ТУВИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. В традиционной Тувинской музыкальной культуре выделяется несколько жанровых сфер: нарративная, обрядовая, трудовая, песенно-лирическая, инструментальная. Нарративная сфера представлена жанрами эпоса и сказки, которые имеют общее этнические названия тоол. Выделяется несколько манер исполнения: алганып ыдар (фарингализованное (с использованием сжатой гортани) пение, как правило, исполнявшееся без аккомпанемента), ырлап ыдар (пение, по тембру близкое песням), чугаалап ыдар (речевое интонирование). Тоол нередко сопровождалось игрой на 4—12-струнной цитре чадаган или 2-струнной смычковой лютне игил. Основным композиционным принципом является тирадное или строфическое строение. Для ритмики характерен силлабический принцип (слогу текста соответствуют 1-2 звука напева). Ладо-звукорядная организация напевов определяется ангемитонной (бесполутоновой) и гемитонной (с использованием полутонов) пентатоникой (пятизвучие), а также многоступенными широкообъемными гемитонными звукорядами. Тоол сказывается на один напев, который иногда дополняется стабильными мелодическими композиционными формулами зачина и концовок. Наиболее известные то-олчу - С.К. Баштак-оол, С.А. Каваакай, О.Н. Маннай, Х.С. Монгуш, Ч.Ч. Ооржак и др.
Обрядовая сфера включает музыку шаманской традиции, лечебные (чалбарыг) и скотоводческие заговоры, семейно-бытовой фольклор, благопожелания-кличи, сопровождающие обряд переплывания рек, речитации секундантов-салыкчы, восхваляющие лошадей речитации наездников. К обрядовой сфере должна быть также отнесена музыка буддийского храмового ритуала.
Скотоводческие заговоры мал алзыры исполняются ранней весной для приучения самок домашних животных к детенышу. Их напевы состоят из импровизированного монотонного зачина, исполненного на многократно повторяемые слова традиционных подзываний животных, и стабильной каденционной формулы с характерным тремолированием на малой секунде или большой терции. Последняя типична также для колыбельных укачиваний уруг епейлээр и для речитаций шаманских камланий хамнаар, хам алгыжы. Шаманским песням хам ыры свойственна однострочная архитектоническая организация с многократным повтором мелодичной формулы. Магическую функцию выполняют шаманские звукоподражания голосам животных и птиц, почитаемых в качестве родовых предков. Коллективные благопожелания-кличи, сопровождающие обряд переплывания рек, представляют собой повторение на особый напев слова ‘хартыгай’ и завершаются восклицанием ‘ку!’, ‘эй!’ с фальцетным скачком на октаву вверх, либо долгим звуком. При выходе борцов на арену традиционной борьбы хуреш секунданты салыкчы одновременно произносят восхваляющие борцов речитации. Каждый стих интонируется на одном звуке и завершается долгим выдержанным тоном. Аналогичные речитации-восхваления и кличи исполняются одновременно несколькими наездниками при выезде на старт во время конных состязаний ат чарыжы. Для них также характерно завершение каждого стиха распевным припевом на особые слоги. Похоронные причитания представляют собой обращение к умершему. Им свойственно сочетание различных типов интонирования (сигнального, вокального, речевого). Погребальные качыгдал ыры, колыбельные епей ыры, свадебные песни куда ыры, песни обряда моления горам, благопожелания алгыш, йереел и проклятия каргыш отнесены к обрядовой сфере по содержанию текста, в музыкальном плане они родственны жанрам песенно-лирической сферы или исполняются на песенные напевы.
Трудовой фольклор включает различные трудовые песни, не имеющие специальных напевов и исполняющиеся на напевы песенно-лирической сферы: песни, сопровождающие сбивание шерсти и обкатывание войлока, весенний сев, песни пастухов. К этой сфере должны быть также отнесены разнообразные скотоводческие сигналы, вокальные и инструментальные охотничьи звукоподражания животным (крик марала сыын эдискилээри, косули элик эдискилээри, белки диин эдискилээри, кабарги тоорга эдискилээри и др.).
Песенно-лирическая сфера представлена песнями ыр, припевками кожамык и сольным горловым пением хеемей. По музыкальным признакам к ней примыкают другие жанры, исполняемые на типовые напевы.
Ыр и кожамык имеют общие типологические черты: силла-бика, 4-строчная строфическая форма, 8-сложный стих, состоящий из 2 полустихов, ангемитонная пентатоника. С точки зрения тематического содержания поэтических текстов выделяются 3 основные сферы, свойственные в разной степени обоим жанрам. Сфера этнородовых отношений и любовная сфера более характерны для кожамык, сфера малой родины - для ыр. Ыр предполагает серьезное, неторопливое монологическое высказывание с небольшими распевами, кожамык - монологическое, либо соревновательное диалогическое исполнение в подвижном темпе. Кроме того, в западных районах Тувы существует разделение ыр на протяжные узун ырлар и короткие песни кыска ырлар. В северо-восточных районах таких терминов не зафиксировано.
Уникальным феноменом Тувинской музыкальной культуры является высокоразвитое искусство сольного 2-голосного пения хеемей. По тембровым и регистровым признакам выделяются несколько стилей горлового пения, таких, как сыгыт, эзенгилер, хеемей, борбаннадыр, каргыраа. Главным свойством горлового пения хеемей является бурдонно-обертоновая организация, подразумевающая наличие реально звучащего тона-бурдона и образующейся из его обертонов мелодии.
Подобная организация характерна и для тувинской инструментальной музыки, представленные огромным количеством инструментов. Среди них инструменты, предназначенные для исполнения оригинальных программных наигрышей и напевов песен, бытовых звукоподражаний животным и птицам: варганы демир-хомус (металлический дуговой), кулузун-хомус (тростниковый пластинчатый), дощечная цитра с резонаторным ящиком чадаган (преимущественно 7-струнная), смычковые лютни бызаанчы (4-струнная) и игил (2-струнная), щипковые лютни дошпулуур (2-струнная) и чанзы (3-струнная), флейты шоор (продольная с 3 игровыми отверстиями) и лимби (поперечная с 6 игровыми отверстиями), охотничий лук ча. Фоноинструменты, сопровождающие традиционную хозяйственную деятельность: охотничьи манки, скотоводческие сигнальные орудия, детские звуковые игрушки. Шаманские инструменты: бубен дунгур, колотушка орба, металлические детали костюма шамана (соударяемые идиофоны салгыттар, чинчилер, колокольцы конгураа, стержневые погремушки ок-чылан, сосуды-погремушки кынгыраа, язычковый висячий колокол конгулуур).
Музыкальная культура европейского типа в Туве начинает формироваться во второй половине 1930-х гг. Происходит освоение национального фольклора в русле традиций русской классической музыки. Важную роль в приобщении коренног населения к инонационной культуре играл клуб советских граждан в Кызыле (середина 1920-х - 1942). В 1930-е гг. возникает музыкальная самодеятельность при национальных школах. В 1936 в Кызыле организован театр-студия (в 1940 преобразована в музыкально-драматический театр-студию), ставший основным центром театрально-концертной и музыкально-образовательной деятельности. В первой половине 1940-х гг. здесь работали профессиональные советские музыканты - дирижеры Л. Израйлевич и Р. Миронович, хормейстер С. Булатов, композитор А. Аксенов и др. В театре-студии прошли подготовку певцы М. Мунзук, К. Мунзук, композиторы А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль, Х. Конгар, В. Кок-оол, А. Лаптан, С. Байыр и др., создан оркестр национальных инструментов.
Интенсивное развитие тувинской профессиональной музыки началось после вхождения Тувы в состав СССР (1944). В 1947 открыта 1-я музыкальная школа, ставшая центром музыкальной жизни Кызыла. В ней преподавали видные музыканты - скрипач Л.Н. Шевчук, композитор и пианист С.Ф. Кайдан- Дешкин, виолончелист К.Н. Александриди, вокалист И.Н. Петров и др. Во второй половине 1940-х гг. в Областном драматическом театре, наряду с национальными спектаклями, ставились отрывки из классических опер («Чио-Чио-сан», «Князь Игорь»), «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского (на тувинском языке). В 1950 открыт областной (с 1961 - республиканский) Дом народного творчества, осуществлявший организационно-методическое руководство художественной самодеятельностью. В 1959 возобновил деятельность музыкально-драматический театр (см. Тувинский театр и драматургия). В 1960 открыто Кызыльское музыкальной училище (с 1964 — училище искусств) — один из центров учебной и творческой жизни Тувы. В 1978 в Кызыле организована специализированная школа искусств для одаренных детей (ныне — Республиканская школа искусств). В 1966 создан симфонический оркестр (см. Симфонические оркестры в Сибири), в 1969 — филармония. В 1970—80-е гг. в составе филармонии возникли национальный ансамбль песни и танца «Саяны», вокально-инструментальный ансамбль «Аян», фольклорно-этнографический ансамбль «Тыва» (см. Филармонии в Сибири).
В 1930-х гг. появились первые массовые песни, сочиненные тувинскими авторами (М. Мунзук, В. Кок-оол, А. Лаптан). Театральную музыку писали А. Аксёнов и Р. Миронович. Со второй половины 1950-х гг. развивается творчество национальных композиторов (А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль, С. Бюрбе, Х. Дамба, Б. Нухов, В. Тока, Ч. Комбу-Самдан). Произведения на тувинские темы написаны композиторами А. Курченко, С. Крымским, Л. Израйлевичем. В 1972 состоялась премьера первой национальной оперы «Чечен и Белекмаа» Р. Кенденбиля. В 1978 создан Союз композиторов (см. Союзы композиторов в Сибири).
Во второй половине 1960-х гг. во многих районах Тувы появились ансамбли горлового пения (хоомея). Признан. коллективами стали фольклорно-этнографические ансамбли «Сыгырга» (основан в 1976; руководитель С. Монгуш и др.), «Амырга» (основан в 1981; руководитель Мар-оол Сат), детский ансамбль «Сарадак» (руководитель М. Ондар). В 1980-е гг. активизируется исполнительство на национальных инструментах. В 1990-е гг. возникло много фольклорно-этнографических коллективов и современных ансамблей этномузыки. В 2003 создан Государственный национальный оркестр (художественный руководитель А. Монгуш).
Среди видных тувинских артистов: певцы народный артист РФ М. Мунзук, К. Мунзук, Н. Олзей-оол, Х. Конгар, А. Лаптан, Е. Кенденбиль, С. Калинина, С. Намчылак. Известные мастера хеемея — Хунаштаар-оол Оржак, О. Тойбухаа, С. Олзей-оол, Сат Мар-оол, М. Лазо, Эрес-оол Куулар, музыканты-инструменталисты - И. Хомушка, М. Дакпай, К. Хомушка, Биче-оол Хомушка и др.
В Республике Тыва работают (2006): музыкально-драматический театр, филармония, симфонический оркестр, ансамбли «Саяны», «Аян» и другие коллективы, Государственный национальный оркестр, Союз композиторов, Республиканский центр народного творчества, училище искусств, 35 детских школ искусств.
Лит.: Аксенов А.К. Тувинская народная музыка. М., 1964; Кыргыс З.К. Песенная культура тувинского народа. Кызыл, 1992; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997.Т. 1., кн. 1; Т. 3, кн. 2.
Е.Л. Крупич, А.М. Лесовиченко
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей