ТРАНСПОРТ ГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ. В XIX - начале XX в. жители городов передвигались по улицам в основном пешком. Если же требовалось перевезти груз или предстояла дальняя поездка, договаривались за плату с кем-то из имевших лошадей и повозки. С ростом городов потребность в передвижении на дальние дистанции обусловила развитие извозного промысла. В городах Сибири и Дальнего Востока извозом занимались главным образом крестьяне, жившие в пригородах или близлежащих селах. Число извозчиков быстро возрастало. Например, в 1905 в Новониколаевске к услугам жителей предлагалось 229 легковых извозчиков и около 400 повозок для перевозки вещей или тяжелых грузов. В 1910 число легковых извозчиков возросло до 289, а ломовых - до 1 064.
В 1920-е гг. в городах Сибири и Дальнего Востока начал развиваться общественный транспорт, постепенно вытеснивший из сферы пассажирских перевозок извозчиков. Основным видом городского общественного транспорта становились автобусы. В 1928 в Омске, Новосибирске, Красноярске и Иркутске курсировало около 35 автобусов, к 1932 только в городах Западной Сибири их насчитывалось уже более 80. Вместе с тем автобусное движение не обеспечивало полностью потребности населения. Так, в Омске в 1932 на 1 жителя приходилось всего около 13 поездок на общественном транспорте в год. К 1935 автобусное сообщение имелось практически во всех крупных и средних городах за Уралом. Возрастало число пассажиров городского транспорта. В 1935 в Западно-Сибирском крае было перевезено 13 390 тыс. пассажиров, или в 1,5 раза больше, чем в 1933. В Восточно-Сибирском крае в 1931 автобусы перевезли 4 711 тыс. пассажиров, в 1934 — 8 751 тыс., т. е. почти в 1,9 раза больше. В 1930-е гг. успешно развивавшимся видом городского общественного транспорта в Сибири и на Дальнем Востоке становится трамвай. В начале 1930-х гг. начинается строительство трамвайных линий в Новосибирске, Омске, Новокузнецке, их пуск состоялся в годы второй пятилетки. Длина трамвайных путей в Новосибирске и Новокузнецке в 1937 составила 32,6 км. В 1935 в Новокузнецке трамваем ежедневно пользовалось около 63 тыс. человек. В Новосибирске за 1935 трамваем было перевезено 15 426 тыс. пассажиров, в Омске за 1937 — 16 160 тыс. Таким образом, передвижение с помощью городского общественного транспорта стало привычным для большинства жителей городов Сибирского региона.
В годы Великой Отечественной войны в крупных городах Сибири и Дальнего Востока основную нагрузку на перевозке пассажиров выполняли трамваи. Однако вагоны изнашивались, не ремонтировались, все чаще не выходили на линию. В начале 1943 в Новосибирске действовало 29 трамвайных вагонов, к январю 1944 их осталось всего 10. Среднесуточная перевозка пассажиров в 1942 составила 104,5 тыс. человек, в 1943 — 77,5 тыс. По решению горкома ВКП(б) для восстановления трамвайного парка с оборонных заводов было передано большое количество станков, инструмента, металла и других материалов. Для проведения ремонтных работ командировано 4 инженера и свыше 100 рабочих. Они восстановили десятки вагонов и обеспечили их выход на линию. В январе 1944 среднесуточная перевозка пассажиров в Новосибирске составила 41,3 тыс. человек, в феврале — 55,0 тыс., в марте — 69,2 тыс., в апреле — 122,9 тыс., в мае — 132,6 тыс. человек.
В первые послевоенные годы основное внимание уделялось развитию трамвайного сообщения. В 1947 трамвай был пущен в Иркутске, в 1948 — в Барнауле, в 1949 — в Томске, в 1958 — в Улан-Удэ, в 1960 — в Бийске. Если в 1948 протяженность трамвайных линий в городах Алтайского края была равна 15,4 км, то в 1960 — 49,5 км, количество вагонов составляло соответственно 11 и 82, а число перевезенных пассажиров — 200 тыс. и 42,7 млн человек. В Новосибирске протяженность трамвайных путей увеличилась с 39 км в 1949 до 125 км в 1961. Горожан обслуживали 15 трамвайных маршрутов, по которым курсировали свыше 300 вагонов.
Новым видом пассажирского транспорта в Сибири в 1950-е гг. стал троллейбус. Впервые в ноябре 1955 он был сдан в эксплуатацию в Омске. В Новосибирске в создании материально-технической базы троллейбусного движения принимали участие коллективы 72 промыщленных предприятий. Только в 1957 при их содействии было построено 25 км троллейбусных линий. В 1961 их протяженность достигла 53 км, троллейбусный парк насчитывал 92 машины. Развитие электрифицированного транспорта — экономичного и не загрязняющего воздух, имело большое социально-экономическое значение.
Однако основной объем пассажироперевозок выполняли автобусы. В 1950 в городах Новосибирской и Омской областях ими воспользовались 14 млн человек, в 1958 - 95 млн. Только в Новосибирске число автобусов общего пользования возросло с 85 в 1953 до 370 в 1961. Быстро увеличивалось также количество легковых такси. В 1961 новосибирцев обслуживало около 600 автомобилей, тогда как в 1950 — всего 27.
В то же время развитие транспорта не соответствовало потребностям быстро растущих городов. Часто нарушался график движения; автобусы, троллейбусы и трамваи, особенно в часы пик, были перегружены. Из-за поломок и некачественного ремонта на линию выходило лишь 50-60 % имевшихся транспортных средств. Транспортная проблема в городах Сибири ощущалась острее, чем во многих других регионах страны. В 1962 количество поездок на всех видах транспорта в среднем на 1 жителя в Новосибирске, Омске, Красноярске составляло 87 % по сравнению с этим показателем в Горьком, Куйбышеве, Воронеже. Массовые социологические обследования показали, что трудящимся в городах Сибири на поездку к месту работы и обратно приходилось затрачивать на 35-40 % больше времени, чем в центральной части страны.
В 1970-80-е гг. значительно расширилось автобусное и троллейбусное сообщение, однако сократилась трамвайная сеть. В Новосибирске сдано в эксплуатацию 1-е в Сибири метро (см. Метрополитен). В 1990-е гг. в рыночных условиях большую роль в решении транспортные проблемы в сибирских и дальневосточных городах стали играть частные перевозчики, использующие автобусы, микроавтобусы и легковые такси.
Лит.: Исаев В.И. Быт рабочих Сибири. 1926—1937. Новосибирск, 1988; Букин С.С. Опыт социально-бытового развития городов Сибири (вторая половина 1940-х — 1950-е гг.). Новосибирск, 1991.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей