявшим массовое копирование документов из архивов 22 городов востока России. Обобщив этот огромный массив в своей «Истории Сибири», Г.Ф. Миллер впервые представил последовательный обзор возникновения и развития городов и острогов региона, описал смену торговых путей, состав товаров на местных рынках, сибирские промыслы и горнодобывающую промышленность. Деловая переписка воевод с Центром позволила ему говорить о решающей роли усилий государственной власти в становлении и упрочении города.
Историей сибирских городов занимался П.И. Буцинский. Он подробно описал сибирский город первой половины XIX в., проанализировал причины расцвета и упадка Мангазеи, знаменитого центра пушной торговли.
П.А. Словцов, подчеркивая зависимость городской жизни от правительственных распоряжений, инициативы властей, выделял 3 этапа становления крупной промышленности: эпоху Петра I, царствование Елизаветы Петровны и время Екатерины II. В то же время он решительно осуждал крепостнические стеснения торгово-промышленного развития, одобрял ликвидацию внутренних таможен в 1753 и государственной монополии на торговлю с Китаем в 1762.
Декабрист Г.С. Батеньков, являясь сторонником развития частной инициативы и свободы промышленности и торговли, считал, что благодаря подъему золотопромышленности в начале XIX в. «азиатский элемент жизни» начал уступать место «новому, более образованному, нравственному и рациональному» — «европейскому».
Областники Н.М. Ядринцев, Г.И. Потанин, П.М. Головачев беды сибирского города связывали прежде всего с игом московской буржуазии, насилиями центральных и местных властей, с насаждавшимися ими крепостническими порядками. Они осуждали такие порядки на заводах Алтая, но писали и о закабалении рабочих частными промышленниками на золотых приисках. О сходных процессах писал и ссыльный большевик В. А. Ватин, изучивший богатый архив Минусинского музея. Он объяснял упадок горной промышленности в Минусинском крае в конце XVIII в. господством принудительного труда.
С.В. Бахрушин в своих ранних работах исследовал торгово-промышленную колонизацию Сибири. Он относил складывание всероссийского рынка к XVII в. и отмечал значительную роль крупного московского капитала и его агентов в организации пушного промысла и возникновении социальных конфликтов между сибирскими промысловиками и купцами Москвы. В 1930—40-х гг. С.В. Бахрушин, пересмотрев свою концепцию торгового капитала под влиянием официозной критики, стал рассматривать этот капитал в качестве подчиненного, обслуживавшего феодально-крепостническую систему.
С середины 1950-х гг. в советском сибиреведении появляется ряд работ, посвященных истории отдельных городов. З.Я. Бояршинова подробно исследовала раннюю историю Томска и Кузнецка: их возникновение, складывание городского населения, его занятия, торговые связи. В.А. Александров на базе документов Сибирского приказа и воеводских изб проделал подобную работу применительно к Енисейску. О.Н. Вилков обратился к такому важному источнику, как таможенные книги XVII в., и пришел к выводу об ускоренном развитии в Тобольске промыслов, прошедших стадии от домашнего производства, ремесла, мелкого товарного производства до первых предприятий мануфактурного типа. Изучение и публикация сибирских таможенных книг были продолжены Д.Я. Резуном, А.А. Люцидарской и В.И. Куриловым, писавшими о быстрых темпах развития ремесла и торговли. В то же время этим исследователям приходилось говорить о том, что для сибирского города была обязательна «стадия аграрного центра», что сельское хозяйство играло немалую роль в его экономике. В обобщающем академическом труде «Рабочий класс Сибири в дооктябрьский период» (1982) З.Г. Карпенко, Д.Я. Резун, В.П. Зиновьев и другие дали общую картину развития сибирского города; здесь прозвучал вывод о том, что даже наиболее развитая отрасль сибирской горной промышленности — обрабатывающая — только во второй четверти XVIII в. вступила в мануфактурный период.
Комплексное исследование истории городов Западной Сибири в период 1770—1860-х гг. предпринял А.Р. Ивонин. Он охарактеризовал показатели роста городов, динамику их демографических характеристик, сословных групп, этапы развития рыночных отношений; определил направление эволюции этих городов как переход от добуржуазного к раннебуржуазному уровню.
П.Н. Павлов впервые произвел сплошную обработку ясачных книг и других источников о сибирском пушном промысле и вместо общих рассуждений о большой его роли в сибирской и общероссийской экономике привел достаточно точные конкретные цифры, свидетельствующие об этом.
Г.П. Жидков и А.П. Бородавкин изучали горно-промышленное производство Алтая и Забайкалья в XVIII—XIX вв. и доказывали положение о его докапиталистическом характере. Г.П. Жидков считал, что к 1861 это производство демонстрировало явные признаки разложения феодально-крепостнической системы на заводах и рудниках, тогда как А.П. Бородавкин пришел к выводу о том, что данная система еще далеко не исчерпала себя.
Уже в 1970-х гг. М.М. Громыко демонстрировала на ряде примеров большую перспективность изучения генеалогии купеческих династий, их вклада в экономику и культуру своих городов. Однако подобные работы более широко развернулись лишь в 1990-е гг. исследованиями В.П. Бойко, И.И. Гавриловой, Ю.М. Гончарова, О.А. Задорожной, Е.А. Зуевой, А.А. Жирова, А.Г. Киселева, Е.В. Комлевой, Т.В. Копцевой, П.Н. Мешалкина, В.Н. Разгона, В.А. Скубневского, А.В. Старцева, Е.Г. Швец, И.А. Щукина и другими. Первым опытом обобщающего исследования в этой сфере стала издававшаяся под руководством Д.Я. Резуна «Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции в Сибири».
Российская академическая наука с самого своего возникновения уделяла значительное внимание изучению истории, языка, верований, быта сибирских коренных народов. В составленных Г.Ф. Миллером анкетах и инструкциях — плане работ Второй Камчатской экспедиции — эти вопросы занимали ведущее место. Собранные Г.Ф. Миллером в Сибири материалы нашли отражение в его научных трудах, но до сих пор еще полностью не исчерпаны исследователями, особенно это касается его этнографические описания основных народов Сибири. Г.Ф. Миллер не видел необходимости скрывать случаи применения насилия при вхождении коренных народов в состав империи, считая их общепринятой практикой. Он ввел в научный оборот деловую переписку, донесения служилых людей, землепроходцев о таких случаях. В то же время Г.Ф. Миллер отмечал, что российское праительство предпочитало обходиться с ясачными «тихостью, ласковым уговариванием».
Большое значение для изучения истории коренных народов имеют экспедиционные описания и научные труды П.С. Палласа, И.Г. Георги, В. Зуева и других.
В XIX в. продолжается традиция изучения коренных народов Сибири научными экспедициями (А. Гумбольдт, 1829; А. Миддендорф, 1843-44). С.-Петербург является в это время центром, научные школы которого по лингвистике, фольклору, этнографии, истории угро-финских, монгольских, самодийских народов Сибири широко известны международному сообществу ученых. Этими же проблемами занимаются и местные краеведы. Своего значения и сегодня не утратили наблюдения над алтайскими народами, сделанные в середине XIX в. С.И. Гуляевым.
Историей «инородческого вопроса» на востоке страны интересовались и областники. Н.М. Ядринцев писал о применении насилия при включении коренных народов Сибири в состав России. Он считал, что на этапе завоевания Сибири произошло «усмирение инородцев», в XVII — начале XIX в. была установлена опека над коренными жителями, но «в число равноправных подданных» они так и не были включены. Современное ему состояние «инородцев» Н.М. Ядринцев характеризовал как «вымирание», «уменьшение» численности и «постоянное обеднение». Резкость этих оценок связана с общей теорией областников о Сибири как о бесправной, угнетаемой колонии Москвы.
Другие исследователи XIX в. обращали внимание на взаимосвязь фискальной политики государства с политикой защиты ясачного населения от земельных захватов со стороны русского населения и злоупотреблений со стороны государственной администрации. Их особое внимание привлекала реформа М.М. Сперанского. Ссыльный большевик правовед В.А. Ватин провел фундаментальный анализ Устава об управлении инородцами (1822), выявив противоречивость и некоторые слабые стороны этого законодательного акта.
В 1910—30-х гг. к изучению истории коренных народов Сибири обратился С.В. Бахрушин. На большом архивном материале он реконструировал историю сибирских служилых татар, хантов, манси, ненцев и энцев, енисейских киргизов и якутов в XVII в. Ученый был сторонником концепции насильственного включения коренных народов в состав России, но отмечал, что уже в ходе похода Ермака княжества хантов и манси выступили союзниками русских в разгроме Сибирского ханства, значительная часть татар в конце XVI — начале XVII в. вошла в состав привилегированного служилого сословия, другие народы сохранили значительную автономию. Охранительную политику самодержавия С.В. Бахрушин объяснял как фискальными интересами, так и стремлением стимулировать новых подданных к мирному взаимодействию с русским населением.
В 1938 монографическое исследование истории бурят-монголов предпринял А.П. Окладников. Он широко использовал не только археологический и этнографический материал, но и приказное делопроизводство XVII в., последующие официальные документы, русские и китайские летописи, «Историю Сибири» С.У. Ремезова. С середины 1960-х гг. А.П. Окладников курировал историко-филологические подразделения СО АН СССР и много способствовал изучению языка, литературы, истории сибирских народов академической наукой не только в Новосибирске, но и в Иркутске, Улан-Удэ, Абакане, Якутске, Владивостоке.
На основе ясачных ведомостей классическое исследование родо-племенного состава народов Сибири провел Б. О. Долгих. Его результатом стало определение численности как отдельных народов, так и всего автохтонного населения Сибири в конце XVII в. — около 217 тыс. человек. Б.О. Долгих пришел к выводу, что в процессе включения Сибири в состав Российского государства в XVII в. численность ни одного из коренных народов не уменьшилась.
В 1960—80-х гг. монографические исследования по истории коренных народов Сибирского Севера осуществили И.С. Гурвич, Н.А. Миненко, Л.В. Хомич и В.Г. Марченко, тюркоязычного населения Западной Сибири — Ф.Т. Валеев и Н.А. Томилов, бурят-монголов — Е. М. Залкинд, якутов — Ф.Г. Сафронов, В.Н. Иванов и В.Ф. Иванов, алтайцев и хакасов — Л.П. Потапов, коряков — И.С. Вдовий. В 1990-х гг. состав и численность коренных народов Сибири изучал С.Г. Скобелев. Историки пришли к выводу о росте численности аборигенов, совершенствовании социальных отношений и развитии их хозяйства на протяжении 3 столетий. Большое внимание они уделили родо-племенному составу, географии расселения, материальной и духовной культуре коренных народов.
В конце 1970-х — 1990-е гг. появились работы М.М. Федорова, Л.М. Дамешека и А.Ю. Конева, посвященные правовому статусу коренных народов Сибири в XVII—XIX вв. Авторы пришли к выводу, что в конце XVI — начале XVIII в. произошло включение земель коренных народов в состав России и юридическое закрепление подданства этих народов, связанное с ясачной податью. Русские использовали исторически сложившиеся социальные и властные институты аборигенов, обеспечив привилегированное положение их знати. В 1720—1810-х гг. развивались социальные отношения у коренных народов, происходила адаптация к российской административно-фискальной политике. После реформы М.М. Сперанского закрепляется особая система «инородческого» самоуправления и судоустройства, ускоряется процесс трансформации обычаев в обычное право, особый правовой статус коренных народов (оседлых, кочевых и бродячих) приобретает черты сословного.
А.Х. Элерт в 1980-х гг. начал последовательно выявлять, расшифровывать, вводить в научный оборот и анализировать обширные материалы Г.Ф. Миллера о сибирских народах. Среди них — фундаментальное исследование «Описание сибирских народов», насыщенное уникальными данными по истории коренных народов Сибири, их этническому составу, численности, расселению, духовной и материальной культуре, по аборигенной топонимике.
Государственное управление. В «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера по документам сибирских архивов прослеживаются процессы складывания и развития системы воеводского управления регионом, которые шли параллельно с созданием сети городов и острогов. Проблема эффективности этой системы здесь почти не затрагивается, возможно, по цензурным соображениям. Но в своих неизданных этнографических трудах Г.Ф. Миллер акцентирует внимание на недостатках системы государственного управления Сибирью: на насилиях и подчас слабой компетенции воевод, коррумпированности приказного аппарата, и не только одного его. Он пишет и о незаконных действиях, корыстолюбии выполнявших воеводскую волю служилых людей. При этом подчеркивает: качество воеводского управления значительно снижается по направлению с запада на восток Сибири — растет его бесконтрольность, ухудшаются личные характеристики управленцев.
Декабристу В. И. Штейнгелю принадлежат рассказы о иркутских генерал-губернаторах, их взаимоотношениях с царем, подчиненными и местным обществом в 1765—1819. В.И. Штейнгель пишет, что генерал-губернаторы и губернаторы пытались заботиться о вверенном им крае. Однако оценка их деятельности зависела только от верховной власти и определялась зачастую пристрастием и доносами. Такое положение, с одной стороны, превращало генерал-губернаторов и губернаторов во всевластных хозяев подведомственных им чиновников, населения и подчас даже Церкви; с другой стороны, приводило к тому, что эти правители, опасаясь доносов на себя в столицу, самым жестоким образом подавляли возможную оппозицию.
П.А. Словцов признавал большую роль государственной власти в заселении и освоении Сибири. Однако он указывал на многочисленные злоупотребления местной администрации и объяснял их пробелами в законодательстве и его противоречивостью, отсутствием правовой культуры в стране, стремлением чиновников поддерживать роскошную жизнь.
Н.М. Ядринцев рассматривал административную политику самодержавия в Сибири как часть его «колониальной» политики. Центральные власти и насажденная ими воеводская система управления, по его мнению, сыграли в колонизации Сибири отрицательную роль, создали систему угнетения местного населения.
Свою концепцию истории управления Сибирью имел В.И. Вагин, занимавшийся исследованием реформы М.М. Сперанского. Он считал, что первыми русскими насельниками Сибири было установлено общинное (мирское) самоуправление по образцу казачьих и Новгородских поселений. Пришедший ему на смену государственный порядок сломал эту демократическую систему, но жесткое воеводское управление вызывало протесты населения. Крайняя коррумпированность и неэффективность этого управления привела в начале XIX в. к попытке его реформирования, внедрения в практику государственного аппарата начал законности, для чего М.М. Сперанским и было составлено «Учреждение для управления сибирских губерний».
Яркие страницы посвятил управленческой практике сибирских воевод С.В. Бахрушин. Он дал запоминающиеся персональные характеристики энергичным тобольским воеводам Ю.Я. Сулешову и П. И. Годунову и проанализировал их успешные и неудачные реформы, попытки ввести единообразные нормативы и налоги, увеличив одновременно прибыль казны. С.В. Бахрушин показал также зависимость воеводского управления XVII в. от мирского самоуправления служилых и торгово-промышленных людей. В статьях о П. Хмелевском и А.Ф. Палицыне, написанных не только с документальной точностью, но и талантливо, историк проанализировал значение местной «служилой аристократии» в управлении.
На материалах Илимского уезда XVII—XVIII вв. исследование воеводского управления провел В.Н. Шерстобоев. Он показал значение правительственной политики для заселения и земледельческого освоения края, писал о взаимоотношениях воеводского управления и мирского самоупраления при решении этих проблем в XVII в. Историю местного управления XVIII в. историк охарактеризовал как «век пышного расцвета бюрократизма», к которому привело «централизованное абсолютистское руководство закрепощенной страной посредством чиновников и отсутствие самоуправления».
Систему управления Сибири в XVIII в. изучала Л.С. Рафиенко. Она писала о «перемещении центра тяжести областного управления на места», «унификации и централизации областного аппарата управления» «в русле процесса становления бюрократического аппарата абсолютной монархии». Отдаленность Сибири и почти полное отсутствие в ней помещичьего землевладения, по ее мнению, привели к усилению значения местных органов, концентрации огромной власти в руках губернатора. Исследовательница отметила социальную неоднородность сибирской бюрократии: высшая — из дворян; средняя — из беспоместных дворян и «сибирских дворян, выходцев из служилого сословия»; канцелярские служители — «из податных сословий».
В.В. Рабцевич проанализировала историю сибирского управления в 1780-х гг. — первой половине XIX в. По ее мнению, в этот период «местный государственный аппарат превратился в массовую специализированную, иерархически организованную систему». Реформы городского и крестьянского самоуправления закрепили «взаимоотношения как между государственной и выборной властью, так и между различными звеньями системы органов самоуправления... по принципу централизма, который предусматривал подчинение выборной администрации государству». Однако выборные органы позволяли горожанам и крестьянам «использовать пассивные формы протеста». В.В. Рабцевич составила справочник по управлению Сибирью за конец XVIII - первую половину XIX в.
Г.Ф. Быконя проследил изменения в административно-территориальном делении, системе управления и составе чиновников Восточной Сибири в 1720—1810-е гг. Он считал, что «правительство стремилось монопольно присваивать имеющиеся в Сибири богатства», т. к. «корпоративно-классовые задачи легче было выдать за общегосударственные интересы». Главной социальной опорой царизма в осуществлении этой политики было военно-бюрократическое дворянство, формировавшееся из беспоместных и малопоместных дворян Европейской России и привилегированной прослойки сибирских служилых людей. Историк подчеркивал, что «местное управление носило ярко выраженный военно-бюрократический характер, а все чиновничество было военизировано».
В своей монографии 1991 В. А. Александров и И.И. Покровский на массовом материале архивных документов (и прежде всего розысков о жалобах населения на воевод) проанализировали создание в конце XVI — первой половине XVII в. системы управления Сибирью как института российской сословно-представительной монархии, основанной на реальном взаимодействии воеводской администрации с земскими мирами служилых, крестьян, посадских и с социальными структурами коренных народов. Отдаленность региона, его малая заселенность и относительная слабость государственных органов управления неизбежно приводили к тому, что этим последним не под силу было осуществлять важные управленческие функции без опоры на мирские институты. Но свидетельства источников об основных направлениях этого взаимодействия, о заинтересованности Москвы хоть в каком-то мирском контроле над произволом воевод соседствовали с многочисленными фактами острых конфликтов между мирами и воеводами, подчас перераставших в вооруженное противостояние.
Е.В. Вершинин, опираясь на наказы, получаемые воеводами из Москвы, и на их отписки в Центр, посчитал преувеличенной роль миров в монографии В.А. Александрова и Н.Н. Покровского. Он провел исследование компетенции сибирских воевод, принципов подбора служилых людей «по отечеству» на воеводские должности и материального обеспечения их службы, административно-фискальной и судебной деятельности воевод. Историк пришел к выводу, что центральная и воеводская власть сыграла решающую роль в колонизации Сибири.
С Е.В. Вершининым не согласился М.О. Акишин. По его мнению, в условиях присоединения Сибири воеводское управление оказалось эффективным лишь потому, что позволило реализовать союз власти и общества при решении проблем включения аборигенных народов в состав подданных русского монарха, заселения и хозяйственного освоения края. При этом государевы служилые люди сохранили многие традиции вольных казаков и энергично выступали против должностной преступности, характерной для воеводского управления.
Систему управления Восточной Сибирью в XIX в. детально исследовала Н.П. Матханова. На массовых источниках она провела комплексное изучение административного аппарата, его структуры, функций, динамики, кадрового корпуса. Ею выявлено существование в механизме управления регионом 2 иерархий — формальной, опирающейся на служебное взаимодействие чинов офицерской управленческой пирамиды, и неформальной, построенной на личных дружеских связях, предпочтениях и зачастую игравшей в реальной практике не меньшую роль, чем первая. Это относилось и к лицам, не входившим в состав администрации, но оказывавшим подчас немалое воздействие на ее политику. Вывод этот подкреплен рядом ярких биографических очерков, в которых дается объективная оценка роли управленцев в тогдашних обстоятельствах места и времени. Н.П. Матханова проанализировала реформы Н.Н. Муравьева-Амурского, стремившегося в дореформенной России улучшить административно-территориальное деление, структуру государственного аппарата Приамурья и положившего начало фактическому освоению региона. Ею прослежена роль института генерал-губернаторства как связующего звена между Центром и регионом, не раз дававшего возможность донести до императорского престола известия о нуждах края.
Исследование механизмов управления в широком географическом (вся Сибирь) и хронологическом (начало XIX — начало XX в.) диапазоне провел А. В. Ремнев. Проследив эволюцию правительственной политики, он пришел к выводу, что одной из главных причин низкой результативности административных реформ являлось стойкое недоверие Центра к сибирской общественности и местной администрации. Попытки найти оптимальное соотношение территориальных и отраслевых принципов без широкой опоры на местные силы были обречены на провал. Политика «имперского регионализма» не давала возможности решить кадровые проблемы аппарата управления, вопрос о применимости общих законов к реальным местным условиям. А.В. Ремнев обратил внимание на сложность отношений между генерал-губернаторами и губернаторами, этими последними и членами советов главных управлений.
Впервые сведения о распространении православия в Сибири, церковном строительстве, монастырях, содержавшиеся в сибирских летописях и городских архивах, собрал и обобщил Г.Ф. Миллер. Он изложил на основе этих данных историю создания Тобольской епархии, подчеркнув важную роль в этом деле отца государя Патриарха Филарета.
В начале XIX в. о роли Церкви в колонизации Сибири, в жизни сибиряков писал П.А. Словцов. Появление церквей в Сибири он считал заслугой царя Бориса. Связывая создание Тобольской епархии с заботами «благочестивого царя Михаила» и Патриарха Филарета, он подчеркивал, что они стремились при этом к искоренению среди первых русских насельников Сибири таких пороков, как пьянство, многоженство, к укреплению авторитета приходского духовенства, на которое падала главная забота о добром поведении сибиряков. П.А. Словцов рассказывал о миссионерской деятельности Церкви, в первую очередь о стараниях митрополита Филофея; он считал, что «вселенский замысел Петра о распространении православия» не мог быть успешным, ибо здесь требовалась постепенная просветительская работа миссий.
Проблемам сибирской церкви XVII в. и биографиям ее первых архиереев посвятил свои труды харьковский историк П.Н. Буцинский. Обнаружив переписку царя и патриарха по поводу создания Тобольской епархии и назначения ее главой архиепископа Киприана, П.Н. Буцинский смог доказать решающую роль московских властей в этом важном деле, отметить появление разногласий между сибирскими воеводами и церковной администрацией.
В своих публикациях архивных материалах касались сибирского церковного быта историки Н.Н. Оглоблин и М.К. Петровский.
Наиболее многочисленную группу исследователей второй половины XIX — XX в., занимавшихся проблемами православия в Сибири, составили церковные историки А.И. Сулоцкий, Н. Абрамов, П. Громов, Д.Н. Беликов и другие. Д.Н. Беликову принадлежат первые монографические исследования томского старообрядчества, в основу которых легли материалы местных церковных архивов. В это же время осуществлялись публикации новых источников об истории сибирских епархий (например, издание Мелетием (Якимовым) в 1875 сборника «Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края» и других).
После 1917, когда объективные исследования по церковной истории были крайне затруднены, историография этой темы надолго прерывается. Чуть ли не единственными исключениями являются монография Е.Э. Бломквист и Н.П. Гриньковой (1930) о бухтарминских староверах, основанная на материалах их этнографической экспедиции, но богатая также общеисторическими сведениями, а также работа А.Г. Базанова (1936), исследовавшего вопрос о миссионерских школах на Крайнем Севере и об эволюции государственной политики в этом вопросе. Последняя современная комплексная работа о «каменщиках» (этнический состав, места выхода, хозяйственный комплекс, структура религиозных течений и т. п.) принадлежит перу Т.С. Мамсик. Она пришла к выводу о том, что это сообщество не было «русским», а стало таковым в результате воздействия многих факторов, в том числе «раскола». С книги было снято название «Бухтарминская община» ввиду политической ситуации на границах СССР.
С новосибирскими археографическими экспедициями и формированием археографических исследовательских центров связано возрождение в середине 1960-х гг. интереса к истории православия в Сибири. В статьях и монографиях М.М. Громыко, Н.Н. Покровского, его учеников Н.Д. Зольниковой, Н.С. Гурьяновой, А.Т. Шашкова, А.И. Мальцева, О.Д. Журавель, Л.В. Титовой и другими поднимается широкий круг проблем народного православия в Сибири, религиозного общественного сознания, истории старообрядчества. Н.Н. Покровский по документам Тобольской консистории и архивов центральных церковных ведомств впервые нарисовал цельную картину истории урало-сибирского старообрядчества, особенно главных в регионе согласий — часовенного и поморского; совместно с Н.Д. Зольниковой проанализировал найденные в экспедициях памятники ранее неизвестной народной старообрядческой литературы XVIII—XX вв. Он изучал также государственное законодательство XVII—XVIII вв. по проблемам православия, отношение в это время между светскими и духовными властями. В 2 монографиях Н.Д. Зольниковой впервые рассматривались вопросы о месте духовенства Сибири в сословной системе империи, давалась подробная характеристика разных сторон жизни сибирской приходской общины РПЦ в XVIII в. А.И. Мальцев изучил историю согласия бегунов-странников, которое сыграло немалую роль в вольнонародной колонизации Сибири. Источники вывели новосибирских археографов еще в советское время на изучение истории православной догматики в РПЦ и в староверии (работы Н.Н. Покровского, Н.Д. Зольниковой, А.И. Мальцева,Т.В. Панич, Н.С. Гурьяновой).
В последние десятилетия тема истории Церкви и различных конфессий стала чрезвычайно популярной. Защищены десятки диссертаций, местные издательства выпустили немало печатных работ на эту тему. На массовом архивном материале, впервые вводимом в научный оборот, основаны исследования А.П. Николаева (история православной приходской общины у народов северо-запада Сибири); Н.А. Мухортовой (сибирская городская приходская община в первой половине XIX в.); В.А. Есиповой (приходское духовенство Западной Сибири во второй половине XIX в.), О.Е. Наумовой (история Иркутской епархии); Ф.Г. Сафронова, И.И. Юргановой (история христианства в Якутии); В.И. Косых (история Забайкальской епархии в конце XIX — начале XX в.); Е.М. Главацкой (история миссионерства на северо-западе Сибири); Л.И. Сосковец (история конфессий Западной Сибири в 1940—60-е гг.) и др. Историю сибирских новомучеников XX в. фундаментально изучает С.Г. Петров. Предпринимаются первые попытки обобщения достигнутых результатов (издан двухтомник А.П. Санникова и А.В. Дулова по истории православной церкви в Восточной Сибири). Многие аспекты истории сибирского старообрядчества нашли отражение в трудах С.А. Белобородова, Л.Н. Приль, Ю.В. Боровик, Л.Н. Сусловой, И.В. Куприяновой, Н.А. Старухина и других.
В третьей четверти XX в. происходит возрождение сибирской церковной историографии. Еще в 1970-е гг. появилось источниковедческое исследование материалов по истории Алтайской духовной миссии, выполненное новосибирским ученым протоиереем о. Борисом (Пивоваровым). В сферу научных интересов о. Бориса входит также история сибирских епархий, святых, выдающихся деятелей православия. В 1998 под редакторством епископа Новосибирского Сергия вышел том житий сибирских святых. Начиная с 1990-х гг. работы сибирских и дальневосточных церковных историков стали появляться во многих изданиях Сибири и Дальнего Востока, в том числе в возрождаемых епархиальных ведомостях, а также в Православной Энциклопедии.
Явления социального протеста сибиряков, восстававших против притеснений и коррумпированности властей, против увеличения налогов и отработок, отмечались уже историками XVIII в. Г.И. Новицким, И.Г. Гмелином, Г.Ф. Миллером, П.С. Палласом, И.П. Фальком. Квалифицировались подобные факты как «беспорядки», «бунты», «шатости». В этнографических работах Г.Ф. Миллера подчеркивалась их связь с насилиями местной администрации. Об этом же писали С.П. Крашенинников и А.Н. Радищев.
На связь крестьянского побега с религиозным сознанием староверов указывали историки XIX в. Г.И. Спасский, А. Принтц, С.И. Гуляев, занимавшиеся такими яркими сибирскими феноменами, как создание в Алтайских горах вольных общин «каменщиков» и поиски сказочной страны крестьянских и религиозных свобод — «Беловодья». Однако из них лишь С.И. Гуляев видел наряду с религиозными также социальными мотивации побегов крестьян на Алтай.
С сочувствием к хлебопашцам описывал сибирские волнения во время восстания Е. Пугачева и «картофельные бунты» 1840-х гг. историк-демократ А.Н. Зырянов, выходец из сибирских крестьян. По его мнению, именно тяжесть податей и повинностей, злоупотребления, с которыми сталкивались хлебопашцы, желание защитить общественные интересы вынуждали их открыто выступать против властей. А.Н. Зырянов первым обратил серьезное внимание на роль общинных организаций в крестьянском движении. На богатом фактическом материале впервые привлеченных им к анализу источников он показал, что именно взаимодействие общин придавало протесту элементы организованности и размах.
Историки-областники вслед за А.П. Щаповым рассматривали побеги и бунты как формы соц.иальногопротеста, объясняя их неправильной политикой, злоупотреблениями центральных и местных властей и борьбой с ними «вольнонародной Сибири». Г.Н. Потанин писал: «Вольнонародная Сибирь сдалась не без борьбы, местные города бунтовали против назлевшего воеводы, хватали его, заковывали в кандалы, бросали в тюрьму, объявляли круг, избирали временное правительство».
В.И. Семевский на богатом материале источников обрисовал картину волнений в приписной деревне и на сибирских золотых приисках. Подобно другим историкам-народникам он писал об этих протестах с большим сочувствием к трудовому люду, старался вскрыть социальные корни массовых народных выступлений. В.И. Семевский затронул также важную тему зависимости правительственного законодательства и распорядительных актов от широты этих выступлений, особенно в XVIII в.
Конкретные описания сибирских городских восстаний XVII в. в Томске и Красноярске принадлежат перу либерального историка Н.Н. Оглоблина, работавшего с документами обширного фонда Сибирского приказа и составившего ценнейший 4-томный их обзор. Деловая переписка приказа позволила Н.Н. Оглоблину выявить последовательность главных событий этих бунтов, состав их участников. Основной причиной восстаний он считал «воеводское нахальство»: челобитные бунтовавших горожан описывал как бесконечные «вариации на тему воеводских злоупотреблений».
Для советских историков тема народных движений как проявлений классовой борьбы стала одной из ведущих.
Высоким научным уровнем, богатой источниковой базой и яркостью изложения выделяются работы С.В. Бахрушина. Исследуя социальные отношения, взгляды разных слоев сибирского населения XVII в. на воеводское управление, С.В. Бахрушин писал об острых вспышках социального протеста в Мангазее и Тобольске. Наиболее полно он осветил по столбцам Сибирского приказа «великую красноярскую шатость» 1695—99. Историк не упустил возможностей, предоставляемых документами, связать события красноярского бунта со спецификой общественного сознания сибирских служилых. Он пишет о популярности в этой среде Степана Разина и участников стрелецких восстаний, о слухах про странные бытовые реформы Петра I, о «своеобразном строе военного товарищества» у красноярских казаков, что определило такие характерные черты восстания, как роль «кругов», выборность новых «воровских» властей города. Одновременно он приводит документы, свидетельствующие о надеждах восставших на справедливое царское решение конфликта.
Конфликты сибирских горожан с властями в XVII в. изучались З.Я. Бояршиновой (Томск) и В.А. Александровым (Енисейск). Исследуя историю Томска, состав его населения, З.Я. Бояршинова остановилась и на томских восстаниях служилых, крестьян, ясашных в 1630— 40-х гг. Она нашла новые источники, позволившие в цифровом исчислении определить состав участников движения 1648—49, привлечь повествовательные сведения об итогах «розыска» и наказании инициаторов бунта. Как и Е.В. Чистякова, писавшая в это же время обо всей серии российских городских восстаний середины XVII в., З.Я. Бояршинова видит в томских событиях сибирское звено общего протеста горожан страны.
Разным формам социального протеста государственных крестьян Сибири XVIII—XIX вв., от участия в движении Е. Пугачева до побегов, посвящены работы А.И. Андрущенко, А.А. Кондрашенкова, Д.И. Копылова, Т.С. Мамсик.
М.М. Громыко обратилась к изучению тех явлений общественного сознания сибирских крестьян, которые формировали их трудовые навыки, привычки умелого ведения хозяйства, мирскую солидарность. При этом впервые в годы господства официального атеизма она осмелилась акцентировать внимание на сведениях выявленных ею источников, свидетельствовавших о том, что основой этих навыков являлась искренняя и прочная православная вера сибиряков. Позднее, перейдя к анализу общерусского материала о формах проявления глубокой религиозности в народной среде, исследовательница не раз приводила и сибирский материал.
Внимание к анализу форм религиозного и политического общественного сознания, к изучению повседневности, проявившееся в мировой историографии в 1960-х гг. под влиянием знаменитой школы «Анналов», стимулировалось в Сибири и материалами, наблюдениями участников новосибирской и уральской археографических экспедиций. Здесь начинаются исследования специфики религиозного сознания староверов, их догматических поисков, а также церковного быта прихожан РПЦ.
С изучением общественного сознания сибиряков В.А. Александров и Н.Н. Покровский тесно связали в своей монографии 1991 анализ взаимодействия и конфликтов между государственной властью и сибирскими мирскими организациями в XVII в. Еще за 3 года до этого Н.Н. Покровский, обнаруживший и проанализировавший большой комплекс документов о Томском восстании 1648—49, изучал эти процессы на локальном, но ярком и убедительном материале городских челобитных, воеводских отписок, следственных дел. Оба историка доказывают, что и в спокойные, и в «бунташные» времена поведение сибиряков определялось их социальным сознанием, взглядами на отношения власти и общества в сословно-представительной монархии как на союз справедливого государя и миров, где царская власть обязана оберегать права этих последних, не выходить за узаконенные обычаем размеры и формы податей и повинностей, прислушиваться к мнению общин в повседневной профессиональной деятельности государственного аппарата.
Следует отметить также исследования и публикации источников, связанные с проблематикой сибирской ссылки участников движения декабристов — с их влиянием на общественное сознание многих сибиряков и с эволюцией собственных взглядов в Сибири. Научная разработка проблемы началась с 1920-х гг., когда в связи со 100-летним юбилеем восстания на Сенатской площади увидели свет работы Б. Г. Кубалова, М.К. Азадовского, Ф.А. Кудрявцева, В.А. Ватина. Эти и последующие исследования были посвящены отдельным лицам, но накопленный материал позволил в 1955 М.В. Нечкиной в ее монографии о движении декабристов поставить общую проблему политической и просветительской деятельности декабристов в Сибири. С 1979 в Иркутске началось издание документальной серии «Полярная звезда», объединившей ведущих декабристоведов страны. Возглавила редколлегию серии академик М.В. Нечкина. В работе над серией в качестве редакторов, составителей и авторов комментариев участвовали известные ученые М.В. Нечкина, И.Д. Ковальченко, С.В. Житомирская, С.Ф. Коваль, С.В. Мироненко, И.В. Порох, Н.П. Матханова, Н.Я. Эйдельман и другие. К 2005 вышло 25 томов, издание продолжается.
И. И. Покровский
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей