Новости

Крестьянское движение // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, действия крестьян, направленные против различных форм принуждения или на повышение своего социального статуса.

Крестьянское движение принимало разнообразные формы в зависимости от методов борьбы (побег, невыполнение экономических требований властей, вол­нение, восстание, самоистребление), количества (индивидуальные и коллективные) и состава (автономные и коалиционные) участни­ков, характера требований (оборонительные и наступательные). Не­редко причинами крестьянского движения выступали усиление эксплуата­ции, ухудшение экономической и социальной конъюнктуры, наступле­ние государства и представителей местных элит на социальные права крестьянства, основы их самоуправления, вероисповедания, произвол местной администрации. Крестьянское движение, его экономические и по­литические последствия, а также их интерпретация со сторо­ны правящей элиты являлись базовыми факторами оп­ределения государством тактической и стратегической линии в решении аграрно-крестьянского вопроса.

Крестьянское движение в XVII — первой половине XIX в.

Открытые выступле­ния сибирких крестьян в XVII в. (Ницынская слобода — 1626, 1633, 1660; Невьянская- 1628, 1629, 1632, 1633, 1644, 1684; Тагильская - 1629, 1633, 1645, 1648; Ирбитская -1648, 1672; Краснопольская — 1672; Верхотурский уезд — 1673; Шадринская слобода — 1681—82; Бирюльская слобода — 1691—92; Чечуйский острог — 1693) вызывались увели­чением размеров государевой десятинной пашни, «выдельного» хлеба, привлечением крестьян к выполнению незаконных, с их точки зрения, повинностей, низкими казенными ценами на хлеб, произволом приказчиков и вое­вод. Нередко крестьяне участвовали в совместно со служилыми людьми и посадскими выступлениях (восста­ния в Томске — 1648, 1687; Тюмени — 1654; Братске — 1658, 1696; восстание казаков и крестьян под руководством Н. Черниговского в 1665; волнения крестьян и служи­лых людей в Тарском уезде в 1668; бунт новоприборного Даурского полка из крестьян и гулящих людей в 1684— 85; красноярская «смута» 1695—1700) (см. Народные движения в Сибири в XVII в.).

Широкое распространение в Сибири в XVII в. полу­чили побеги. Как форма протеста они сохраняли значе­ние на протяжении XVIII—XIX вв., играя немалую роль в освоении новых территорий. Реакцией на рост налогового бремени и злоупотребления местной администрации яви­лись выступления против работ на десятинной пашне крестьян ишимских слобод в 1714; Бердского острога в 1724—27, 1732; Курганской, Утятской, Усть-Суерской, Абатской слобод в 1760. Массовые выступления против налогового бремени в 1825—26 охватили ряд селений государственных крестьян Туринского, Тюменского, Тобольского, а так­же Ишимского и Ялуторовского округов. Первая половина XIX в. отмечена движениями государственных крестьян, вызванными по­пытками правительства изменить систему управления и налогооб­ложения в деревне (картофельные бунты 1842—43). Острый характер носили волнения в духовных вотчинах Зауралья в 1720—60-е гг., особенно в 1762—64 в Далматовском Успенском монастыре («дубинщина») и в архиерейском селе Воскресенском, направленные против зависимости от духовных властей. В 1773—75 различные категории крестьян Зауралья приняли активное участие в Крестьянской вой­не под предводительством Е.И. Пугачева.

С конца 1670-х гг. старообрядцы начали прибегать к радикальному способу протеста — самосожжениям (см. самосожжения староверов в Сибири; Тарский бунт). Массовые антицерковные выступления аналогичной направлен­ности произошли в 1782—84, когда тысячи исетских, ялуторовских, ишимских крестьян боролись за выход из православных церковных приходов с целью освобождения от поборов и притеснений духовенства.

Создание крупномасштабного металлургического производства на Урале и на Алтае в XVIII в. в условиях ограниченности рынка свободного труда привело к широкому распростране­нию принудительных форм привлечения крестьян к выполнению отдельных заводских операций. Главной мерой, позволившей обеспе­чить заводы гарантированной рабочей силой, стала массовая приписка местного, преимущественно государственного, крестьянства к предприятиям. Прикрепление крестьян к заводам для выполнения работ явилось причиной массовых волнений приписных крес­тьян на протяжении XVIII — первой половины XIX в. в Зауралье и на юге Западной Сибири. В качестве мотивов протеста вы­ступали тяжесть отработок, к тому же отрывавших крестьян от ведения сельского хозяйства; длительность переходов от мест жительства к месту работ; принуждение работать сверх установленных сроков и норм выработки, а также за умерших, выбывших, нетрудоспособных; произвол и злоупотребления со стороны заводской администрации. К числу наиболее крупных выступлений в Зауралье отно­сятся: 1708—10 — волнения приписных к Алапаевским, Каменским, Уктусскому заводам; 1720-е гг. —движение приписных к Екатеринбургскому, Верх-Исетскому, Ук­тусскому, Полевскому, Пыскорскому заводам; 1750—60 — массовые волнения, охватившие практически все част­новладельческие заводы Урала (для подавления протес­та была создана следственная комиссия А.А. Вяземского — А.И. Бибикова); 1777, 1786, 1796 — неповиновения при­писных Кыштымских и Каслинского заводов; 1779—81 — волнения приписных Авзяно-Петровских заводов; 1812 — волнения приписных к Верх-Исетскому, Нижне-Тагильскому и Горноблагодатским заводам. Постоянные вы­ступления приписных крестьян стали одной из причин ликвидации в начале XIX в. системы приписки на Урале (приписные крестьяне были заменены непременными работниками).

Наиболее распространенными и массовыми в Колывано-Воскресенском горном ведомстве в конце XVIII — первой половине XIX в. были конфликты по поводу контроля над рабочей силой приписной деревни. Протесты по поводу по­рядка выполнения заводских работ: сроков, объемов, опла­ты труда — давали возможность крестьянам опереться на законодательные акты, что значительно повышало их шансы на успех. Социальные движения такого рода (например, волнения 1781—82, 1797—98) были самыми массовыми; обычно завершались компромиссом, частичным удовлетворением крестьянских запросов. В ходе открытых выступлений против приписки, за возвращение в «прежнее» казенное состояние требования крестьян носили особенно радикальный характер. Они не имели юридических перспектив, поэтому у них не было шансов на победу. Показательно, что именно конфлик­ты, в ходе которых крестьяне выступали против заводских от­работок в целом, вызывали наиболее жесткую и бескомпромиссную реакцию властей, мобилизацию самых крупных во­инских сил для подавления протеста (движения против приписки в селе Пачинском, прииртышских слободах в 1798, Чаусское волнение 1813, Ояшинское волнение 1831).

Нередким явлением в Колывано-Воскресенском ве­домстве были конфликты между горной администраци­ей и крестьянством по поводу контроля над институтами и лицами мирского самоуправления. Стремясь минимизиро­вать влияние на местное управление этого древнего институ­та, администрация пыталась формализовать процедуру обсуждения и принятия решений в общине, настаивая на проведении лишь санкционированных властями сходов, рег­ламентируя представительство на мирское собрание от селений. Внедрение «сверху» бюрократической формальности в деятельность общины вызывало ответную реакцию крестьян по защите мирских прав, порядков и обычаев. Конфликт мог разворачиваться между горными властями и крестьянской общиной в целом. В подобном случае власти стреми­лись заменить общинное руководство, а крестьяне, напротив, защитить и сохранить его. Не исключалась и возмож­ность конфликта между заводской администрацией, лояльной по отношению к ней мирской верхушкой (ее частью), с одной стороны, и крестьянским «обществом» — с другой. Пос­леднее при этом создавало свои параллельные органы мир­ского самоуправления, точнее, оно производило замену не оправдавших мирского доверия лиц другими; однако легитимизация подобной процедуры зачастую становилась проблематичной.

[caption id="attachment_17942" align="aligncenter" width="100"] Члены бригады колхоза «Рот фронт» читают в газете постановление правительства о хлебозаготовках.1932 г[/caption]

После всплеска в 1930 крестьянское движение пошло на спад. Бандитские формирования были постепенно разгромлены. Попытки восстаний жестоко пресекались. Более тотальным стал политический контроль деревни. Враждебных режиму или потен­циально опасных крестьян репрессировали. Число от­крытых выступлений уменьшилось, а затем они вообще прекратились. Социальный протест перешел в скрытые индивидуальные неосознанные формы (мелкие хищения, игнорирование указаний начальства, работа «спустя рукава», ориентация на труд в личных приусадебных хозяйствах), ставшие частью поведенческих стратегий сельского населения.

Лит.: Покровский П.П. Антифеодальный протест урало-си­бирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974; Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982; ГорюшкинЛ.М., Кучер В.В., Ноздрин Г.А. и др. Крестьянское движение в Сибири 1861—1907 гг.: Хроника и историография. Ново­сибирск, 1985; Горюшкин Л.М., Ноздрин Г.А., Сагайдачный А.Н. Крестьянское движение в Сибири 1907—1914 гг.: Хроника и исто­риография. Новосибирск, 1986; Они же. Крестьянское движение в Сибири 1914—1917 гг.: Хроника и историография. Новосибирск, 1987; Гущин Н.Я., Ильиных В.А. Классовая борьба в сибирской деревне. 1920-е — середина 1930-х гг. Новосибирск, 1987; Мам-сик Т.С. Крестьянское движение в Сибири. Вторая четверть XIX века. Новосибирск, 1987; Побережников И.В. Массовые выступле­ния крестьян Западной Сибири в XVIII веке. Новосибирск, 1989; Ильиных В.А. Соотношение форм классовой борьбы в сибирской деревне в условиях нэпа (1921 — 1927 гг.) Актуальные пробле­мы истории советской Сибири. Новосибирск, 1990; Шишкин В.И. Сибирская Вандея: вооруженное сопротивление коммунистическо­му режиму в 1920 году. Новосибирск, 1997; Красильников С.А. Серп и Молох. Крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930-е годы. М., 2003.

В.А. Ильиных, Г.А. Ноздрин, И.В. Побережников

Читайте также:

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В СИБИРИ 

АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 1917-19 

АГРАРНЫЙ ВОПРОС 

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА на востоке России

КОЛОНИЗАЦИЯ АГРАРНАЯ СИБИРИ В XVII - НАЧ. XX в. 

СОВЕТСКАЯ РЕПРЕССИВНАЯ ПОЛИТИКА В СИБИРИ 

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИБИРИ

Читайте в книгах:

Крестьянский вопрос и крестьянское движение в России

Очерки по истории общественного движения и крестьянского дела в России

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири