Новости

Джаз в Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ДЖАЗ В СИБИРИ. Джаз (англ. jazz) - род музыкального искусства, возникший в конце XIX в. на юге США (Нью-Орлеан, Луизиана).

После окончания Первой мировой войны джаз начинает распространяться в странах Западной  Европы, затем и в России. Здесь его существование во многом определялось неустойчивостью идеологических установок, которые колебались от запрета до подчеркивания «рево­люционного» характера этого вида творчества.

В Сибири первые джазовые коллективы появились в конце 1920-х гг. (июнь 1928, джаз-ансамбль в немецком поселке Блюменфельд, Рубцовский район Сибирского края, ныне — Алтайский край). С начала 1930-х гг. в большей степени джаз развивался в административных центрах Сибири: Новосибирске и Иркутске, где вокруг местных радиокомитетов сконцент­рировались значительные по тем временам силы профессиональных музы­кантов. Тогда же появляются первые упоминания о джазе в сибирской печати (1932) и проходят первые гастрольные выступ­ления (октябрь 1930 — оркестр Л. Теплицкого из Ленингра­да). Первыми зарубежными коллективами, выступавшими в сибирских городах, были Чешский джаз-оркестр О. Скутецкого (дирижер А. Зиглер) и «Фабиан Синкопэйторс» из Гол­ландии (лето 1936). В предвоенное десятилетие (1932—41) для советского джаза характерно развитие традиций мюзик-холль­ного, эксцентричного по формам эстрадно-танцевального музициро­вания, наглядным примером которого стала практика теа-джаза Л. Утесова (кинофильм «Веселые ребята»). Джазовые коллективы чаще всего существовали при ресторанах, профсоюзных клубных учреждениях и кинотеатрах. Их главной задачей являлось обслуживание «танцевальных» частей праздников, досуга трудящихся (ансамбли и оркестры Б. Клотова, М. Бреслера, З. Хазанкина, И. Рябцева, А. Кулика). Репертуарная часть этих выступлений была, как правило, вторична, социальный статус музыкантов значи­тельно ниже их коллег по традиционным видам музыки.

Годы Великой Отечественной войны стали для сибирских городов временем культурного прорыва за счет огромного количества эвакуированных предприятий и учреждений культуры. Сре­ди них были и коллективы из Москвы и Ленинграда (Л. Утесова, Г. Гольда, Э. Рознера, Г. Варсы). После окончания войны джаз в СССР и в Сибири переживает одну из самых драматических страниц своего существования. До 1957 (VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве) он находился на грани легального существования, заменив свое родовое название на «эстрадную музыку». В конце 1950-х гг. новые джазовые коллективы в стране и Сибири появляются при вузах, обладавших высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, развитой материальной базой и интеллектуально активным студенческим контингентом. По-пре­жнему традиционные джазовые оркестры и ансамбли существуют при ресторанах и кинотеатрах.

В 1950—60-е гг. начинается интенсивное освоение восточных районов страны. Массы квалифицированных кадров перемещают­ся в города Сибири, в том числе новые, такие как Ангарск, Братск, Усть-Илимск. В Новосибирске создается Сибирский научный центр и строится Академгородок, открывается Новосибирская государственная консерватория, организуется симфонический оркестр (1956). Развитию джазового музицирования способст­вует высокий уровень подготовки исполнителей на ду­ховых инструментах в школах музыкальных воспитанников и, как следствие, высокий уровень исполнительства военных духовых оркестров. Большая, чем в предыдущие годы, информационная свобода дает возможность помещать матери­алы в средствах массовой информации. В 1959—61 на местных каналах проходят первые радио- и телепередачи о джазе. Столичные джазовые коллективы начинают активно гастро­лировать по городам Сибири и Дальнего Востока (оркестры А. Варламова, О. Лундстрема, Б. Ренского, Э. Рознера, Г. Габискерна, Р. Мельдера). Особенно интенсив­но джазовое музицирование в эти годы развивается в Новоси­бирске, признанном научном и культурном центре Сибири. Здесь организованы первый джаз-клуб «Спектр», джазовое ка­фе в клубе «Под интегралом» (оба в Академгородке). После первого джазового фестиваля в Новосибирске (декабрь 1965) проходят фестивали в Красноярске, Томске, Абакане, Барнауле и Новокузнецке. В эти годы на джазовую сцену Сибири выходит большая группа музыкантов, опреде­ливших его развитие на ближайшие десятилетия: пиа­нисты В. Носов, В. Виттих, С. Муравьев, В. Аксенов; саксофонисты Ю. Кальниц, В. Захаревич, В. Есенин, Э. Бранзбург, М. Евтушенко; трубач В. Горохов; тром­бонист В. Савинов; гитарист Е. Втюрин; вибрафонист И. Уваров; контрабасисты В. Хрущев, В. Степанов, О. Булатов, С. Ицкович, Ю. Филимонюк, А. Юстас; барабанщики В. Рязанов, С. Беличенко, Н. Филоненко, А. Селиванов. Основными формами музицирования в 1970— 80-е гг. становятся: биг-бэнд (оркестр В. Бударина), диксиленды и многочисленные малые ансамбли «комбо». В разряд экспериментальных групп можно отнести коллективы С. Беличенко, В. Толкачева, Ю. Юкечева, В. Исаева, В. Высотина (Новосибирск), В. Гайворонского (Кеме­рово), В. Русакова, Д. Ерилова (Томск), Б. Толстобокова (Красноярск), А. Куца (Абакан). Практика «сво­бодного джаза» в Сибири демонстрировала соединение свежих творческих идей с отсутствием подлинной профессиональной школы инструментального исполнительства.

Основная масса сибирских музыкантов обладала крепкими профессиональными навыками и была ориентирована на традиционные джазовые ценности. Это саксофонисты А. Немудров, Б. Балахнин (Новосибирск), братья Лавровы (Иркутск), В. Панфилов, В. Хвилько (Кемерово), В. Винницкий (Омск), В. Маевский (Абакан), И. Устинов (Крас­ноярск), В. Бондаренко (Хабаровск), тромбонис­ты В. Бударин, А. Султанов (Новосибирск), трубачи И. Широков, О. Земцов (Новосибирск), Г. Калинин (Нижневартовск), В. Русинов (Красноярск), пианис­ты И. Дмитриев, В. Лагутин, И. Гулый, А. Буш (Ново­сибирск), Ю. Шерстюк (Кемерово), Б. Экслер (Барна­ул), И. Дадаян (Красноярск), Д. Агафонов (Иркутск), гитаристы В. Мацу ев, В. Литвинов, Е. Цаль (Новоси­бирск), Ю. Матвеев (Иркутск), басисты П. Ржаницын, С. Панасенко, Ю. Евтропов (Новосибирск), С. Шуранов (Кемерово), А. Мингалев (Красноярск), барабанщи­ки В. Кокалин, М. Зуев, С. Ковенко, С. Скоморохов, Е. Перевалов (Новосибирск), В. Зубицкий, Б. Подли-пьян (Кемерово), С. Кушилкин (Иркутск), С. Тарханов (Красноярск). Концертная практика этих музыкантов ха­рактеризуется включением в репертуар композиций, ос­нованных на элементах музыкального фольклора народов Сибири.

С конца 1970-х гг. растет профессионализм джазовой культуры в Сибири. Отчетливо прослеживаются 2 со­ставляющие. Первая — появление системы профессиональной подготовки джазовых музыкантов: в 1978 в Новосибирском музыкальном училище (ныне музыкальный колледж им. А.Ф. Мурова) открылось пер­вое в Сибири эстрадно-джазовое отделение. Позже аналогичное отделение открылось в Иркутском музыкальном училище (руководитель В.В. Романенко). В ряде институтов культуры (в первую очередь в Кемеровском) работают факультеты, готовящие руководителей эстрадно-джазовых коллективов. Вторая — усиление роли государственных концертных организаций (филармоний) в гастрольно-концертной деятельности, в организации джазовых абонементов, создании собственных джазовых коллективов. Так, в 1978—79 Новосибирская филармо­ния впервые проводит абонемент джазовой музыки силами местных музыкантов. Эта практика была продолжена в Красноярске, Кемерове, Томске, Новокузнецке.

Конец 1980-х гг. и последующие годы характеризуются новыми тенденциями. Увеличивается число музыкан­тов, гастролирующих как по странам СНГ, так и в США и в Западной Европе. Возможность музицировать с зарубежными коллегами поднимает творческий уровень сибирских музыкантов, расширяет творческие контакты. Появляются первые грамзапи­си сибирского джаза. Международные джазовые фестивали становятся частью концертной жизни (Новосибирск). В 1980—90-е гг. по­являются новые группы и лидеры. Выделяется творчество таких музыкантов, как А. Лобанов (труба), О. Голюнов, А. Салтанов, В. Кищенко (тромбоны), В. Тимофеев, А. Турыгин, А. Кравчук, Н. Панченко, Е. Голованов (саксофоны), Е. Гимер, А. Подымкин, Е. Серебренников, Р. Столяр, В. Шилин, Т. Сиднева, А. Пыстин (рояль), М. Панарин (гитара), О. Петри­ков, Д. Аверченков, Р. Гаджиев, В. Третьяков (кон­трабасы), В. Кирпичев, В. Лещинский, А. Федотов (ударные), Н. Соболева, В. Чековая (вокал), биг-бэнды В. Толкачева и А. Радченко, «Сибирский диксиленд» Б. Балахнина.

В последние годы XX — начале XXI в. концерты, фести­вали, различные мероприятия, проводившиеся в Сибири, привлекали внимание практически всех джазовых музыкантов от Урала до Владивостока. Появился профессиональный джазовый ме­неджмент, профессиональные джазовые творческие объединения. Постоян­но действующие центры джаза сформировались в Томске, Красноярске, Новокузнецке, Барнауле, Ангарске. Про­ходят всероссийские и международные  джазовые фестивали с преимущественным участием сибирских  джазовых музыкантов, развивается система образования, в том числе начального.

Лит.: Баташев А.Н. Советский джаз. М., 1972; Конен В.Д. Рождение джаза. М., 1984; Советский джаз. События. Мастера. М., 1987; Фейертаг В.Б. Джаз XX век: Энциклопедический спра­вочник. СПб., 2001; Беличенко С.А., Котельников В.П. Синкопы на Оби, или Очерки истории джаза в Новосибирске. 1928—2005 гг. Новосибирск, 2005.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири