Новости

Тувинская музыкальная культура // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. В традиционной Тувинской музыкальной культуре выделяется несколько жанровых сфер: нарративная, обрядовая, трудовая, песенно-лирическая, инструментальная. Нарративная сфера представлена жанрами эпоса и сказки, которые имеют общее этнические названия тоол. Выделяется несколько манер исполнения: алганып ыдар (фарингализованное (с использованием сжатой гортани) пение, как правило, исполнявшееся без аккомпанемен­та), ырлап ыдар (пение, по тембру близкое песням), чугаалап ыдар (речевое интонирование). Тоол нередко сопровождалось игрой на 4—12-струнной цитре чадаган или 2-струнной смычковой лютне игил. Основным композиционным принципом является тирадное или строфическое строение. Для ритмики характерен силлабический принцип (слогу текста соответствуют 1-2 звука напева). Ладо-звукорядная организация напевов определяется ангемитонной (бесполутоновой) и гемитонной (с использованием полутонов) пентатоникой (пятизвучие), а также многоступенными широкообъемными гемитонными звукоря­дами. Тоол сказывается на один напев, который иногда дополняется стабильными мелодическими композиционными формулами зачина и концовок. Наиболее известные то-олчу - С.К. Баштак-оол, С.А. Каваакай, О.Н. Маннай, Х.С. Монгуш, Ч.Ч. Ооржак и др.

Обрядовая сфера включает музыку шаманской традиции, лечебные (чалбарыг) и скотоводческие заговоры, семейно-бытовой фольклор, благопожелания-кличи, сопровождающие обряд переплывания рек, речитации секундантов-салыкчы, восхваляющие лошадей речитации наездников. К обрядовой сфере должна быть также отнесена музыка буддийского храмового ритуала.

Скотоводческие заговоры мал алзыры исполняются ран­ней весной для приучения самок домашних животных к детенышу. Их напевы состоят из импровизированного монотонного зачина, исполненного на многократно повторяемые слова традиционных подзываний животных, и стабильной каденционной формулы с характерным тремолированием на малой секунде или большой терции. Последняя типична также для колыбельных укачиваний уруг епейлээр и для речитаций шаманских камланий хамнаар, хам алгыжы. Шаманским пес­ням хам ыры свойственна однострочная архитектоническая организация с многократным повтором мелодичной формулы. Магическую функцию выполняют шаманские звукоподра­жания голосам животных и птиц, почитаемых в качестве родовых предков. Коллективные благопожелания-кличи, сопровождающие обряд переплывания рек, представля­ют собой повторение на особый напев слова ‘хартыгай’ и завершаются восклицанием ‘ку!’, ‘эй!’ с фальцетным скачком на октаву вверх, либо долгим звуком. При выходе борцов на арену традиционной борьбы хуреш секун­данты салыкчы одновременно произносят восхваляющие борцов речитации. Каждый стих интонируется на одном звуке и завершается долгим выдержанным тоном. Ана­логичные речитации-восхваления и кличи исполняются одновременно несколькими наездниками при выезде на старт во время конных состязаний ат чарыжы. Для них также харак­терно завершение каждого стиха распевным припевом на особые слоги. Похоронные причитания представляют собой обращение к умершему. Им свойственно сочетание различных типов интонирования (сигнального, вокального, речевого). Погребальные качыгдал ыры, колыбельные епей ыры, свадебные песни куда ыры, песни обряда моления горам, благопожелания алгыш, йереел и проклятия каргыш отнесены к обрядовой сфере по содержанию текста, в музыкальном плане они родственны жанрам песенно-лирической сферы или исполняются на песенные напевы.

Трудовой фольклор включает различные трудовые песни, не имеющие специальных напевов и исполняющиеся на напевы песенно-лирической сферы: песни, сопровождающие сбива­ние шерсти и обкатывание войлока, весенний сев, песни пастухов. К этой сфере должны быть также отнесены разнообразные скотоводческие сигналы, вокальные и инструментальные охотничьи звукоподражания животным (крик марала сыын эдискилээри, косули элик эдискилээри, белки диин эдискилээри, кабарги тоорга эдискилээри и др.).

Песенно-лирическая сфера представлена песнями ыр, припевками кожамык и сольным горловым пением хеемей. По музыкальным признакам к ней примыкают другие жанры, исполняемые на типовые напевы.

Ыр и кожамык имеют общие типологические черты: силла-бика, 4-строчная строфическая форма, 8-сложный стих, состоящий из 2 полустихов, ангемитонная пентатоника. С точки зрения тематического содержания поэтических текстов выделяются 3 основные сферы, свойственные в разной сте­пени обоим жанрам. Сфера этнородовых отношений и любовная сфера более характерны для кожамык, сфера малой родины - для ыр. Ыр предполагает серьезное, неторопливое монологическое высказывание с неболь­шими распевами, кожамык - монологическое, либо соревновательное диалогическое исполнение в подвиж­ном темпе. Кроме того, в западных районах Тувы существует разделение ыр на протяжные узун ырлар и короткие песни кыска ырлар. В северо-восточных районах таких терминов не зафиксировано.

Уникальным феноменом Тувинской музыкальной культуры является высокоразвитое искусство сольного 2-голосного пения хеемей. По тем­бровым и регистровым признакам выделяются несколько стилей горлового пения, таких, как сыгыт, эзенгилер, хеемей, борбаннадыр, каргыраа. Главным свойством горлово­го пения хеемей является бурдонно-обертоновая организация, подразумевающая наличие реально звучащего тона-бурдона и образующейся из его обертонов мелодии.

Подобная организация характерна и для тувинской инструментальной музыки, представленные огромным количеством инструментов. Среди них инструменты, предназначенные для исполнения оригинальных программных наигрышей и напевов песен, бытовых звукоподражаний животным и птицам: варганы демир-хомус (металлический дуговой), кулузун-хомус (тростниковый пластинчатый), дощечная цитра с резонаторным ящи­ком чадаган (преимущественно 7-струнная), смычковые лютни бызаанчы (4-струнная) и игил (2-струнная), щипковые лютни дошпулуур (2-струнная) и чанзы (3-струнная), флейты шоор (продольная с 3 игровыми отверстиями) и лимби (поперечная с 6 игровыми отверстиями), охот­ничий лук ча. Фоноинструменты, сопровождающие традиционную хозяйственную деятельность: охотничьи манки, скотоводческие сигнальные орудия, детские звуковые игрушки. Шаманские инструменты: бубен дунгур, колотушка орба, металлические детали костюма шамана (соударяемые идиофоны салгыттар, чинчилер, колокольцы конгураа, стержневые погремушки ок-чылан, сосуды-погремушки кынгыраа, язычковый висячий колокол конгулуур).

Музыкальная культура европейского типа в Туве начинает формиро­ваться во второй половине 1930-х гг. Происходит освоение национального фольклора в русле традиций русской классической музыки. Важ­ную роль в приобщении коренног населения к инонационной куль­туре играл клуб советских граждан в Кызыле (середина 1920-х - 1942). В 1930-е гг. возникает музыкальная самодеятельность при национальных школах. В 1936 в Кызыле организован театр-студия (в 1940 преобразована в музыкально-драматический театр-студию), ставший основным центром театрально-концертной и музыкально-образовательной деятельности. В первой половине 1940-х гг. здесь работали профессиональные советские музы­канты - дирижеры Л. Израйлевич и Р. Миронович, хормейстер С. Булатов, композитор А. Аксенов и др. В театре-студии прошли подготовку певцы М. Мунзук, К. Мунзук, композиторы А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль, Х. Конгар, В. Кок-оол, А. Лаптан, С. Байыр и др., создан оркестр национальных инструментов.

Интенсивное развитие тувинской профессиональной музыки началось после вхождения Тувы в состав СССР (1944). В 1947 открыта 1-я музыкальная школа, ставшая центром музыкальной жизни Кызыла. В ней преподавали видные музыканты - скри­пач Л.Н. Шевчук, композитор и пианист С.Ф. Кайдан- Дешкин, виолончелист К.Н. Александриди, вокалист И.Н. Петров и др. Во второй половине 1940-х гг. в Областном драматическом театре, наряду с национальными спектаклями, ставились отрывки из классических опер («Чио-Чио-сан», «Князь Игорь»), «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского (на тувинском языке). В 1950 открыт областной (с 1961 - республиканский) Дом народного творчества, осуществлявший организационно-методическое руководство художественной самодеятельностью. В 1959 возобновил деятельность музыкально-драматический театр (см. Ту­винский театр и драматургия). В 1960 открыто Кы­зыльское музыкальной училище (с 1964 — училище искусств) — один из центров учебной и творческой жизни Тувы. В 1978 в Кызыле организована специализированная школа искусств для одаренных детей (ныне — Республиканская школа искусств). В 1966 создан симфонический оркестр (см. Симфонические оркестры в Сибири), в 1969 — филармония. В 1970—80-е гг. в соста­ве филармонии возникли национальный ансамбль песни и танца «Саяны», вокально-инструментальный ансамбль «Аян», фольклорно-этнографический ансамбль «Тыва» (см. Филармонии в Сибири).

В 1930-х гг. появились первые массовые песни, сочиненные тувинскими авторами (М. Мунзук, В. Кок-оол, А. Лаптан). Театральную музыку писали А. Аксёнов и Р. Миронович. Со второй половины 1950-х гг. развивается творчество национальных ком­позиторов (А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль, С. Бюрбе, Х. Дамба, Б. Нухов, В. Тока, Ч. Комбу-Самдан). Произведения на тувинские темы написаны композиторами А. Курченко, С. Крымским, Л. Израйлевичем. В 1972 состоялась премьера первой  национальной оперы «Чечен и Белекмаа» Р. Кенденбиля. В 1978 создан Союз композиторов (см. Союзы композиторов в Сибири).

Во второй половине 1960-х гг. во многих районах Тувы появились ансамбли горлового пения (хоомея). Признан. коллек­тивами стали фольклорно-этнографические ансамбли «Сыгырга» (основан в 1976; руководитель С. Монгуш и др.), «Амырга» (основан в 1981; руководитель Мар-оол Сат), детский ансамбль «Сарадак» (руководитель М. Ондар). В 1980-е гг. активизируется испол­нительство на национальных инструментах. В 1990-е гг. возникло много фольклорно-этнографических коллективов и современных ансамблей этномузыки. В 2003 создан Государственный национальный оркестр (художественный руководитель А. Монгуш).

Среди видных тувинских артистов: певцы народный артист РФ М. Мунзук, К. Мунзук, Н. Олзей-оол, Х. Конгар, А. Лаптан, Е. Кенденбиль, С. Калинина, С. Намчылак. Известные мастера хеемея — Хунаштаар-оол Оржак, О. Тойбухаа, С. Олзей-оол, Сат Мар-оол, М. Лазо, Эрес-оол Куулар, музыканты-инструменталис­ты - И. Хомушка, М. Дакпай, К. Хомушка, Биче-оол Хомушка и др.

В Республике Тыва работают (2006): музыкально-драматический театр, фи­лармония, симфонический оркестр, ансамбли «Саяны», «Аян» и другие коллективы, Государственный национальный оркестр, Союз композиторов, Республиканский центр народного творчества, училище искусств, 35 детских школ искусств.

Лит.: Аксенов А.К. Тувинская народная музыка. М., 1964; Кыргыс З.К. Песенная культура тувинского народа. Кызыл, 1992; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997.Т. 1., кн. 1; Т. 3, кн. 2.

Е.Л. Крупич, А.М. Лесовиченко

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири