ДЖАЗ В СИБИРИ. Джаз (англ. jazz) - род музыкального искусства, возникший в конце XIX в. на юге США (Нью-Орлеан, Луизиана).
После окончания Первой мировой войны джаз начинает распространяться в странах Западной Европы, затем и в России. Здесь его существование во многом определялось неустойчивостью идеологических установок, которые колебались от запрета до подчеркивания «революционного» характера этого вида творчества.
В Сибири первые джазовые коллективы появились в конце 1920-х гг. (июнь 1928, джаз-ансамбль в немецком поселке Блюменфельд, Рубцовский район Сибирского края, ныне — Алтайский край). С начала 1930-х гг. в большей степени джаз развивался в административных центрах Сибири: Новосибирске и Иркутске, где вокруг местных радиокомитетов сконцентрировались значительные по тем временам силы профессиональных музыкантов. Тогда же появляются первые упоминания о джазе в сибирской печати (1932) и проходят первые гастрольные выступления (октябрь 1930 — оркестр Л. Теплицкого из Ленинграда). Первыми зарубежными коллективами, выступавшими в сибирских городах, были Чешский джаз-оркестр О. Скутецкого (дирижер А. Зиглер) и «Фабиан Синкопэйторс» из Голландии (лето 1936). В предвоенное десятилетие (1932—41) для советского джаза характерно развитие традиций мюзик-холльного, эксцентричного по формам эстрадно-танцевального музицирования, наглядным примером которого стала практика теа-джаза Л. Утесова (кинофильм «Веселые ребята»). Джазовые коллективы чаще всего существовали при ресторанах, профсоюзных клубных учреждениях и кинотеатрах. Их главной задачей являлось обслуживание «танцевальных» частей праздников, досуга трудящихся (ансамбли и оркестры Б. Клотова, М. Бреслера, З. Хазанкина, И. Рябцева, А. Кулика). Репертуарная часть этих выступлений была, как правило, вторична, социальный статус музыкантов значительно ниже их коллег по традиционным видам музыки.
Годы Великой Отечественной войны стали для сибирских городов временем культурного прорыва за счет огромного количества эвакуированных предприятий и учреждений культуры. Среди них были и коллективы из Москвы и Ленинграда (Л. Утесова, Г. Гольда, Э. Рознера, Г. Варсы). После окончания войны джаз в СССР и в Сибири переживает одну из самых драматических страниц своего существования. До 1957 (VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве) он находился на грани легального существования, заменив свое родовое название на «эстрадную музыку». В конце 1950-х гг. новые джазовые коллективы в стране и Сибири появляются при вузах, обладавших высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, развитой материальной базой и интеллектуально активным студенческим контингентом. По-прежнему традиционные джазовые оркестры и ансамбли существуют при ресторанах и кинотеатрах.
В 1950—60-е гг. начинается интенсивное освоение восточных районов страны. Массы квалифицированных кадров перемещаются в города Сибири, в том числе новые, такие как Ангарск, Братск, Усть-Илимск. В Новосибирске создается Сибирский научный центр и строится Академгородок, открывается Новосибирская государственная консерватория, организуется симфонический оркестр (1956). Развитию джазового музицирования способствует высокий уровень подготовки исполнителей на духовых инструментах в школах музыкальных воспитанников и, как следствие, высокий уровень исполнительства военных духовых оркестров. Большая, чем в предыдущие годы, информационная свобода дает возможность помещать материалы в средствах массовой информации. В 1959—61 на местных каналах проходят первые радио- и телепередачи о джазе. Столичные джазовые коллективы начинают активно гастролировать по городам Сибири и Дальнего Востока (оркестры А. Варламова, О. Лундстрема, Б. Ренского, Э. Рознера, Г. Габискерна, Р. Мельдера). Особенно интенсивно джазовое музицирование в эти годы развивается в Новосибирске, признанном научном и культурном центре Сибири. Здесь организованы первый джаз-клуб «Спектр», джазовое кафе в клубе «Под интегралом» (оба в Академгородке). После первого джазового фестиваля в Новосибирске (декабрь 1965) проходят фестивали в Красноярске, Томске, Абакане, Барнауле и Новокузнецке. В эти годы на джазовую сцену Сибири выходит большая группа музыкантов, определивших его развитие на ближайшие десятилетия: пианисты В. Носов, В. Виттих, С. Муравьев, В. Аксенов; саксофонисты Ю. Кальниц, В. Захаревич, В. Есенин, Э. Бранзбург, М. Евтушенко; трубач В. Горохов; тромбонист В. Савинов; гитарист Е. Втюрин; вибрафонист И. Уваров; контрабасисты В. Хрущев, В. Степанов, О. Булатов, С. Ицкович, Ю. Филимонюк, А. Юстас; барабанщики В. Рязанов, С. Беличенко, Н. Филоненко, А. Селиванов. Основными формами музицирования в 1970— 80-е гг. становятся: биг-бэнд (оркестр В. Бударина), диксиленды и многочисленные малые ансамбли «комбо». В разряд экспериментальных групп можно отнести коллективы С. Беличенко, В. Толкачева, Ю. Юкечева, В. Исаева, В. Высотина (Новосибирск), В. Гайворонского (Кемерово), В. Русакова, Д. Ерилова (Томск), Б. Толстобокова (Красноярск), А. Куца (Абакан). Практика «свободного джаза» в Сибири демонстрировала соединение свежих творческих идей с отсутствием подлинной профессиональной школы инструментального исполнительства.
Основная масса сибирских музыкантов обладала крепкими профессиональными навыками и была ориентирована на традиционные джазовые ценности. Это саксофонисты А. Немудров, Б. Балахнин (Новосибирск), братья Лавровы (Иркутск), В. Панфилов, В. Хвилько (Кемерово), В. Винницкий (Омск), В. Маевский (Абакан), И. Устинов (Красноярск), В. Бондаренко (Хабаровск), тромбонисты В. Бударин, А. Султанов (Новосибирск), трубачи И. Широков, О. Земцов (Новосибирск), Г. Калинин (Нижневартовск), В. Русинов (Красноярск), пианисты И. Дмитриев, В. Лагутин, И. Гулый, А. Буш (Новосибирск), Ю. Шерстюк (Кемерово), Б. Экслер (Барнаул), И. Дадаян (Красноярск), Д. Агафонов (Иркутск), гитаристы В. Мацу ев, В. Литвинов, Е. Цаль (Новосибирск), Ю. Матвеев (Иркутск), басисты П. Ржаницын, С. Панасенко, Ю. Евтропов (Новосибирск), С. Шуранов (Кемерово), А. Мингалев (Красноярск), барабанщики В. Кокалин, М. Зуев, С. Ковенко, С. Скоморохов, Е. Перевалов (Новосибирск), В. Зубицкий, Б. Подли-пьян (Кемерово), С. Кушилкин (Иркутск), С. Тарханов (Красноярск). Концертная практика этих музыкантов характеризуется включением в репертуар композиций, основанных на элементах музыкального фольклора народов Сибири.
С конца 1970-х гг. растет профессионализм джазовой культуры в Сибири. Отчетливо прослеживаются 2 составляющие. Первая — появление системы профессиональной подготовки джазовых музыкантов: в 1978 в Новосибирском музыкальном училище (ныне музыкальный колледж им. А.Ф. Мурова) открылось первое в Сибири эстрадно-джазовое отделение. Позже аналогичное отделение открылось в Иркутском музыкальном училище (руководитель В.В. Романенко). В ряде институтов культуры (в первую очередь в Кемеровском) работают факультеты, готовящие руководителей эстрадно-джазовых коллективов. Вторая — усиление роли государственных концертных организаций (филармоний) в гастрольно-концертной деятельности, в организации джазовых абонементов, создании собственных джазовых коллективов. Так, в 1978—79 Новосибирская филармония впервые проводит абонемент джазовой музыки силами местных музыкантов. Эта практика была продолжена в Красноярске, Кемерове, Томске, Новокузнецке.
Конец 1980-х гг. и последующие годы характеризуются новыми тенденциями. Увеличивается число музыкантов, гастролирующих как по странам СНГ, так и в США и в Западной Европе. Возможность музицировать с зарубежными коллегами поднимает творческий уровень сибирских музыкантов, расширяет творческие контакты. Появляются первые грамзаписи сибирского джаза. Международные джазовые фестивали становятся частью концертной жизни (Новосибирск). В 1980—90-е гг. появляются новые группы и лидеры. Выделяется творчество таких музыкантов, как А. Лобанов (труба), О. Голюнов, А. Салтанов, В. Кищенко (тромбоны), В. Тимофеев, А. Турыгин, А. Кравчук, Н. Панченко, Е. Голованов (саксофоны), Е. Гимер, А. Подымкин, Е. Серебренников, Р. Столяр, В. Шилин, Т. Сиднева, А. Пыстин (рояль), М. Панарин (гитара), О. Петриков, Д. Аверченков, Р. Гаджиев, В. Третьяков (контрабасы), В. Кирпичев, В. Лещинский, А. Федотов (ударные), Н. Соболева, В. Чековая (вокал), биг-бэнды В. Толкачева и А. Радченко, «Сибирский диксиленд» Б. Балахнина.
В последние годы XX — начале XXI в. концерты, фестивали, различные мероприятия, проводившиеся в Сибири, привлекали внимание практически всех джазовых музыкантов от Урала до Владивостока. Появился профессиональный джазовый менеджмент, профессиональные джазовые творческие объединения. Постоянно действующие центры джаза сформировались в Томске, Красноярске, Новокузнецке, Барнауле, Ангарске. Проходят всероссийские и международные джазовые фестивали с преимущественным участием сибирских джазовых музыкантов, развивается система образования, в том числе начального.
Лит.: Баташев А.Н. Советский джаз. М., 1972; Конен В.Д. Рождение джаза. М., 1984; Советский джаз. События. Мастера. М., 1987; Фейертаг В.Б. Джаз XX век: Энциклопедический справочник. СПб., 2001; Беличенко С.А., Котельников В.П. Синкопы на Оби, или Очерки истории джаза в Новосибирске. 1928—2005 гг. Новосибирск, 2005.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей