Новости

Удмурты // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

УДМУРТЫ, самоназванные: удмурт, утморт, уртморт, укморт. Коренное население Удмуртской Республики. Прежде удмурты были известны под именем аров, арян, арских людей, чуди отятской, отяков, вотяков. Самоназванных «удмурт» зафиксировано в XVIII в., официально признано - в 1932.

Удмурты делятся на северную и южную группы. Среди северныз удмуртов  проживает особая этническая группа - бесермян.

Основная территория расселения - Удмуртская Республика (460 584 человек), входящая в Уральский федеральный округ. По переписи 1939, в РСФСР проживало 600 005 удмуртов, в Сибири и на Дальнем Востоке - 17 633; 1970 - 678 393, 28 756 соответственно; 1979 - 685 718, 30 412; 1989 - 714 833, 34 200. В РФ, согласно переписи 2002, численность удмуртов  составляет 636 906 человек, в Сибирском и Даль­невосточном федеральных округах — 17359 человек.

Удмурты относятся к вятско-камскому сублапоноидному типу, для которого характерно преобладание европеоидных черт при наличии некоторых монголоидных признаков.

Удмуртский язык относится к пермской группе финно-угорских языков. В нем выделяют 4 наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Письмен­ность создана на основе рус. алфавита. Распространено удмуртско-русское двуязычие.

Основой для формирования удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья. Истоки удмуртского этногенеза ис­следователи возводят к ананьинской археологической культуре (VIII—III вв. до н. э.). Самые ранние сведения об удмуртах содержатся в сочинениях арабских ученых и путешествен­ников XII в.; позднее об удмуртах сообщают русские источники XV в. В эпоху Средневековья происходит разделение удмуртов на северных и южных. На северных удмуртов значительное воздействие оказали русские, у южных удмуртов сильнее ощущалось тюркское влияние.

Преобладающую роль в хозяйстве играло земледелие. Для удмуртов было характерно «лесополье». Сеяли рожь, овес, ячмень. В южных районах культивировали также пшеницу, горох, гречиху, полбу, коноплю. Огородничество у удмуртов играло незначительную роль. Выращивали капусту, огурцы, редьку, брюкву и т. д. Разводили лошадей, коров, сви­ней, овец, домашнюю птицу. Промышляли пушного зверя, боровую дичь. Орудиями охоты служили лук и стрелы, ловушки, капканы. Рыболовством в основном занимались для собственных нужд. Рыбу ловили сетями, крючками, лучили острогой. Занимались пчеловодством

Из ремесел наибольшее развитие получили ткачество и деревообработка, а также изготовление веревок, смоло­курение, кожевенное и валяльное кустарное производства.

Удмуртские деревни — гурт — располагались по берегам рек, озер, вблизи родников. До середины XIX в. преобла­дал беспорядочный или кучевой тип поселений. Затем появляется уличная планировка. Традиционное жилище — наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями (корказь).

Одежду в прошлом шили из домашнего холста, пестря­ди, сукна и овчины. В традиционном костюме удмуртов выделяют северный и южный варианты, которые подразделяются на ряд локальных костюмных комплексов. Мужской костюм состоял из рубахи с разрезом на правой стороне груди и штанов. Верхней одеждой служил суконный кафтан. Зимой носили шубы. Большую роль в костюме играли пояса. Головными убора­ми служили валяные шляпы, бараньи шапки (изъы) с ушами, иногда крытые материей. На ноги надевали холщовые или шерстяные онучи и лыковые лапти, зимой — валенки.

Костюмный комплекс женщины-удмуртки состоял из туникооб­разной рубахи (дэрем), в южных районах с широкими обор­ками по низу, передника (айгиет, азькышет), вязаных узорных чулок и носков. Летней верхней одеждой в северных районах служил холщовый халат (шортдэрем) с короткими рукавами, в южных — камзол или безрукавка (саестэм), теплой верхней одеждой — кафтан и шуба. Обувью служи­ли лапти (кут), башмаки (ката), валенки. Головные уборы удмурток — головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок (кыгиет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная лентами, бисером, раковинами (айшон), на которую накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы — платок, праздничная налобная повязка (укотуг), холщовая шапоч­ка, украшенная монетами, вышивкой, бисером (такъя). Удмуртские женщины носили нагрудные украшения из монет и бисера, чересплечные перевязи, серьги, цепочки, кольца, перстни, браслеты, бусы, ожерелья. Костюм дополняли вышитые нагрудники (муресазь, кабачи). Бесермянская одежда отличалась своеобразием и находила аналогии в костюме татар-мишарей и чувашей.

В пище удмуртов наблюдается сочетание земледельческих и скотоводческих традиций. Варят разнообразные супы (шыд), каши (жук). Выпекают традиционные хлебные изделия. Распро­странены блюда из яиц.

Календарная праздничная обрядность подчинена земледельческому образу жизни. Весенне-летний цикл (Масле­ница (войдыр), праздник первой борозды, праздник распустившейся зелени (куарсур) и проч.) связан с подготовкой и проведением земледельческих работ, нацелен на обеспечение хорошего урожая; основу осенне-зимних обрядов (обряды благодарения после завершения посев­ной, праздник, приуроченный к началу забоя скота (выль шыд), толсур (день зимнего солнцестояния) и проч.) составляли благодарственные мероприятия в честь собранного урожая, утверждения дальнейшего благополучия.

Религиозные верования характеризуются синтезом пра­вославия и дохристианских религиозных воззрений. Из языческих божеств удмурты почитали Инмара — бога неба, Кылдысина — творца, бога земли, Куазь — бога неба, погоды. Со­хранялись представления о леших, домовых, водяных, банниках. Выразительной особенностью традиционных религиозных представлений удмуртов остается почитание священных рощ — луд (киреметь). Из семейно-родовых культов следует упомянуть особо сакральное отношение к родовым или семейным святилищам — воршудам.

Устное народное творчество удмуртов представлено мифами, преданиями о древней истории народа, сказками, пого­ворками и пословицами, загадками. Традиционные музыкальные инструменты удмуртов — гусли (крезь), варган (ымкрез), свирель (чипчирган), волынка (быз) и другие.

Современные этнические процессы характеризуются изменением социальной структуры удмуртов. Около половины удмуртов — городские жите­ли, занятые в промышленном производстве. Развивается общественное движение, создаются этнонациональные организации удмуртов, развивается профессиональное искусство.

Лит.: Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000; Томская об­ласть: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия. Томск, 2007; Удмурты. М., 2005.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири