ЯКУТСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Первый этап (1906-17) Якутского национального движения связан с борьбой за национальную государственность в форме земского самоуправления и национально-культурное самоопределение. Первая национальная политическая организация «Союз якутов» (4-19 января 1906) во главе с В.В. Никифоровым объединила тойонат, интеллигенцию, купечество. Ее члены выдвинули задачи - введение земства, предоставление якутам права иметь своего депутата в Государственной думе, закрепление земель, находившихся в пользовании «инородцев», но принадлежавших государству, в собственность якутов. Их требования были отвергнуты местной администрацией, а руководящий состав арестован.
В 1912 по инициативе В.В. Никифорова и С.А. Новгородова состоялся Инородческий съезд в Якутске, где были поставлены вопросы о представительстве якутов в Государственной думе, введении земства, отмене ссылки в Якутию, развитии образования и культуры. Съезд избрал делегацию в составе П.Н. Сокольникова и Д.И. Слепцова, которая должна была присутствовать в 1913 в Санкт-Петербурге на праздновании 300-летнего юбилея правления династии Романовых и представить принятые на съезде предложения министру внутренних дел Н.А. Маклакову.
По инициативе В.В. Никифорова, Г.В. Ксенофонтова и С.А. Новгородова возник «Якутский трудовой союз федералистов» (июнь 1917 - 15 декабря 1919). Союз имел печатный орган - газету «Якутский голос». Федералисты (1,2 тыс. человек) требовали для Якутии права самостоятельного распоряжения всеми землями в области с их лесами, водами и недрами, уравнительного распределения земли, свободы личности, слова, печати, собраний, вероисповедания. Они поддерживали Временное правительство и занимались выборами в Учредительное собрание и земства, отрицали наличие в якутском обществе классового неравенства, установили связи с областниками. С.А. Новгородова избрали членом исполкома Сибирского областного совета, а Г.В. Ксенофонтова и И.Н. Эверстова - во временную Сибирскую областную думу.
Культурно-просветительское общество «Саха аймах» («Якутское племя») (июнь 1917 - августа 1920) образовалось «в целях всестороннего изучения Якутской области и пробуждения в аборигенах ее культурного самосознания». Члены общества (более 50 человек) под руководством С.А. Новгородова занимались образовательной, просветительской, краеведческой деятельностью, распространением идей кооперации и др.
В политический блок «Объединенная демократия Якутской области» (сентябрь 1917 - декабрь 1919) вошли Якутский комитет общественной безопасности (ЯКОБ), Союз федералистов, эсеров, общество «Саха аймах» и другие организации. Он координировал деятельность всех национальных организаций и оценил Октябрьскую революцию как попытку «врагов отечества и революции» сорвать созыв Учредительного собрания. Его официальные органы - газеты «Якутское обозрение» и «Вестник ЯКОБ».
Первый этап (1920-28) Якутского национального движения ознаменовался борьбой за государственность в форме автономии. Причиной повстанческого движения 1921-22 стала политика «военного коммунизма», проводившаяся руководством Якутии во главе с Г.И. Лебедевым. В антисововетском мятеже участвовали до 10 тыс. человек из числа якутских хамначчитов (батраков) под руководством белых офицеров, интеллигенции и купечества. Лидерами повстанческого движения были В.А. Коробейников, П.А. Куликовский, В. Бочкарев, А.И. Сентяпов, Г.С. Ефимов, Д.Т. Борисов, И. Яныгин и др. Они образовали Временное областное якутское народное управление, которое ставило перед собой цели: объединение антибольшевистских сил для свержения власти красных, проведение выборов народного собрания без коммунистов, разработка Конституции областного самоуправления, введение многопартийности, обеспечение прав и свобод граждан.
Якутские большевики П.А. Слепцов, М.К. Аммосов, И.Н. Барахов, С.М. Аржаков, М.В. Мегежекский и другие избрали так называемый гуманный военно-политический курс и устанавливали новую власть под флагом автономии. В течение длительного времени они боролись в Центре за предоставление Якутии прав автономной республики, а не области или края. Декретом ВЦИК от 22 апреля 1922 была образована Якутская АССР.
Культурную автономию народа саха обеспечивало культурно-просветительское общество «Саха омук» («Якутский народ») (5 сентября 1922 - 19 июня 1928) во главе с В.Н. Леонтьевым, в которое входило более 1,1 тыс. членов. Официальный орган - литературный журнад=л «Чолбон» («Звезда»). Общество внесло огромный вклад в развитие национального образования, литературы, театрального искусства, физической культуры и краеведения. При нем действовали философский, правовой, шахматно-шашечный, писательский и другие кружки. Члены общества участвовали в ликвидации повстанческих движений 1920-х гг. на территории Якутии, в борьбе с шаманизмом, занимались внедрением здорового образа жизни. Общество было ликвидировано в связи с движением конфедералистов.
Террор против эвенков, проводившийся руководством Охотского побережья, вызвал тунгусский мятеж 1924—25. В мятеже участвовало 350 повстанцев из числа охотников, рыболовов, представителей якутской интеллигенции. Его лидерами стали учитель-якут М.К. Артемьев и эвенкийский князец П.В. Карамзин. Мятежники приняли решение создать автономное образование и войти в состав ЯАССР, восстановить тракты Якутск—Охотск и Якутск—Аян, выйти на внешние рынки, развивать экономику и культуру. Лидеры мятежа под флагом национальных лозунгов добивались прекращения террора и решения назревших социально-экономических проблем. Этот конфликт власть урегулировала мирным путем.
В 1927—28 в Якутии произошло вооруженное выступление конфедералистов во главе с П.В. Ксенофонтовым, М.К. Артемьевым, И.Г. Кирилловым, П.Г. Оморусовым, С.Н. Даниловым. Повстанцы (более 600 человек) боролись за предоставление Якутии союзного статуса, юридическое закрепление за республикой прав на землю, недра, воды, леса. Для гарантии прав личности, свободы слова, собраний, печати предлагали обособить законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Выступали против ущемления интересов местного населения при заселении республики. Они опасались предоставления в Якутии концессий иностранцам. Требовали формирования национальных воинских частей. Первоначально конфедералисты пытались мирным путем внести изменения в Конституцию ЯАССР, но им это не удалось. Тогда они провели «военную демонстрацию». Но поскольку мятежники не имели социальной базы среди населения, их авантюрное выступление было подавлено вооруженным путем.
Третий этап Якутского национального движения начался с массовых выступлений в апреле 1986, во время которых якутские студенты выразили возмущение фактическим неравенством наций. В 1990 образовался союз «Саха омук» под руководством А.С. Борисова, объединивший широкий круг городского населения из числа якутов. Его члены боролись за укрепление государственного суверенитета республики и занимались культурно-просветительской деятельностью. После провозглашения суверенитета и принятия Конституции Якутии этот союз распался.
Объединение «Саха кэскилэ» («Якутское будущее») во главе с Л.А. Афанасьевым-Тэрис возникло в 1993 и проводило работу в улусах республики. Его члены добивались увеличения этнополитического статуса якутов в регионе. Во второй половине 1990-х гг. они отказались от этой цели и целиком сосредоточились на культурно-духовной деятельности: устанавливали этнокультурные контакты с тюркскими народами, реконструировали основы якутской религии «Учение Айыы» и проводили культурно-просветительскую работу.
Национальным объединениям в Якутии удавалось сплотить широкие слои общественности лишь в переломные моменты истории и на короткий период. В остальное время они отличались малочисленностью и неустойчивостью. Попытки выдвижения этнорадикальных целей отдельными лицами не находили социальной поддержки среди населения. В 1990-е гг. национально-культурное возрождение фактически осуществлялось руководством Республики Саха (Якутия).
Лит.: Малькова А. Василий Никифоров. События. Судьбы. Воспоминания. Якутск, 1994; Ковлеков С.И. В.В. Никифоров и съезд якутов1912 г. Якутск, 1996; Алексеев Е.Е История национального вопроса в РС(Я) (февраль 1917—1941 гг.). Якутск, 1998; Антонов Е.П. Культурно-просветительное общество «Саха омук». Новосибирск, 1998; Он же. Интеллигенция Якутии (1922—1938 гг.). Якутск, 1998; Макаров Г.Г. Северо-Восток России в 1921—1922 гг.
Якутск, 1998; Игнатьева В.Б. Республика Саха (Якутия): Ретроспектива этнополитической истории. Новосибирск, 1999; Клиори- на И.С. История без флера. Последнее десятилетие в жизни Кюлюмнюра (1918—1928 гг.). Якутск, 1999; Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия). Новосибирск, 2000; Народ саха от века к веку: очерки истории. Новосибирск, 2003.
Е.П. Антонов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей