УСИНСКИЙ ТРАКТ, магистральная автомобильная дорога Абакан—Кызыл протяженностью 436 км. Построен в 1911—17 как гужевой тракт, с 1932 — автомобильная дорога. Название получил от реки Ус (приток Енисея), в долине которой проходит 85 км дороги.
Толчком к постройке дороги между Урянхайским краем (современная Тува) и Россией стало развитие хозяйственных связей. Первым в марте 1863 послал караван товаров в Урянхай купец Н.В. Веселков. В 1868 здесь побывало уже 7 русских торговых караванов. В 1870—80-е гг. купцы стали открывать в Урянхае торговые фактории, прииски по добыче золота. Это привело к мысли о сооружении дороги через Саяны. Особенно активно отстаивал эту идею купец Г.П. Сафьянов.
В конце XIX в. началось интенсивное переселение русских крестьян в Урянхай. Они двигались по 4 верховым и пешим тропам через реку Ус и Саянские горы. В 1896 местные русские власти поставили вопрос о строительстве дороги. В 1907—08 Иркутский дорожный отдел провел изыскания на предмет прокладки колесной дороги от деревни Григорьевки на реке Ус. 19 июня 1909 Государственная дума законодательно утвердила строительство дороги за государственный счет, ассигновав на это 1,25 млн руб. После создания в 1910 Управления усинской колесной дороги начались работы. Строительство велось вручную с помощью кирок, таратаек, лопат, катков. От деревьев трассу расчищали топорами и пилами, после взрыва на скальных грунтах породу долбили кувалдами, возили на ручных тачках. Строители жили в бараках и палатках. Трудились в основном крестьяне-переселенцы, каторжане и политические ссыльные. Первый обоз по трассе прошел в начале декабря 1914. В связи с революционными событиями строительство приостановилось и возобновилось в 1922. 16 сентября 1932 СССР и Тувинская Народная Республика (ТНР) подписали соглашение о совместной работе по организации транспорта на территории ТНР, было создано Минусинское АТП. В середине 1936 строительные участки заменили дорожно-эксплуатационными; управление Строймосдорог перевели в подчинение Цудортрансу НКВД СССР. В 1937 Управление строительства Усинского тракта переименовали в «Управление Усинского тракта Шосс-дорог НКВД СССР».
После вхождения ТНР в состав СССР было создано местное управление дорожного строительства. С 1945 стало налаживаться автобусное сообщение Кызыл—Абакан. Возникла необходимость расширить тракт и покрыть его асфальтом. Эта работа началась в 1954, и к концу ХХ в. автодорогу заасфальтировали. Построены новые мосты через таежные реки и Енисей. В 1996 завершен обход опасного Веселого Косогора. Усинский тракт соединил Россию и Туву, открыл для Тувы выход к Транссибирской магистрали, положил начало строительству автодорог внутри республики.
Лит.: Дороги Тувы. Кызыл, 1996.
С.М. Байыр-оол
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей